|
Основные средства нравственного воспитания в семье ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 К средствам нравственного воспитания, относится широкий круг целенаправленных действий и прежде всего этическое образование через различные каналы и на разных уровнях, сюда же относятся общественное мнение и идейно-воспитательная работа. Так как это является неотъемлемой причиной воспитания нравственности подростков. Средство обучения можно выделить как объект среды или жизненную позицию, целенаправленно включенную в воспитательный процесс[20]. Обычно в качестве средств обучения рассматривают объекты материальной и духовной культуры, применяемые для решения воспитательных задач, такие как: 1.2.1.Труд как средство воспитания Труду подросток может научиться только при непосредственном участии в нём, и, чем раньше подросток будет приобщен к труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание. Труд является воспитательным средством, в котором эффективное воздействие на формирующуюся личность оказывает деятельность, целенаправленно видоизменяющая и совершенствующая объекты материальной и духовной среды. В данной деятельности совершенствуется и сам подросток - в физическом, умственном, нравственном, эстетическом и остальных отношениях. Воспитательная сила труда заключается в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой возникновение новых потребностей. Они могут быть заложены в самом труде, его результатах или в том, что может этот итог дать подростку. [14] Для того, чтобы физический труд стал эффективным средством воспитательного воздействия, при его организации необходимо соблюдать следующие правила: 1) привлекательность, общественная и личная значимость цели, четкость организации, моральная удовлетворенность результатами; 2) положительная мотивация трудовой деятельности, возможность выбора подростками видов труда и форм его организации; 3) посильность, разнообразие, высокая нравственная основа, связь с учением, творческий характер, результативность, коллективность, поощрение успехов в труде. [10] С возрастом не только расширяется круг трудовых обязанностей, но и повышается ответственность перед взрослыми за своевременность и качество исполняемых трудовых поручений. Во время выполнения поручений по бытовому труду не нужно бояться, требующего умственного или физиологического волевого напряжения. Надо так осуществить жизнь подростка в семье, чтоб его трудовые задания казались ему необходимостью, долгом перед семьей. Такая точка зрения родителей, при которой они не могут обойтись без труда подростков, укрепляет веру подростка свои силы, учит его работать добросовестно. Труд должен чередоваться с отдыхом, так как любой труд вызывает усталость. Ученые физиологи и гигиенисты обосновали положение о том, что смена видов деятельности, различных видов труда - нужное условие снятия утомления. В семье также имеются условия для корпоративного труда подростка: общее приготовление праздничного стола, уборка квартиры, работа на огороде, в саду. Коллективный труд формирует благоприятные условия для того, чтобы подросток ощутил себя членом семьи, понял свою неразрывную связь с ней. Коллективный труд дает вероятность подростку пережить удовлетворение от взаимопомощи и товарищества в работе. [14] 1.2.2 Совместный отдых Совместный отдых - это замечательная возможность всей семьи быть вместе, узнать друг друга лучше и сблизиться. Семейный отдых - шанс для родителей лучше понять своего ребенка, увидеть и услышать, чем он живет и дышит. Совместный отдых содействует укреплению дружбы, доверия между родителями и детьми. Если проводить свободное время необычно, то яркие впечатления обеспечены всей семье. Совместных отдых играет важную роль в воспитании подростков. Счастливые воспоминания из детства сохраняются на всю жизнь. Так зарождаются семейные традиции, которые передаются из поколения в поколение. [14] Виды совокупного отдыха родителей и подростков: - совместная интеллектуальная активность: интеллектуальные игры, разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок, собирание пазлов. - Совместная творческая деятельность: рисование, лепка, оформление квартиры к празднику, оформление открытки для поздравления родственников, изготовление разных поделок. - Совместная трудовая деятельность: посадка и уход за комнатными растениями, благоустройство территории вокруг своего дома, выполнение работ на приусадебном участке, уход за домашними животными. - Совместная спортивная деятельность: посещение тренажерного зала, бассейна, занятия на стадионе, лыжные семейные прогулки. -Совместные подвижные и сюжетно-ролевые игры. [12] - семейный туризм является прекрасным средством для укрепления семьи и воспитания подрастающего поколения. Семейный туризм дает неповторимую возможность в реальности познакомить детей с природой, научить их любить и беречь ее, поучаствовать самостоятельно в решении многих задач (развести костер, собрать дрова, поставить палатку). Достичь общей цели с родителями, принципиально для ребенка любого возраста, он становится уверенным, организованным, ответственным. Отдыхая всей семьей, члены семьи становятся лучшими друзьями для своих детей. Подобный функциональный отдых помогает вызвать в родителях и подростках дух коллективизма, развить выносливость, выдержку, настойчивость. В походе юные туристы учатся различать съедобные грибы от несъедобных, получают возможность создать поделки из дерева, изучать лечебные растения. [14] 1.1.3.Поощрение и наказание Поощрение и наказание - простейшее из средств родительского влияния. Они дают родителям возможность выражать своё отношение к поступкам подростка. У любого родителя имеется своё устоявшееся представление по поводу наказаний и поощрений. Позитивный подход выражается, в поощрениях и наградах, то есть в благоприятных последствиях. Определяя, что может служить наградой подростку, родители должны повнимательнее приглядеться к нему, заметить, каковы его пожелания, нужды, интересы. Поощрения и наказания - важнейшие рычаги воспитания. Формируясь как личность, подросток совершает выбор, а с этим - судьбу. И он выбирает похвалу или наказания. Он выбирает поощряемый или осуждаемый путь. Подросток, сам того не зная, своими поступками, собственным отношением к поощрениям и наказаниям делает первые шаги на пути формирования характера. Родители, поощряя и наказывая, сформировывают характер подростка. Наказание и поощрение должны быть проявлением конкретного отношения старших членов семьи к поведению младших. Родители должны присмотреться к подростку, подметить, каковы его интересы, нужды, пожелания. [14] Поощрением может служить всё, что приятно подростку. Обычно поощрения следует выбирать из последующих областей: - Поощрения, связанные с внешкольными занятиями, с распорядком дня в семье и т. д. (Это поощрения, связанные с внешкольными занятиями. Например: лечь спать на два часа позже обычного; пригласить друга с ночёвкой; дольше говорить по телефону.) - Материальные поощрения. (Обычно это конкретные материальные вещи, представляющие интерес для подростка: дополнительные карманные средства, одежда, и т. д., то, что вы обычно приобретаете или разрешаете детям.) - Социальные поощрения. (Это наиболее мощный тип одобрения, имеющийся в «арсенале» у родителей. Социальное поощрение может выражаться в словесном выражении согласия, смехе, похвале за отлично сделанное дело, улыбки, похлопывание по спине или в остальных формах доброжелательности. Например: поощрить, вешает на место одежду, вовремя возвращается домой. Социальное поощрение должно сопровождаться материальным вознаграждение или поощрением, связанным с внешкольными занятиями. Оно чрезвычайно важно для подростков, а значит, укрепляет ваше позитивное отношение с ним) [11]. Поощрение является чрезвычайно мощным последствием и действенным средством изменения поведения подростков. Однако, чтобы поощрение было действенным, необходимо учитывать ряд обстоятельств. - Поощрение должно быть строго индивидуальным. - Поощрение не должно предшествовать желаемому поведению. - Заслуженное поощрение необходимо выдать. Необходимо вознаграждать малейшие улучшения в поведении. Возможно, награды придётся менять. Поощрение должно быть доступным. Многие родители, как показывает практика, отдают предпочтение - наказанию. Наказания можно определить так: это лишение подростка того, что для него важно и будет воспринято как ощутимая утрата. Наказания, которые обычно применяют большинство родителей, можно разделить на пять категорий. - Потеря привилегии: Это самая эффективная форма наказания. Данная система предполагает, что подросток штрафуется, лишается привилегий или важных для него занятий, если не выполняет определённые поручения или совершает проступок. Любой тип занятия, привилегия или вещь, имеющая для подростка ценность, может быть использована для наложения штрафа. (Например: дочери полагается в десять быть дома, насколько ты опоздаешь сегодня, на столько раньше десяти должна будешь вернуться завтра.) Доказано, что эта система бывает максимально эффективна, если параллельно ей подросток может получать поощрения или вознаграждения за хорошее поведение. - Запрет на приятные для подростка занятия: Часто называется тайм-аутом. Чтобы наказания тайм-аутом было эффективным, у подростка должно быть любимое занятие, увлечение, которого он будет лишён подобным наказанием. (Например, Дочь затевает спор в магазине из-за стиля одежды. Ей можно сказать: “Я буду делать тебе предупреждение каждый раз, когда ты будешь дерзить; после третьего предупреждения ты отправишься домой, а покупки будут отложены на неделю”). Для тайм-аута подойдёт любое привлекательное занятие для подростка. - Лишение поощрения: Если в семье применяется система поощрений и подросток не получает награды, потому что не соблюдает требования родителей, это может рассматриваться как наказание. Неполучение награды само по себе является действенной мерой. - Вербальные наказания: Если родители кричат на подростка, обзывают его, упрекают, читают нотации - это очень неэффективная форма наказания, подростки умеют отключать внимание, пропуская родительский гнев мимо ушей. - Физическое наказание: Физическое наказание подразумевает управление подростком посредством запугивания. Иначе говоря: “Я сильнее тебя, поэтому могу делать с тобой что хочу”. Однако, можно достичь цели, используя множество разных методов наказания, избегая физических. Существует ряд условий, которые необходимо соблюдать, чтобы сделать наказание эффективным средством, позволяющим свести до минимума проблемы в поведении. - Используйте наказание в сочетании с поощрениями. - Скажите подростку, что необходимо сделать, чтобы наказание было снято. - Индивидуализируйте наказания. - Наказывайте поведение, а не самого подростка. - Сохраняйте холоднокровие. - Не злоупотребляйте наказаниями. - Старайтесь наказывать сразу[13].
1.1.4. Личный пример Стараясь воспитать в своих детях лучшие качества, родители используют множество средств: игры, чтение книг, просмотр мультфильмов, посещение специальных развивающих центров. Однако самым лучшим воспитателем есть и всегда останется личный пример родителей. Можно долгое время говорить подростку о доброте, чистоте, уважении, но он никогда этого не поймёт, если будет видеть, как папа кидает на улице мусор, мама кричит и никак не похожа на женственную, доброжелательную женщину, а дома всегда пыльно и грязно. Важно запомнить каждому родителю, что дети повторяют поступки своих родителей. Когда подросток рядом, нужно говорить культурно, демонстрировать хорошие манеры, уважение к окружающим людям, бережное отношение к природе и животным. Как можно чаще демонстрировать подростку собственные положительные поступки и достижения, поясняя при этом, как и что нужно делать. В памяти человека откладываются множество воспоминаний, которые влияют потом на всю его дальнейшую жизнь. Запоминаются два типа событий: либо эмоционально очень яркие, либо те, что повторяются часто. Поэтому родителям, стоит регулярно акцентировать правильное поведение, изо дня в день приучать к моральным ценностям. [14] 2.2.5. Традиции в семье Семейные традиции - большая редкость в наши дни. Между тем ничто так не сплачивает семью, как традиции. Благодаря им в доме формируется благоприятный психологический климат, добрые взаимоотношения между членами семьи. Учитывая это, задача развития и возрождения традиций должна стать общей для родителей и подростков. Ведь именно традиции выступают основой духовно-нравственного воспитания. [2] Таким образом, в данном параграфе были выделены наиболее распространенные средства нравственного воспитания, используя которые можно воспитать нравственного человека, готового достойно прожить жизнь и передать последующему поколению свои навыки умения и семейные традиции. ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|