Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Мордовского народного костюма





v

Особой приверженностью к самобытным формам костюма предков отличался женский костюм, в то время как мужская и верхняя одежда были наиболее унифицированными. Именно поэтому в музейных коллекциях предметы женской одежды, относящиеся ко второй половине XIX - началу XX века, преобладают. Данный период жизни народного женского костюма показателен в плане накопления народом творческого потенциала. Традиционные приемы народного искусства вышивки, ткачества, низания украшений обогащались введением новых материалов и технических возможностей. Костюм играл не последнюю роль в сельских и семейных обрядах, являлся гарантом морально-этических устоев, был определителем семейного и социального статуса носителя, его возрастной категории, показателем мастерства и богатства.

Во многих элементах мордовского народного костюма до XX века была ощутима связь с архаичной основой. Рассматривая рубахи - элемент женского костюма народов Поволжья, современные этнографы отмечали, что «более древний для Поволжья тип сохранился в чистом виде лишь у мордвы-эрзи. Остатки его видны в расположении вышивки всех мордовских рубашек, как эрзянских, так и мокшанских». Действительно, на протяжении многих веков в мордовском костюме покрой рубах подчинялся не столько форме тела человека, сколько следовал возможностям самотканого холста. Сшитая без плечевых швов, туникообразного покроя рубаха была длинной, свободной, имела прямой силуэт. Широкая тупикообразная мордовская рубаха требовала множества дополнительных деталей, которые помогали женщине придать необходимый силуэт одежде. Веками выплетались на дощечках шерстяные пояса, для скалывания глубокого разреза ворота делались самобытные фибулы, слоями украшений покрывали бедра, формируя монументальный объем. Понятия о нравственности и морали требовали обязательного наличия отдельных элементов в женском костюме, таких, например, как эрзянский набедренник пулай или головной убор.

Стороннему наблюдателю порой было сложно определить целесообразность многих деталей, которые вводили в свой наряд мордовские женщины. Костюм восхищал, удивлял, требовал разгадки. Не случайно поэтому в наблюдениях ученых-путсшественииков отмечалось: «Женский костюм мордвы - венец творчества мордовских женщин - представляет весьма значительное разнообразие форм и может сделаться предметом самостоятельного этнографического этюда».

В традиционном женском народном костюме отражено своеобразие духовного языческо-православного мира мордвы.

Композиция вышивки в структуре народного костюма мордвы-эрзи и мордвы-мокши

v

Покрой, расположение вышивок и основных орнаментальных мотивов женской народной одежды мордвы-эрзи и мордвы-мокши

(см. Рисунок А. 1;2)

· Рубаха (панар)

Главный компонент женского костюма. Шилась она из грубого посконного холста. Лишь в некоторых селах во 2 половине 20 века стали шить рубахи, основу холста которых составляли хлопчатобумажные нити, а уток – посконные.

Покрой рубахи, как и у всех финно-угров, был туникообразным, но выделялись два варианта покроя – мокшанский и эрзянский.

Покрой рубахи у мордвы-мокши (см. Рисунок А. 1)

Мокшанский покрой рубахи отличался. Основой стана было цельное полотнище холста, сложенное по поперечной нити пополам. К нему с боков пришивались более короткие холстины, оставляя квадратную пройму для длинных прямых рукавов. Тип данного покроя имел широкое распространение в одежде народов Поволжья, у эрзян он применялся для шитья верхней холщовой женской распашной одежды и мужских рубах. Рубаха-панар у мокши дополнялась доходившими до щиколоток штанами-понкст.

Покрой рубахи у мордвы-эрзя (см. Рисунок А. 2)

Эрзянского покроя рубаха сшивалась из двух полотнищ, которые перегибались пополам. В середине, по центральному шву оставлялись прореха для ворота и разрез на подоле для шага, в боковые швы сверху под прямым углом вшивались рукава.

Прямые рукава без клиньев равнялись ширине холста. Их максимальная длина была чуть ниже локтя. Под рукава вшивались квадратные ластовицы.

Рубаха украшалась вышивкой. Она выполнялась шерстяными самопряденными нитками, окрашенными растительными красками, которые добывали из корня подмаренника, почек березы, коры ольхи, различных трав. Основной цвет узоров – красно-коричневый, иногда дополнялся зеленым и желтым. Нередко узоры оформлялись черной или синей окантовкой.

С начала 20 века растительные красители начинают заменяться анилиновыми, что привлекло за собой изменение в колорите орнамента.

При сшивании мокшанского и эрзянского покроя получаются тоже четыре шва но расположение их иное: по середине спины и груди и два по бокам. Следует отметить что у всех народов Поволжья бытовали женские холщевые штаны до щиколоток, за исключением мордвы-эрзи.

· Рубаха (покай) - обрядовая нательная рубаха мордвы

· Руца- верхняя распорная одежда.

Для традиционого жененского костюма мордвы типична верхняя распашная туникообразная одежда, сшитая из белого холста: руця, шушпан (эрз.), мушкас (мокш.). Их носили поверх вышитой белой рубахи. Для пензенских руц характерны нагрудная вышивка с зубцами по краям, продольная вышивка на рукавах, продольные вышитые полосы на спине (4–8), вышивка по подолу и краю рукавов. С кон. 19 в. вышивку часто заменяют нашивками кумача. На мушкасах полы, подол, концы рукавов и плечи обшивали полосками кумача. Руца и мушкас были в основном праздничной одеждой замужних женщин, девушки надевали их в исключительных случаях.

Расположение вышивок на плечевой холщевой одежде, зависело от покроя одежды ее названия.

Особенности вышивок и основных орнаментальных мотивов на рубахах понар и покай мордвы-мокши.

(см. Рисунок А. 1)

Стержневую декоративную нагрузку выполняли декоры наплечные и по подолу. Наплечная с каждой стороны начиналась у шейного выреза и заканчивалась на границе плеча и рукава розетками. На праздничных рубахах наплечные вышивки вдоль швов центрального полотнища спускались вниз симметричные не широкие кромки. На подле они заканчивались полуроизетками, имеющими сзади форму ступенчатых пирамид, а спереди - веерообразную. Полу розетки сзади смещены к центру полотнища, а передние полурозетки сшивными швами делились на две симметричные фигуры. По обшлагам рукавов и краю подола располагались бордюры. Однако спереди в нижней части центрального полотнища орнамент резко менялся, образуя композиционный центр.

В основе узоров геометрического орнамента, лежит ромб. Орнаментальные бордюры окаймляют края подола, рукавов, ворота. Рисунок дерева часто составлял основу бордюров на подолах и обшлагах рубах. Некогда колорит и технические приемы ее были близки к эрзянским. Но время внесло в традиционную вышивку многоцветие. несмотря на то, что мокшанская вышивка мелкая и не закрывает значительные участки холста из – за особого построения орнамента, она воспринимается ковровой. Для орнамента характерен геометрический характер. Орнамент состоит из полосок, ромбов, квадратов, розеток, треугольников и т.д.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.