Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Социометрия как методика изучения межличностных отношений в классе





Метод социометрии, так же как и беседа, наблюдение, относится к одному из эффективных средств изучения межличностных отношений. Социометрический тест позволяет:

а) измерить степени сплоченности-разобщенности в классе;

б) выявить соотносительного авторитета членов класса по признакам симпатии и антипатии.

в) обнаружить внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.

Методика исследования

Инструкция: ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашего класса, с учетом отсутствующих.

1. С кем из своего класса Вы хотели бы сидеть за одной партой?

1)

2)

3)

2. Кого из класса Вы бы позвали с собой при переводе в другую школу (гимназию)?

1)

2)

3)

3. Кого из класса Вы бы пригласили на свой день рождения?

1)

2)

3)

Обработка и анализ полученных результатов

1 этап. Построение социометрической матрицы

Для анализа ответов строят социометрическую матрицу, отражающую картину межличностных отношений и партнерства в группе. Партнерство определяется взаимностью выборов, которые в матрице обозначены двойными плюсами (+/+)

.


№ п/п Кто выбирает    
                                       
  Астравик Мария Николаевна       +/+       +     +/+       +/+ +/+     0.29  
  Барауля Владислав Валерьевич     +/+                   +/+         +/+ 0.47  
  Вербило Константин Николаевич   +/+                     +         +/+ 0.29  
  Гайдук Юлия Александровна +/+             +/+ +   +         +     0.18  
  Дементьев Константин Юрьевич   + +                   +       +/+   0.29  
  Жернак Артур Вячеславович         +               +           0.06  
  Занкевич Артем Игоревич   +     +                       + + 0.06  
  Кабак Анна Витальевна       +/+             +       +/+ +     0.18  
  Козявина Юлия Александровна +                   +/+         +     0.18  
  Корнилович Владимир Эдуардович   +       + +             +/+       + 0.18  
  Купцевич Валерия Олеговна +/+               +/+             +/+     0.35  
  Лозицкий Владислав Викторович     +             +             +   0.11  
  Маевский Андрей Максимович   +/+               +   +           +/+ 0.29  
  Поздняков Павел Витальевич   +     +         +/+             +   0.11  
  Романова Екатерина Алексеевна +/+     +       +/+ +   +         +     0.11  
  Сосновская Тамара Владиславовна +/+                   +/+               0.35  
  Шелег Павел Анатольевич   + +   +/+                         + 0.23  
  Яворский Никита Александрович   +/+ +/+   +             + +/+ +         0.35  
Кол-во выборов                                        
Кол-во взаимных выборов                                      

Социометрическая матрица 6 «Б» класса


2 этап. Построение социограммы 6 «Б» класса

3 этап. Индексологическая обработка

1. Определение неофициального лидера.

2. Определение статуса членов группы:

St=∑m /(n-1),

где ∑m - сумма оценок, полученных одним членом группы;

n - число членов группы.

Статус – это положение человека в системе межличностных отношений и мера его психологического влияния на членов группы. Показатель статуса более 0,55 следует считать хорошим, если же он меньше 0,3, то индивиду следует пересмотреть свое поведение, выявить причины своего отторжения и поднять свой авторитет в группе. После математической обработки данных можно сказать, что коллектив не очень дружный и над сплочением детей и улучшением взаимоотношений нужно поработать.

3. Групповой коэффициент взаимности:

где В – число взаимных выборов.

Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в детской общности. В нашем случае данный показатель (72%) свидетельствует о достаточно большом количестве взаимных выборов, что говорит о наличии микрогрупп с хорошими взаимоотношениями в них.

4. Групповой коэффициент коммуникативности:

,

где - число членов группы, вошедших в микрогруппы.

5. Удельный вес изолированных:

,

где - число изолированных.

6. Суммарный коэффициент благоприятности психологического климата:

После обработки полученных данных было выявлено:

 

 

Психологический климат в группе на высоком уровне, однако, над взаимоотношениями в данном коллективе следует поработать. Нет достаточной сплоченности, дети относятся друг к другу как знакомые, а не как товарищи (друзья), присутствует «отвергнутый» подросток. Для улучшения взаимоотношений классному руководителю следует находить общие интересы, которые объединили бы детей класса и на их основе организовывать общие дела; формировать традиции класса, участвовать в общешкольных традиционных делах, если есть свободное время - привлекать ребят проводить его вместе: сходить в поход, отдохнуть и т.п.; привносить общечеловеческие ценности в жизнь классного коллектива, поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций; не навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению, развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества; развивать умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.