Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 6 СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА СВИДЕТЕЛЕЙ И ПОТЕРПЕВШИХ





Согласно действующему законодательству доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основе которых в определяемом законом порядке органы дознания, следователь и суд устанавливают наличие или отсутствие общественно опасного деяния, виновность лица, совершившего это деяние, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются показаниями свидетелей, потерпевшего, обвиняемого, подозреваемого, заключением эксперта (ст. 74 УПК РФ).

Таким образом, показаниям свидетелей и потерпевших принадлежит чрезвычайно важная и ответственная роль в уголовном судопроизводстве, поскольку они являются одним из важных источников доказательств, на которых, как правило, основывается обвинение и приговор.

В качестве свидетелей для дачи показаний могут быть вызваны любые лица, которым известны какие-либо факты и обстоятельства по данному делу. От свидетеля требуется, чтобы его показания были правдивыми и достоверными.

Однако свидетельские показания иногда не отвечают предъявляемым к ним требованиям. В одних случаях они могут быть неправдивыми из-за нежелания свидетеля или потерпевшего сообщить суду и следователю какие-то факты. В других случаях в показаниях допускаются непроизвольные ошибки в связи с выраженными эмоциональными переживаниями, которые, как известно, могут нарушать точность и последовательность восприятия реальных

 

Глава 6. Судебно-психиатрическая экспертиза свидетелей 67

фактов. Некоторые детали событий стираются из памяти из-за давности происшедшего.

В отдельных случаях свидетелем или потерпевшим может оказаться лицо с психическими расстройствами, в связи с чем у следователя или суда возникают сомнения в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания. В этих случаях законом предусматривается обязательное проведение судебно-пси-хиатрической экспертизы.

Искажение реальных фактов и обстоятельств может быть обусловлено целым рядом болезненных причин, влияющих на правильность восприятия и воспроизведения обстоятельств, интересующих суд и следствие. Особое значение в этих случаях принадлежит расстройствам памяти, проявляющимся в виде общего ее снижения, локальных выпадений (антероградная и ретроградная амнезия) и парамнезий (ложных воспоминаний), конфабуляций, псевдореминисценций. Так, определенные трудности может вызывать оценка психического состояния потерпевших, перенесших черепно-мозговую травму и дающих показания об этом моменте: Особенно ответственны такие заключения в случае дорожно-транспортных происшествий (ДТП), когда потерпевший может быть единственным свидетелем ДТП. Вследствие потери сознания и характерных нарушений памяти, сопровождающих тяжелые черепно-мозговые травмы, когда из памяти выпадают события не только непосредственно следующие за травмой, но и предшествующие ей (ретроградная и антероградная амнезия), в показаниях этих лиц, касающихся времени ДТП, могут отмечаться ошибки. Имеющиеся пробелы в памяти они заполняют ложными воспоминаниями, почерпнутыми из сообщений очевидцев, домыслов окружающих и т. п. При решении подобных вопросов и вынесении экспертного заключения необходимо основываться на старательно собранных объективных сведениях о состоянии и поведении подэкспертного в момент травмы и после нее. Эти данные в сопоставлении с показаниями подэкспертного дают основание для уточнения времени, о котором потерпевший не может давать достоверных показаний.

К искажениям воспроизведения обстоятельств, имеющих значение для дела, могут привести и расстройства восприятий (иллюзии и галлюцинации), бредовые идеи. Например, больные с бредом преследования в силу бредового восприятия окружа-

 

68 Раздел I. Теоретические и организационные вопросы

ющего могут болезненным образом интерпретировать те или иные реальные факты и в искаженном виде сообщить о них следователю.

Не могут правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания лица с выраженным слабоумием. Вследствие отмечающихся у них выраженных интеллектуально-мнестических расстройств, неспособности адекватно оценивать происходящие события и склонности к конфабуляторным вымыслам показания этих лиц могут исказить события, свидетелями которых они были.

В условиях судебно-следственной ситуации встречаются случаи оговоров и самооговоров, что может послужить поводом для назначения судебно-психиатрической экспертизы. Не касаясь оговоров и самооговоров у психически здоровых, поскольку они определяются целевой установкой, в основе которой лежат реальные мотивы, следователям и суду следует иметь в виду, что оговоры могут наблюдаться и у психически больных с бредом преследования, и у лиц с грубыми расстройствами памяти, с бредоподобными фантазиями.

В отдельных случаях у больных с картиной тяжелой депрессии наблюдаются бредовые идеи самообвинения, когда они приписывают себе преступления, которых не совершали. Однако чаще самооговоры наблюдаются у лиц с нерезко выраженной умственной отсталостью с явлениями психической незрелости и повышенной внушаемостью в результате неправильно проведенного допроса.

В целях обеспечения достоверности свидетельских показаний по закону не могут допрашиваться в качестве свидетелей лица, которые из-за имеющихся у них психических расстройств не способны правильно воспринимать факты, имеющие значение для дела, или давать о них правильные показания.

Иногда следователи ставят перед психиатрами-экспертами вопрос о достоверности показаний свидетелей или потерпевших. Такая постановка вопроса неправомочна, так как оценка достоверности показаний как психически здоровых, так и лиц с психическими расстройствами не входит в компетенцию психиатров. Судебно-психиатрическая экспертиза может оценить лишь психическое состояние подэкспертного и при установлении психического заболевания решить вопрос о том, влияет ли имеющееся расстройство на возможность подэкспертного правильно

 

Глава 6. Судебно-психиатрическая экспертиза свидетелей 69

воспринимать и воспроизводить обстоятельства, имеющие значение для дела.

При судебно-психиатрической экспертизе потерпевшего наряду с вопросом о его способности по психическому состоянию давать показания у следствия и суда могут возникать и другие вопросы. Среди них, например, установление связи психического расстройства потерпевшего с совершенным в отношении его преступлением и степени тяжести этого расстройства. Подобный вопрос возникает при установлении степени тяжести причиненного вреда здоровью, установлении особо опасных последствий изнасилования или тяжких последствий иных преступлений. В этих случаях вопрос о тяжести психических расстройств решается комплексной экспертизой, в состав которой наряду с психиатрами-экспертами постановлением следователя включается судебно-медицинский эксперт. При этом судебные психиатры отвечают на вопрос о связи психического расстройства у потерпевшего с совершенным в отношении его преступлением и о прогнозе болезненного состояния. Так, например, комплексная судебно-психиатрическая и судебно-медицинская экспертиза назначается в случаях, когда у потерпевших развивается острое психотическое состояние в результате отравления (интоксикационный психоз), вызванного умышленным введением преступником токсических веществ в целях совершения ограблений и проч. В этих случаях эксперты-психиатры решают вопрос о связи психоза у потерпевшего с интоксикацией введенным веществом, а судебные медики – о тяжести причиненного вреда здоровью, в частности его опасности для жизни в момент возникновения болезненных расстройств.

У потерпевших по делам об изнасиловании нередко развиваются психогенные расстройства в форме астеноневротичес-ких или астенодепрессивных состояний, которые в отдельных случаях принимают склонность к затяжному рецидивирующему течению. Такой специфический характер психической травмы и довольно характерная клиническая картина психического расстройства позволили выделить в отдельный клинический вариант реактивные состояния с так называемым синдромом травмы изнасилования (Б. В. Шостакович, 1979), при котором острая и бурная истерическая симптоматика, наблюдающаяся на ранних этапах заболевания, впоследствии сменяется затяжной реактивной депрессией с витальной тоской и суицидальными попытками. У некоторых больных возможно фор-

 

70 Раздел I. Теоретические и организационные вопросы

мирование стойкого невротического развития. В этих случаях также проводится комплексная судебно-психиатрическая и судебно-медицинская экспертиза. Судебные психиатры отвечают на вопрос о связи психического расстройства у потерпевшей с психической травмой, причиненной изнасилованием, и о прогнозе болезненного расстройства. Судебные медики оценивают тяжесть причиненного здоровью потерпевшей вреда, повлекшего за собой психическое расстройство.

 

Глава 7 ПСИХИАТРИЧЕСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ ОСУЖДЕННЫХ

Психиатрическое освидетельствование осужденных, заболевших психическим расстройством во время отбывания наказания, а также дальнейшие медицинские мероприятия в отношении их регламентируются ст. 81, 97–104 УК РФ. Так, в соответствии с законом осужденный, у которого во время отбывания наказания возникло психическое расстройство, лишающее его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, освобождается от дальнейшего отбывания наказания. Таким лицам судом могут быть назначены принудительные меры медицинского характера. В случае выздоровления они должны продолжать отбывать наказание.

В ч. 1 ст. 81 УК РФ предусматривается только один медицинский критерий – психическое расстройство, но практика показывает, что под это определение подпадают как острые психические расстройства, заканчивающиеся выздоровлением, так и тяжелые хронические психические заболевания, приводящие к необратимому психическому дефекту, лишающему лицо возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими.

В исправительно-трудовых учреждениях у осужденных могут встречаться как остро протекающие, полностью обратимые психические расстройства, так и тяжелые хронические психические заболевания. Так, у осужденных в период отбывания наказания могут манифестировать такие тяжелые психические заболевания, как шизофрения, другие бредовые расстройства, пресинильные психозы.

 

Глава 7. Психиатрическое освидетельствование осужденных 71

У некоторых лиц эти заболевания могли быть своевременно не распознаны, в связи с чем либо экспертиза им не назначалась, либо поведение больных и высказываемые ими жалобы не были оценены экспертами как патологические. Чаще всего это наблюдается у лиц с инициальными стадиями или латентно, вяло протекающими формами психических заболеваний с пси-хопатоподобной симптоматикой. Иногда к таким ошибочным заключениям могут привести диссимулятивные тенденции больных, когда они намеренно скрывают имеющиеся у них психопатологические расстройства, например бредовые идеи.

В местах заключения у таких больных может возникать обострение, процесса с возникновением выраженных психопатологических состояний, когда эндогенная сущность заболевания уже не вызывает сомнений.

В ряде других наблюдений психические нарушения, имевшие в период экспертизы стертый, нерезко выраженный характер, в местах заключения обнаруживают резкое обострение и приобретают затяжное течение с неблагоприятным прогнозом. В качестве таких примеров можно сослаться на возникновение тяжелых, малокурабельных, трудно поддающихся лечению больных с эпилептическими психозами, с развитием постапоплектического слабоумия и сосудистыми нарушениями, а также с пресинильными психозами и глубокими изменениями личности. Указанные психические расстройства нарушают возможность больных осознавать общественно опасный характер совершенных ими действий и лишают способности учитывать его последствия. Такие лица подлежат освобождению от дальнейшего отбывания наказания.

Поэтому одной из главных задач медицинской службы исправительно-трудовых учреждений является выявление среди осужденных лиц с психическими расстройствами, препятствующими отбыванию наказания, и направление их на стационарное освидетельствование врачебной комиссией, создаваемой медицинской службой мест заключения.

Перед врачебной комиссией ставятся задачи: определить, имеются ли у данного лица признаки психического расстройства, установить возможные сроки его возникновения, а также является ли оно тяжелым хроническим или носит временный, обратимый характер.

В заключении комиссии должны быть указаны рекомендации о применении в отношении обследуемых лиц мер медицинского характера (принудительное лечение или иные медицинские меры, осуществляемые органами здравоохранения). Рекоменду-

 

72 Раздел I. Теоретические и организационные вопросы

емые меры должны исходить из особенностей психического состояния обследуемого с учетом его социальной опасности.

В случае, если возникшее у осужденного психическое расстройство носит тяжелый хронический характер, препятствующий отбыванию наказания, администрация исправительно-трудового учреждения направляет заключение комиссии в суд. Последний, проанализировав обоснованность врачебного заключения, в соответствии со ст. 443 УПК РФ выносит постановление об освобождении его от уголовной ответственности и о применении к нему принудительных мер медицинского характера (ст. 97, 98 УК РФ).

Если лицо не представляет опасности по своему психическому состоянию либо им совершено деяние небольшой тяжести, то суд выносит постановление о прекращении уголовного дела и об отказе в применении принудительных мер медицинского характера. Одновременно суд решает вопрос об отмене меры пресечения. При этом суд в течение пяти суток передает необходимые материалы органам здравоохранения для решения вопроса о лечении этих лиц или направлении в психоневрологическое учреждение социального обеспечения (ст. 97 УК РФ).

При возникновении у суда сомнений в правильности заключения врачебной комиссии, он вправе назначить судебно-пси-хиатрическую экспертизу.

В ряде наблюдений у осужденных в местах лишения свободы в связи с целым комплексом психотравмирующих переживаний, обусловленных привлечением к уголовной ответственности, а также изменением привычного жизненного стереотипа и необходимостью адаптироваться к новым условиям, могут возникать разнообразные клинические формы реактивных состояний.

Декомпенсации часто проявляются у психопатических личностей, у лиц с сосудистыми церебральными нарушениями, при органических поражениях мозга, при эпилепсии и других заболеваниях.

Эти расстройства могут возникать остро или развиваться постепенно, их течение может носить различный характер, ограничиваться кратковременными реакциями или принимать более длительное течение с выраженной невротической или даже психопатологической симптоматикой, но их общей характерной чертой является отсутствие прогредиентности, преходящий и обратимый характер течения.

Такие лица направляются на стационарное лечение в психиатрические больницы мест лишения свободы, а по выздоровле-

 

Глава 7. Психиатрическое освидетельствование осужденных 73

нии или улучшении психического состояния они могут продолжать отбывать наказание, если не истекли сроки давности (ч. 4 ст. 81 УК РФ).

Еще одной чрезвычайно важной задачей медицинской службы исправительно-трудовых учреждений является систематическое осуществление лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий в отношении осужденных с психическими нарушениями, не исключающими вменяемости и не препятствующими отбывать наказание (ст. 22 УК РФ). Этот контингент составляют преимущественно психопатические личности, лица с нерезко выраженной умственной недостаточностью, с остаточными явлениями после перенесенных в прошлом органических поражений головного мозга разного генеза, эпилепсией без выраженных расстройств психики. Эта группа осужденных нуждается главным образом в систематическом оказании амбулаторной психиатрической помощи, проведении в необходимых случаях по показаниям лекарственной терапии, а также в содействии в рациональном трудоустройстве и т. п.

Если ухудшение состояния этих больных достигает более глубокой степени и сопровождается выраженными психическими нарушениями, они могут направляться на стационарное лечение в психиатрические больницы мест лишения свободы.

В соответствии со ст. 22 УК РФ психическое расстройство, не исключающее вменяемости, также может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера. В частности, лицам, осужденным за преступление, совершенное в состоянии вменяемости, но нуждающимся в лечении от алкоголизма, наркомании, психических расстройств, не исключающих вменяемости, суд наряду с наказанием может назначить принудительную меру медицинского характера в виде принудительного амбулаторного наблюдения и лечения у психиатра (ст. 99 УК РФ).

Несколько иная тактика врачей в случаях, когда осужденный в период отбывания наказания совершает новое правонарушение. При возбуждении по этому факту уголовного дела и в связи с возникшими сомнениями в психической полноценности осужденного назначается судебно-психиатрическая экспертиза, проведение которой поручается судебно-психиатрической комиссии органов здравоохранения. Врачи мест лишения свободы участия в ней не принимают.

 

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.