Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ И АУДИТОРСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ





Документирование аудита

Документация.Документация– это материалы (рабочие документы), составляемые или получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением проверки. Документы могут быть представлены в любом виде хранения информации (бумага, фотопленка, электронные носители и др.). С помощью рабочей документации оформляются: планирование и проведение аудита; действия по надзору и проверке аудиторской работы; аудиторские доказательства.

Форма и содержание рабочих документов. Аудитор должен составлять рабочие документы в достаточно полной и подробной форме. Форма и содержание документации аудита зависят от: характера аудиторского задания; формы заключения; особенностей деятельности аудируемого лица; состояния систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица; необходимости направлять и контролировать работу ассистентов аудитора; конкретных приемов и методов, используемых аудитором. Аудиторская организация может разработать стандартные формы документов, что позволит ускорить и оптимизировать процессы оформления аудита, делегирования работы и контроля ее качества. Часть рабочих документов могут составлять постоянные файлы, используемые в ходе последующих проверок этого аудируемого лица. Можно включать в документацию разработанные аудируемым лицом графики, аналитические таблицы и прочую информацию, убедившись, что она подготовлена надлежащим образом. Обычно к рабочим документам аудитора относятся: информация об организационно-правовой форме и организационной структуре аудируемого лица, копии учредительных документов; информация об отрасли, экономической и правовой среде аудируемого лица и результаты анализа его деятельности; планы и программы аудита; доказательства понимания аудитором систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица; оценка неотъемлемого риска и методика определения уровня существенности; анализ работы внутреннего аудита; анализ операций и остатков по счетам бухгалтерского учета; анализ финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица; записи об аудиторских процедурах; копии сообщений, направленных другим аудиторам, экспертам, третьим лицам и полученные ответы; копии переписки или протоколы встреч с руководством аудируемого лица по вопросам аудита; письменные заявления, полученные от аудируемого лица; выводы аудитора с обоснованием трактовки неоднозначных обстоятельств; копии финансовой отчетности и аудиторского заключения.



Право собственности, конфиденциальность и обеспечение сохранности рабочих документов. Рабочая документация является собственностью аудиторской организации. Она должна обеспечить конфиденциальность документации и условия для ее хранения в течение достаточно длительного периода времени, исходя из особенностей деятельности аудиторской организации, законодательных и профессиональных требований, но не менее пяти лет.

 

Сущность, источники и процедуры получения

аудиторских доказательств

Сущность аудиторских доказательств и источники их получения.Аудиторские доказательства этоинформация, полученная аудитором в ходе проведения проверки, и результат анализа этой информации, на которых основывается его мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности. Источниками их получения являются первичные документы клиента, его бухгалтерские записи, результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности, результаты проведенной инвентаризации, письменные разъяснения уполномоченных сотрудников и полученная из других источников информация.

Процедуры получения аудиторских доказательств. Аудиторские доказательства получают в результате проведения тестов средств внутреннего контроля, проводимых с целью получения аудиторских доказательств в отношении надлежащей организации и эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также в результате проведения процедур проверки по существу, то есть тестов, которые проводятся с целью получения доказательств для обнаружения существенных искажений в финансовой отчетности. Последние, в свою очередь, делятся на детальные тесты операций и остатков на счетах бухгалтерского учета и аналитические процедуры.

 

Методы получения аудиторских доказательств

Проверка первичных документов и учетных регистров

Методы документального контроля. С целью установления сущности, законности, целесообразности и оценки достоверности совершаемых хозяйственных операций аудитор может использовать различные методические приемы проверки документов и регистров бухгалтерского учета.

Формальная проверка документов означает, что документ изучается в с формальной стороны для того, чтобы установить, составлен ли он по утвержденной форме, имеет ли все необходимые реквизиты (наименование документа, дата составления, содержание хозяйственной операции, измерители операции в натуральном и денежном выражении, подписи), нет ли в нем подчисток и неоговоренных исправлений, имеются ли надлежащие оформленные приложения, на которые дана ссылка в документе и т.д.

При арифметической (счетной) проверке документов проверяется правильность произведенных расчетов, вычислений, таксировок и других арифметических действий, выполняемых при оформлении и обработке документов. Арифметической проверке подвергаются также данные справок и расчетов бухгалтерии.

Экспертная проверка документов позволяет установить подлинность документов. Проверяется реальность имеющихся в них подписей должностных лиц; соответствие составления документов датам отражения в них операций; отсутствие дописок текста, букв и цифр, зачеркивание, частичное или полное удаление написанного текста и т.д.

При проверке документов по существу аудиторы устанавливают достоверность зафиксированных в документах операций (изучаются эти и взаимосвязанные с ними документы, проводится опрос соответствующих должностных лиц и непосредственный осмотр объектов), их законность (проверяется их соответствие действующему законодательству, уставу и учредительным документам) и экономическую целесообразность (выясняется ее обоснованность источниками финансирования, плановыми расчетами), а также изучают полученные от данной операции результаты и влияние этой операции на конечный финансовый результат.

Сопоставление документов заключается в проверке достоверности и правильности отраженных в документах хозяйственных операций путем сопоставления данных разных документов (плановых и учетных, учетных и нормативных, внутренних и внешних, разовых и накопительных, первичных и сводных), относящихся к одним и тем же или различным, но взаимосвязанным хозяйственным операциям. Сопоставлением документов вскрываются случаи хищения, которые скрываются путем исправления данных в отдельных документах; составления новых, подложных документов и замены ими подлинных документов; неправильного отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций или неотражения их в бухгалтерском учете.

 

Методы фактического контроля

Методы фактического контроля. Методами фактического контроля являются инспектирование, наблюдение за выполнением хозяйственных и бухгалтерских операций, запрос, подтверждение, пересчет, инвентаризация, прослеживание, сканирование, устный опрос, составление альтернативного баланса.

Инспектирование – это проверка записей, документов или материальных активов, в ходе которой можно получить аудиторские доказательства разной степени надежности, созданные: третьими сторонами и находящиеся у них; третьими сторонами, но находящиеся у аудируемого лица; аудируемым лицом и находящиеся у него.

Наблюдение представляет собой изучение процессов или процедур, выполняемых другими лицами (например, наблюдение за пересчетом материальных запасов, осуществляемым сотрудниками аудируемого лица). Эта процедура полезна для оценки системы внутреннего контроля.

Запрос представляет собой поиск информации у осведомленных лиц в пределах или за пределами аудируемого лица (запросы могут быть устными или письменными) с целью получения сведений по всем фактам нарушений, хищений, недостач, излишков ресурсов аудируемого лица, а также выявленным существенным ошибкам в бухгалтерском учете имущества, обязательств, хозяйственных операций.

Подтверждением считается ответ на запрос об информации, содержащейся в бухгалтерских записях. Аудируемое лицо должно обратиться с просьбой о подтверждении к третьей стороне по согласованию с аудитором. Подтверждение должна получить аудиторская организация.

Пересчет. Пересчет представляет собой проверку точности арифметических расчетов первичных документов или бухгалтерских записей либо выполнение самостоятельных расчетов.

Инвентаризация представляет собой непосредственную проверку хозяйственных средств путем осмотра, обмера, взвешивания и пересчета. Аудитор может участвовать в инвентаризации различных активов аудируемого лица, в результате которой получает ценные и достоверные доказательства о реальности и точности активных статей баланса и фактов совершения хозяйственных операций. При этом данные наличия хозяйственных средств фиксируются в инвентаризационных описях и в сличительных ведомостях, сводятся с данными бухгалтерского учета с целью установления недостач или излишков средств. Также устанавливается состояние и правильность оценки имущества и обязательств.

При прослеживании аудитор проверяет первичные документы, отражение данных первичных документов в регистрах бухгалтерского учета, изучает корреспонденцию счетов и убеждается в правильности или неправильности отражения в бухгалтерском учете соответствующих хозяйственных операций.

Сканирование представляет собой изучение нетипичных операций, отраженных в документации аудируемого лица. Оно применяется по конкретному направлению (например, сканирование кредитовых записей счетов расходов и подтверждение их данными первичных документов).

Устный опрос предполагает опрос персонала, руководства аудируемого лица и третьей стороны. Для проведения устных опросов предварительно могут быть подготовлены бланки с перечнем вопросов по различным проблемам, в которых аудиторы могут отмечать ответы опрашиваемых лиц. Результаты устных опросов должны записываться в виде протокола или краткого конспекта, в котором должны указываться фамилия аудитора, проводившего опрос, а также фамилия, имя, отчество опрашиваемого лица.

Составление альтернативного баланса используется для получения доказательств о реальности и полноте отражения в учете готовой продукции (выполненных работ, оказанных услуг) путем составления баланса израсходованного сырья и материалов по нормам на единицу продукции и фактического выхода продукции (выполнения работ, оказания услуг), что позволяет аудиторской организации выявить отклонения от нормативного расхода сырья, материалов и выхода продукции (выполнения работ, оказания услуг) и тем самым убедиться в достоверности исчисления финансового результата.

Аналитические процедуры

Сущность и значение и порядок выполнения аналитических процедур.Аналитические процедуры – это выявление, анализ и оценка соотношений между финансово-экономическими показателями деятельности аудируемого лица. Они проводятся аудитором на протяжении всего процесса аудита, что позволяет повысить его качество и сократить трудозатраты. В период исследований они могут выполняться в сочетании с другими аудиторскими процедурами. Выполнение аналитических процедур состоит из определения цели процедуры, выбора метода и вида процедуры, выполнения процедуры и анализа результатов выполнения процедуры.

Виды аналитических процедур. При проведении аналитических процедур аудитор должен применять разные их виды, выбор которых зависит от цели проведения аналитических процедур, доступности и адекватности информации, необходимой для его проведения, и определяется аудитором. К видам аналитических процедур относятся: сравнение фактических показателей с плановыми (оценка методики планирования, применяемой клиентом для установления отсутствия факта изменения клиентом бухгалтерских показателей отчетного периода в соответствии с плановыми показателями); сравнение фактических показателей отчетного периода с показателями предыдущего периода (резкие колебания должны привлечь внимание аудитора: они могут быть связаны с изменением экономических условий или с погрешностями финансовой отчетности); сравнение фактических финансовых показателей с определенными аудитором прогнозными показателями (аудитор должен строить свои предположения на основании сложившихся тенденций); сравнение показателей клиента со среднеотраслевыми данными (аудитор должен учитывать различия в учетной политике, экономических условиях и возможности специфичности выпускаемой отдельными предприятиями продукции); сопоставление изменений нескольких видов коэффициентов, на основе которых аудитор должен сделать вывод о жизнеспособности клиента.

Степень доверия аудитора к результатам аналитических процедур. Степень доверия аудитора к результатам аналитических процедур зависит от: существенности анализируемых статей отчетности; результатов других процедур, направленных на эти же цели; величин отклонений показателей, используемых при выполнении аналитических процедур; использования небухгалтерских данных при выполнении аналитических процедур. Аудитор должен оценить обнаруженные в результате проведения аналитических процедур значительные изменения или взаимосвязи, противоречащие другой информации или отличающиеся от прогнозируемых сумм.

 

Аудиторская выборка

Понятие аудиторской выборки и методы ее обоснования. При выборочной проверке аудируется вся генеральная совокупность, т.е. весь набор определенных элементов, но конкретно проверяется только ее определенная часть, отобранная по строгим правилам. К таким правилам относится требование репрезентативности выборки, т.е. все элементы генеральной совокупности должны иметь равную вероятность быть отобранными в выборку. В соответствии с этим выделяются такие методы обоснования выборки как: случайный/статистический (для определения размеров выборки используются теория вероятности и методы математической статистики), систематический (элементы определяются через постоянный интервал, который строится либо на определенном числе элементов совокупности, либо на их стоимостной оценке, начиная со случайно выбранного числа) и комбинированный (комбинация случайного и систематического методов). На основе проверки выбранных элементов аудитор формулирует свое мнение о всей генеральной совокупности.

Виды выборочных проверок и порядок их построения. Различают два вида выборочных проверок: выборочная проверка для тестирования средств внутреннего контроля (качественная, атрибутивная), при которой проверяется, нарушались ли нормы внутреннего контроля, и если да, то какие; выборочная проверка оборотов и остатков на счетах бухгалтерского учета (количественная), при которой измеряются нарушения внутреннего контроля в стоимостном выражении. При определении порядка проведения проверки конкретного раздела бухгалтерского учета аудиторы должны определить цели проверки, аудиторские процедуры, позволяющие достичь эти цели, возможные ошибки, а также должны оценить необходимые доказательства, которые требуется собрать и на основе этого установить совокупность рассматриваемых данных.

Ошибки и риск аудиторской выборки. Допустимой ошибкой при тестировании средств внутреннего контроля является максимальный уровень отклонения от установленных аудируемым лицом процедур контроля, определенный на этапе планирования аудита. Допустимой ошибкой при проверке правильности оборотов и остатков на счетах бухгалтерского учета является максимальная ошибка в определенном классе проводок или остатках, которую аудиторы признают не оказывающей существенного влияния на достоверность бухгалтерской отчетности. Риск выборки предполагает возможность того, что аудитор сделает основанный на аудиторской выборке вывод, отличающийся от сделанного при проверке всей генеральной совокупности вывода.

Объем аудиторской выборки и ценка ее результатов. Объем выборки определяется величиной допустимой ошибки. Чем ниже ее величина, тем больше необходимый объем выборки. При определении объема выборки аудитор также должен анализировать, снижен ли риск выборки до приемлемо низкого уровня. Аудитор должен проанализировать результаты выборки, характер, причину любых выявленных ошибок и их возможное воздействие на всю генеральную совокупность. Он должен сравнить ошибку, полученную посредством ее распространения на всю генеральную совокупность, с допустимой ошибкой. Если первая оказалась больше, то аудитор должен повторно оценить риски аудиторской выборки. Если он сочтет их неприемлемыми, то следует расширить круг аудиторских процедур или применять аудиторские процедуры, альтернативные уже проведенным.

Использование результатов работы внутреннего аудита,

эксперта и другой аудиторской организации

 

Использование результатов работы внутреннего аудита

Внутренний аудит. Внутренний аудит – это деятельность внутреннего подразделения аудируемого лица по оценке работы организации, проверке и мониторингу адекватности и эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Роль и цели внутреннего аудита определяются руководством. Обычно внутренний аудит включает: обзор систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля; проверку финансовой и хозяйственной информации; анализ эффективности деятельности; проверку соблюдения требований внешних и внутренних нормативных актов. При использовании результатов работы внутреннего аудита ответственность внешнего аудитора не уменьшается, так как внутренний аудит не может быть таким же независимым, как внешний.

Оценка работы внутреннего аудитора. При предварительной оценке функций внутреннего аудита необходимо принимать во внимание организационный статус внутреннего аудита, его функциональные рамки, техническую компетентность, значимость и профессиональный уровень. Внешний аудитор при намерении использовать результаты работы внутреннего аудита должен оценить ее для того, чтобы убедиться в ее соответствии целям внешнего аудита с точки зрения: профессионализма работников внутреннего аудита; достаточности и уместности полученных ими доказательств; соответствия подготовленных отчетов результатам работы; тщательности рассмотрения необычных вопросов. Для этого внешний аудитор может рассмотреть уже проверенные при внутреннем аудите показатели и другие подобные статьи финансовой отчетности и понаблюдать за выполнением внутренних аудиторских процедур. Если внешний аудитор хочет использовать результаты работы внутреннего аудита, он должен рассмотреть планируемые виды деятельности подразделения внутреннего аудита на период проверки и по возможности согласовать их сроки, объем и процедуры. В течение периода проверки внешние и внутренние аудиторы должны информировать друг друга о фактах, которые могут повлиять на их работу.

 

Использование результатов работы эксперта

Эксперт. Эксперт – это физическое лицо или фирма, обладающие специальными знаниями, навыками и опытом в конкретной области, отличной от бухгалтерского учета и аудита (аудитор не обязан обладать знаниями эксперта). Эксперт может привлекаться к работе аудиторской организацией или аудируемым лицом на договорной основе. Его работа может быть использована для оценки отдельных видов имущества, определения его количества или физического состояния, а также для определения объема выполненных и незавершенных работ, проведения расчетов специальными приемами и способами и юридического толкования договоров и нормативных актов. Аудиторская организация должна учитывать характер, сложность, существенность подлежащих исследованию обстоятельств, количество и качество прочих имеющихся доказательств. Использование результатов работы эксперта не снимает ответственность за аудиторское заключение аудиторской организации, подготовившей его.

Компетентность и объективность эксперта. Аудитор должен оценить компетентность эксперта на основании его профессиональной аттестации или лицензирования, членства в соответствующей профессиональной организации, опыта и репутации в интересующей аудитора сфере, а также его объективность, особенно если эксперт нанят аудируемым лицом или связан с ним другим образом. Если аудитор не уверен в компетентности и независимости эксперта, то он должен обсудить свои подозрения с руководством аудируемого лица и при необходимости выполнить дополнительные процедуры или обратиться к другому эксперту. Аудиторские доказательства могут быть получены при исследовании круга полномочий эксперта, излагаемых обычно в виде инструкций, подготовленных аудируемым лицом.

Объем работы эксперта и ее оценка. Объем работы эксперта должен отвечать целям аудиторской проверки. При оценке работы эксперта аудитор должен рассмотреть: использованные первичные данные, допущения и методы, последовательность их применения; итоги работы эксперта в части результатов, полученных аудитором при оценке деятельности аудируемого лица и проведении дополнительных процедур.

Ответственность эксперта. Эксперт несет ответственность за уместность и приемлемость использованных допущений и методов. Если результаты его работы не предоставляют достаточных и уместных доказательств или противоречат другим аудиторским доказательствам, то аудитор должен побеседовать с представителем аудируемого лица и экспертом, выполнить дополнительные процедуры, привлечь другого эксперта или модифицировать заключение, сославшись на работу эксперта (обычно с разрешения эксперта).

Использование результатов работы другой аудиторской организации

Основная и другая аудиторская организация.Основная аудиторская организация – это организация, отвечающая за подготовку заключения по финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица в случае, когда эта отчетность включает информацию по одному или нескольким подразделениям аудируемого лица, аудит в отношении которых проводит другая аудиторская организация. Другая аудиторская организация – это организация, проверяющая финансовую информацию, представленную подразделением и включенную в финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица.

Разделение ответственности. Ответственность за проверку отчетности клиента несет основная аудиторская организация, а за подготовку заключения по финансовой информации подразделений, включенной в отчетность, – другая аудиторская организация.

Принятие назначения в качестве основной аудиторской организации. Аудиторская может быть назначена в качестве основной. Для этого рассматриваются: значимость проверяемой ею части финансовой отчетности; ее знания о деятельности подразделений; риск искажений в отчетности подразделений, проверяемых другой аудиторской организацией; объем дополнительных процедур в отношении подразделений.

Сотрудничество между аудиторскими организациями. Основная аудиторская организация должна проинформировать другую аудиторскую организацию о требовании независимости в отношении аудируемого лица и его подразделений; требованиях учета, аудита, отчетности; использовании результатов ее работы и координации их совместной деятельности на начальном этапе аудита. Основная аудиторская организация может обсудить с другой аудиторской организацией применяемые обеими сторонами процедуры и ознакомиться с ее рабочими документами (без этих действий можно обойтись, если у основной аудиторской организации есть доказательства того, что другая аудиторская организация в своей работе придерживается приемлемой политики и процедур контроля качества работы).

Документирование результатов работы другой аудиторской организации. В рабочих документах основная аудиторская организация должна указать перечень подразделений, информация которых была проверена другими аудиторами, наименования других аудиторских организаций, проведенные процедуры по отношению к их работе, и выводы.

Аудиторское заключение по результатам проверки. Когда другая аудиторская организация модифицирует заключение, основная аудиторская организация должна определить значимость ее оговорок для отчетности клиента. Если основная аудиторская организация приходит к выводу о невозможности использования работы другой аудиторской организации, а сама не может выполнить достаточные процедуры в отношении информации по подразделениям, она должна выразить мнение с оговоркой или отказаться от выражения мнения о достоверности отчетности клиента.

Оценка собранных аудиторских доказательств

Достаточность и надлежащий характер аудиторских доказательств. При получении аудиторских доказательств аудитор должен оценить их достаточность (количественную меру доказательств) и надлежащий характер или уместность (качественную меру смысловой нагрузки доказательства по отношению к конкретным утверждениям и их достаточности). При тестировании средств внутреннего контроля аудитор должен рассмотреть достаточность и надлежащий характер полученных доказательств для подтверждения оценки риска применения средств внутреннего контроля. При приведении процедур проверки по существу аудитор должен рассмотреть достаточность и надлежащий характер полученных доказательств для проверки утверждений, на основе которых подготовлена финансовая (бухгалтерская) отчетность. Эти утверждения разделяются на следующие категории: существование (актив или обязательство существуют на определенную дату); права и обязанности (актив или обязательство относятся к данному аудируемому лицу по состоянию на определенную дату); возникновение (в течение отчетного периода были осуществлены операции или произошли события, имеющие отношения к аудируемому лицу); полнота (не имеется неучтенных активов, обязательств, операций, нераскрытых статей); стоимостная оценка (актив или обязательство отражаются по соответствующей балансовой стоимости); точное измерение (операция или событие учитываются по соответствующей сумме, а доход или расход относится к соответствующему периоду); представление и раскрытие (статья раскрывается, классифицируется и характеризуется в соответствии с применимыми основами финансовой отчетности). Доказательства собираются по каждому утверждению, и нередко одно доказательство может подтвердить несколько утверждений.

Надежность доказательств.При оценке надежности доказательств аудитор должен учитывать следующие правила: доказательства, полученные из внешних источников, надежнее доказательств, полученных из внутренних источников; доказательства, полученные из внутренних источников, более надежны, если системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля эффективны; доказательства, собранные аудитором, надежнее доказательств, представленных клиентом; доказательства в форме документов и письменных заявлений надежнее заявлений, представленных в устной форме.

 

Вопросы для самопроверки

1. От чего зависят форма и содержание документации аудита?

2. Что включают в себя рабочие документы аудитора?

3. Что является аудиторскими доказательствами?

4. Какие существуют методы получения аудиторских доказательств?

5. В чем состоит сущность и значение аналитических процедур?

Тесты по теме

1. К источникам аудиторских доказательств относятся:

а) первичные документы и учетные регистры аудируемых лиц;

б) бухгалтерская отчетность аудируемых лиц и письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемых лиц;

в) первичные документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой формирования финансовой (бухгалтерской) отчетности, письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица, информация, полученная из разных источников в письменном или устном виде.

2. Инспектирование – это:

а) проверка аудитором записей, документов и материальных активов с целью получения аудиторских доказательств;

б) взгляд аудитора на процесс или процедуры, выполняемые другими лицами;

в) проверка аудитором точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях.

3. Величина допустимой ошибки выборки зависит от:

а) показателя оценки системы внутреннего контроля;

б) риска необнаружения;

в) уровня существенности.

4. Методы распространения результатов выборки на всю совокупность:

а) определяются законодательно;

б) четко регламентированы внутренними стандартами аудиторских организаций;

в) устанавливаются аудиторской организацией в зависимости от методов построения выборки.

5. Рабочая документация хранится в архиве аудиторской организации:

а) пять лет;

б) три года;

в) один год.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.