Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







РОЛЬ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА





 

 

Эффективность реализации социально-экономической политики любого уровня — федерального, регионального, корпоративного во многом зависит от экономики, бюджетного обеспечения, финансовых ресурсов государства, субъектов Федерации, муниципалитетов, предприятий и т.д. Без достаточных финансовых средств сложно говорить об адекватном развитии образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального сектора, рынка труда, обеспечении продуктивной занятости, социальной защиты населения, своевременной выплате заработной платы, пенсий, пособий и других источников и механизмов жизнеобеспечения граждан. Неудовлетворительное развитие социальной сферы объясняются во многом экономическими проблемами и ошибками формирования расходной части бюджетов, когда на финансирование социальных мероприятий предусматривают необоснованно ограниченные средства. При правильном подходе сама социальная политика и социально-трудовая сфера, являющаяся ее основой, могут и должны активно влиять на экономический рост, финансовые потоки и бюджетную политику. Словосочетание социальная политика и экономика прочно вошло в терминологию не только профессиональных ученых и практиков, но и массовый оборот и является одним из самых распространенных терминов в обыденной жизни всех социальных слоев и групп общества. Чтобы делать ее анализ и давать обоснованные оценки, намечать стратегию и тактику осуществления эффективной социальной политики, надо разобраться с её понятийным аппаратом.

Социальная политика – это деятельность по преобразованию социальной сферы. Ее цель – реальное повышение материального и духовного уровня жизни народа, обеспечение надежных гарантий прав и свобод всех членов общества, реализация принципов социалистической справедливости, укрепление правовых и политических основ государства.

Цели социальной политики определяют экономическую стратегию, задают высшую цель экономической политики, с помощью которой организуется трудовая деятельность миллионов трудящихся, определяются цели и задачи развития народного хозяйства. Высшей целью экономической стратегии партии был и остается неуклонный подъем материального и культурного уровня жизни народа, всестороннее развитие человека, личности. По мере усиления социальной ориентации экономики высшая цель экономической политики наполняется новым содержанием, появляется возможность последовательно ориентировать развитие производства на решение социально-экономических задач, связанных с повышением уровня и дальнейшим развитием социалистического образа жизни. Происходит сближение экономической и социальной политики.

Непосредственной же целью экономической политики является повышение эффективности производства. Важнейшее средство этого повышения — совершенствование хозяйственного механизма как главного инструмента экономической политики. Но роль и значение хозяйственного механизма этим не ограничивается. Хозяйственный механизм влияет на социальную структуру общества, формирует систему норм социально-экономического и прежде всего трудового поведения работников.

Для каждого уровня социально-трудовых отношений специфичны свои предметы отношений и взаимосвязи между ними. Предметом социально-трудовых отношений на индивидуальном уровне выступают определенные стороны трудовой жизни человека, содержание которых определяется целями и задачами в данный период жизни.

Поэтому предметом социально-трудовых отношений выступают трудовое самоопределение, профориентация, профобучение, особое значение имеет регулирование занятости, в том числе, найм – увольнение, социально-профессиональная адаптация, профессиональная подготовка и переподготовка, оценка труда и его вознаграждение. На каждом этапе предметом социально-трудовых отношений может стать степень трудовой активности. Следует сказать, что регулирование степени трудовой активности в рамках трудовых отношений имеет решающее значение на современном этапе.

Предметом групповых (коллективных) социально-трудовых отношений может выступать кадровая политика: аттестация кадров, контроль трудовой деятельности, организация и нормирование труда, оценка эффективности труда, трудовые конфликты и их развитие, а так же трудовая мотивация.

Социально-экономические явления, определяющие предмет социально-трудовых отношений, можно объединить в три относительно самостоятельных блока или направления: социально-трудовые отношения занятости, социально-трудовые отношения, связанные с организацией и эффективностью труда, и социально-трудовые отношения по поводу вознаграждения за труд. С учетом этих направлений и представлена структура научного отчета.

Для социально-трудовых отношений административно-командной государственной системы дореформенного периода были характерны следующие особенности:

- основной принцип социальной политики государства -патернализм;

- жесткая централизация системы реализации социальных гарантий;

- бюджетный источник финансирования основных мероприятий в рамках социально-трудовых отношений;

- обеспечение минимальной социальной защиты прав трудящихся;

- охват защитой значительных слоев населения.

Переход к рыночной экономике вызывает изменения в экономическом и правовом положении субъектов социально-трудовых отношений, формирует их новые социально-ролевые функции, новое социально-трудовое поведение, новые способы и формы согласования интересов.

В зависимости от способов регулирования, методов разрешения проблем можно выделить типы социально-трудовых отношений. В основе этого деления лежат принципы равенства или неравенства прав и возможностей субъектов социально-трудовых отношений. Другими принципами формирования социально-трудовых отношений являются: солидарность и субсидиарность, равноправное партнерство, принцип господство-подчинение, конфликтное сотрудничество, дискриминация.

В соответствии с этими принципами выделяют два основных типа социально-трудовых отношений: патернализм и социальное партнерство. Патернализм представляет такой тип социально-трудовых отношений, при котором государство полностью регламентирует их. Патернализм как тип отношений может проявляться и на уровне предприятия. В определенных условиях такие отношения могут быть достаточно эффективными. В России же за длительный период существования таких отношений сформировался работник с пассивным трудовым поведением, низким уровнем притязаний к качеству жизни.

В развитых странах преобладающим типом социально-трудовых отношений является социальное партнерство. Оно существует в форме двупартизма и трипартизма. Формирование социального партнерства в развитых странах стало результатом перехода от социально-трудовых отношений типа «конфликтное соперничество» к типу «конфликтное сотрудничество». Особенностью формирования социального партнерства в этих странах являются активные позиции субъектов этих отношений в защите и реализации своих интересов. Для развитых стран характерны сильные профсоюзы и их равенство по отношению к работодателям. В тоже время в последние годы профсоюзы потеряли значительное число своих членов. В России пока не созданы достаточные условия для действия механизма социального партнерства.

Система социальной поддержки, основу которой составляют всеобщие социальные трансферты, субсидии на товары и услуги, а также категориальные льготы, принципиально неспособна решать задачу перераспределения ресурсов в пользу наиболее нуждающихся домохозяйств. В условиях возросшего недофинансирования социальных программ эта проблема приобрела особенно большую остроту, в том числе политическую.

Оптимизация государственных расходов как условие повышения результативности. Под эффективностью бюджетных расходов чаще всего понимается показатель, определяющий объем затрат бюджета на предоставление единицы бюджетной услуги установленного качества или объем затрат бюджета на достижение единицы конечного результата под результативностью бюджетных расходов – показатель, определяющий степень соответствия предоставленной бюджетной услуги установленным стандартам качества или степень соответствия запланированных и конечных результатов деятельности. Бюджетный кодекс Российской Федерации дает однозначное толкование принципу результативности и эффективности использования бюджетных средств как достижение заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств Бюджетный кодекс Российской Федерации, ст. 34. Ключевая функция Министерства состоит в обеспечении полного и своевременного исполнения расходных обязательств Российской Федерации, установленных нормативными правовыми актами, а также вытекающими из договоров и соглашений, заключенных получателями средств федерального бюджета.

Необходимыми условиями устойчивости бюджетной системы являются соответствие расходных обязательств полномочиям и функциям органов государственной власти и оптимальное распределение бюджетных ресурсов для финансирования этих функций.

Необходимость повышения эффективности использования бюджетных средств создает предпосылки для перехода к новым методам бюджетного планирования, ориентированным на конечные общественно значимые результаты.

Административная функция Министерства финансов Российской Федерации по достижению цели по обеспечению выполнения и создания условий для оптимизации расходных обязательств заключается в своевременной и качественной подготовке проекта федерального закона о федеральном бюджете, а также в обеспечении исполнения федерального бюджета и формировании бюджетной отчетности.

Говоря об оптимизации расходов федерального бюджета, важно отметить, что почти две трети общего объема бюджетных ассигнований федерального бюджета в 2016-2018 годах будут составлять (как и ранее):

– межбюджетные трансферты;

– расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения установленных функций;

– расходы на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд.

Динамика расходов федерального бюджета по видам расходов обусловлена как общими подходами, примененными при формировании бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2016-2018 годы, так и мерами, реализованными в рамках Федерального закона № 384-ФЗ, в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета на 2016 и 2017 годы, в том числе:

– сокращение расходов, за исключением нормативно обусловленных и приравненных к ним, в 2017 году на 10%;

– дополнительное сокращение всех расходов в 2016 году на 2% и соответствующее сокращение расходов в 2017 году.

Подводя итоги, можно сделать следующий вывод: оптимальное и сбалансированное использование бюджета — один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном равновесии бюджетных расходов источникам их финансирования.

Будущее Российской экономики всецело и полностью зависит от грамотной оптимизации расходов федерального бюджета. И стоит отметить, что огромную роль в решении социальных проблем, которые принимали наиболее радикальные формы в нашей стране, играют расходы бюджета.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В результате изучения реформирования бюджетного процесса, которое предполагает эффективное использование бюджетных средств всеми участниками бюджетного процесса, а так же уровеня бюджетных расходов, которые свидетельствует о степени участия государства в экономической деятельности общества и в обеспечении общеэкономического равновесия, мы выявили определение роли оптимизации расходов государственного бюджета при формировании программы социально-экономического развития государства как способа повышения ее эффективности. А так же раскрыли сущность федерального бюджета и его значения, изучили классификацию расходов бюджета, определили особенности государственного регулирования, формирования и исполнения расходной части государственного бюджета, рассмотрели состав расходов и проанализировали использование федерального бюджета на 2015 год, исследовали прогноз расходной части бюджета на 2016 год, выявили роль расходов государственного бюджета в проведении экономической политики государства на современном этапе.

Динамика расходов федерального бюджета по видам расходов обусловлена как общими подходами, примененными при формировании бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2016-2018 годы, так и мерами, реализованными в рамках Федерального закона № 384-ФЗ, в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета на 2016 и 2017 годы.

Переход России к рыночной экономике сопровождается формированием основных её институтов, к числу которых принадлежат рынки труда, жилищная и бюджетная сферы. Конечно ситуация далека от совершенства, но стоит принять во внимание тот факт, что еще несколько лет назад положение дел было еще хуже, поскольку правительством практически не выделялись деньги на социальную политику, так как основные средства бюджета направлялись на развитие военной и правоохранительной отраслей.Возникли проблемы на рынке труда, связанный с тем, что большинство государственных предприятий находились на грани банкротства из-за нехватки бюджетного финансирования, многие рабочие были уволены, другие ушли по собственному желанию в торговлю или создали свои предприятия. На этой основе возникли новые проблемы на рынке труда, обусловленные несовместимостью.Потеря работы всегда сопровождается психологическим шоком, а поскольку в России развитие бюджетного финансирования безработным, малоимущим и инвалидам находится только в зачаточной форме, то люди лишившиеся заработка вынуждены всеми возможными способами зарабатывать деньги на жизнь. Немаловажно отметить также, что даже те реформы, которые только разрабатываются, уже содержат в себе немалую долю государственного вмешательства (как это происходит сейчас с пенсионной реформой). Кроме того, стоит обратить внимание на прогнозы Министерства труда и Министерства экономического развития, предвещающие дальнейшее повышение уровня безработицы, несмотря на все попытки правительства решить эту проблему.В результате можно сказать, что положительные явления в социально-экономической политике все-таки имеют место в настоящее время. Возможно, это связано с тем, что за двадцать лет существования Российского государства выросло новое поколение, с новым менталитетом, новыми идеями и новым видением мира, что позволит им в будущем сделать Россию действительно страной с рыночной экономикой.

Будущее Российской экономики всецело и полностью зависит от грамотной оптимизации расходов федерального бюджета.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.