|
Готовимся к ЕГЭ по истории: справочный материалСтр 1 из 8Следующая ⇒ Готовимся к ЕГЭ по истории: справочный материал По русской культуре с древности до начала XX века
Выполнил: Крюкова Ольга Дмитриевна Учитель истории и обществознания.
п. Ангарский 2015 г Данный справочный материал является необходимым для подготовки к ЕГЭ по истории, так как вопросам культуры отводится небольшой объем часов в общем курсе, но именно эти вопросы, как правило, вызывают затруднения у учащихся при сдаче экзамена. Появление этого материала вызвано стремлением помочь в подготовке учащихся к экзамену. Изучение предлагаемого материала поможет и облегчит учащимся 11 класса систематизировать свои знания по русской художественной культуре, обратить внимание на ключевые моменты ее развития, понять характерные особенности основных этапов развития русской культуры.
Цель: систематизировать и обобщить материал в области русской культуры с древности до рубежа веков, помочь учащимся в подготовке к экзаменам.
Данный материал поможет: 1. Знать: · время и периоды создания наиболее значительных памятников культуры; · основные периоды и этапы отечественной культуры; · последовательность культурно-исторических событий в рамках того или иного периода; · видных деятелей культуры и искусства; · основные художественные объединения XIX-XX вв., их наиболее известных представителей и достижения отечественной науки и культуры; · характерные черты культурных процессов, явлений и событий; · выявлять общее и особенное различных периодов культуры.
2. Описывать: · условия и образ жизни людей; · предметы быта; · памятники русской художественной культуры.
3. Соотносить и сравнивать общие процессы в развитии духовной культуры русского общества.
Справочный материал выстроен по историческому принципу, содержит необходимые сведения и факты о создании наиболее значительных памятников русской культуры. В конце каждого раздела подводятся итоги и подчеркиваются основные характерные особенности и достижения данного периода. Весь материал создан на основе ресурсов интернета, презентаций по истории, литературе, МХК. Главная роль заключалось в подборке и систематизации материала. Культура Древней Руси
Византия - центр православной культуры. · Собор святой Софии построен в Константинополе при Юстиниане (VI в.). · Послы Владимира были восхищены красотой Софии и обрядами, что послужило решающим фактором выбора веры на Руси.
60-е гг IX в. - Кирилл и Мефодий - жили в Салониках (Греция), составители славянской азбуки - кириллица и глаголица, перевели на славянский язык Евангелие, проповедовали на славянском языке. Кириллица в видоизмененном виде является основой современной русской азбуки.
Крещение Владимира и брак с византийской царевной Анной совершены в Корсуне (Херсон). · 988 - Крещение народа в Киеве происходило в Днепре. · 989 год - крещение в Новгороде в реке Волхов - "Путята и Добрыня крестили огнем и мечом", так как сопротивление народа было сильнее. · При Владимире стали чеканить золотые и серебряные монеты, затем заменили на серебряные слитки - гривны. Высокий уровень развития ремесла - литье, чеканка, керамика, вышивка, эмаль. · колт - серьги · гривна - ожерелье (различать деньги и украшения) · скань - вид ювелирной техники (на фоне помещается изображение из тонкой золотой проволоки) · зернь - шарики напаивают на скань · перегородчатая эмаль - эмалью заполняют промежутки из металла
Итоги культуры 1. Принятие христианства - решительный поворот, разрыв с языческой традицией, хотя долго будут уживаться вместе. 2. Византийские традиции в православии. 3. Крестово-купольная система в строительстве. 4. Основные формы: фреска, мозаика, икона. Иконы писал печерский монах Алимпий. 5. Духовный мир средневекового человека сочетает возвышенное (обращение к Богу) и земное («смеховая культура»). 6. Носителями «смеховой культуры» средневековья на Руси были скоморохи - странствующие актеры, которых преследовала церковь, но любили при дворах князей и в деревнях. 7. Летописи писали на славянском языке. Термины: п равославие, язычество, митрополит, монастырь, идол, летопись, миниатюра, плинфа, скань, зернь, перегородчатая эмаль, былина, притча, икона, фасад, фреска, скоморохи. Персоналии: Владимир Красное Солнышко, Владимир Мономах, Ярослав Мудрый, Алимпий, Борис и Глеб, Нестор, Кирилл и Мефодий, Антоний и Феодосий, Илларион. XII век. Владимиро-Суздальская Русь Город Владимир - новый духовный центр объединения русских земель.
Юрий Долгорукий - сын Мономаха. Прозвище получил за стремление расширить земли. Заложил города Переславль-Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров, первое упоминание в летописи о Москве (1147 год) связано с его именем. Перенес столицу из Ростова Великого в Суздаль.
Андрей Боголюбский - сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха, прославился как князь-строитель: · Строительство Успенского собора (1158-1160) · Золотые ворота во Владимире - парадный въезд в город · мощные оборонительные укрепления во Владимире · перевозит из Киева главную святыню - икону «Владимирской Богоматери» (Византия, XII в.) · в память о погибшем сыне Изяславе строит церковь Покрова на Нерли (1165) · строит княжескую резиденцию в Боголюбове
Всеволод Большое Гнездо - сын Юрия Долгорукого, княжит с 1176 года. Прозвище из-за большой семьи - было 12 детей. В «Слове о полку Игореве» о нем говорится как о могучем князе, который «может Волгу веслами расплескать, а Дон шеломами вычерпать». Он стал первым именовать себя титулом великий князь.
1185 г. «Слово о полку Игореве» написано неизвестным автором. Идея единства. Рассказывает о походе Новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев. Рукопись найдена Мусиным-Пушкиным. Художественные произведения на сюжет «Слова»: · XIX век - опера Бородина «Князь Игорь». · В. Васнецов «После битвы Игоря Святославича с половцами» · XX век - иллюстрации к «Слову...» - художник А. Фаворский
XII в. Другой литературный памятник - «Слово Даниила Заточника». Вторая редакция этого сочинения называется «Моление Даниила Заточника» (20-е гг. XIII в.).
1238 г. «Слово о погибели Земли Русской». Содержит гимн - прославление родной земли - «О светло-светлая и красно украшенная земля Русская!». Рассуждения о междоусобицах.
С XII века летописные центры появляются повсюду: Псков, Москва, Рязань, Смоленск, Пересловль, Владимир, Галич, Полоцк. Величественные соборы построены: · Михайловский в Смоленске · Пятницкий в Чернигове (к. XII- н. XIII вв.) · Спасо-Преображенский в Чернигове (сер. XI — н. XII вв.)
Во Владимире и Суздале ведется белокаменное строительство: · при Всеволоде Большое Гнездо строится Дмитриевский собор во Владимире (1194-1197) · Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230-1234) · отличительная черта соборов - украшение белокаменной резьбой · Храмы становятся однокупольными, более компактными, меньших размеров, их сравнивают с русскими богатырями.
Элементы храмов: · купол - завершение храма · барабан - основание для купола · стены - основа конструкции храма · закомара - полукруглое завершение стены · пилястра - полуколонны, прислоненные к стене · абсида - полукруглый выступ на внешней части здания с восточной стороны, внутри в этой части находится алтарь
Термины купол, барабан, закомара, пилястра, абсида, собор, белокаменная резьба,
Персоналии
Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Изяслав, Всеволод Большое Гнездо, Игорь Святославович, Мусин-Пушкин, Даниил Заточник, А. Бородин, В. Васнецов, А. Фаворский.
XIII век Александр Невский - великий новгородский князь, защитник земли русской. Его подвиг прославлен в ХХ веке: · С. Прокофьев - кантата «Александр Невский» и музыка к кинофильму · С. Эйзенштейн - фильм «Александр Невский» · П. Корин - центральная часть триптиха посвящена образу Александра Невского. Триптих - художественное произведение, состоящее из трех частей. Культура
АРХИТЕКТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ
XIV век XIV в. - расцвет монументальной живописи в Новгороде и Пскове. 1378 год - Росписи Феофана Грека в церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде. Техника - фреска - живопись по сырой штукатурке. Расписывал в Москве церковь Рождества Богородицы, оформлял Архангельский собор, Благовещенский собор. Известные церкви в Новгороде - Николы на Липне, Федора Стратилата на ручью.
Псков - «молодший брат» Псковские церкви более связаны с природой, имеют крыльца, приделы, которые соединяют основной объем с окружающим миром.
Псков находится на реке Великой.
Троицкий собор в Кремле, особенности башен псковского Кремля — шатровые перекрытия.
Изборская крепость (сер. XIV в.)
Псково-Печерский монастырь (XIV в.)
Места, связанные с именем А. С. Пушкина - Тригорское, Михайловское. Поэт похоронен в Святогорском монастыре под Псковом. Термины
Вече, берестяные грамоты, былина, фреска, триптих, крепость, шатровые перекрытия.
Персоналии Александр Невский, Василий Буслаев, Садко, Н. А. Римский-Корсаков, Н. Акулова, Арциховский, С. Прокофьев, П. Корин, С. Эйзенштейн, Ф. Грек, А. С. Пушкин. Расцвет иконописи
· Иконы пишут на досках темперой (смесь яичного желтка с красителем). · С XIV века иконы в церквях помещают на иконостасе - перегородка, отделяющая алтарь от основной части храма. · Иконостас - русское явление, в Византии не было. · Иконы располагают рядами (чин). Деисусный чин - ряд иконостаса, где изображена сцена моления Богоматери перед Христом.
Андрей Рублев · 1408 - с Даниилом Черным расписывали Успенский собор во Владимире · Деисусный чин из Звенигорода · Троицкий собор в Троице-Сергиевой лавре · икона «Троица» · 1405 - с Феофаном Греком и старцем Прохором с Городца расписывают Благовещенский собор. Иконостас. · предположительно, похоронен в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве. Сейчас там музей древнерусской живописи им. А. Рублева. Итоги развития культуры После противостояния на р. Угре Русь получает независимость и выбирает собственный путь развития, связанный с укреплением русской государственности. Духовные деятели
В духовной жизни начало споров об обрядах, критика церкви, которые приведут к расколу в XVII веке. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев - нестяжатели - отказ от землевладений и аскетизм, осуждены как еретики. Иосиф Волоцкий - иосифляне-стяжатели - только богатая церковь сможет выполнить высокую миссию в государстве, выражали официальную точку зрения. Ведут полемику.
Васиан Патрикеев, Феодосий Косых, Зосима Соловецкий, Александр Свирский.
В 1518 г. прибыл Максим Грек, собрал круг единомышленников, который иногда называют академией Максима Грека. Взгляды близки нестяжателям. Обличает обман, богатство, ростовщичество церковников.
1988 - Макарий и Грек причислены к лику святых.
Филофей выдвигает тезис «Москва - третий Рим». Выводит родословную русских царей от римских цезарей, богоизбранность власти.
Иван Пересветов и Федор Карпов - публицисты - за сильную власть. 60-70-е гг. XVI в. - переписка Грозного с Курбским - образец публицистического жанра.
Вторая половина XVI века по заказу Ивана Грозного составлен «Лицевой свод» или «Никоновская летопись», показывает историю государства как историю мировой державы, берущей начало от Рима. Содержит 16 тысяч «лиц» (миниатюр-иллюстраций), за что и получила название.
Священник Сильвестр - священник Благовещенского собора, личный духовник Ивана Грозного, написал «Домострой» - свод правил поведения в обществе и быту. Идеологию феодальной монархии применил к частной жизни.
1541 - свод «Великие Четьи-Минеи» - автор митрополит Макарий. Он и его приверженцы образуют вторую своеобразную Академию. Собрание житий святых, расположенных по месяцам года. 12 томов по числу месяцев. Предназначено для личного пользования. Цель - собирание в целое литературного наследия Древней Руси.
Существует библиотека Ивана Грозного - не найдена до сих пор.
1553 - построен Печатный двор 1564 - издание «Апостола» - первая книга на Руси. Издана дьяконом Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем. 2 книга - «Часослов». 1574 - Федоров напечатал «Грамматику» и первый славяно-русский букварь.
Литературные жанры: жития святых, хождения, публицистика, хроники, сказки.
Зодчество
1555-1560 - строительство Покровского собора в честь взятия Казани. · Полное название - храм Покрова что на рву. Другое название - собор Василия Блаженного - в честь юродивого, который жил там. · Находится на Красной площади перед Кремлем на Красной площади (т. е. к ансамблю Кремля не относится!) · Архитекторы - Посник Яковлев и Барма по легенде были ослеплены, чтобы больше не могли построить ничего подобного. · Собор имел первоначально 9 глав, потом пристроили 10-ю над местом захоронения Василия Блаженного. · По сути - на одном основании возведено 9 самостоятельных объемов. · В плане имеет очертания Вифлеемской звезды - 8-ми угольник · разнообразие перекрытий - ни одна глава не похожа на другую 1530 - построены стены Китай-города 1586 - Белый город из белого камня на территории совр. Бульварного кольца. 1592 – Скородом (совр. Садовое кольцо) Шатровые церкви XVI века 1532 - храм Вознесения в Коломенском в честь рождения наследника Ивана IV. Это обетный храм. 2Вельми чудна высотою и красотою, и светлостию. Такова же не бываша прежде на Руси». Композиция состоит из основных элементов: подклет, четверик, восьмерик и шатер с главкой. Памятник-монумент.
В честь венчания Ивана Грозного на царство построена церковь Усекновение главы Иоанна Предтечи в селе Дьяково.
Усадьба в Александровском или Александровская слобода - гнездо опричнины. Вторая столица.
1580 - Приказ каменных дел для организации строительных работ.
Развивается гражданское строительство - хоромы Строгановых в Сольвычегодске.
Иконопись
1551 - Стоглавый собор установил унификацию русского пантеона святых, единый культ и обряды, канон в иконописи по живописи Андрея Рублева, в архитектуре - Успенский собор Кремля. Шатровые постройки запрещены, как не отвечающие канону.
Традиции Рублева продолжил в XVI веке Дионисий и его сыновья Владимир и Феодосий. · 1500 - Росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря. · иконы Успенского собора в Кремле.
Икона «Церковь воинствующая» в честь взятия Казани. Искуство на службе у государства. По сути — это первая историческая картина.
Иконы «строгановского письма» - мастера Прокопий Чирин, Истома Савин.
Быт, музыка, театр Распространяются игры в кости, карты, шахматы. В шахматы любил играть Иван Грозный.
Развитие певческого искусства. Создание большого знаменного распева. Появляются авторы - Иван Нос и Федор Крестьянин. Создаются два хора: Патриарших певчих дьяков и Государевых певчих дьяков.
Элементы театра в святочных играх, проводы Масленицы, зимы, лета используются маски, ряженые, инсценировки. Скоморохи составляют большие группы до 100 человек. Являются зародышем народного театра. Цирковые представления с включением животных - коза, медведь.
Появляется народный кукольный театр, где главный герой - Петрушка. Осуждение церковью и в «Домострое».
1581-1585 - Покорение Сибири Ермаком. У В. Сурикова есть картина на этот сюжет.
Строгановы - богатые купцы, организаторы сибирского похода Ермака.
Итоги 1. Возникло государство площадью 2.800 тыс. кв. км, население - 9 миллионов человек. Название - Россия! 2. Переход к централизованной монархии. 3. Сложение культуры великорусского народа. Собственно и начинается история культуры русского народа. 4. Культура носит ярко выраженный государственный характер, поставлена ему на службу. 5. Проблема Возрождения на Руси. Были предпосылки, но остановлены реакцией церкви (Стоглавый собор) в середине века.
Литература · Изменение социального состава читателей привело к новым требованиям в литературе. Новые жанры: светские повести, сказания, сборники научного содержания, сатирические повести («Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче»), драма, стихи (основоположником рифмованной поэзии был Симеон Полоцкий, продолжили Карион Истомин и Сильвестр Медведев). «Повесть о Горе-Злосчастии». · Анонимные публицистические жанры - «подметные письма». · Жития святых - «Житие Аввакума» - автобиография · Фольклор - сказки волшебные, бытовые, героические, былины, исторические песни о Ермаке и Стеньке Разине · Симеон Полоцкий (вторая пол. XVII в.) - публицист, был монахом, учитель царских детей, сторонник неограниченной монархии. Сочинял стихи и проповеди, публицистика во славу самодержавия, рисовал идеальный облик мудрого монарха. Автор первых поэтических сборников «Вертоград многоцветный», «Рифмологион».
Реформа и раскол в церкви в 1653-1656 гг. провели патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. · Идеологи - Аввакум и Никон. · Никон - исправление ошибок в церковных книгах и обычаях. Ввел крещение тремя перстами, обычай - в вербное воскресенье патриарх въезжает на ослике в Кремль, а царь ведет ослика. · Картина В. Сурикова «Боярыня Морозова» посвящена расколу. Она отстаивала старую веру, подняла руку вверх с двумя перстами.
Архитектура Об архитектуре этого времени говорят: «деревянные сказки и каменные песни». Отход от канонов, сближение культового и гражданского строительства. Главная черта - «дивное узорочье». · Строительство Нового Иерусалима - детище Никона · 1667-1668 - деревянный дворец в Коломенском - вершина деревянного зодчества, «российский Вифлеем» для Алексея Михайловича. Называли «восьмым чудом света». Зодчие Семен Петров и Иван Михайлов. В Коломенском родился Петр I. · Усадьба Измайлово - другая царская вотчина, хозяйство нового типа: механизация, стекольный завод, сад-лабиринт, зверинец, театр · Ростовский Кремль построен в XVII веке.
Шатровые церкви и соборы. Типы композиций разнообразны: шатровые - восьмерик на четверике; ярусные - нарастание уменьшающихся четвериков или восьмериков, многоглавые - Кижи. · Архангельский собор в Нижнем Новгороде · Церковь Покрова в Медведкове - имение < ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|