|
Примерный комплекс упражнений для растягивания плевральных спаек1) И.п. – лежа на спине или сидя, выполняется углубленное диафрагмальное дыхание. 2) И.п. – лежа на здоровом боку, выполняется углубленное дыхание. 3) И.п. – то же, углубленное дыхание выполняется с движением свободной рукой вверх. В процессе этого упражнения постепенно увеличивается глубина дыхания. 4) И.п. – сидя или стоя, ноги на ширине плеч, согнутые руки к плечам, выполнять наклон туловища в здоровую сторону с одновременным выпрямлением и подниманием противоположной руки в сторону – вверх. При спайках в синусах в этот момент производится вдох, при спайках в боковых отделах – выдох. Эффект упражнения усиливается за счет увеличения амплитуды движения руки и перехода от плавных и медленных движений к резким и быстрым (рис. 1). Упражнение усложняется за счет использования отягощений – гантелей или гимнастической палки. 5) И.п. – сидя на гимнастической скамейке, поднять руки вверх – вдох; не опуская рук, сделать глубокий выдох (для растяжения спаек в передне-верхних отделах). 6) И.п. – сидя или стоя, выполнять повороты туловища с движениями рук в сторону поворота. При поворотах выполняется выдох или вдох – в зависимости от локализации спаек. Для усиления эффекта упражнения таз фиксируется (например, в и.п. сидя на гимнастической скамейке). 7) И.п. – сидя, руки согнуты в локтях, предплечья параллельны полу, пальцы сжаты в кулаки. Поочередное вытягивание рук вперед с поворотом туловища в противоположную сторону; при этом локоть другой руки отводится назад (бокс). Темп медленный или средний, дыхание произвольное. 8) И.п. – стоя здоровым боком к гимнастической стенке и держась рукой за рейку (на уровне пояса), выполнять наклоны туловища в сторону стенки с захватом свободной рукой рейки над головой и последующим перехватом ниже расположенной рейки. В зависимости от расположения спаек выполняется вдох или выдох. 9) И.п. – сидя или стоя, выполнять наклоны туловища в стороны с одновременными его поворотами; при наклоне – выдох. 10) И.п. – стоя лицом к гимнастической стенке и держась руками за рейку (на уровне лба), присесть – вдох (при спайках в синусах); вернуться в и. п. — выдох. 11) И.п. — стоя спиной к гимнастической стенке (на расстоянии полшага от нее) и захватив рейку руками, вытянутыми вверх, выполнять напряженное выгибание. 12) И.п. – стоя, держа в руках гимнастическую палку, махом перевести палку в сторону пораженного легкого, а затем вертикально вверх (рис. 2) с постепенным увеличением амплитуды движений. 13) И.п. – стоя или сидя, выполнять метание волейбольного или набивного мяча двумя руками из-за головы. 14) И.п. – стоя или сидя, выполнять броски волейбольного или набивного мяча рукой с пораженной стороны (сбоку, от плеча, из-за головы), одновременно наклоняя туловище в здоровую сторону (рис. 3). 15) И.п. – стоя, выполнять броски волейбольного мяча в баскетбольную корзину различными способами. 16) И.п. – стоя, выполнять метание небольших мячей в цель рукой с пораженной стороны. 17) И.п. – стоя, выполнять отбивание волейбольного мяча при высокой подаче. 18) И.п. – стоя спиной к гимнастической стенке, выполнять простые висы, с одновременным отведением прямых ног в здоровую сторону (рис. 4). Бронхиальная астма Бронхиальная астма – хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, сопровождающееся изменением чувствительности и реактивности бронхов и проявляющееся периодически возникающими приступами затрудненного дыхания или удушья в результате распространенной бронхиальной обструкции, обусловленной бронхоспазмом, отеком бронхов и гиперсекрецией слизи. Название этой болезни происходит от греч. слова asthma («тяжелое дыхание, удушье»). Несмотря на многочисленные исследования, астма до настоящего времени остается до конца не изученной. В мире этим заболеванием страдает 100 млн чел., в России – от 7 до 10% взрослого населения. Обнаруживается тенденция к постоянному росту числа заболевших. Этиология и патогенез. Наследственная предрасположенность рассматривается как основополагающий фактор формирования этого заболевания. Этиологические факторы могут быть распределены на несколько групп: неинфекционные аллергены (пыльцевые, пылевые, производственные, пищевые, лекарственные, аллергены клещей, насекомых, животных, табачный дым); инфекционные агенты (вирусы, бактерии, грибки); химические воздействия (пары кислот, щелочей и т.п.); физические и метеорологические факторы (изменения температуры и влажности воздуха, колебания атмосферного давления, магнитного поля Земли); нервно-психические воздействия. В большинстве случаев возникновению астмы предшествуют многократно повторяющиеся инфекции органов дыхания – респираторные заболевания, бронхиты, пневмония и т.д., вызывающие нарушение барьерной функции бронхов и облегчающие проникновение через их стенку аллергенов. Многие исследователи склонны выделять как самостоятельный вариант бронхиальной астмы «астму физической нагрузки» – состояние, при котором обструкция дыхательных путей, развившаяся после физической нагрузки, самостоятельно ликвидируется в течение 30-45 мин после физической активности. В патогенезе бронхиальной астмы важное значение отводится функциональным нарушениям в деятельности центральной и вегетативной нервных систем. Под влиянием интероцептивных безусловных рефлексов в головном мозгу формируется застойный доминантный очаг патологического возбуждения, который преобразуется затем в условный рефлекс; этим и объясняется повторение приступов астмы. Ведущим механизмом патогенеза является хронический воспалительный процесс в бронхиальном дереве. Важной патофизиологической стадией является спазм гладких мышц бронхов и бронхиол, отек слизистой оболочки за счет резкого повышения проницаемости капилляров и гиперсекреции слизистообразующих желез. При этом формируются основные клинические симптомы болезни. Клиническая картина. В течении заболевания выделяют период обострения и межприступный период (период ремиссии). Основным клиническим проявлением астмы считается одышка экспираторного характера, сопровождающаяся ощущением заложенности бронхов и хрипами в грудной клетке. При возникновении приступа удушья больной не может выдохнуть воздух: грудная клетка расширена и приподнята; дыхание шумное; зрачки расширены; кожные покровы бледные; умеренный цианоз; пульс учащен; часто бывает сухой мучительный кашель. При тяжелых приступах удушья все перечисленные симптомы выражены резче. Больной принимает исходное положение сидя, опираясь на локти или ладони, что способствует включению в акт дыхания вспомогательной мускулатуры. Кожа бледная и влажная; грудная клетка зафиксирована в положении глубокого вдоха; дыхание вначале учащенное, а затем происходит его урежение; хрипы в легких слышны на расстоянии. Признаки нарушения функции внешнего дыхания обнаруживаются не только во время приступа, но и в межприступном периоде (правда, менее выраженные). В результате снижаются ЖЕЛ, объем выдоха; нарушается газообмен; развивается дыхательная недостаточность. Частые приступы неблагоприятно сказываются на функции сердечно-сосудистой системы и могут стать причиной сердечно-сосудистой недостаточности. Возможны такие осложнения, как ателектаз и эмфизема легких. Различают легкую, среднюю и тяжелую степени тяжести астмы. Механизмы лечебного действия физических упражнений. Физические упражнения при лечении бронхиальной астмы нормализуют деятельность ЦНС и аппарата внешнего дыхания. Под влиянием специальных физических упражнений снижается тонус гладкой мускулатуры бронхов, уменьшается отечность слизистой оболочки, т.е. устраняются основные патофизиологические механизмы нарушения бронхиальной проходимости. При этом восстанавливаются и закрепляются нормальные моторно-висцеральные и висцеро-висцеральные рефлексы, ликвидируются источники патологической импульсации. Так, действие некоторых дыхательных упражнений связано с «нособронхиальным рефлексом». При дыхании через нос раздражение рецепторов в верхних дыхательных путях рефлекторно приводит к расширению бронхов и бронхиол, а последнее – к уменьшению или прекращению приступа удушья. При выполнении дыхательных упражнений с произнесением звуков вибрации от голосовых связок передаются на легкие, трахею и от них – на грудную клетку, что способствует расслаблению гладкой мускулатуры спазмированных бронхов и бронхиол по так называемому принципу вибромассажа. Как известно, при бронхиальной астме наблюдается экспираторная одышка – затруднение фазы выдоха. Поэтому особо важно применять динамические дыхательные упражнения с удлиненным выдохом; при этом необходимо тренировать именно удлиненный нефорсированный выдох. Во время приступа бронхиальной астмы увеличенное сопротивление воздушному потоку (особенно на выдохе) вызывает задержку воздуха в легких и увеличение функциональной остаточной емкости. Происходит уплощение диафрагмы, которое сопровождается увеличением работы органов дыхания, так как мышечные волокна уплощенной диафрагмы функционируют не в оптимальном режиме (возникает верхнегрудной тип дыхания). В связи с этим необходимо в занятия ЛГ включать тренировку диафрагмального дыхания для улучшения работы сердца, снижения артериального давления, стимуляции пищеварения, регулирования деятельности органов брюшной полости и малого таза. При бронхиальной астме рефлекторный механизм кашля снижен. Поэтому необходимо использовать дренажные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищение слизистой дыхательных путей от патологического экссудата, укрепление дыхательной мускулатуры (прежде всего мышц, производящих выдох). Мокрота, достигая бифуракции трахеи, рефлекторно вызывает непроизвольный кашель. Методика ЛФК. Курс ЛФК в стационарных условиях имеет различную продолжительность и включает подготовительный и тренировочный периоды. Подготовительный период обычно непродолжителен – 2-3 дня. Задачи подготовительного периода: 1) исследовать состояние больного и его функциональные возможности; 2) разучить больным специальные упражнения для восстановления механизма правильного дыхания. Методика занятий ЛФК строится индивидуально, в зависимости от состояния кардиореспираторной системы больного, возраста, степени тяжести заболевания, уровня физической подготовленности и др. На занятиях ЛГ упражнения выполняются в различных исходных положениях: лежа на спине на кровати с приподнятым изголовьем; сидя на стуле (лицом к спинке), опираясь предплечьями согнутых рук на спинку и положив на них голову, что обеспечивает свободную экскурсию грудной клетки; сидя на краю стула, свободно откинувшись на спинку. Занятие начинают и заканчивают легким массажем или самомассажем лица, плечевого пояса и грудной клетки. Используются дыхательные упражнения с удлиненным выдохом, упражнения с произнесением различных звуков, тренировка диафрагмального дыхания, упражнения на расслабление мышц верхнего плечевого пояса и грудной клетки. Продолжительность занятия – 5-10 мин (в зависимости от состояния больного). Темп выполнения упражнений – медленный; количество повторений каждого упражнения – 3-5 раз. Тренировочный период длится 2-3 недели. Задачи тренировочного периода: - нормализовать тонус ЦНС (ликвидация застойного патологического очага), снизить общую напряженность; - уменьшить спазм бронхов и бронхиол, улучшить вентиляцию легких; - восстановить механизм полного дыхания с преимущественной тренировкой выдоха; - укрепить мышцы, участвующие в акте дыхания, а также увеличить подвижность диафрагмы и грудной клетки; - обучить больного произвольному расслаблению мышц и основам аутогенной тренировки; - обучить больного управлению своим дыханием во время приступа. В межприступном периоде при лечении бронхиальной астмы используются разнообразные средства и формы ЛФК: УГГ, ЛГ, самостоятельные индивидуальные задания, тренировки с дыхательными тренажерами и на велоэргометрах, дозированные ходьба, плавание, лыжные прогулки, спортивные игры и др. Активные мышечные усилия при выполнении упражнений (наклонов туловища, бросков мяча и т.д.) осуществляются на выдохе; после нескольких повторений упражнений больной обязательно должен расслабиться. В занятия лечебной гимнастикой с детьми включают подвижные игры и упражнения с большими гимнастическими мячами.
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|