Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ





3.1. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

 

Разные модели рыночной экономики и соответствующие им различные концепции государственного регулирования отличаются не только по сути, но и по формам и методам государственного регулирования.

Формы государственного регулирования

По характеру воздействия на процесс экономического развития можно выделить несколько основных форм государственного регулирования экономики: антициклическое регулирование, директивное планирование, индикативное планирование, стратегическое планирование, а также прогнозирование и программирование.

Антициклическое (конъюктурнуе) регулирование как одна из форм регулирования рыночной экономики стала применяться в первой половине 50-х гг. после Второй Мировой войны. Оно было направлено на предотвращение особенно глубоких циклических кризисов, а также сглаживание его последствий (массовой безработицы, которая угрожала бы самим устоям рыночного хозяйства и демократического общества).

В 50-е - первой половине 70-х гг. в подавляющем большинстве стран Запада антициклическое регулирование осуществлялось преимущественно на базе кейнсианской теории. Высокие государственные расходы на собственные инвестиции (например, в транспортную сеть и прочие отрасли хозяйственной и социальной инфраструктуры), стимулирование частных инвестиций и закупки товаров через государственные заказы увеличивали совокупный спрос и поддерживали конъюнктуру. Кейнсианская политика во многом способствовала тому, что в указанный период темпы роста ВВП оказались самыми высокими в истории капитализма, а уровень безработицы - самым низким (более того, спрос на рабочую силу, особенно в Западной Европе, превысил ее предложение, что положило начало ее массовому импорту из-за рубежа). Такая политика диктовалась не только внутриэкономическими потребностями послевоенного восстановления и перестройки народного хозяйства, но и обстановкой острой борьбы двух общественных систем и «холодной войны» , например, [17, с.17].



Антициклическое регулирование способствовало быстрому расширению денежного обращения и развертыванию инфляционных процессов. В том же направлении действовала «мягкая» денежно-кредитная политика государства, нацеленная на обеспечение низкого уровня ссудного процента, благоприятствующего инвестициям. Для этого также различными способами увеличивалась обращающаяся денежная масса, что давало инфляционные эффекты. Такие эффекты сознательно принимались в расчет. Умеренная, ползучая инфляция рассматривалась как неизбежная плата за рост и меньшее зло по сравнению с глубокими циклическими кризисами и массовой безработицей. Кейнсианская политика в целом, безусловно, способствовала созданию высокоразвитой системы социального обеспечения и страхования, ее финансированию, хотя это и было связано со значительными инфляционными издержками.

Дефицитное финансирование по рецептам Дж.М. Кейнса постепенно неизбежно вело к глубокому бюджетному кризису и переходу ползучей инфляции в галопирующую. То, что этот кризис действительно разразился, стало очевидным к 1974-1975 гг., когда Запад столкнулся (вследствие совпадения по времени последствий целого ряда негативных факторов) с «букетом» кризисов - циклического и структурных (энергетического, экологического, сырьевого). Бюджетный кризис был обусловлен и тем, что кейнсианское дефицитное финансирование экономического роста и социального обеспечения дополнялось дефицитным финансированием крупных военных расходов, необходимость которых обосновывалась «холодной войной».

Кризисы середины 70-х гг. и превращение инфляции из умеренной (при норме 3-5% в год) и социально терпимой в галопирующую и выходящую из-под контроля (8-10% и более в год), побудили правящие круги стран Запада, где социал-демократические и либеральные правительства стали одно за другим сменяться правоконсервативными правящими элитами (под руководством М. Тэтчер в Великобритании, Р. Рейгана в США и т.д.) к смене экономического курса. В теории и практике госрегулирования на смену «кейнсианской революции» пришла «неоконсервативная контрреволюция», нашедшая свое идейное обоснование, прежде всего, в теориях монетаризма и экономики предложения и выразившаяся в «дерегулировании». Дерегулирование выразилось в макроэкономическом, рамочном и индикативном планировании, а также в государственном прогнозировании и программировании, например, [12, с.10].

Директивное планирование– одна из форм государственного регулирования, длительное время существовавшая в СССР и других социалистических странах.

Сущность директивного планирования заключалась в том, что до хозяйствующих субъектов из единого планового центра доводились планы работы, утверждались цены, прикреплялись поставщики, и регламентировался сбыт. Выполнение планов жестко контролировалось. Можно сказать, что при директивном планировании был, достигнут максимальный уровень вмешательства государства в экономику, например, [12, с.54].

Основой директивного общегосударственного планирования являлось функционирование в народном хозяйстве только одного собственника – государства, а важным условием применения директивного планирования являлось использование методов принуждения и поощрения выполнения планов.

План, подготавливаемый Госпланом, был в основном производственно-техническим, чем экономическим – макроэкономические показатели складывались из натуральных показателей, которые в свою очередь вытекали из производственного, технологического и др. планов и выступали их следствием. Соответственно из плана производства строился план распределения продукции, служивший основой установления хозяйственных связей. Каждый поставщик привязывался к своему потребителю, зная, сколько должен поставить ему своей продукции и наоборот, потребитель знал, кто ему поставляет сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия.

Поскольку планирование осуществлялось с помощью технических нормативов и материальных балансов, стоимостные, финансовые балансы были лишь дополнениями. Такое планирование не отвечало объективным требованиям усложнения экономики. Развивающаяся при такой форме регулирования экономика была экономикой дефицита.

Вследствие названных особенностей они были труднореализуемыми в масштабах страны и постепенно себя исчерпали.

Индикативное (рекомендательное) планирование является еще одной формой государственного регулирования рынка преимущественно при рыночных отношениях, например, [9, с.12].

В отличие от директивного планирования, при котором утвержденный план экономического развития страны приобретает силу закона и становится обязательным для всех звеньев экономики, общегосударственному планированию в ряде западных стран (Франция (см. приложение 1), Япония и др.) присущ индикативный характер.

 

Таблица 3.1.1 – Некоторые планы развития экономики Японии [11, с.11].

 

План и срок действий Цель
Пятилетний план экономического самообеспечения (1956-1960 гг.) Новый долгосрочный экономический план (1958-1962 гг.) План удвоения национального дохода (1961-1970 гг.) Среднесрочный экономический план (1964-1968 гг.) Пятилетний план создания державы благосостояния (1992-1996 гг.) Экономический и социальный план структурной реформы (1996-2000 гг.)   Достижение экономической независимости, обеспечение полной занятости Максимизация экономического роста, повышение уровня жизни, полная занятость Максимизация экономического роста, повышение уровня жизни, полная занятость Ликвидация диспропорций развития Значительное повышение жизненного уровня Осуществление кардинальной реформы экономической и социальной структур страны  

 

Индикативное планирование - механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, сочетающий ее госрегулирование с рыночным и нерыночным регулированием, основанный на разработке системы показателей (индикаторов) социально-экономического развития и включающий определение его общенациональных приоритетов.

В качестве индикаторов социально-экономического развития используются показатели динамики, структуры и эффективности экономики, состояния финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движения цен, занятости, уровня жизни населения и др, например, [9, с.52].

Главное содержание индикативного планирования заключается в обосновании целей, задач, направлений и методов реализации государственной социально-экономической политики и является действенной формой организации взаимодействия всех звеньев системы федеральных органов управления как между собой, так и с региональными органами управления. Индикативные планы позволяют органично соединить в едином документе концепции социально-экономической политики государства, прогнозы функционирования экономики, государственные программы, систему экономических регуляторов, поставки для государственных нужд, объемы государственных капитальных вложений и др.

В систему индикативного планирования вписывается и деятельность предприятий, т.к. индикативные планы составляются с целью помочь различным хозяйствующим субъектам ориентироваться при разработке собственных планов, исходя из показателей государственного индикативного плана. Индикативное планирование позволяет хозяйствующим субъектам, принимать самостоятельные решения, действовать наилучшим образом в своих и общественных интересах. Отсюда вытекает одна из главных задач - создание организационных и экономических условий для формирования и свободного функционирования рынка товаров, капиталов, рабочей силы в стране, а также выгодных внешних экономических связей. В их числе – централизованные финансовые и валютные средства и кредиты, налоговые рычаги, система амортизации, таможенные пошлины, лицензии и квоты, объемы поставок продукции для государственных нужд, определение условий функционирования государственных предприятий, например, [18, с.32].

Таким образом, непосредственная вовлеченность в плановый процесс всех хозяйствующих субъектов на основе равноправного взаимодействия государственных органов управления и всех хозяйствующих субъектов отличает индикативное планирование от директивного. Индикативное планирование выступает одновременно и средством государственного регулирования экономики, и средством ее саморегулирования, корректируя как дефекты рыночного механизма, так и изъяны прямого государственного вмешательства в воспроизводственные процессы.

По мере развития экономики и глобализации рынков индикативное планирование трансформируется в стратегическую свою форму. Суть стратегической формы индикативного планирования – в выборе главных долгосрочных приоритетов развития национальной экономики, каждое из которых получает статус целевой государственной программы, обеспеченной системой различного рода финансовых преференций.

Переход индикативного планирования от одной формы к другой предполагает повышение степени его зрелости, меры отлаженности взаимодействия всех институтов регулирования. Эволюция форм индикативного планирования «конъюнктурная» «структурная» «стратегическая» в развитых странах заняла десятилетия.

Стратегическое планирование как форма государственного планирования используется во Франции и других странах.

Объединение многих западных стран в Европейский Союз, обусловили необходимость перехода от индикативного планирования к стратегическому. Впервые стратегическое планирование получило свое воплощение в десятом плане развития экономики Франции, охватывающем 1989-1993 гг.

Десятый План 1989-1993 гг.: стратегия роста – добиться экономической конкурентоспособности, справиться с инфляцией, добиться 100% роста капиталовложений и т.д. , например, [8, с.42].

Суть стратегического планирования состоит в выборе главных приоритетов развития национальной экономики, ведущую роль, в реализации которых должно взять на себя государство.

Посредством стратегического планирования определяются пути, по которым предстоит идти обществу, решается, на каких рынках лучше действовать, какую технологию осваивать в первую очередь, как обеспечить социальное единство страны, на какие секторы экономики и общественные структуры при этом следует опираться.

Основная цель стратегического планирования - обеспечение достаточного потенциала для успешного развития национальной экономики. Исходя из этой цели, устанавливаются главные направления развития страны: укрепление национальной валюты, обеспечение занятости, образование, научные исследования, социальная защита населения и т.д.

Таким образом, сущность стратегического планирования состоит не в разработке и доведении многочисленных показателей до исполнителей, а в научной постановке целей предстоящего развития и выработке средств их достижения. Общегосударственное стратегическое планирование направлено на увязку всех факторов производства и поддержание сбалансированности натурально вещественных и финансово-стоимостных потоков, обеспечение рационального и эффективного использования ресурсов, например, [21, с.1].

Государственное экономическое прогнозирование основано на результатах анализа реального положения дел в экономике, существующих потребностей и возможностей использования всех факторов и имеющихся ресурсов, на учете тенденций развития науки, техники, интеллектуального потенциала, позволяет получить достоверные знания о том, что может произойти в экономике в тех или иных условиях.

Как правило, правительство поручает разработку подобных прогнозов одновременно нескольким авторитетным и постоянно выполняющим его заказы научно-исследовательским институтам. Из нескольких прогнозов выбирается один или производится какой-то симбиоз из них. В результате формируется целевой прогноз, служащий основой среднесрочного планирования финансов.

Государственное экономическое программирование представляет собой высшую форму государственного регулирования экономики. Это связано с чем, что социально-экономические программы базируются на экономических прогнозах, используют весь комплекс элементов государственного регулирования экономики и имеют целевую направленность. Экономические программы не только формулируют цели развития, но и определяют материальные, финансовые средства реализации этих целей.

В большинстве стран, где применяется экономическое программирование, подобные программы носят рекомендательный характер, но имеют строгую целевую направленность.

Объектами целевых экономических программ являются отрасли, регионы, социальная сфера и ее элементы, направления научных исследований.

Широко используется практика разработки общенациональных пятилетних планов, имеющих целью обеспечение экономического равновесия и стабильного развития, определяющих рекомендательные ориентиры динамики национального дохода, объемов производства, модернизации промышленности на основе достижений научно-технического прогресса, развития инфраструктуры, жилищного строительства, подготовки рабочей силы, например, [19, с.22].

Общенациональные экономические программы разрабатываются в Японии, Нидерландах, Скандинавских странах. В особых случаях разрабатываются чрезвычайные программы. Примерами могут служить программа структурной перестройки в Восточной Германии после ее объединения с ФРГ, программа восстановления послевоенной экономики Южной Кореи.

 

 


 

3.2.ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

 

Если касаться методов государственного регулирования, то четко классифицировать их нельзя, хотя некоторая общность все же присутствует. Можно только сказать, что они зависят от особенностей экономического развития страны и от самой социально-экономической системы.

Реализация целей государственного регулирования экономики на практике обеспечивается с помощью различных методов (экономических приемов, форм и способов целесообразного действия). Спектр применяемых методов постоянно расширяется, причинами этого служат: во-первых, постоянный рост масштабов и усложнение структуры экономики как народнохозяйственного комплекса; во-вторых, необходимость предугадывать факторы, оказывающие влияние на развитие национальной экономики, при этом реагирование на изменения экономической ситуации должно быть по возможности опережающим, например, [20, с.125].

При выборе конкретных методов воздействия очень важно знать сущность и специфику каждого метода, структурную соподчиненность различных методов регулирования, непротиворечивость взаимодействия и т.д.

По критерию «степень непосредственного воздействия государства на процесс принятия субъектами управленческих решений» различают методы прямого воздействия и методы косвенного воздействия.

Прямые методы государственного регулирования оказывают непосредственное воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов, они вынуждают их принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписании государства

Косвенные методы предусматривают использование инструментов и форм воздействия государства на частное предпринимательство с точки зрения обеспечения макроэкономических пропорций расширенного воспроизводства, т.е. государство не вмешивается в процесс принятия решений экономическими субъектами, а создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствовали бы государственной экономической политике, например, [20, с.350].

Преимущество косвенных методов заключается в том, что они не нарушают рыночную ситуацию, а недостатком – определенный временной лаг, возникающий между моментами принятия государством мер, реакции на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах.

По организационно-институционному критерию принято различать административные и экономические методы государственного регулирования экономики.

Административные методы базируются на силе государственной власти, включают меры запрета, разрешения и принуждения (квотирование, лицензирование, утверждение правил приватизации), предусматривают организацию управления предприятиями государственного сектора экономики и государственной собственностью. Совокупность административных методов охватывает регулирующие действия, связанные с обеспечением правовой инфраструктуры, и имеет целью создание правовых условий, наиболее благоприятных для частного сектора.

Административные методы регулирования направлены на обеспечение стабильной юридической обстановки для деловой жизни, защиту окружающей среды, гарантирование права собственности и свободы принятия экономических решений, например, [20, с.400].

В странах с развитыми формами рыночных отношений административные методы регулирования экономики в обычных условиях используются мало, тогда как в критическое время (во время войны, кризисного положения в экономики) роль этих методов регулирования резко возрастает.

Экономические методы представляют собой меры государственного воздействия, с помощью которых создаются определенные условия, направляющие развитие рыночных процессов в нужное государству русло. Эти меры регулирования связаны или с созданием дополнительного материального стимула, или с опасностью финансового ущерба.

В экономических средствах переплетаются прямые и косвенные методы. Например, в использовании такого метода регулирования как учетная ставка прямым воздействием будет являться установлении учетной ставки Центральным банком на основе проводимой им дисконтной политики, а косвенным – влияние этой ставки на развитие кредитных отношений, изменение ссудного процента и движение ссудного капитала.

Рассмотрим несколько наиболее часто используемых экономических методов регулирования экономики.

Средства финансовой (бюджетной, фискальной) политики

Средства денежно-кредитной политики

Государственное экономическое прогнозирование

Государственное экономическое программирование

Воздействие государственного сектора экономики, являющегося самостоятельным комплексным инструментом.

Финансовая политика– многоплановое понятие, трактуемое с одной стороны, как совокупность мер прямого воздействия по реализации бюджетно-налоговых, фискальных целей экономической политики, а с другой стороны, как реализация финансовых мер, составляющих часть государственной экономической политики в целом.

Бюджетно-налоговая система – один из существенных рычагов реального экономического воздействия государства на хозяйствующие процессы. Масштабы государственного бюджета, определяемые уровнем доходов, их долей в валовом внутреннем продукте (ВВП), создают реальные возможности влияния на социально-экономические процессы. Учитывая, что налоги являются важнейшим источником доходной части бюджета, а также механизмом перераспределения первичных доходов предприятий, фирм, граждан, государству необходимо постоянно совершенствовать налоговую систему, приводя ее в соответствие с задачами социально-экономического развития страны, например, [20, с.99].

Переход к рыночным отношениям, разгосударствлению и приватизация существенным образом изменили налоговую базу: центр тяжести налогообложения был перенесен на доходы предприятий частного сектора; изменилась структура доходов хозяйствующих субъектов; изменилась отраслевая структура народного хозяйства – увеличилась сфера услуг, частной торговли.

Корректировка налоговой системы в соответствии с новой обстановкой в народном хозяйстве страны в большей степени будет служить эффективным средством формирования доходной части бюджета и тем самым создавать большие возможности для государственного воздействия на экономику. Кроме того, влияние налоговой системы на экономику связано с совершенствованием размеров налогообложения (налоговых ставок), механизма селективного определения объектов льготного налогообложения.

Значительный резерв усиления регулирующей роли бюджетно-налоговой системы заложен в возможностях совершенствования механизма бюджетного федерализма, способного более полно обеспечивать выравнивание уровней социально-экономического развития страны.

Денежно-кредитная политикаявляется важнейшим средством воздействия государства на хозяйственные процессы и относится к косвенным методам регулирования.

Денежно-кредитная политика государства должна быть направлена, прежде всего на обеспечение устойчивого денежного обращения, непосредственно связанного с нуждами процесса воспроизводства, на основе устойчивой национальной валюты и стабильных цен, например, [20, с.333].

В процессе реализации денежно-кредитных способов регулирования экономики тесно переплетаются прямые и косвенные методы.

К прямому экономическому воздействию будут относиться:

Целевое кредитование – выражается в существовании специальных кредитно-финансовых учреждениях, осуществляющих кредитование той или иной отрасли по более льготным ставкам. Эти банки, как правило, пользуются определенными льготами в своей деятельности. Кредитование осуществляется на строго установленные цели и в определенных размерах;

Установление кредитных «потолков» - есть не что иное, как ограничение объемов кредитов тех или иных видов, что позволяет сдерживать чрезмерную кредитную активность в отдельных сферах хозяйственной деятельности;

Прямой контроль за установлением уровня процентных ставок связан с установлением Центральным банком ставки рефинансирования (нормы процента – платы за кредит), с определением нормы обязательного резервирования средств коммерческих банков в Центральном банке, например, [20, с.251].

Более широко используются косвенные методы денежно-кредитного регулирования:

Регулирование минимальных резервных требований;

Осуществление дисконтной политики (регулирование учетных ставок по кредитам);

Купля-продажа иностранной валюты;

Регулирование ставки рефинансирования коммерческих банков;

Изменение курса национальной валюты;

Эмиссия денег в обращение в рамках определенных нормативов;

Продажа-скупка государственных ценных бумаг.

Государственный сектор в экономике еще один метод регулирования экономики, он имеет некоторую специфичность, которая проявляется в формировании экономического потенциала страны, а также он сам является объектом регулирования. Государственный сектор в экономики представлен хозяйственными предприятиями, находящиеся в государственной собственности. В таблице 3.2.1. представлена структура государственного сектора на примере России.

Таблица 3.2.1. – Отраслевая структура государственного сектора [20, с.435].

 

Отрасль Удельный объем продукции, производимый государственным сектором, к общему объему (%)
Топливно-энергетический комплекс
Черная металлургия 1,5
Цветная металлургия 2,4
Гражданское машиностроение
Химическая и нефтехимическая промышленность
Микробиология
Медицина
Оборонный комплекс
Лесопромышленный комплекс
Предприятия связи
Транспортные перевозки 58,4
Сельскохозяйственное производство 17,4
Общий объем производства 8,9
Жилищно-коммунальное хозяйство 70,9
Культура 58,9
Наука

 

В странах Европы же государственный сектор по его доле в ВВП колеблется от 23,2 % в Греции, Нидерландах – до 8,3 %, большая часть государственных предприятий преобладают в электроэнергетике, на транспорте и в связи, например, [21, с.550]. Во Франции, Италии, Австрии, Испании и Португалии велика доля государственного сектора в металлургии, судо- и автостроении, в химической и пищевой промышленность, атомной энергетике.

Государственный сектор характеризуется наличием полезных ископаемых, запасами продовольствия, а также объемом пакетов акций, долей на финансовом рынке.

Государственный сектор реальной экономики как инструмент воздействия на социально-экономические процессы используется для решения следующих задач:

Поддержка занятости на основе сохранения существующих рабочих мест и создания новых;

Формирование рациональной структуры народного хозяйства посредством реконструкции действующих и строительства новых предприятий в развевающихся отраслях производства;

Развитие науки, обеспечение технологического применения ее результатов, подготовка научных кадров, например, [21, с.570].

Использование государственного сектора в качестве регулятора хозяйственной жизни общества остро ставит проблему повышения эффективности его функционирования. Несомненно, специфика той ниши в экономики, которую занимают предприятия и организации государственного сектора непосредственно сказывается на уровне его эффективности, но сама данная проблема.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Таким образом, было выяснено, что основным регулятором рыночной экономики является государство.

В работе были выяснены поставленные автором задачи, сделаны выводы : государство целенаправленно воздействует на объекты регулировании, для достижения равновесного роста общей экономической системы. Основными целями является: социально-экономическая стабильность, экономическая безопасность, обеспечение национальных преимуществ, адаптация рынка к различным экономическим ситуациям.

Были рассмотрены основные формы и методы, которыми государство пользуется для достижения поставленных целей.

К формам государственного регулирования рыночной экономики относятся: антициклическое планирование, директивное, индикативное, стратегическое планирование, государственное экономическое прогнозирование, государственное экономическое программирование. Все перечисленное помогает осуществлять координацию рынка.

Экономические функции государства выполняются благодаря применению экономических и административных методов регулирования, которые подразделяются на прямые и косвенные, административные и экономические, например, [18, с.132].

Охарактеризовав основные методы и формы регулирования, можно сказать, что регулирование рыночной экономики будет успешным, если применять указанные формы и методы в совокупности, а не по отдельности.

Адам Смит убедительно показал, как рыночные механизмы перераспределяют капитал по отраслям самым оптимальным образом, выравнивают при этом прибыль в различных отраслях и делают цены минимально возможными при данном уровне развития экономики (производительности труда). Если какого-либо товара на рынке не хватает, стоимость его завышена и капитал получает повышенную, относительно среднего уровня, прибыль, в эту отрасль за своей выгодой устремляется капитал из других отраслей. Производство товара растёт, стоимость падает, пока прибыль не достигнет положенных ей размеров. Так капиталист создаёт максимальное благо для общества. Этот механизм классик назвал «Невидимой Рукой рынка», и это название закрепилось в экономической теории как обозначение действия рыночных механизмов, например, [18, с.99].

В процессе развития экономической науки и практики было выявлено, что действие «невидимой руки рынка», во-первых, актуально только в условиях совершенной конкуренции, а во-вторых, зачастую приводит к отрицательным экономическим и социальным последствиям для общества.

Одной из центральных проблем экономической теории является проблема соотношения действия рыночных механизмов и государственного регулирования в условиях рыночной экономики.

Противопоставлять рынок и государство бессмысленно, прежде всего, потому, что, с одной стороны, государство является источником законов, определяющих важнейшие институты рыночной экономики. Вся система рыночного обмена, оформляемая в виде добровольных сделок (трансакций), на самом деле базируется на системе тщательно разработанных законодательных установлений, не только упорядочивающих рыночные отношения, но и предусматривающих определенные меры, принуждающие к их исполнению. Обеспечение прав собственности, составляющей основу рыночной экономики, это тоже важнейшая прерогатива государства. С другой стороны, эффективно функционирующая рыночная экономика создает предпосылки для выполнения государством возложенных на него функций, причем не только за счет формирования бюджетных доходов, но и создания основы для формирования и развития демократических институтов. Поэтому эффективное государство, как правило, сочетается с эффективной экономикой и наоборот, например, [18, с.88].

Главное предназначение государственного регулирования в современной концепции развития рыночных отношений - определение социально-экономической политики государства, выработка и применение на практике организационно-правовых и экономических механизмов ее реализации; регламентация хозяйственной жизни страны в целом и субъектов рынка в частности; обеспечение гарантий устойчивого социального и экономического развития общества, то есть Речь идет о таком усилении государственного влияния, которое, не ущемляя самостоятельности субъектов рынка, призвано способствовать консолидации их деятельности в интересах всего общества. Государство при этом должно обеспечить защиту достигнутых позитивных ценностей в экономике - многоукладности, хозяйственного равноправия субъектов рынка различных форм собственности, конкуренции, свободы предпринимательства, внешней открытости - и содействовать их развитию, например, [18, с.75].

На основе проведенного теоретического анализа было выяснено, что государство должно быть полноправным участником рыночного хозяйства, а роль государства должна состоять в координации деятельности рыночных агентов для достижения стратегических целей и обеспечивать доступными средствами позитивные преобразования и сдерживать (и компенсировать) негативное воздействие.

 

 

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

 

1.Агапова, Т.А. Макроэкономика: Учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. - М.:МФПСинергия,2013.560 c.

2.Аносова, А.В. Макроэкономика. Сборник задач и упражнений: Практическое пособие / А.В. Аносова, И.А. Ким; Под ред. С.Ф. Серегина. - М.: Юрайт, 2013. - 154 c.

3.Аносова, А.В. Макроэкономика. Сборник задач и упражнений: Практическое пособие / А.В. Аносова, И.А. Ким; Под ред. С.Ф. Серегина. - М.: Юрайт,2013. - 154 c.
4. Аносова, А.В. Макроэкономика: Учебник для бакалавров / А.В. Аносова, И.А. Ким, С.Ф. Серегина. - М.: Юрайт, 2013. - 521 c.

5.Антипина, О.Н. Макроэкономика: Учебник / О.Н. Антипина, Н.А. Миклашевская. - М.: ДиС, 2014. - 496 c.

6. Базылев, Н.И. Курс макроэкономики в таблицах и схемах: Учебное пособие / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. - Мн.: Совр. школа, 2010. - 144 c.

7. Басовский, Л.Е. Макроэкономика: Учебник / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 202 c.

8. Бродский, Б.Е. Макроэкономика: Продвинутый уровень: Курс лекций / Б.Е. Бродский. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2012. - 336 c.

9. Васильев, В.П. Макроэкономика: Учебное пособие / В.П. Васильев, Ю.А. Холоденко. - М.: ДиС, 2013. - 208 c.

10. Воронин, А.П. Макроэкономика. Экономическая теория в вопросах и ответах: учебное пособие / А.П. Воронин. - М.: Экономика, 2014. - 190 c.

11. Воронин, А.Ю. Макроэкономика - I: Учебное пособие / А.Ю. Воронин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 110 c.

12. Гатаулин, А.М. Экономическая теория: микро- и макроэкономика: Учебное пособие / А.М. Гатаулин. - М.: ФиС, 2013. - 432 c.

13. Гусейнов, Р.М. Макроэкономика: Учебное пособие для бакалавров / Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. - М.: Омега-Л, 2014. - 254 c.

14. Даниленко, Л.Н. Экономическая теория: курс лекций по микро- и макроэкономике: Учебное пособие / Л.Н. Даниленко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 576 c.

15. Журавлева, Г.П. Макроэкономика: Учебное пособие / Г.П. Журавлева. - М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2014. - 127 c.

16. Золотарчук, В.В. Макроэкономика: Учебник / В.В. Золотарчук. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 608 c.

17. Зороастрова, И.В. Микроэкономика. Макроэкономика: сборник кейсов: Учебное пособие для преподавателей / А.В. Аносова, И.В. Зороастрова, А.А. Касаткина; Под ред. А.В. Аносова, С.Ф. Серегина. - М.: Маркет ДС, 2013. - 384 c.

18. Ким, И.А. Сборник заданий по макроэкономике: Учебное пособие для студентов вузов и учащихся 10-11 классов (профильный уровень образования) / И.А. Ким.М.:Вита-Пр.,2013. - 144 c.

19. Лихтенштейн, В.Е. Информационные технологии в бизнесе. Практикум: применение системы Decision в микро- и макроэкономике: Учебное пособие / В.Е. Лихтенштейн. - М.: ФиС, 2013. - 512 c.

20. Мэнкью, Н.Г. Макроэкономика / Н.Г. Мэнкью, М. Тейлор; Пер. с англ. А.П. Смольский. - СПб.: Питер, 2014. - 560 c.

21. Никифоров, А.А. Макроэкономика: Научные школы, концепции, экономическая политика: Учебник / А.А. Никифоров. - М.: ДиС, 2013. - 624 c.

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 

Индикативные планирование, рассмотренное на примере Франции.

 









Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.