Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







АНАЛИЗ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА





1. Вид анализа –операционный, внутриорганизационный, тематический, количественно-качественный, стратегический, регулярный, углубленный (может быть и экспресс-анализ), автоматизированный, отчётный, сплошной, специальный или плановый.

 

2. Название задачи –анализ производительности труда

 

3. Цели решения задачи– выявить резервы и пути повышения производительности труда, определить эффективность использования предприятием трудовых ресурсов и рабочего времени

4. Сущность основных понятий и анализируемые показатели и параметры

Производительность труда – основной показатель экономической эффективности производства отрасли и каждого предприятия, это экономическая категория, выражающая степень плодотворности целесообразной деятельности людей по производству материальных и духовных благ.

 

Параметры Показатели
  · Категория работника (для руководителей: рост прибыли, доля на рынке, рост числа клиентов, увеличение лбгот, рост зар. платы работников и т.п.) · Качество работы · Объем работы · Знание работы (квалификация) · Своевременность выполнения работы · Личностные качества (инициативность, надежность, коммуникативность) · Время работы   Обобщающие показатели · среднегодовая, среднедневная,среднечасовая выработка продукции одним рабочим, · среднегодовая выработка продукции на одного работника в стоимостном выражении. Частные показатели · затраты времени на производство единицы продукции определенного вида (трудоемкость продук­ции) · выпуск продукции определенного вида в натуральном выражении за один человекодень или человекочас. Вспомогательные показатели · затраты времени на выполнение единицы определенного вида работ объем выполненных работ за единицу времени.

 



Уровень производительности может быть измерен с помощью показателей выработки и трудоемкости.

Выработка

  • — объем произведенной продукции
  • — затраты рабочего времени

Обратным показателем является трудоемкость (t)

При определении производительности труда следует различать нормативную (затраты времени по действующим нормам); плановую (планируемые затраты на единицу продукции) и фактическую трудоемкость продукции (это действительные затраты времени).

В зависимости от круга работников, труд которых включается в трудоемкость, различают производственную (затраты труда основных рабочих), полную (основные + вспомогательные рабочие) и общую трудоемкость (все промышленно производственное предприятие).

 

Выработка может считаться для разных периодов.

  • Средняя часовая выработка. Это отношение объема произведенной продукции к числу человеко-часов, отработанных в течение данного периода времени.
  • Средняя дневная выработка. Показывает какой объем продукции был произведен каждый день в течение определенного периода времени. Для того чтобы вычислить среднюю дневную выработку времени необходимо объем произведенной продукции разделить на число человеко-дней затраченных на производство данного объема (время изготовления данного объема).
  • Средняя месячная выработка. Представляет собой отношение объема произведенной за месяц продукции к среднесписочной численности рабочих. Аналогично может быть вычислена выработка за квартал или год.

 

Показатели производительности труда классифицируются по способу выражения результатов труда: стоимостному, натуральному и трудовому.

Натуральные показатели возможно и целесообразно применять для характеристики производительности труда в бригадах, на участках и на индивидуальном рабочем месте.

Показатели в трудовом измерении можно применять в случаях, когда на рабочих местах, в бригадах и на участках производится большое количество разнообразной продукции, ассортимент которой часто меняется (измеряется в нормо-часах).

Стоимостные показатели целесообразно использовать на уровне предприятия, отраслей и для экономики в целом.

По типу используемых показателей методы измерения производительности труда на уровне предприятия, организаций и их структурных подразделений можно классифицировать на многофакторные, векторные и многокритериальные.

Многофакторные методы подразумевают построение единого показателя.

Векторные методы предполагают измерение производительности труда с помощью набора различных частных показателей.

Многокритериальные методы используют единый показатель, но полученный агрегированием группы частных показателей с помощью ранжирования или взвешивания.

Можно различать следующие виды показателя производительности труда:

индивидуальная производительность труда — это производительность отдельного конкретного работника или на данном производственном участке, предприятия;

локальная производительность труда — в регионе или отрасли;

общественная производительность труда — по нар. хозяйству, эк-ке страны в целом.

 

Производительность труда изменяется под воздействием факторов, которые могут быть внешними по отношению к предприятию и внутренними.

К внешним факторам относятся:

  • природные — в сложных природных условиях (туман, жара, холод, влажность) производительность труда снижается;
  • политические — по воле государства происходит накопление капитала в руках немногих, что приводит к массовому охлаждению к труду;
  • общеэкономические — кредитная, налоговая политика, системы разрешений (лицензий) и квот, свобода предпринимательства и т. д.

Внутренние факторы:

  • изменение объема и структуры производства;
  • применение достижений науки и техники в производстве;
  • совершенствование организации производства и управления на предприятии;
  • совершенствование организации и стимулирования труда.

Влияние отдельных факторов на среднюю выработку:

На среднее количество дней, отработанных одним рабочим за год влияют целодневные простои, неявки на работу с разрешения администрации, по болезни, прогулы;

На среднюю продолжительность рабочего дня оказывают влияние внутрисменные простои, сокращение рабочего дня для подростков и кормящих матерей, сверхурочные работы. При анализе нужно выявить причины любых неоправданных потерь рабочего времени и наметить пути устранения этих причин;

На среднечасовую выработку одного рабочего влияют: выполнение норм выработки рабочими-сдельщиками, изменение структуры продукции, т.е. удельного веса изделий с различной трудоемкостью и ценой, осуществление организационно-технических мероприятий, направленных на сокращение трудоемкости изготовления продукции.

 

Факторы роста производительности труда

Научно-технические Организационные Структурные Социальные
  • Внедрение новой техники и технологий
  • Механизация и автоматизация производства
  • Изменение в структуре парка или модернизация оборудования
  • Изменение конструкции изделий, качества сырья, применение новых видов материалов
  • Прочие факторы
  • Увеличение норм и зон обслуживания
  • Специализация производства и расширение объема поставок
  • Изменение реального фонда рабочего времени
  • Сокращение потерь от брака продукции
  • Снижение числа работников, не выполняющих нормы.
  • Прочие факторы
  • Изменение объема производства
  • Изменение удельного веса отдельных видов продукции и отдельных производств в общем объеме.
  • Прочие факторы
  • Изменение качественного уровня персонала
  • Изменение отношения работников ктруду
  • Изменение условий труда
  • Прочие факторы

 

На предприятии могут быть резервы роста производительности труда — это неиспользованные возможности по интенсификации труда, по количественному и качественному наращиванию кадрового и производственного потенциала и т. д. Резервы подразделяются на текущие и перспективные.

Эффективное использование персонала предприятия зависит от умения руководства воздействовать на способности работника к труду, с тем чтобы направить их в нужном для фирмы направлении.

 

Исходя из указанных целей выделяют следующие задачи статистического изучения производительности труда:

1) измерение уровня производительности труда;

2) изучение выполнения плана и динамики производительности труда;

3) определение степени выполнения норм выработки рабочими;

4) анализ уровня и динамики производительности труда – изучение факторов производительности труда и выявления резервов ее дальнейшего повышения;

5) анализ взаимосвязи производительности труда с другими экономическими показателями, характеризующими результаты работы предприятия.

 

5. Входные документы:отчет о реализации продукции, должностные инструкции, штатные расписания, объяснительные записки, служебные (докладные) записки, справки, приказы (как по производственным вопросам, так и по личному составу), распоряжения, трудовые договоры, отчет о прибылях и убытках и т.п.

6. Выходные документы:распоряжения, пояснительные записки, приказы, должностные инструкции, программа оптимизации производства, план производства на будущий период, карты прав и ответственности за достижения целей, как для отдельных подразделений, так и по комплексным межфункциональным видам деятельности. В этих документах должны быть четко регламентированы: сфера ответственности, конкретные результаты, за достижение которых устанавливается ответственность, права, которыми наделяются подразделения для достижения результатов.

 

7. Список используемых методов:метод абсолютных и относительных разниц, метод ЦП, корреляционный метод, анкетирование, регрессионный метод, теория игр, комиссии и конференции, дельфийский метод и т.д.

8. Методика анализа

1) Метод абсолютных разниц(расчетные, детерминированное моделирование)

Наиболее обобщающий показатель производительности труда — среднегодовая выработка продукции одним работником.Его величина зависит не только от выработки рабочих, но и от удель­ного веса последних в общей численности персонала, а также от количества отработанных ими дней и продолжительности рабоче­го дня

Среднегодовую выработку продукции одним работником мож­но представить в виде произведения следующих факторов:

ГВ = Уд*Д *П*ЧВ

Расчет влияния данных факторов производится одним из спо­собов детерминированного факторного анализа. На основании имеющихся данных сделаем этот расчет, используя метод абсолютных разниц.

Основой расчета является абсолютная разница между фактическими и базисными значениями факторного показателя (ФП).

Правило: Если ФП в расчетной формуле стоит ПЕРЕД измеряемым, то используется его ФАКТИЧЕСКОЕ значение;

Если ПОСЛЕ – БАЗИСНОЕ значение.

 

Исходные данные для факторного анализа производительности труда

Показатель Значение показателя Изменение
T0 (базисные) T1(факт)
Среднегодовая численность персонала -
В том числе рабочих +4
Удельный вес рабочих в общей численности работников (Уд) 0,8 0,82 +0,02
Отработано дней одним рабочим за год (Д) -10
Отработано часов всеми рабочими, ч 280 800 264 450 -16 350
Средняя продолжительность рабочего дня, ч (П) 7,8 7,5 -0,5
Производство продукции в ценах базисно­го периода, тыс. руб. 80 000 83 600 +3600
Среднегодовая выработка одного работника, тыс. руб. (ГВ) +18,0
Выработка рабочего: среднечасовая, руб. (ЧВ)   284,9   316,13   +31,23

 

Из данных видно, что среднегодовая выработка одного работника, занятого в основном производстве, увеличилась на 18 тыс. руб., в том числе за счет изменения:

 

а) удельного веса рабочих в общей численности персонала пред­приятия

∆ГВуд = ∆Уд *До * По * ЧВ0 = (+0,02) * 225 *7,8 * 284,9 = = +10 тыс. руб.;

 

б) количества отработанных дней одним рабочим за год

∆ГВд = Уд1 * ∆Д * По * ЧВ0 = 0,82 * (-10) * 7,8 * 284,9 = —18,2 тыс. руб.;

 

в) продолжительности рабочего дня

∆ГВП = Уд1 * Д1 * ∆П * ЧВ0= 0,82 *215* (-0,3) * 284,9 = —15,1 тыc. руб.;

 

г) среднечасовой выработки рабочих

∆ГВЧВ= Уд1 * Д1 * П1 * ∆ЧВ = 0,82 * 215 * 7,5 * 31,23 = +41,3 тыс. руб.

Проверка: +10 – 18,2 – 15,1 + 41,3 = 18 тыс. руб.

2) Метод цепных подстановок(расчетные, детерминированное моделирование)

При использовании этого метода строится базисная модель, в которой для измерения влияния одного из факторов на результативный показатель базисное значение фактора заменяется на фактическое, при этом значения остальных факторов остаются неизменными. Последующее сопоставление результативных показателей до и после замены анализируемого фактора дает возможность рассчитать его влияние на результативный показатель.

В первом расчете все показатели базисные (плановые, прогнозные), в последнем – фактические.

Правило: число расчетов на 1 больше, чем число факторных показателей расчетной формулы.

В использование метода ЦП важно обеспечить строгую последовательность подстановок, т.к. их произвольная последовательность может привести к неправильным результатам. В практике анализа сначала выявляется влияние количественных показателей, а затем качественных.

ГВ = Уд*Д *П*ЧВ

Базисная модель: ГВ0 = Уд000*ЧВ0 = 0,8*225*7,8*284,9 = 399999,6

Последовательные корректирующие подстановки:

ГВ1 = Уд100*ЧВ0 = 0,82*225*7,8*284,9 = 409999,59

ГВ2 = Уд110*ЧВ0 = 0,82*215*7,8*284,9 = 391777,386

ГВ3 = Уд111*ЧВ0 = 0,82*215*7,5*284,9 = 376709,025

ГВ4 = Уд111*ЧВ1 = 0,82*215*7,5*316,13 = 418002,8925

Влияние факторов:

∆ГВ∆Уд = ГВ1 – ГВ0 = 409999,59 – 399999,6 = +9999,99

∆ГВ∆Д = ГВ2 – ГВ1 = 391777,386 - 409999,59 = -18222,204

∆ГВ∆П = ГВ3 – ГВ2 = 376709,025 - 391777,386 = -15068,361

∆ГВ∆П = ГВ4 – ГВ3 = 418002,8925 - 376709,025 = +41293,8675

Баланс отклонений: ГВ4 – ГВ0 = 418002,8925 - 399999,6 = +18003,2925

Проверка: +9999,99-18222,204-15068,361+41293,8675 = +18003,2925

3) Метода относительных разниц(расчетные, детерминированное моделирование)

Анализ влияния данных факторов на производительность труда может быть проведен и методом относительных разниц, в этом случае используются исходные данные, которые содержат относительные отклонения факторных показателей в процентах.

 

Определим относительные отклонения по каждому из факторных показателей:

∆Уд% = (0,82-0,8):0,8 * 100% = + 2,5%

∆Д% = -10:225*100% = - 4,44%

∆П% = -0,5:7,8*100% = - 6,41%

∆ЧВ% = 31,23:284,9*100% = + 10,96%

Определим влияние изменения каждого фактора:

∆ГВ∆Уд = 399999,6* 2,5%:100% = +9999,99

∆ГВ∆Д = ((399999,6 + 9999,99 ) * (- 4,44%)):100% = -18203,98

∆ГВ∆П = ((399999,6 + 9999,99 + (-18203,98)) * (- 6,41%)):100% = -25114,01

∆ГВ∆ЧВ = ((399999,6 + 9999,99 + (-18203,98) + (-25114,01)) * (10,96%)):100% = + 40188,29

Погрешности вызваны округлениями при расчетах.

4) Корреляционный анализ(расчетные, стохастическое моделирование)

Одна из наиболее распространенных задач статистического исследования состоит в изучении связи между выборками. Обычно связь между выборками носит не функциональный, а вероятностный (или стохастический) характер. В этом случае нет строгой, однозначной зависимости между величинами.

Корреляционный анализ состоит в определении степени связи между двумя случайными величинами X и Y. В качестве меры такой связи используется коэффициент корреляции.

Коэффициент корреляции изменяется от -1 (строгая обратная линейная зависимость) до 1 (строгая прямая пропорциональная зависимость). При значении 0 линейной зависимости между двумя выборками нет.

Рассмотрим динамику производительности труда на территории Курской области:

Год Производительность труда в сопоставимых ценах 2008 г., тыс. руб./чел Среднегодовая численность занятых в экономике, чел ВРП в сопоставимых ценах 2008 г., млн. руб.
148,78 91742,69
148,53 90069,22
158,23 96186,95
174,15 103025,7
216,4 127202,3
219,37 131711,2
238,4 141678,4
254,92 151338,8
283,83 167991,3

Необходимо определить, что лежит в основе повышения производительности труда в Курской области.

Наиболее очевидным фактором является капиталовооруженность, при этом рост эффективности вложений в основной капитал предполагает повышение технологического уровня производств, так как устаревшие средства производства при снижении численности занятых в экономике не могут обеспечить увеличение производительности после определенного порогового значения. Иными словами, теоретически на территории Курской области возможна ситуации, при которой излишняя капиталовооруженность будет приводить к дополнительным затратам по содержанию и утилизации, не влияя на производительность труда.

Помимо капиталовооруженности, на уровень производительности труда на территории Курской области влияют квалифицированность рабочей силы и стремление людей к получению знаний и навыков, что предполагает повышение ценности знаний в обществе и формирование принципиально отличающихся подходов к дальнейшей трудовой деятельности.

Немаловажным фактором повышения производительности труда является оптимальность его организации, которая, с нашей точки зрения, определяется, прежде всего, эффективностью бюрократического аппарата и институциональной структурой бизнес-среды региона. Развитие конкуренции на территории Курской области является фактором повышения производительности труда.

Объектом анализа выступает производительность труда, рассчитанная как отношение объема ВРП в ценах 2008 г. с учетом ИПЦ к среднегодовой численности занятых в экономике. Признаками объекта являются:

 численность малых предприятий на территории Курской области;

 капиталовооруженность;

 численность студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования Курской области на начало учебного года;

 процент занятых в экономике Курской области, имеющих высшее профессиональное образование

Год Производительность труда, тыс. руб./чел Капиталовооруженность, млн. руб занятого в экономике X*Y Y^2 X^2
148,78 0,1286 19,133108 22135,4884 0,01653796
148,53 0,1372 20,378316 22061,1609 0,01882384
158,23 0,187 29,58901 25036,7329 0,034969
174,15 0,2349 40,907835 30328,2225 0,05517801
216,4 0,2254 48,77656 46828,96 0,05080516
219,37 0,2164 47,471668 48123,1969 0,04682896
238,4 0,2265 53,9976 56834,56 0,05130225
254,92 0,2668 68,012656 64984,2064 0,07118224
283,83 0,2854 81,005082 80559,4689 0,08145316
Сумма 1842,61 1,9082 409,27184 396891,997 0,42708058
Среднее 204,7344444 0,212022222 45,474648 44099,1108 0,0474534
           
cov 2,066396457        
Sx 0,049999751        
Sy 46,72170828        
R 88,456%        
           
Год Производительность труда, тыс. руб./чел Численность малых предприятий, тыс X*Y Y^2 X^2
148,78 2,8 416,584 22135,4884 7,84
148,53 2,8 415,884 22061,1609 7,84
158,23 474,69 25036,7329
174,15 3,7 644,355 30328,2225 13,69
216,4 4,3 930,52 46828,96 18,49
219,37 4,3 943,291 48123,1969 18,49
238,4 953,6 56834,56
254,92 4,9 1249,108 64984,2064 24,01
283,83 2270,64 80559,4689
Сумма 1842,61 37,8 8298,672 396891,997 179,36
Среднее 204,7344444 4,2 922,07467 44099,1108 19,9288889
           
cov 62,19        
Sx 1,512907429        
Sy 46,72170828        
R 87,981%        
           
Год Производительность труда, тыс. руб./чел Численность студентов образ.учреждений высшего проф. образ. на начало уч.года, тыс. чел. X*Y Y^2 X^2
148,78 31,7 4716,326 22135,4884 1004,89
148,53 5644,14 22061,1609
158,23 46,9 7420,987 25036,7329 2199,61
174,15 50,7 8829,405 30328,2225 2570,49
216,4 52,7 11404,28 46828,96 2777,29
219,37 58,2 12767,334 48123,1969 3387,24
238,4 14065,6 56834,56
254,92 65,4 16671,768 64984,2064 4277,16
283,83 64,5 18307,035 80559,4689 4160,25
Сумма 1842,61 467,1 99826,875 396891,997 25301,93
Среднее 204,7344444 51,9 11091,875 44099,1108 2811,32556
           
cov 466,1573333        
Sx 10,84967997        
Sy 46,72170828        
R 91,960%        
           
Год Производительность труда, тыс. руб./чел Процент занятых в экономике, имеющих высшее профессиональное образование X*Y Y^2 X^2
148,78 17,5 2603,65 22135,4884 306,25
148,53 21,9 3252,807 22061,1609 479,61
158,23 20,4 3227,892 25036,7329 416,16
174,15 19,4 3378,51 30328,2225 376,36
216,4 25,3 5474,92 46828,96 640,09
219,37 20,6 4519,022 48123,1969 424,36
238,4 23,8 5673,92 56834,56 566,44
254,92 25,5 6500,46 64984,2064 650,25
283,83 25,4 7209,282 80559,4689 645,16
Сумма 1842,61 199,8 41840,463 396891,997 4504,68
Среднее 204,7344444 22,2 4648,9403 44099,1108 500,52
           
cov 103,8356667        
Sx 2,771281292        
Sy 46,72170828        
R 80,195%        

Таким образом, к факторам повышения производительности труда в Курской области, выраженным в количественных показателях, в период 2000–2008 гг. относятся численность студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, капиталовооруженность и численность малых предприятий.

Влияние малого предпринимательства на производительность труда требует отдельного анализа. Малый бизнес на территории Курской области в большинстве случаев не является высокотехнологичным, более трети малых предприятий заняты в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта бытовой техники, тем не менее, развитие малого бизнеса выступает одним из основных индикаторов повышения качества конкурентной среды, что позволяет оптимизировать структуру управления и добиться большей эффективности использования факторов производства.

Относительно низкая степень корреляции между процентом занятых в экономике, имеющих высшее профессиональное образование, и уровнем производительности труда, с нашей точки зрения, объясняется отсутствием достаточного количества рабочих мест, позволяющих выпускаемым вузами специалистам трудоустроиться в Курской области. Не соответствующая полученной специальности занятость приводит к возникновению фактора излишней квалификации работников, что негативно сказывается на производительности труда.

Повышение производительности труда на территории Курской области в долгосрочной перспективе предполагает формирование региональной инновационной системы, отвечающей современным требованиям процесса коммерциализации научных разработок.

 

5) Метод анкетирования(эвристические, оценочные, бескритериальные)

К самым известным и часто используемым методам оценки производительности труда персонала предприятия относятся объединенные опросники: 16PF Р.Кеттела, CПM-АB, Калифорнийский опросник CPI и Фрайбургскую методику FРI. Имея в составе весь комплекс факторов, такого типа методы оценки производительности труда персонала предприятия предоставляют оценку респондента диагностируя одномоментно весь комплекс личностных свойств.

Существуют и специально-ориентированные методы оценки производительности труда персонала предприятия, показывающие лучшие значения при выборе конкретно заданных задач, например: МBTI Майерс-К.Бриггс, ДМО Тимоти Лири, Шкала интеллекта Векслера, KОТ (Короткий Ориентировочный Тест).

 

Калифорнийский психологический опросник личности (CPI-462) создан 1951 г. американским профессором психологии Харрисоном Джорджом Гоуxом.

В 1956 году вышел доработанный вариант, он включал 480 утверждений, на которые следует ответить «да» или «нет», 178 вопросов разработчики заимствовали из теста MMPI.
В полном варианте опросника по результатам ответов строился профиль личности из 18 шкал, все шкалы авторы сформировали в 4 группы:

  • Первая группа это - шкалы доминирования: социальность, способности приобрести социальный статус, самопринятие и чувство благополучия. Описанные шкалы определяют: самоуверенность, уравновешенность, адекватность межличностных отношений.
  • Вторая группа – шкалы зрелости и социализации личности: ответственность, самоконтроль, толерантность, достигнутая социализация, обычность, благоприятное впечатление. Шкалы определяют ответственность и межличностные ценности.
  • Третья группа – шкалы достижений: достижение через конформность, достижение через отстаивание своей независимости (через нонконформность); интеллектуальной эффективности. Приведенные шкалы определяют потенциальные достижения и развитие человека, а также интеллектуальную эффективность.
  • Четвертая группа – шкалы образа или стиля жизни: это психологичность, гибкость, женственность. Шкалы направлены на оценку интересов, насколько они соответствуют полоролевым характеристикам данной личности.

При дальнейшей работе над опросником, методом факторного анализа было выделено 3 фактора, которые отличались по содержанию с выделенными автором четырьмя группами шкал. Высокая корреляция между ранее предложенными 18 шкалами, позволила представить имеющиеся данные в новом варианте опросника CPI-462.

В новом варианте опросника CPI-462 используются структурные шкалы, по их комбинациям выделяется четыре личностных типа, измеряется степень их самореализации.

  1. Альфа — тип личности: это активные индивиды, ориентированные на межличностное взаимодействие, продуктивные и сосредоточеные на жизненных задачах (целях).
  2. Вета — тип личности: интернально ориентированные личности, которые придерживаются внешне заданных норм и ценностей.
  3. Гамма — тип личности: сосредоточены на межличностном взаимодействии, но способны иметь собственное мнение или принимать самостоятельные решения.
  4. Дельта — тип личности: интернально ориентированные и оставляющие за собой прерогативу решений, направляющих их жизнь.

Приведенная типология прочно укоренилась и широко используется в работе с персоналом, описанные типы хорошо прогнозируют успешность овладения сотрудниками теми или иными профессиональными навыками.

Главным достоинством калифорнийского опросника, считается простота интерпретации, полученные данные описываются простым языком, избавленным от излишней терминологии. Это делает опросник уникальным в использовании.

Тест "Диагностика межличностных отношений" (ДМО) Тимоти Лири

Довольно часто используется на практике. И это не случайно: данная методика позволяет проанализировать особенности человека, проявляющиеся в межличностном взаимодействии. Выявление этих характеристик часто является важным, поскольку они влияют на психологический климат в коллективе, а следовательно, на активность как отдельно взятого работника, так и организации в целом.

Тест был создан в 1954 году. Его авторы – Т. Лири, Г. Лефорж, Р. Сазек. При выполнении заданий теста перед человеком ставится задача поиска различий между образами конкретных людей и представлениями о том, какими он хотел бы видеть их.

По мнению авторов теста, мнение человека о самом себе и о других людях – партнерах по общению (с точки зрения их поведения в группе) – чаще всего складывается на основе двух факторов, которые можно назвать "доминирование-подчинение" и "дружелюбие-агрессивность". Эти факторы используются при построении психограммы – условной схемы, отражающей социальные ориентации личности. Она представлена в виде круга, разделенного на 8 секторов.

По горизонтальной и вертикальной осям этого круга обозначены четыре ориентации: "дружелюбие-агрессивность" (по горизонтали) и "доминирование-подчинение" (по вертикали). Каждый из секторов, в свою очередь, разделен на два. В результате получается восемь факторов, описывающих содержание межличностного восприятия. С помощью этих факторов можно оценить следующие тенденции личности, проявляющиеся в межличностном взаимодействии: I – доминантность; II – уверенность в себе; III – непреклонность; IV – независимость; V – зависимость; VI – неуверенность в себе; VII – общительность; VIII – отзывчивость.

Тест ДМО может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Время выполнения теста – 20–30мин. Обследуемым лицам выдается бланк для ответов и список из 128 суждений оценочного характера. Они сгруппированы в 8 блоков в соответствии с 8 выделенными факторами (по 16 суждений в каждом блоке). Примеры суждений приведены в табл. 1.

С помощью ДМО можно одновременно оценивать несколько личностей, например, себя ("я сейчас" и "я в идеале"), другого ("мой партнер", "мой начальник"). Инструкция, которая дается в каждом случае, должна соответствовать целям диагностики.

Предположим, необходимо выявить представления человека о себе. Ему дается инструкция: "Вам будут представлены суждения, касающиеся характера человека, его взаимоотношений с окружающими людьми. Внимательно прочтите каждое суждение и оцените, соответствует ли оно Вашему представлению о себе.

Если необходимо оценить личность кого-то другого, то дается дополнительная инструкция: "Таким же образом, как и в первых двух вариантах, дайте оценку личности Вашего начальника (сослуживца, подчиненного:

1. "Мой начальник, такой, какой он есть на самом деле";

2. "Мой идеал начальника".

Подсчет баллов ведется отдельно для каждой оцениваемой личности. Показателем нарушения отношений с определенным лицом является разница между представлениями человека о нем и желаемом его образе в качестве партнера по общению.

С помощью специального "ключа" подсчитывается количество баллов по каждому блоку. Максимальная оценка – 16 баллов, она разделена на четыре степени выраженности отношения (от адаптивного до дезадаптивного поведения). Характеристики, оцененные в пределах 8 баллов, свидетельствуют о гармоничном, адаптивном поведении(доминирование, уверенность в себе, требовательность, уступчивость, доверчивость, отзывчивость). Показатели от 14 до 16 баллов свидетельствуют о трудностях социальной адаптации (деспотизм, эгоизм, жестокость, зависимость, конформизм).

В результате баллы по каждому блоку переносятся на психограмму (расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данному блоку), из них образуют личностный профиль. По специальным формулам определяется показатели по двум основным факторам:

доминирование = (1 – 5) + 0,7(8 + 2 – 4 – 6)

дружелюбие = (7 – 3) + 0,7(8 – 2 – 4 + 6)

Положительное значение результата, полученного по формуле "доминирование", свидетельствует о выраженном стремлении человека к лидерству в общении, к доминированию. Отрицательное значение указывает на тенденцию к подчинению, отказу от ответственности и позиции лидерства.









Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.