Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Регионы-«сплошные пространства» и регионы-«архипелаги»





Пространство регионов не всегда является сплошным.

Нередко регионы формируются как своего рода архипелаги. Так, в мире существуют системы крупных городов и агломераций, в которых сосредотачивается принятие мировых решений и которые оказываются узлами единой глобальной сети управления. Они, как правило, имеют сложную геометрию.

Характерным примером может служить так называемый Европейский «голубой банан» (Лондон – Париж - Франкфурт-на-Майне – Женева - Милан).

Регионы как исторические образования

 

Чаще всего регионы складываются эволюционно как результат постепенного и стихийного развития определенной человеческой деятельности (пример: регионы-«предприниматели» и регионы-«промышленники» в Европе). Иногда регионы создаются в результате проектных усилий: производственно-хозяйственных, административно-политических или культурно-идеологических.

 

 

Тема 3. Основные подходы к управлению региональным развитием

Часть 2.1. Типология регионов

1. Признаки классификации регионов

2. Проблемные регионы: понятие и классификация

3. Кризисные регионы

4. Отсталые регионы

5. Депрессивные регионы

6. Приграничные регионы

7. Регионы Севера.

8. Современные точки зрения на типы регионов РФ

 

Большинство ученых выделяют 5 основных классификационных групп

1 группа - это простые регионы, выделяемые по единичным признакам, например:

- объем валового регионального продукта;

- темпы экономического роста;

- тип территориальной структуры хозяйства (поляризованный или гомогенный);

- коэффициент плотности населения;

- характер хозяйственной специализации региона.

 

2 группа - это сложные регионы, выделяемые на основе совокупности признаков. Например, широко известна классификация регионов, проводимая журналом "Эксперт" на основе двух интегральных показателей: инвестиционного потенциала и инвестиционного риска.

 

3 группа классификаций - на основе выделения ключевых проблем регионального развития. Здесь, в частности, можно выделить такие типы регионов, как:

- депрессивные регионы - демонстрировавшие в прошлом относительно высокие темпы развития;

- стагнирующие регионы - отличающиеся крайне низкими или нулевыми темпами развития;

- пионерные регионы - регионы нового освоения;

- программные (плановые) регионы - регионы, на которые распространяются целевые программы социально-экономического развития и контуры которого не совпадают с существующими границами территориального районирования.

 

4 группа проводится с точки зрения возможностей региона осуществлять самостоятельную экономическую политику. Выделяются «планирующие» регионы, имеющие единые органы хозяйственного управления, и «плановые» регионы, лишенные подобных органов (например, Центрально-Черноземный район, Волго-Вятский, Прибалтийский, Приволжский).

5 группа по признакам масштабности и периодичности решения проблем: типология тактического и стратегического характера.

 

Тактическая типология используется для разработки практических мероприятий на ближайшие годы:

- механизм регулирования по выходу из кризисных ситуаций;

- стабилизации экономики, социальной сферы и др.

В связи с этим выделяют регионы:

1) развитые,

2) опорные,

3) проблемные и т.д.

 

Стратегическая типология регионов предназначена для разработки долговременной политики их социально-экономического развития. Здесь выделяют регионы старопромышленного (постиндустрильного), переходного и осваиваемого типов.

 

В настоящее время, в связи с быстрым вхождением регионов в рынок, предлагается новый критерий классификации - емкость рынка какой-либо территории. Известно, что объем рынка неразрывно связан со степенью специализации общественного труда, т.е. разделением труда. Чем глубже общественное разделение труда, тем сильнее кооперационные связи между предприятиями какой-либо территории, тем глубже интеграция.

 

В экономической науке существуют и другие подходы к классификации регионов. Так, например, в индустриально развитых странах Запада

принято выделять:

- депрессивные регионы, демонстрировавшие в прошлом относительно высокие темпы развития;

- стагнирующие регионы, отличающиеся крайне низкими или «нулевыми» темпами развития;

- пионерные регионы или регионы нового освоения;

- микрорегионы или первичные экономические регионы;

- экономические регионы первого порядка (или генеральные), образующие схемы регионального макроделения страны;

- программные (плановые) регионы – регионы, на которых распространяются целевые программы развития и контуры которого не совпадают по территории с регионами данной сетки;

- уникальные регионы, связанные с реализацией крупных строек (проектные регионы) или характеризующиеся крайне низким уровнем развития (проблемные регионы).

 

Качественные признаки проблемных регионов:

- особая кризисность проявления крупных проблем, создающих угрозу социально-экономической стабильности;

- наличие ресурсного потенциала, особенно важного для национальной экономики;

- особое значение геополитического и геоэкономического положения региона для реализации стратегических интересов страны;

- недостаток собственных ресурсов для самостоятельного решения проблем.

Существует два подхода к выделению проблемных регионов: на основе количественных и качественных критериев.

1) Подход на основе количественных критериев предполагает выделение проблемных регионов путем оценки степени остроты (кризисности) важнейших проблем на основе системы индикаторов.

2) Подход на основе качественных критериев предполагает классификацию путем выделения основных проблем социально-экономического развития конкретного региона. Данный подход целесообразно применять в случае необходимости разработки политики оздоровления экономики региона.

Территориальное проблемное районирование не носит сплошного характера.

В качестве проблемных регионов могут рассматриваться следующие типы территорий:

1) Субъекты федерации

2) Части субъектов федерации

3) Несколько субъектов Федерации

4) Сопредельные части субъектов Федерации.

Кризисные регионы

Выделение кризисных регионов осуществляется на основе первого подхода, т.е. на основе количественных критериев.

В этом случае проводится сопоставление регионов по основным показателям социально-экономического развития и выделяются территории, где эти значения существенно отклоняются в худшую сторону от средненациональных или эталонных значений.

Таким образом, к категории кризисных относятся регионы, в которых значения основных социально-экономических показателей существенно хуже, чем в среднем по стране.

Кризисные регионы, расположенные в непосредственной территориальной близости, образуют так называемые кризисные пояса. На территории России сегодня выделяются следующие кризисные пояса:

- Центральный пояс

- Южный пояс

- Уральский пояс

- Восточный пояс.

 

Наиболее крупным является Центральный кризисный пояс.

В его состав входят части Северо-Западного, Центрального, Волго-Вятского, Центрально-Черноземного и Поволжского экономических районов.

Основными проблемами Центрального кризисного пояса являются:

- Спад производства

- Высокая безработица

- Низкий уровень жизни

- Низкая бюджетная обеспеченность

- Высокий уровень депопуляции населения.

В состав Южного кризисного пояса входят сопредельные регионы Северного Кавказа и южная часть Поволжья.

Основными проблемами Южного кризисного пояса являются:

- Спад производства

- Хронически трудоизбыточная конъюнктура рынка труда в сочетании с высокой рождаемостью

- Низкий уровень жизни

- Низкая бюджетная обеспеченность

- Межэтнические военные конфликты

- Высокая численность вынужденных переселенцев и беженцев.

Уральский кризисный пояс, на первый взгляд, включает территории, развивающиеся сравнительно благополучно. В его состав входят территории Уральского и Западно-сибирского экономических районов.

Особенности отраслевой структуры региональной экономики обуславливают появление таких проблем регионального развития как:

- Локальный спад производства

- Высокая техногенная нагрузка и экологические риски хозяйственной деятельности.

Восточный (Южно-Сибирско-Дальневосточный) кризисный пояс пока находится в стадии формирования. В его состав входят республики Алтай, Тыва, Бурятия, Алтайский край, Читинская и Амурская области.

Основными проблемами данного пояса являются:

- Спад производства и высокая безработица

- Низкая бюджетная обеспеченность и низкий уровень доходов населения

- Слабая транспортная доступность

- Низкая плотность населения и отсутствие сформировавшихся систем расселения

- Низкий уровень развития отраслей региональной специализации.

Существенное и повсеместное ослабление роли государства привело к тому, что появились новые точки зрения на кризисные регионы:

- это территории, подвергшиеся разрушительному воздействию природных и техногенных катастроф,

- регионы развитых общественно-политических конфликтов, вызвавших разрушение накопленного экономического потенциала и значительные масштабы вынужденной эмиграции населения, регионы, в которых глубина экономического кризиса может вызвать необратимые социальные и политические деформации.

Отсталые (слаборазвитые) регионы

Выделение отсталых (слаборазвитых) регионов является примером второго, качественного подхода к выделению проблемных регионов.

Характерными чертами развития слаборазвитых регионов являются:

- Состояние длительного застоя

- Низкая интенсивность хозяйственной деятельности

- Малодиверсифицированная отраслевая структура экономики

- Слабый научно-технический потенциал

- Низко развитая социальная сфера.

На сегодня к данной категории регионов можно отнести следующие регионы:

-Большинство республик Северного Кавказа

-Республики и автономные округа юга Сибири

-Республика Марий Эл

-Республика Калмыкия.

Если несколько смягчить критерии выделения, к категории отсталых также можно отнести ряд областей Центрально-Черноземного экономического района и автономных округов Севера.

 

Для ряда регионов время, необходимое для преодоления отставания от среднероссийских показателей уже превышает сотню лет (таблица 1).

Таблица 1. - Число лет, необходимых для достижения среднероссийского уровня ВРП на душу населения наиболее отсталыми регионами

 

Ежегодный темп прироста среднероссийского ВРП на душу населения = 3%
  Ежегодный темп прироста регионального ВРП на душу населения = 4% Ежегодный темп прироста регионального ВРП на душу населения = 10%
Дагестан    
Ингушетия    
Калмыкия    
Северная Осетия    
Тыва    
Адыгея    
Кабардино-Балкария    

 

Депрессивные регионы

Депрессивные регионы - это территории, которые в настоящее время отличаются более низкими, чем в среднем по стране, показателями социально-экономического развития, но в прошлом были развитыми, а оп некоторым показателям занимали ведущее место в стране.

 

Отличительными признаками депрессивных регионов являются:

-Высокий уровень накопленного научно-технического потенциала

-Значительная доля промышленности в структуре экономики

-Относительно высокий уровень квалификации кадров.

 

Чаще всего регион переходит в депрессивное состояние под влиянием следующих причин:

1) Снижение конкурентоспособности основной продукции

2) Отказ от системы госзаказа и сокращение инвестиционного спроса

3) Истощение минерально-сырьевой базы

4) Структурные сдвиги в экономике страны.

 

Выделяются старопромышленные, аграрно-промышленные и добывающие (очаговые) депрессивные регионы.

К категории старопромышленных относятся

регионы, структура экономики которых формируется на разных стадиях индустриального развития, с конца 19 века до 60-70-х годов 20 века.

В России эти регионы в наибольшей степени пострадали в ходе трансформационных процессов 90-х годов.

Наибольшая концентрация старопромышленных депрессивных регионов наблюдается в Северо-Западном, Центральном, Волго-Вятском, Поволжском, Уральском экономических районах, южном поясе Сибири, на Дальнем Востоке.

Особенностью развития депрессивного состояния является его более четкое проявление на локальном (городские агломерации, районы, узлы), а не на общерегиональном уровнях.

 

Аграрно-промышленные депрессивные регионы в чистом виде выделить сегодня практически невозможно, так как аграрный сектор не занимает ведущего места по объему производства в экономике подавляющего большинства регионов РФ. Однако по показателю доли занятых, к категории аграрно-промышленных в России можно отнести Центрально-Черноземный район, Курганскую область, республики Северного Кавказа и южной Сибири (в последней группе регионов наблюдается сочетание отсталости и аграрной специализации).

 

К категории добывающих депрессивных регионов относятся локализованные горнопромышленные и лесопромышленные узлы, размещенные в малозаселенных районах. Специфическими проблемами добывающих депрессивных регионов являются:

- -Отсутствие возможностей для формирования новой хозяйственной специализации

- -Необходимость содержания социальной инфраструктуры (зачастую за счет градообразующего предприятия)

- -Необходимость переселения избыточного населения.

 

Приграничные регионы

К категории приграничных относятся регионы, территория которых испытывает существенное влияние государственной границы. Государственная граница выполняет барьерную, фильтрующую и контактную функцию. Существует три уровня приграничья.

К макроуровню приграничья относятся все субъекты Федерации, имеющие прямой выход к государственным границам.

Это 51субъект федерации, площадь которых составляет около 73% от общей площади территории страны, а численность населения - около 50% от общероссийской величины.

К мезоуровню приграничья относятся административные районы в составе субъектов Федерации, часть внешних границ которых совпадает с государственной границей. Сюда же включаются города, расположенные на территории этих районов.

 

К микроуровню приграничья относится приграничная полоса, включающая населенные пункты, непосредственно выходящие на государственную границу. Ширина приграничной полосы по российским нормам составляет 5 км, по нормам ВТО - полоса приграничной торговли составляет 15 км.

Зона Севера

Геоэкономическое и геополитическое значение российского Севера.

Зона Севера сегодня в России охватывает полностью или частично 28 субъектов Федерации, что составляет около 70% территории страны, где проживает порядка 8% населения. Несмотря на суровые природно-климатические условия северные территории имеют колоссальное экономическое и политическое значение для российского государства.

Геоэкономическое значение российского севера определяется сосредоточением уникального природно-сырьевого потенциала.

 

Российский Север это:

-72% всей нефти и газового конденсата

-93% природного газа

-37% деловой древесины

-почти 100% алмазов

-основная часть цветных, редких металлов и золота

-около 60%от объема российского экспорта.

 

Независимо от уровня социально-экономического развития регионы Севера обладают общими проблемами, обусловленными особенностями природно-климатических условий.

Такими особенностями являются:

- Неблагоприятный климат (от абсолютной до умеренной дискомфортности)

- Вечная мерзлота

- Удаленность от экономических и культурных центров.

Современные точки зрения на типы регионов РФ

Экспертное сообщество предпочитает иную, чем официальная, типологию субъектов.

«Локомотивы», «опорные регионы» и «полюса роста» — это субъекты, имеющие высокий инвестиционный потенциал и значительные внутренние ресурсы.

Это позволяет им развиваться без значительной поддержки федерального центра. Если бы вся Россия обладала такими же, как у «локомотивов», социально-экономическими показателями и политическими пристрастиями, то она давно бы приблизилась к самым передовым странам мира.

 

«Точки роста» — это небольшие по численности населения и экономической мощи регионы с низким инвестиционным риском, которые в ближайшие 10—15 лет достигнут потолка в своем развитии.

«Проблемные регионы», наоборот, при повышении их инвестиционной привлекательности могут даже перескочить точки роста и оказаться среди устойчиво развивающихся субъектов РФ.

 

Типология российских регионов по признаку инвестиционной привлекательности
Регионы-«локомотивы» Московская область, г. Москва, г. Санкт-Петербург, Свердловская область, Ханты-Мансийский АО - Юрга
Опорные регионы Нижегородская область, Самарская область, Республика Татарстан, Краснодарский край, Ростовская область, Красноярский край, Челябинская область, Пермский край, Республика Башкортостан, Кемеровская область
Регионы – «полюсы роста» Ямало-Ненецкий АО, Иркутская область, Новосибирская область, Ленинградская область, Республика Саха (Якутия), Волгоградская область, Белгородская область, Воронежская область, Ставропольский край, Хабаровский край, Оренбургская область, Омская область, Тульская область, Алтайский край, пн Приморский край, Саратовская область
Регионы – «точки роста» Калининградская область, Липецкая область, Тюменская область, Ярославская область, Чувашская Республика, Орловская область, Республика Мордовия, Новгородская область
«Регионы с неопределившимися перспективами» Мурманская область, Курская область, Владимирская область, Удмуртская Республика, Тверская область, Архангельская область, Ульяновская область, Рязанская область, Пензенская область, Смоленская область, Кировская область, Астраханская область, Тамбовская область, Псковская область, Республика Бурятия, Республика Карелия, Костромская область, Республика Хакасия, Республика Адыгея, Ивановская область
«Проблемные регионы» Республика Алтай, Ненецкий АО, Агинский Бурятский АО, Республика Коми, Брянская область, Читинская область, Сахалинская область, Республика Северная Осетия – Алания, Курганская область, Республика Марий Эл, Чукотский АО, Еврейская автономная область, Амурская область
«Регионы особого внимания» Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Ингушетия, Республика Калмыкия, Чеченская Республика, Усть-Ордынский Бурятский АО, Корякский АО, Республика Тыва, Магаданская область, Карачаево-Черкесская Республика, Камчатская область

 

 

Тема 3. Основные подходы к управлению региональным развитием

Часть 3.2.2. Пространственное развитие как экономическая категория

 

Аннотация: В статье предложен научный подход к определению пространственной экономики с позиции понятия ноосферы, приводится классификация экономических субъектов.

Abstract: the article proposed a scientific approach to the spatial economics based on the concept of the noosphere and offered a classification of economic actors

Ключевые слова: пространственная экономика, развитие, региональная политика, ноосфера, физическое пространство, структура.

Keywords: spatial economics, development, regional policy, noosphere, physical space, structure.

Головков Андрей Николаевич
аспирант
Сургутский государственный университет

golovkoff@gmail.com

Одной из важнейших тенденций в современной экономической науке является становление «пространственной экономики» (spatial economics), являющейся более интегрированным научным направлением по сравнению с предшествующей «региональной экономикой». По данному новому направлению науки расширяются фундаментальные исследования, появляются специализированные журналы. Так, например, Президиум РАН постановлением от 18 ноября 2008 года утвердил 30 программ фундаментальных исследований Президиума РАН на 2009-2011 гг., среди которых под № 24 программа «Фундаментальные проблемы пространственного развития Российской Федерации: междисциплинарный синтез». [2]

А.Г. Гранберг, назначенный координатором данной программы, так объясняет причину отхода от «территориального» к «пространственному» развитию:

«В физической географии принято разделение понятий: «территория» - ограниченная часть твердой поверхности Земли, «акватория» - ограниченная часть водной поверхности Земли и «аэротрия» - часть воздушной оболочки Земли, соотнесенная с определенной территорией или акваторией.

Таким образом, территория акватория и аэротрия — это части земного пространства. И есть еще внутренняя, наибольшая по своей массе, часть земного пространства. Поэтому представление о пространственном, а не территориальном развитии более точно соответствует замыслу комплексной исследовательской программы». [2]

В РФ исследования в области пространственного развития находятся пока только на начальной стадии развития, среди исследователей отсутствует единство по определению ключевых понятий, не выработаны фундаментальные принципы, цели, методы, система управления пространственным развитием и изменением.

Цель данной статьи — определить принципы пространственного подхода к экономической системе, а также предложить классификацию экономических субъектов исходя из положений пространственной экономики.

Среди наиболее известных российских исследователей, ведущих свои разработки в области пространственной экономики, можно отметить А.Г. Гранберга, В. Княгинина, Ю. Перелыгина, С.А. Суспицына, П.А. Минакира, И.Т. Насретдинова, В.Н. Лексина, В.И. Суслова, А.Н. Буфетову.

В. Княгинин и Ю. Перелыгин видят ключевой смысл пространственного развития в комплексе мер по гармонизации на территории разнонаправленных процессов и оптимизации происходящих изменений. [4]

И.Т. Насретдинов пространственно-экономическую трансформацию как объективный процесс, включающий в себя реструктуризацию и интеграцию предприятий. Им же предложено определение комплексной поддержки процесса пространственно-экономической трансформации как целенаправленной деятельности заинтересованных участников процесса трансформации в целях создания и обеспечения нормативных, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов деятельности, направленных на экономическое оздоровление, становление, развитие и самореализацию конкурентного потенциала предприятий. [5]

С.А. Суспицын под пространственными трансформациями экономики понимает процесс изменения долговременно устойчивых показателей развития многорегиональной экономической системы России, очищенной от национальных трендов. Трансформацию экономического пространства Российской Федерации он рассматривает в рамках нормативного подхода — как движение к заданной территориальной структуре экономики, а также в позитивистских традициях, изучая эволюцию пространственного распределения экономической активности и выявляя ее причины, факторы и ограничения. [6]

В 2005 году в Российской Федерации была принята Концепция стратегии социально-экономического развития регионов России, которая обозначила современные проблемы и новые принципы федеральной региональной политики, её новые приоритеты.

В документе говорится, что необходимым условием реализации Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации является разработка Генеральной схемы пространственного развития Российской Федерации, основная задача которой – произвести функциональное зонирование территории Российской Федерации, в том числе:

- обозначить типы территорий и регионов с целью формирования дифференцированной экономической, социальной и региональной политики в отношении них;

- описать функциональное устройство и дать прогноз социально-экономического развития основных геостратегических регионов страны;

- сформировать основные направления развития системы расселения Российской Федерации;

- обозначить направления миграционных потоков и создать условия для разработки механизмов управления миграционными потоками;

- осуществить территориальную синхронизацию основных инфраструктурных стратегий (транспортной, энергетической). [3, c. 45]

На основе Генеральной схемы пространственного развития Российской Федерации должно планироваться размещение объектов капитального строительства разного уровня (в том числе объектов федеральных энергетических систем, использования атомной энергетики, обороны и безопасности, транспорта, путей сообщения, информатики и связи, космической деятельности и других), развитие и размещение зон различного назначения (природоохранных, с особыми условиями использования и других), развитие территорий объектов культурного наследия и других территорий особого регулирования, предусмотренных законодательством. [3, c. 45]

Таким образом, представленные выше позиции ученых, а также выдержки из Концепции стратегии социально-экономического развития регионов России показывают, что, несмотря на использование в терминологии понятий «пространство» и «пространственный», область исследований осталась в рамках традиционного территориального подхода. Подразумевается, что отличительной чертой пространственного направления является отход от рассмотрения территории в контексте административного деления и переход к укрупненному делению на макрорегионы (по различным признакам), в рамках процессов региональной интеграции, сбалансированности социально-экономического развития регионов, межрегионального и трансграничного взаимодействия.

Однако, на наш взгляд, действительное расширение исследований до границ пространственной экономики подразумевает рассмотрение экономической деятельности в различных составных частях физического пространства.

Структуризация экономической системы по признаку пространства должна базироваться на представлении о физическом пространстве, включающем в себя:

- ограниченную часть твердой («территория»),

- водной («акватория») поверхности Земли,

- часть воздушной оболочки Земли, соотнесенной с определенной территорией или акваторией («аэротория»), а также внутреннюю часть земного пространства (недра).

Можно сказать, что подобное исследование физического пространства с точки зрения потребностей деятельности человека происходит в контексте понятия биосферы, точнее — высшей стадии ее эволюции, которой является ноосфера.

Впервые разработанное русских ученым В.И.Вернадским понятие ноосферы (греч. νόος — «разум» и σφαῖρα — «шар») заключает в себе часть планеты и околопланетного пространства и характеризует сферу взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития. [1]

Исходя из этого, все предприятия как производственно-хозяйственные комплексы, осуществляющие экономическую деятельность, по нашему мнению, следует подразделять на:

- предприятия воздушного бассейна;

- предприятия водного бассейна;

- территориальные предприятия;

- недро-почвенные предприятия.

Цель предлагаемой структуризации экономической системы заключается в том, чтобы уйти от ограничений рассмотрения экономики в рамках территориальной и связанной с ней региональной структур.

К предприятиям воздушного бассейна относятся те, основная деятельность которых связана преимущественно с использованием воздушного и космического пространств. Также включаются в данную группу предприятия, деятельность направлена на минимизацию негативного воздействия, либо на восстановление экологического баланса воздушного бассейна.

Группа предприятий водного бассейна охватывает виды экономической деятельности, связанные с использованием воды. Помимо рыболовства, рыбоводства, это, в основном, инфраструктурные предприятия, осуществляющие сбор, очистку и распределение воды, эксплуатирующие водный флот и т.д.

Территориальные предприятия — обрабатывающие отрасли промышленности, предприятия сферы услуг, страховые, финансовые, образовательные — то есть все те предприятия, организации и учреждения, деятельность которых напрямую не зависит от природных ресурсов и полезных ископаемых. Большая часть предприятий малого и среднего бизнеса, осуществляющих свою деятельность преимущественно в таких отраслях, как торговля, текстильное производство, гостиничный бизнес, оказание сервисных услуг и т.д., попадают именно в эту группу. Сюда же относятся предприятия инновационной направленности, связанные, например, с рынком телекоммуникаций, информационными технологиями, робототехникой, нанотехнологиями, кибернетикой и т.д.

В группу недро-почвенных предприятий входят те, деятельность которых связана с извлечением дохода от использования почв (сельское хозяйство, лесная промышленность), либо недр Земли (добыча полезных ископаемых). То есть это, в основном, предприятия-поставщики первичных ресурсов.
Таким образом, классификация экономической деятельности с позиций пространственной структуры экономики примет следующий вид:


1. Предприятия воздушного бассейна:

- Деятельность воздушного и космического транспорта;

- Связь;

- Сбор сточных вод, отходов и деятельность по восстановлению окружающей

среды.

2. Предприятия водного бассейна:

- Рыболовство, рыбоводство;

- Сбор, очистка и распределение воды;

- Деятельность водного транспорта;

- Сбор сточных вод, отходов и деятельность по восстановлению окружающей

среды.

3. Территориальные предприятия:

- Обрабатывающие производства;

- Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и

горячей воды;

- Строительство;

- Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств,

мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования;

- Гостиницы и рестораны;

- Деятельность сухопутного транспорта;

- Финансовая деятельность;

- Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг;

- Государственное управление и обеспечение военной безопасности

социальное страхование;

- Образование;

- Здравоохранение и предоставление социальных услуг;

- Сбор сточных вод, отходов и деятельность по восстановлению окружающей среды;
- Деятельность общественных объединений;

- Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта;

- Деятельность домашних хозяйств;

- Деятельность экстерриториальных организаций.

4. Недро-почвенные предприятия:

- Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях;

- Лесное хозяйство, лесозаготовки и предоставление услуг в этих областях;

- Добыча полезных ископаемых;

- Сбор сточных вод, отходов и деятельность по восстановлению окружающей

среды.

Отталкиваясь от положений пространственной экономики, нам представляется возможным внести уточнения в традиционное понимание экономико-географического положения (ЭГП).

Предлагается рассматривать положение объекта (места, района, города) по отношению ко всем сферам пространства.

Подобным образом пересматриваются и более частные категории ЭГП: транспортно-географическое положение, политико-географическое, ресурсно-географическое, агро-географическое, демо-географическое, сбыто-географическое и др.

Целесообразно для большей ясности при использовании терминологии заменить в данных понятиях слово «географический» на «пространственный».

Аналогично в новых условиях понятие территориального разделения труда (ТРТ) трансформируется в понятие пространственного разделения труда (ПРТ), отражая возникновение новых факторов и объектов изучения экономической специализации и обособления районов (регионов).

Также пересмотра потребует оценивание ресурсного потенциала территории.

Введение пространственного ресурсного потенциала приведет к раздельному рассмотрению потенциала района (региона) в различных областях пространства.

Так, например, при оценивании качества трудовых ресурсов необходимо будет провести отдельные оценки данного ресурса применительно к видам экономической деятельности воздушного бассейна, водного бассейна, территориальным и недро-почвенным.

Таким образом, политика экономического развития государства должна быть направлена на максимально эффективное комплексное использование потенциала пространства.

Данный подход потребует от органов государственного управления выработки новых целей, методов, подсистем, аппарата и принципов управления и т.д.

В конечном итоге, рассмотрение экономической системы страны с позиции пространственной структуры позволит:

- экономическим субъектам: более системно подходить к построению бизнеса, оценивать результаты инвестиций и хозяйственной деятельности (рассматриваются показатели предельной отдачи от всех видов ресурсов, происходит отход игнорирования негативного воздействия хозяйственной деятельности на не связанные с основным производством структуры пространства, так как деятельность предприятий анализируется в контексте целостного пространства);

- системе государственного управления: по-новому оценить потенциал и привлекательность пространства страны, выделить новые пространственно-экономические пропорции, выработать новые комплексные принципы и подходы в планировании, прогнозировании, управлении.

 

 

Тема 3. Основные подходы к управлению региональным развитием

Функциональное зонирование

Цели:

Составление плана функционального зонирования, устанавливающего состав функциональных зон, их границы и регламент использования территории.

Задачи:

- определение номенклатуры и количества функциональных зон, подлежащих выделению на территории региона;

- привязка определенных типов функциональных зон к конкретным элементам территории и составления схемы её перспективного функционального зонирования;
- разработка рекомендаций по оптимизации режима использования территорий в пределах функциональных зон разного типа.

Функциональное зонирование является одной из важнейших составляющих градостроительного регулирования использования территории.

Утвержденное в соответствующем порядке Функциональное зонирование является одним из регламентов правоотношений в градостроительстве, природопользовании, пользовании землей и иной недвижимостью.

Функциональная зона понимается как территория в определенных границах с однородным функциональным назначением и соответствующим ему регламентом использования.

Функциональное назначение территории понимается как

преимущественный вид деятельности (функция) для которой предназначена

территория.

Функциональное градостроительное зонирование на уровне региона предполагает выделение зон приорит







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.