Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Принципы ВНД: принцип рефлекса.





Принципы ВНД: принцип рефлекса.

Принцип рефлекса – универсальная и своеобразная форма взаимодействия организма со средой, происходящая при участии НС. Рефлекс – ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая НС. Мышечное чувство при выполнении одного движения становится в порядке ассоциации рефлексов сигналом для другого движения. Путь, по которому возбуждение проходит от рецептора до эффектора называется рефлекторной дугой. Состав рефлекторной дуги представлен следующими нейронами: афферентный нейрон; ассоциативный нейрон; эфферентный нейрон; эффектор – рабочий орган. Простейшая рефлекторная дуга включает два нейрона (афферентный и эфферентный) и называется моносинаптическая. Большинство рефлекторных дуг включают большое количество ассоциативных нейронов, и называются полисинаптическими. Рефлекторные дуги могут проходить только через спинной или головной мозг или как через спинной, так и головной мозг. Рефлекторные дуги замыкаются в рефлекторные кольца с помощью обратных связей. Морфологической основой обратной связи являются рецепторы, расположенные в эффекторе, и афферентные нейроны, связанные с ними. Наличие обратной связи позволяет осуществлять коррекцию работы эффектора и адекватную реакцию организма на любые изменения условий внутренней и внешней среды.

 

Принципы ВНД: принцип доминанты.

Доминанта – рабочий принцип деятельности НС и вектора поведения. Принцип доминанты – временно господствующая в НС группа нервных центров, определяющая характер текущей ответной реакции организма на внешние и внутренние раздражения и целенаправленность его поведения. Доминантный процесс - не привилегия определенных этажей НС, он может складываться в любой центральной группе в зависимости от условий подготовки, развития возбуждения в ней и сопряженного торможения антагонистических механизмов. Процесс торможения не только оформляет и поддерживает доминирующую констелляцию, но может привести и к прекращению ее функционирования, то есть сама доминанта может тормозиться. Принцип доминанты объясняют законы ВНД: 1)Закон силы. Его можно определить как наличие определенной границы возбуждения, после которой нервная клетка перестает работать, чтобы не быть разрушенной; 2)Закон индукции. По этому закону между собой взаимодействуют процессы возбуждения и торможения. Если один участок мозга находится в состоянии сильного возбуждения, то рядом находящиеся участки мозга начинают затормаживаться; 3)Закон концентрации. Осуществляется при работе участка мозга со средней силой возбуждения и воздействии раздражителя средней силы. В этом случае мы имеем постепенное усиление деятельности четко ограниченного участка мозга; 4)Закон суммации. Правила суммации; а) Два или несколько раздражителей дают при суммации точную сумму, точный эффект, если они средней силы; б) Слабый и сильный раздражитель в сумме дают единый эффект до определенного предела; в) Несколько сильных раздражителей в сумме дают всегда меньший эффект, чем каждый в отдельности.



 

 


 

Принципы ВНД: принцип отражения.

Отображение – особый продукт действия в определённых условиях одной материальной системы на другую, воспроизведение в преобразованном виде особенностей первой из систем(отображаемой) в особенностях процессов второй системы(отображающей). Отображение зависит не только от отображаемого объекта, но и от природы отображающей системы, её текущих состояний, её истории. Организмы выработали два основных типа биологического отражения: статическое, имеющее в качестве своих носителей различные морфологические образования; динамическое, носителем которого является психическое. Образ – такой результат познания субъектом объекта, упорядоченность элементов которого в принципе соответствует упорядоченности свойств, связей и отношений объекта(оригинала), причём эта упорядоченность(структура) функционально отделена субъектом от субстрата образа и непосредственно для носителя существует в субъективно идеальной форме. Сигнал – некая величина, отражающая определённым образом состояние физической системы. Знак – такой компонент психического отражения, который не имеет познавательно-образного сходства с соответствующим ему элементом или свойством объекта оригинала. Образ-след записывается в долговременную память, если в прошлом вероятность встречи с этим объектом была высокой. Пространственно-временная структура объекта кодируется в мозге в форме определённой нервной модели, изоморфной внешнему воздействию. Она является кодом отображаемого внешнего объекта. Принципиальная сущность условно-рефлекторного акта в том, что он базируется на механизмах, в которых заложены не только элементы прошлого и настоящего, но и элементы прогнозирования будущего.

 

Принципы ВНД: принцип системности в работе мозга.

Существует 2 группы теорий, характеризующих функциональную организацию мозга. Теория локализационализма утверждает, что функции в мозге локализованы, т. е. имеют точное место, откуда осуществляется их точная локализация. Крайнее проявление – френология Галля: умственные и моральные качества человека локализуются в определённых районах поверхности мозга и по степени их развитости можно судить об общих способностях человека, и это можно определить визуально. Эта теория имела ряд оснований: психические функции полностью зависят от конкретного субстрата мозга, это подтверждено опытами Брока и Вернике. Теория эквипотенцианализма: все части мозга равноценны в функциональном отношении. Также существуют теории холизма и универсализма: эксперименты над животными показали, что поведение страдает не столько от того, в каком участке мозга проведены операции, сколько от того, какой объём ткани извлечён при ней; наблюдается высокая пластичность мозга и взаимозамещаемость частей; мозговые структуры динамичны. Павлов: динамическая локализация функций. Эта теория объединяет 2 предыдущие: локализация существует, но она динамична и может изменяться. Даже самая простая психическая функция – результат интегративной деятельности целостного мозга. Любая поведенческая функция организма опирается на сложную констелляцию множества пространственно разнесённых мозговых аппаратов, вовлекаемых симультанно и сукцессивно для целей удовлетворения доминирующей потребности.

 

 


Модулирующие системы мозга.

Модулирующая система мозга - специфические активирующие и инактивирующие структуры, локализованные на разных уровнях ЦНС и регулирующие функциональные состояния организма, в частности процессы активации в деятельности и поведении.

Аппаратом, выполняющим роль регулятора уровня бодрствования, а также осуществляющим избирательную модуляцию и актуализацию приоритета той или иной функции, является модулирующая система мозга. Ее часто называют лимбико-ретикулярный комплекс или восходящая активирующая система. К нервным образованиям этого аппарата относятся лимбическая и неспецифическая система мозга с ее активирующими и инактивирующими структурами. Среди активирующих образований прежде всего выделяют ретикулярную формацию среднего мозга, задний гипоталамус, синее пятно в нижних отделах ствола мозга. К инактивирующим структурам относят преоптическую область гипоталамуса, ядра шва в стволе мозга, фронтальную кору.

Важнейшей частью модулирующего блока мозга является активирующая ретикулярная формация. Филогенетически ретикулярная формация мозга представляет наиболее древнее морфологическое образование.

 

Эмоции. Нейрохимия эмоций.

Успехи развития нейрохимии привели к представлению, что возникновение любой эмоции имеет в своей основе активацию различных групп биологически активных веществ в их сложном взаимодействии. Предполагают, что модальность, качество эмоций, а также их интенсивность определяются взаимоотношением норадренергической (НА), дофаминергической (ДА), серотонинергической, холинергической систем, а также целым рядом нейропептидов, включая эндогенные опиаты.

Многие данные свидетельствуют о важной роли биогенных аминов (серотонина, дофамина, норадре-налина) в развитии патологии настроения, аффектов. Согласно точке зрения С.Кети, с ростом концентрации серотонина в мозге настроение у человека поднимается, а его истощение вызывает состояние депрессии. Критическая роль катехоламинов в развитии депрессии подтверждается данными о биохимических процессах в мозге, развивающихся под влиянием электрошока. Положительный эффект электрошоковой терапии, в 80% случаев устраняющей депрессию у пациентов, связан с усилением синтеза и ростом НА в мозге. Вещества, которые улучшают настроение (ингибиторы МАО), увеличивают содержание НА и ДА в нервных окончаниях. Состояние агрессивности зависит от соотношения активности холинергической и норадренергической систем. А.Х. Алликметс показал, что триггерный механизм агрессии — холинергический, а за эффекторные проявления агрессии ответствен норадреналин. Повышение агрессивности исследователи склонны объяснять ростом концентрации НА и ослаблением тормозного влияния серотонина. Таким образом, современные данные указывают на жесткую зависимость наших настроений и переживаний от биохимического состава внутренней среды мозга. Хотя полная биохимическая картина наших эмоциональных, субъективных переживаний сегодня остается в значительной мере еще скрытой, тем не менее имеющиеся данные позволяют предположить, что мозг располагает специальной системой, которая, по существу, является биохимическим анализатором эмоции.Этот анализатор, по-видимому, имеет свои рецепторы и детекторы, он анализирует биохимический состав внутренней среды мозга и интерпретирует его в категориях эмоций и настроения. С позиции детекторной теории эмоциональный анализатор по аналогии с другими анализаторами должен выделять сравнительно небольшое число основных биохимических переменных и их основные комбинации детектировать как эмоциональные состояния.

 


 

54. Безусловные рефлексы и их классификацияБезусловные рефлексы, становление которых завершается в постнатальном онтогенезе, являются генетически заданными и жестко подогнанными под определенные, соответствующие данному виду экологические условия. Врожденные рефлексы характеризуются стереотипной видоспецифической последовательностью реализации поведенческого акта. Они возникают при первой их необходимости, при появлении «специфического» для каждого из них раздражителя, обеспечивая тем самым неуклонность выполнения наиболее жизненно важных функций организма независимо от случайных, преходящих условий среды. Характерной особенностью безусловных рефлексов является то, что их реализация определяется как внутренними детерминантами, так и внешней стимульной программой.

Безусловные рефлексы саморазвития ориентированы на освоение новых пространственно-временных сред, обращены к будущему. К их числу относятся исследовательское поведение, безусловный рефлекс сопротивления (свободы), имитационный (подражательный) и игровой, или, как их называет П.В. Симонов, рефлексы превентивной «вооруженности ».

Особенностью группы безусловных рефлексов саморазвития является их самостоятельность; она не выводима из других потребностей организма и не сводится к другим мотивациям. Так, реакция преодоления преграды (или рефлекс свободы, по терминологии И.П. Павлова) осуществляется независимо от того, какая потребность первично инициировала поведение и какова цель, на пути к которой возникла преграда. Именно характер преграды (стимульно-преградная ситуация), а не первичный мотив определяет состав действий в поведении, которое способно привести к цели.

Удовлетворение самых различных потребностей оказалось бы невозможным, если бы в процессе эволюции не возникла специфическая реакция преодоления, рефлекс свободы. То, что животное сопротивляется принуждению, попыткам ограничить его двигательную активность, Павлов рассматривал значительно глубже, чем просто разновидность защитной реакции. Рефлекс свободы — это самостоятельная активная форма поведения, для которой препятствие служит не менее адекватным стимулом, чем корм для пищедобывательного поиска, боль для оборонительной реакции, а новый и неожиданный раздражитель для ориентировочного рефлекса.

Функциональная система

На сегодняшний день наиболее совершенная модель структуры поведения изложена в концепции функциональной системы П.К. Анохина. Изучая физиологическую структуру поведенческого акта, П.К. Анохин пришел к выводу о необходимости различать частные механизмы интеграции от самой интеграции, когда эти частные механизмы вступают между собой в сложное координированное взаимодействие. Рассматривая акт плавания аксолотля (личинки хвостатого земноводного), он показал, что плавательные волнообразные движения тела возникают за счет интеграции более частных механизмов управления движениями. Волна возбуждения, вызывающая последовательное сокращение мышечных сегментов, многократно пробегает от начала туловища к хвосту вдоль обеих сторон тела. При этом возбуждению мышечного сегмента на одной стороне тела соответствует торможение одноименного сегмента на противоположной стороне. Это легко можно увидеть с помощью вкалывания регистрирующих электродов в мышцы. Такая сложная последовательность мышечных сокращений достигается, с одной стороны, за счет ритмичности в подаче нервных импульсов, а с другой стороны, за счет их скоординированности, обеспечивающей шахматный порядок поступления залпов импульсов на мышцы противоположных сторон тела и, следовательно, реципрокный характер их сокращения. Последовательные перерезки среднего

мозга в направлении к спинному показали, что за эти два механизма, необходимые для осуществления плавательных движений, ответственны разные структуры мозга. Так, координация движений обеих сторон тела (т. е. интеграция самого поведенческого акта) разрушается в результате перерезки более высокого уровня спинного мозга, тогда как сама ритмичность движений (частный механизм интеграции) нарушается при поражениях спинного мозга на более низком уровне.

Таким образом, частные механизмы объединяются, интегрируются в систему более высокого порядка, в целостную архитектуру приспособительного, поведенческого акта. Этот принцип интегрирования частных механизмов был им назван принципом «функциональной системы».

«Функциональная система — единица интегративной деятельности целого организма.

 

 


61. Стадии поведенческого актаПоведением называется комплекс внешних взаимосвязанных реакций, которые осуществляются организмом для приспособления к изменяющимся условиям среды. По теории ФУС поведенческий акт включает следующие стадии: 1.Афферентный синтез. Он состоит в синтезе сигналов от периферических рецепторов, сигналов извлечённых из памяти и сигналов из очага мотивационного возбуждения. Готовность к любому поведению обеспечивает мотивационное возбуждение, возникающее в Ц.Н.С. при появлении биологической, социальной или идеальной потребности. При этом мотивационное возбуждение становится доминирующим. Для запуска поведения необходимы пусковая и обстановочная афферентация. К пусковой афферентации относятся те внешние безусловные и условные раздражители, которые являются толчком для формирования поведения, т.е. запускают его (пример, убегание слабых животных при появлении хищника). Условия, которые способствуют запуску поведения, называют обстановочной афферентацией. В это же время, из памяти извлекается врождённая и приобретённая информация, которая полезна для будущего поведения. После завершения афферентного синтеза включается 2-я стадия поведения. 2.Принятие решения. Во время этой стадии планируется будущее поведение, т.е. каким оно будет. 3.Стадия формирования акцептора (т.е. приёмника) результатов действия. На этой стадии оцениваются результаты будущего поведения при выполнении принятого решения.

4.Стадия эфферентного синтеза. Во время неё определяется конкретная последовательность действий, но пока внешних проявлений поведения ещё нет.

5.Стадия выполнения программы поведения. Программа выполняется. Сигналы о результатах поведения, с помощью обратной афферентации поступают в акцептор результатов действия и оценивается в нём. Если результаты выполнения программы совпадают с прогнозом, заложенным в акцепторе результатов действия, поведение завершается. Если нет, то происходит полная перестройка поведения.

 

Принципы ВНД: принцип рефлекса.

Принцип рефлекса – универсальная и своеобразная форма взаимодействия организма со средой, происходящая при участии НС. Рефлекс – ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая НС. Мышечное чувство при выполнении одного движения становится в порядке ассоциации рефлексов сигналом для другого движения. Путь, по которому возбуждение проходит от рецептора до эффектора называется рефлекторной дугой. Состав рефлекторной дуги представлен следующими нейронами: афферентный нейрон; ассоциативный нейрон; эфферентный нейрон; эффектор – рабочий орган. Простейшая рефлекторная дуга включает два нейрона (афферентный и эфферентный) и называется моносинаптическая. Большинство рефлекторных дуг включают большое количество ассоциативных нейронов, и называются полисинаптическими. Рефлекторные дуги могут проходить только через спинной или головной мозг или как через спинной, так и головной мозг. Рефлекторные дуги замыкаются в рефлекторные кольца с помощью обратных связей. Морфологической основой обратной связи являются рецепторы, расположенные в эффекторе, и афферентные нейроны, связанные с ними. Наличие обратной связи позволяет осуществлять коррекцию работы эффектора и адекватную реакцию организма на любые изменения условий внутренней и внешней среды.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.