Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Предмет экономики труда и его развитиена современном этапе





Предмет экономики труда — экономические закономерности построения и осуществления трудовых процессов, факторы и усло­вия их эффективности, экономические отношения людей, возника­ющие по поводу использования труда в масштабе страны, отрасли, региона, а также в каждой их ячейке — на предприятиях, в органи­зациях, учреждениях. Появление науки о труде связано с возникновением теорий, которые непосредственным образом оказали влияние на историю человечества, так как они затрагивали самую важную сущность че­ловека, отличающую его от остального животного мира, — способ­ность трудиться, т.е. сознательно преобразовывать материалы при­роды, приспосабливая их к своим потребностям Крупнейший вклад в развитие политической экономии, в том числе науки о труде, внес английский ученый-экономист Адам Смит (1723—1790). Его основное произведение «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) содержит положения о том, что богатство страны определяется продуктами материального про­изводства. Их объем в свою очередь зависит от доли населения, участвующего в таком производстве, и от производительности тру­да в нем. Условием роста производительности труда служит его разделение и углубление специализации производства

2. Задачи дисциплины «Экономика труда» Основные задачи, которые решает экономика труда, определены ее целью. Целью экономики труда является исследование научных основ, теоретических, методологических положений и практического опыта в области управления человеческими ресурсами — формирования и рационального использования трудового потенциала каждого человека и общества в целом при создании новых социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики. Главная задача — изучение сущности и механизмов экономических процессов в сфере труда в контексте жизнедеятельности человека и общества. Ее решение основано на изучении методологических положений экономической трудовой теории, раскрывающей основополагающую роль труда в жизнедеятельности человека и общества, а также социально-экономические особенности труда в конкретных исторических условиях. Еще одна важнейшая задача — изучение факторов и резервов эффективной занятости, формирования и рационального использования трудового потенциала, повышения эффективности и производительности труда. Серьезной и сложной задачей является выявление взаимосвязей социально-трудовых отношений с экономическими отношениями и процессами, наблюдающимися в национальной экономике рыночного типа, ориентированной на социальное развитие, а также взаимосвязей рынка труда с рынками сырья, капитала, фондовыми рынками.

3. Сущность труда Труд — это деятельность, направленная на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению, либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.По определению А.Маршалла, труд — это всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения получаемого непосредственно от самой проделанной работы.Человек создавая новый продукт сознательно и последовательно выполняет трудовые действия, используя физическую и умственную энергию своего организма..История развития человека и общества свидетельствует о решающей роли труда в этом процессе.В процессе своей эволюции труд существенно усложнялся: человек стал выполнять более сложные и разнообразные операции, применять все более организованные средства труда, ставить перед собой и достигать более высокие цели. Труд стал многосторонним, разнообразным, совершенным.. Совместный труд людей представляет собой нечто большее, чем простая сумма затраченного ими труда. Совместный труд рассматривается и как прогрессирующее единство совокупных результатов труда. Взаимодействие человека с природными материалами, средствами труда, а также отношения, в которые при этом вступают люди, — все это называется производством.

4. Роль труда в обществе и развитии человечества. История развития человека и общества свидетельствует о решающей роли труда в этом процессе. В процессе своей эволюции труд существенно усложнялся: человек стал выполнять более сложные и разнообразные операции, применять все более организованные средства труда, ставить перед собой и достигать более высокие цели. Труд стал многосторонним, разнообразным, совершенным. В условиях применения более совершенных ресурсов и средств труда организация труда оказывает возрастающее влияние на окружающую среду, иногда и во вред среде. Поэтому экологический аспект в трудовой деятельности приобретает новое значение. Совместный труд людей представляет собой нечто большее, чем простая сумма затраченного ими труда. Совместный труд рассматривается и как прогрессирующее единство совокупных результатов труда. Взаимодействие человека с природными материалами, средствами труда, а также отношения, в которые при этом вступают люди, — все это называется производством. Труд создал человека, определяет его сущность: все предметы, необходимые для существования человека созданы трудом. Но труд выступает и как нечто большее – он первое основное условие всей человеческой жизни, он создал самого человека. В процессе труда развивается человек, производительные силы сама цивилизация. Исторические эпохи различаются не тем, что производится, а тем как производится, какими средствами труда. В свою очередь, средства труда – это мерило развития человека, его знаний и умений, развития рабочей силы. Труд формирует человека и служит развитию его личности.

 

5. Человек и труд. История развития человека и общества свидетельствует о решающей роли труда в этом процессе. В процессе своей эволюции труд существенно усложнялся: человек стал выполнять более сложные и разнообразные операции, применять все более организованные средства труда, ставить перед собой и достигать более высокие цели. Труд стал многосторонним, разнообразным, совершенным. В условиях применения более совершенных ресурсов и средств труда организация труда оказывает возрастающее влияние на окружающую среду, иногда и во вред среде. Поэтому экологический аспект в трудовой деятельности приобретает новое значение. Совместный труд людей представляет собой нечто большее, чем простая сумма затраченного ими труда. Совместный труд рассматривается и как прогрессирующее единство совокупных результатов труда. Взаимодействие человека с природными материалами, средствами труда, а также отношения, в которые при этом вступают люди, — все это называется производством. Труд создал человека, определяет его сущность: все предметы, необходимые для существования человека созданы трудом. Но труд выступает и как нечто большее – он первое основное условие всей человеческой жизни, он создал самого человека. В процессе труда развивается человек, производительные силы сама цивилизация. Исторические эпохи различаются не тем, что производится, а тем как производится, какими средствами труда. В свою очередь, средства труда – это мерило развития человека, его знаний и умений, развития рабочей силы. Труд формирует человека и служит развитию его личности. Человек развивается в процессе труда даже в условиях рабства и эксплуатации.

7. Компоненты трудового потенциала. Трудовой потенциал – это возможное количество и качество труда, которым располагает общество, отдельно взятый коллектив при данном уровне развития науки и техники. Он выступает составной частью производственного потенциала и может быть измерен качеством труда, численностью трудовых ресурсов и другими показателями.
Степень использования рабочей силы трудовых ресурсов, имеющихся на данном предприятии определяет развитие уровня трудового потенциала отдельного хозяйственного субъекта.Термин «трудовой потенциал» и его понятие начали входить в государственные и правительственные документы с 90-х годов. Так, в мае 1994 г. было принято Постановление Правительства РФ № 434 «О целевом проекте "формирования трудового потенциала для наукоем­кого производства"». Оно было связано с поддержанием и развитием в этот сложный для России период космической отрасли промышлен­ности. Структура трудового потенциала включает в себя следующие компоненты: 1) физическое состояние и здоровье;2) нравственность;3) активность;4) творческий потенциал;5) уровень образованности;6) профессионализм и компетентность;7) организованность;8) ресурс рабочего времени;9) ассертивность, или гармоничную совокупность личностных качеств.

 

6. Труд в системе экономических ресурсов. В экономической литературе ресурсы называют также факторами производства. Маршалл выделял четыре таких фактора:землю, труд, капитал и организацию производства. Вместе с тем он подчеркивал: «В известном смысле существуют только два фактора производства - природа и человек. Человек выступает одновременно целью производства и его фактором» [Маршалл.Т. 1.С. 209]. Современные экономисты, следуя в основном Маршаллу, обычно называют экономическими ресурсами землю, труд, капитал и предпринимательские способности.
Названные термины нельзя признать адекватными сущности обозначаемых ими объектов. Так, земля является лишь частью природных ресурсов. Труд, как было показано выше, - это прежде всего процесс преобразования ресурсов в блага. Капитал - широкое понятие, характеризующее, в общем случае, любой источник дохода: землю, творческие способности человека, станки, здания и т. д. Используемые некоторыми авторами термины «капитальные ресурсы», «капитальные блага» [Сандерс. С. 20; Словарь по экономике (Collins). С. 203] не проясняют сущности явления.. Последний из названных факторов производства - предпринимательские способности - это вид творческих способностей человека, т. е. то, что по смыслу должно относиться к фактору «труд».
Единственным объяснением существующей классификации экономических ресурсов является ее связь с источниками доходов;: от земли - рента; от труда (наемных работников) - заработная плата; от капитала - проценты (дивиденды); от предпринимательских способностей - предпринимательская прибыль.
Однако указанное внешнее соответствие структуры ресурсов и доходов не отражает сущности экономических процессов.
Исходя из приведенных соображений, целесообразно деление множества экономических ресурсов на три вида.
1. Природа (природные ресурсы).
2. Трудовой потенциал.
3. Ресурсы, произведенные человеком.
Природа как вид ресурсов характеризуется площадью, расположением и плодородием земли, полезными ископаемыми, климатом, лесами, запасами воды, гидроэнергии и т. п. Природные ресурсы играют не только пассивную роль источника сырья и энергии. Благодаря особым физико-химическим и биологическим свойствам земля является активным ресурсом, обеспечивающим возможность многократного возрастания ценности продукции по сравнению с величиной издержек. Примером является колос, вырастающий из одного зерна. Иначе говоря, земля - это один из важных источников «чистого продукта», т. е. того, что остается после возмещения произведенных затрат.

8. Эстетика и психология труда Психология труда, отрасль прикладной психологии, изучающая психологические аспекты и закономерности трудовой деятельности человека. Психологии труда. накопила огромный материал по проблемам работоспособности и утомляемости, влияния на человека условий труда, характера выполняемых операций, монотонности и опасности труда, необычных и экстремальных условий работы, трудовой мотивации, развития потребностей и способностей человека в процессе коллективного труда и т.д. Одна из задач психологии труда — рациональное реконструирование профессий, выяснение психологически оптимального сочетания входящих в их состав операций, научное обоснование их целесообразной автоматизации, что имеет важное значение для повышения производительности труда. Психология труда координирует свои усилия со специалистами в области механизации и автоматизации. Изучение психологических причин возникновения аварийных ситуаций привело к разработке специальных средств для профессионального отбора и предотвращения ошибочных действий с помощью особых методов упражнения и тренировки. В поле зрения производственной эстетики или эстетики труда находятся задачи упорядочения вещественного мира, его гармонизации, устранение предметного хаоса, достижение высокой культуры труда. Возникновение, в частности, дизайна - проектирования эстетического облика промышленных изделий — является практическим выражением решения данных задач.Эстетика труда, позволяет достигать весомого роста эффективности производства, эстетизирует его, делает производственную среду более человечной, приносящей людям больше радости и удовольствия. Красота в данной сфере является залогом и свидетельством совершенства деятельности человека, признаком высокой культуры труда, культуры производства.

9. Организация труда на предприятии и ее сущность Организация труда или организационные отношения — это форма, в которой реализуются экономические результаты трудовой деятельности. Поэтому организация труда рассматривается как составная часть экономики труда. Что же понимается под организацией труда на предприятии? Для ответа на этот вопрос необходимо знать, что термин «организация» имеет несколько значений.
В одном случае под организацией понимают строение, устройство чего-нибудь, его структуру, внутреннюю упорядоченность, взаимное расположение. В другом случае под организацией труда понимают функцию управления, связанную с установлением, изменением или упорядочением чего-нибудь. Это так называемый.Если производство чутко реагирует на все новое, что появляется в области организации труда, и систематически внедряет его в свою практику, то мы вправе говорить о науч­ной организации труда (НОТ). Научный подход к организации труда позволяет наилучшим образом соединить в процессе производства технику и людей, обеспечивает наиболее эффективное использование материальных и финансовых ресурсов, снижение трудоемкости и рост производительности труда. Он направлен на сохранение здоровья работников, обогащение содержания их труда.

10. Режимы труда и отдыха. Оптимальный режим труда и отдыха — важнейшее условие поддержания высокой работоспособности человека. Под режимом труда понимают порядок чередования и продолжительность периодов труда и отдыха. Время установления дополнительных (кроме обеденного) перерывов и их длительность зависят от характера работы. В Трудовом кодексе РФ записано, что нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 ч в неделю. Нормальная продолжительность рабочего времени в неделю сокращается на: 16 ч — для работников в возрасте до 16 лет; 5ч — для инвалидов I и II групп; 4 ч — для работников в возрасте от 16 до 18 лет; 4 ч и более — для работающих во вредных и (или) опасных условиях. При этом продолжительность ежедневной работы для лиц в возрасте 15... 16 лет не должна превышать 5 ч, в возрасте 16... 18 лет — 7 ч. Для работающих во вредных и (или) опасных условиях производства при 36-часовой рабочей неделе максимально допустимая продолжительность ежедневной работы не должна превышать 8 ч, а при 30-часовой рабочей неделе и менее — 6 ч. Продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшают на 1 ч. Время работы в ночные смены (с 22 до 6 ч) также снижают на 1 ч. Работникам гарантирован ежегодный отпуск с сохранением должности и среднего заработка продолжительностью не менее 28 календарных дней. Он предоставляется работникам по истечении 6 мес непрерывной работы в данной организации, а за последующие годы — в любое время рабочего года в соответствии с установленной очередностью.

11. Элементы организации труда Элементами организации труда в учреждении является: разделение труда; кооперация труда; организация рабочего места; организация обслуживания рабочего места; установление приемов и методов труда; установление меры (нормы) труда; планирование и учет трудовой деятельности. Этим ограничивается перечень элементов организации труда в узком смысле, т. е. указанные элементы относятся к организации труда на уровне организации и ее подразделений. Другие элементы в силу особенностей, о которых уже указывалось, относятся, наряду с названными, к понятию «организация труда» в широком смысле: это создание благоприятных условий труда; подбор, подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников; установление форм и систем оплаты труда, условий стимулирования и ответственности; поддержание высокой дисциплины труда, трудовой активности и творческой инициативы.

12. Методы организации труда. В практике организации труда на предприятиях применяются два метода: эмпирический и научный. Как правило, эти методы используются одновременно и во взаимосвязи, дополняя и уточняя принимаемые на их основе решения.
Эмпирический метод предполагает применение различных форм и направлений организации труда либо через внедрение их экспериментальным путем с обязательным контролем действия и последующими уточнениями и обоснованием, либо путем использования опыта других предприятий по организации труда на аналогичных трудовых операциях или опыта квалифицированных рабочих, либо волевым решением руководителей.
Научный метод опирается на экономические законы развития производства и предусматривает анализ состояния организации труда и сложившейся ситуации, исследование содержания трудового процесса и затрат рабочего времени, выполнение соответствующих расчетов и экономическое обоснование применяемых решений и предлагаемых мероприятий по организации труда на конкретных рабочих местах и участках производства.
Выбор метода организации труда предприятие осуществляет самостоятельно в зависимости от содержания трудового процесса, участка производства и круга решаемых задач.
13. Организация рабочих мест и создание условий труда Рабочее место – первичное звено в структуре любого производства. РМ – зона приложения труда, оснащенная определённым образом, организованная и предназначенная для трудовой деятельности одного или нескольких работников. Организация РМ – это его оснащение, планировка и обслуживание, то есть систему мероприятий по созданию на рабочем месте необходимых условий для достижения высокопроизводительного труда при максимальном использовании оборудования и технических возможностей.Первым элементом организации рабочего места, исходя из определения, является оснащение рабочего места, то есть его размеры (площадь, высота, объем занимаемого им производственного пространства) и все необходимое для конкретного трудового процесса (средства труда и вспомогательные предметы оснащения).Все средства оснащения на рабочем месте должны быть расположены в определенном порядке, обеспечивающем экономию труда работника. Это достигается путем рациональной планировки рабочих мест. Третьим элементом организации рабочих мест является их обслуживание. Необходимость обслуживания обусловлена тем, что рабочие места в современном производстве специализированы и территориально обособлены, что вызывает необходимость выполнения ряда вспомогательных работ специально выделенными для этого работниками в порядке разделения труда.

 

14. Стимулирование и дисциплина труда Дисциплина труда представляет собой обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным Трудовым кодексом, коллективным договором, трудовым договором и локальными нормативными актами предприятия.В настоящее время дисциплина труда объединяет в себе три качества, три форм реализации: принудительная дисциплина – как воздействие авторитарной власти (с внеэкономическими и экономическими методами принуждения); добровольная дисциплина (сознательная) – осознание работниками необходимости соблюдения норм и правил поведения; самодисциплина как самоубеждение, предъявление к себе требований, которые необходимо выполнять.Высокая дисциплина труда является одним из факторов роста производительности труда, а зачастую и резервом роста производительности труда. Стимулирование труда – это целенаправленное или нецеленаправленное воздействие на человека или группу людей с целью поддержания определенных характеристик их трудового поведения, прежде всего меры трудовой активности.Организация стимулирования труда на предприятии должна основываться на следующих основных принципах:1) комплексность, предполагает единство всех видов стимулов;2) дифференцированность означает индивидуальный подход к стимулированию работников различных категорий, разного социального статуса, разного уровня жизни и т. п.;3) гласность, позволяет дать общественную оценку труда работников, распространить передовой опыт, усилить силу примера, сплачивает коллектив;4) гибкость предполагает постоянное разнообразие используемых стимулов, обусловленное как изменяющимися условиями труда, так и динамикой актуальности стимула для работника.5) оперативность требует, чтобы поощрение или наказание следовало за поступком как можно быстрее.

15. Сущность разделения труда. Разделение труда –– это исторический процесс, построенный на принципе организации производства в хозяйстве, согласно которому отдельный человек занимается производством отдельного блага. Благодаря действию этого принципа, при ограниченном количестве ресурсов люди могут получить гораздо больше благ, чем в том случае, когда каждый обеспечивал бы себя всем необходимым сам.Основными видами разделения труда на предприятии являются: функциональное, технологическое, предметное и пооперационное. Функциональное. В основе функционального разделения труда лежит характер выполняемых функций. По выполняемым функциям обычно выделяют четыре основные группы персонала: руководители, специалисты (инженеры, экономисты, юристы и т. д.), рабочие и ученики.В рамках функционального разделения труда выделяют профессиональное и квалификационное разделение труда. Профессиональное разделение труда осуществляется в зависимости от профессиональной специализации работающих и предполагает выполнение на рабочих мес­тах работ в рамках той или иной профессии. Квалификационное разделе­ние труда обусловлено различной сложностью работ, требующих опре­деленного уровня знаний и опыта работников. Технологическое разделение труда определяется расчленением трудового процесса на однородные виды работ. Основное внимание при этом уделяется формированию операций по продолжительности, повторяемости и содержательности. Разделение труда по этому признаку положено в основу группировки работников по про­фессиям и специальностям.

16. Функциональное разделение труда. В основе функционального разделения труда лежит характер выполняемых функций. По выполняемым функциям обычно выделяют четыре основные группы персонала: руководители, специалисты (инженеры, экономисты, юристы и т. д.), рабочие и ученики. В рамках функционального разделения труда выделяют профессиональное и квалификационное разделение труда. Профессиональное разделение труда осуществляется в зависимости от профессиональной специализации работающих и предполагает выполнение на рабочих мес­тах работ в рамках той или иной профессии. Квалификационное разделе­ние труда обусловлено различной сложностью работ, требующих опре­деленного уровня знаний и опыта работников.

17.Технологическое разделение. Технологическое разделение труда определяется расчленением трудового процесса на однородные виды работ. Основное внимание при этом уделяется формированию операций по продолжительности, повторяемости и содержательности. Разделение труда по этому признаку положено в основу группировки работников по про­фессиям и специальностям

18. Квалификационное разделение труда. Квалификационное разделе­ние труда обусловлено различной сложностью работ, требующих опре­деленного уровня знаний и опыта работников.Выбор наиболее рациональных форм разделения труда зависит от типа производства, объема выпускаемой продукции, ее сложности и др. Поэтому их поиск предполагает обязательный анализ этих факторов и обоснование оптимальной границы разделения труда.

 

19. Границы разделения труда. Различают технологическую, экономическую, психофизиологическую и социальную границы разделения труда Технологическая граница разделения труда определяется сущест­вующей технологией, которая делит производственный процесс на опе­рации. Нижней границей формирования содержания операции является трудовой прием, состоящий не менее чем из трех трудовых действий, непрерывно следующих друг за другом и имеющих конкретное целевое назначение. Верхней границей разделения труда будет изготовление на одном рабочем месте всего изделия целиком. Экономическая граница характеризуют влияние разделения труда на экономические результаты производства, в частности, на суммарные затраты трудовых и материальных ресурсов. Однако чрезмерное разделение труда на основе дробления отдель­ных технологических операций приводит к нарушению пропорций в структуре затрат времени. Психофизиологическая граница определяет степень утомляемости исполнителя при выполнении той или иной работы. Для исключения переутомления необходимо предусмотреть нормальную интенсивность труда. Социальная граница разделения труда предусматривает разнообразие трудовых функций должно обеспечивать достаточную содержательность и привлекательность труда. Труд, представляющий собой набор простейших движений и действий, снижает интерес к нему. Он лишен элементарного творчества и характеризуется монотонностью.

20. Кооперация труда и ее формы Кооперация труда –– форма организации труда, выполнения работ, основанная на совместном участии в едином трудовом процессе значительного числа работников, выполняющих разные операции этого процесса.Экономическая наука выделяет следующие формы кооперации труда: Простая кооперация — объединение группы работников, выполняющих однородную работу без разделения труда. Для простой формы кооперации труда характерно применение ручного труда, и поэтому широкое распро­странение она имеет при выполнении сельскохозяй­ственных работ с низким уровнем механизации. Сложная кооперация — объединение группы работников для выполнения единого производственного процесса на основе разделения и специализации тру­да. Благодаря разделению и специализации труда у работников вырабатываются навыки, экономится вре­мя на трудовые действия, и совместный труд становит­ся более производительным.

 

21. Основные проблемы управления персонал. Управление персоналом – это совокупность принципов, методов, средств и форм воздействия на интересы, поведение и деятельность работников в целях максимального использования их интеллектуальных и физических способностей при выполнении трудовых функций.Главная задача в области управления персоналом состоит в способности создать условия для реализации каждым работником своих потенциальных возможностей и найти в каждом конкретном случае необходимый инструмент воздействия на человека в целях решения стоящих задач.Структура управления персоналом включает в себя следующие направления деятельности:- планирование ресурсов: разработка плана удовлетворения потребностей в людских ресурсах и необходимых для этого затрат;- набор персонала: создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям;- отбор: оценка кандидатов на рабочие места, отбор лучших из резерва, созданного в ходе работы;- определение заработной платы и компенсации: разработка структуры заработной платы и льгот в целях привлечения, найма и сохранения персонала;- профориентация и адаптация введение нанятых работников в организацию и подразделения, развитие у работников понимания того, что ожидает от них организация и какой труд в ней получает заслуженную оценку;- обучение: разработка программ обучения персонала в целях эффективного выполнения работы и его продвижения;- оценка трудовой деятельности: разработка методик оценки трудовой деятельности и доведение ее до работника;- повышение, понижение, перевод, увольнение разработка методов перемещения работников на должности с большей или меньшей ответственностью, развитие их профессионального опыта путем перемещения на другие должности или участки работы, а также процедур прекращения договора найма;- подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе: разработка программ, направленных на развитие способностей и повышение эффективности труда руководящих кадров;

22. Разновидности стилей управления персоналомСтиль управления — это относи­тельно устойчивая система способов, методов и форм воздействия руководителя на подчиненных в соответ­ствии с целями совместной деятельности. Известный немецкий психолог К. Левин описал три основных стиля управления: 1. Авторитарный стиль. Решение принимает руко­водитель единолично. Он действует по отношению к подчиненным властно, жестко закрепляет роли уча­стников, осуществляет детальный контроль, сосре­доточивает в своих руках все основные функции уп­равления. 2. Демократический стиль. Решения принимаются руководителем совместно с подчиненными. При та­ком стиле лидер стремится управлять группой совме­стно с подчиненными, предоставляя им свободу дей­ствий, организуя обсуждение своих решений, поддерживая инициативу. 3. Либеральный стиль. Решения навязываются под­чиненными руководителю. Он практически устраня­ется от активного управле­ния группой, ведет себя, как рядовой участник, предоставляет участникам группы полную свободу. Участники группы ведут себя в соответствии со сво­ими желаниями, их активность носит спонтанный характер. Этот стиль наибо­лее эффективен в ситуациях поиска наиболее про­дуктивных направлений групповой деятельности.

23. Этапы «концепции Маслоу», их значение. Маслоу подчеркивает важность позитивных эмоций для самоактуализации. Он полагает необходимым исследовать такие состояния, как счастье, невозмутимость, радость, смех, игры и пр. Он полагает, что отрицательные эмоции, напряжения и конфликты истощают энергию и препятствуют эффективному функционированию.Маслоу подчеркивает необходимость холистического мышления, обращающего внимание на отношения и целое более, чем на отдельные части. Он обнаружил, что «пик-переживания» часто являются поразительными примерами мышления, прорывающегося через дихотомия, в которых мы обычно воспринимаем реальность.Маслоу определяет самость как внутреннюю природу или сердцевину индивидуума - его собственные вкусы, ценности и цели. Понимание собственной внутренней природы и действование в соответствии с ней существенно для актуализации самости.Маслоу подходит к пониманию самости посредством изучения чех индивидуумов, которые живут в наибольшем согласии с собственной природой, которые представляют собой лучшие примеры самовыражения и самоактуализации. Вместе с тем Маслоу не обсуждает специально самость как специфическую структуру в личности.

 

 

24. Виды и формы стимулирования труда

Важнейшим видом стимулирования является экономическое, призванным играть ведущую роль в повышении трудовой активности работников. Этот вид состоит из материально-денежного и материально-неденежного стимулирования, последнее содержит часть социальных стимулов. Вторым немаловажным является духовное стимулирование, которое содержит в себе социальные, моральные, эстетические, социально-политические и информационные стимулы. В психологическом подходе моральное стимулирование является самой развитой и широко применяющейся подсистемой духовного стимулирования труда

Материально-денежное стимулирование - это поощрение работников денежными выплатами по результатам трудовой деятельности. Применение материально-денежных стимулов позволяет регулировать поведение объектов управления на основе использования различных денежных выплат и санкций.

 

Одним из основных условий высокой эффективности морального стимулирования является обеспечение социальной справедливости, то есть точного учета и оценки трудового вклада каждого работника. Убежденность в обоснованности, справедливости признания трудовых заслуг работника, в правильности его поощрения поднимает моральный авторитет труда, возвышает личность, формирует активную жизненную позицию. Эффективным методом укрепления дисциплины труда является поощрение за добросовестный труд.

 

 

25.Сущность и содержание нормирования труда. Нормирование труда – это процесс установления величины затрат рабочего времени при определенных организационно – технических условиях.В условиях современного производства нормирование труда призвано решать следующие социально – экономические задачи:♦ обеспечивать научно – обоснованную базу для внутризаводского плани- рования и организации труда;♦ содействовать выявлению и использованию резервов роста производительности труда, снижению издержек производства и максимизации коммерческого результата деятельности предприятия и отдельных его производственных подразделений;♦ стимулировать рост квалификации работников на основе научного обобщения и массового распространения передового производственного опыта;♦ способствовать совершенствованию системы мотивации труда персонала на основе установления более полного соответствия между мерой труда им мерой вознаграждения за труд.Эффективность процесса нормирования труда характеризуется следующими элементами:♦ анализ производственных возможностей на рабочем месте;♦ изучение и анализ методов и приемов труда;♦ проектирование состава, регламента и последовательности выполнения трудовых процессов;♦ техническое, экономическое психофизиологическое и социальное обоснование возможного выполнения нормируемых работ;♦ определение величины нормы времени.Являясь элементом эффективной организации производственного процесса и управления им, нормы труда выполняют ряд функций:– мера труда в виде норм характеризует степень участия каждого рабочего в создании конечного продукта;– фактор рациональной организации труда и производства;– критерий эффективности трудового процесса, позволяющий выявить внутризаводские резервы роста производительности труда;– основа текущего внутрипроизводственного планированиямера вознаграждения за труд. В настоящее время отпала необходимость регулирования з/платы путем завышения нормы затрат труда, что позволяет вводить технически обоснованные нормы, отражающие необходимые затраты рабочего времени для всех категорий работников, а также устанавливать их оптимальную численность; – функция рационализации производственных и трудовых процессов»

 

 

26. Процесс установления норм. Установление норм труда основано на определении затрат рабочего времени на выполнение заданного объема работ, но поскольку любая работа может осуществляться в различных производственных условиях и различными средствами и методами (могут быть различными техника, технология, организация трудовых







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.