Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА УРОВЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА





ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА УРОВЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Исполнитель: ____________________________ Большакова

студент 40 группы подпись, дата Снежана Юрьевна

очной формы обучения

 

 

Научный руководитель: ___________________________ Кожевников

ст. преподаватель подпись, дата Валентин Федорович

 

 

Рецензент: __________________________ Кугушева

к.п.н; доцент; подпись, дата Татьяна Вячеславовна

 

 

г. Чайковский, 2016.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…3

1. Теоретические особенности влияния средств массовой информации на уровень агрессивности детей младшего школьного возраста……………...5

1.1 Классификация средств массовой информации ……………………….11

1.2 Сущность и типология детской агрессивности………………………....17

2. Цель, задачи, методы и организация исследования…………………….. 25

2.1 Цель, задачи и методы исследования……………………………………. 25

2.2 Методика снижения уровня агрессивности детей младшего школьного возраста ………………………………………………………………………….33

Глава 3. Результаты исследования влияния средств массовой информации на уровень агрессивности детей младшего школьного возраста……………..40

3.1 Оценка эффективности методики…………………………………………46

Заключение …………………………………………………………………….47

Список литературы…………………………………………………………… 49

Приложения……………………………………………………………………. 54

 

ВВЕДЕНИЕ

Современное общество крайне обеспокоено появлением тенденцией увеличения уровня агрессии детей. Дети демонстрируют неуступчивость, конфликтность, жестокость. Драки среди детей младшего школьного возраста перестали быть редким явлением. С нашей точки зрения, поступки человека должны сдерживать социальные нормы, сложившейся исторически и основанные на религии, традициях и определенных стандартах. Если мы наблюдаем за детьми, которые характеризуются как агрессивные, вспыльчивые, грубые, то рассматриваем их через призму объектов плохого воспитания, негативного влияния сверстников, средств массовой информации агрессивного содержания.

Поэтому, в своем исследовании мы рассмотрели проблему агрессивного влияния средств массовой информации более подробно и детально, акцентируя внимание на исследованиях наших и зарубежных учённых, учитывали возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что средства массовой информации заполонили материалы о жестокости, насилии и иных,непринятых в обществе, действиях. Мы можем сказать, что одна из ведущих причин агрессивности вызвана тем, что дети увидели, услышали, запомнили и воспроизвели модель агрессивного поведения. Так как дети так часто сталкиваются с насилием в средствах массовой информации, это отражается на их поведении и в повседневной жизни. Таким образом, эта тема, представляющая особый интерес для науки и обладающая высокой социальной значимостью, была и выбрана для исследования.

Проблема исследования: влияют ли средства массовой информации на уровень агрессивности детей младшего школьного возраста?

Цель исследования: уменьшение влияния средств массовой информации на уровень агрессивности детей младшего школьного возраста методами внеурочной работы.

Объект исследования: средства массовой информации как фактор развития младшего школьного возраста.

Предмет исследования: проявление уровня агрессивности детей младшего школьного возраста в зависимости от влияния различных средств массовой информации.

Задачи исследования:

1) Классифицировать средства массовой информации, выявить их влияние на детей младшего школьного возраста и провести анализ сущности и типологии детской агрессивности;

2) Разработать и апробировать методику снижения уровня агрессивности детей младшего школьного возраста;

3) Выявить эффективность методики снижения уровня агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: предполагается, что разработанная нами методика снизит уровень агрессивности детей младшего школьного возраста.

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА УРОВЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Оценка эффективности методики снижения уровня агрессивности детей младшего школьного возраста.

Для оценки эффективности методики снижения уровня агрессивности детей младшего школьного возраста, мы обработали результаты первого тестирования, до апробирования основных направлений методики. С целью получения данных, после интерпретационного этапа работы, было проведено контрольное тестирование обучающихся.

Для оценки методики снижения уровня агрессивности детей младшего школьного возраста были выбраны следующие критерии:

1) Положительная динамика (тенденция повышения нравственного развития обучаемых);

2) Устойчивость исследуемых показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучаемых.

В своей работе, после проведения первого и констатирующего экспериментов, была выявлена положительная динамика нравственного развития обучаемых. Изучение тестирования показало, что обучаемые стали менее тревожными, снизился общий уровень агрессивности класса. Данный показатель можно считать оценкой положительной динамики.

При работе с детьми были изучены показатели духовно-нравственного развития, что позволило развить интерес к общепринятым духовно-нравственным ценностям. Проводя регулярный анализ педагогической деятельности, проводилась корректировка профессиональных направлений, изучались более доступные методы работы.

В системе мер, направленных на повышение эффективности внеурочной деятельности, важную роль играет посещение и анализ воспитательного мероприятия организатора внеурочной деятельности. Каждое анализируемое мероприятие вносит в методику своеобразные черты и приемы, связанные со спецификой цели, содержания, структуры, временных рамок, условий. Благодаря этому условию,

Заключение

Для определения эффективности разработанной нами методики для снижения уровня агрессивности детей, была изучена специальная научно-методическая литература по вопросам детской агрессивности и влияния средств массовой информации. Анализ показал, что влияние средств массовой информации на уровень агрессивности детей младшего школьного возраста - вопрос малоизученный и потому актуальный на сегодняшний день.

Разработанная методика способствует снижению негативного влияния СМИ на уровень агрессивности детей младшего школьного возраста, а также помогает формировать творческие способности и приемлема в процессе обучения.

Эксперимент проводился в форме групповой и индивидуальной работы. На практике использовались методы визуализации и игровая деятельность.

В результате проведенной работы мы выяснили, что уровень агрессивности в классе значительно снизился после внедрения в образовательный процесс разработанной методики.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что цель работы была достигнута - теоретически и экспериментально методика показала результат снижения уровня агрессивности в классе при организации внеурочной деятельности.

В работе были решены все поставленные задачи:

1) Изучив классификацию средств массовой информации и выявив их влияние, а так же проведя анализ сущности и типологии детской агрессивности мы раскрыли основные направления в науке, в которых изучались данные явления.

2) Нашей целью была разработка методики, которая была направлена на снижение уровня агрессивности детей в классе посредством организации внеурочной деятельности.

3) Была оценена эффективность разработанной методики,основанная на организации внеурочной деятельности младших школьников, результаты которой предоставлены в третьей главе.Выявить эффективность методики снижения уровня агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.

 

Список литературы

1. Андриенко, Н.К. Семейная среда как фактор успешной адаптации ребёнка к школьному обучению / Н.К. Андриенко // Начальная школа плюс до и после: журнал. — 2013.— №12.— С. 47-51.

2.Гавриленко, Л.С. Обеспечение включённости учащихся в учебную деятельность / Л.С. Гавриленко // Начальная школа: журнал. — 2013.— №12.— С. 47-51.

3. Гасанова, Г.Ф. Особенности формирования познавательных компетенций младших школьников в группе продлённого дня / Г.Ф. Гасанова, Л.К. Веретенникова // Наука и школа: журнал. — 2013.— №4.— С. 136-138.

4. Гашимова, О.В. Учебное сотрудничество на уроках в начальной школе / О.В. Гашимова, С.А. Наумова // Педагогические науки: книга. — 2013.— №6.—

5. Шумакова, Н.Б. Психолого-педагогические условия развития общей одарённости младших школьников / Н.Б. Шумакова // Начальная школа плюс до и после: журнал. — 2013.— №5.— С. 3-7.

6 Языканова, Е.В. Организация проектной деятельности в начальной школе (из опыта работы) / Е.В. Языканова // Образование в современной школе: журнал. — 2013.— №2.— С. 28-31.

нал. — 2013.— №8.— С. 23-29.

7. Ильинская, И.П. Духовно-нравственное и эстетическое воспитание младших школьников средствами художественной культуры разных народов /книга,-2013,-С.28-56

8 И.П. Ильинская // Начальная школа с вкладкой Практика: журнал. — 2014.— №6.— С. 16-21.

 

9. Мусс, Г.Н. Применение алгоритмов на уроках в начальной школе как элемент педагогической технологии / Г.Н. Мусс // Школьные технологии: жкнига. — 2014.— №5.— С. 127-132.

 

10. Глебушкин, С.А. Эстетическое воспитание младших школьников на основе изучения русского народного костюма / С.А. Глебушкин // Начальное образование: журнал. — 2014.— №5.— С. 44-46.

 

11. Моткова, Ю.Ю. Характеристика методов повышения степени обученности младших школьников / Ю.Ю. Моткова // Начальное образование: статья. — 2014.— №5.— С. 34-37.

12. Анненкова, Е.Ю. Использование информационных технологий в проектной деятельности младших школьников / Е.Ю. Анненкова // Начальная школа плюс до и после: авторефераты. — 2014.— С. 14-24.

13. Курмелева, Н.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников во внеурочной деятельности по литературному чтению / Н.А. Курмелева // Начальная школа: журнал. — 2014.— №11.— С. 55-59.

14. Конохова, Е.С. Использование образовательных ситуаций в процессе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста / Е.С. Конохова // Дошкольная педагогика: журнал. — 2014.— №7.— С. 14-17.

15. Володева, А.А. Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста / А.А. Володева // Педагогические науки: журнал. — 2014.— №6.— С. 27-29.

16. Касимова, Т.А. Комплексный подход к духовно-нравственному воспитанию детей в условиях дополнительного образования / Т.А. Касимова // Начальное образование: журнал. — 2014.— №5.— С. 47-50.

17. Нехлопочина, А.Н. Систематизация чувственных образов в эстетическом развитии учащихся / А.Н. Нехлопочина // Начальная школа: журнал. — 2014.— №4.— С. 24-29.

18. Хайсарова, Г.М. Роль педагогической культуры родителей в гендерном воспитании детей / Г.М. Хайсарова // Педагогика: журнал. — 2014.— №1.— С. 54-59.

 

19.Миронов, А.В. Использование элементов развивающей системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова при изучении курса "Окружающий мир" / А.В. Миронов // Начальная школа: журнал. — 2014.— №11.— С. 18-22.

 

20. Амбражевич, Я.Е. Распознавание как метод обучения естествознанию в начальной школе / Я.Е. Амбражевич // Начальная школа: журнал. — 2014.— №10.— С. 33-39.

21. Подоляк, Д.О. Приобщение младших школьников к учебному исследованию во внеурочной работе по окружающему миру / Д.О. Подоляк // Начальная школа: журнал. — 2014.— №9.— С. 57-61.

22. Пизов, А.В. Использование литературных текстов на уроках окружающего мира / А.В. Пизов, О.С. Бекиш // Начальная школа с вкладкой Практика: журнал

. — 2014.— №8.— С. 64-68.

23. Ловягин, С. Изучение окружающего мира в начальной школе в ИКТ-насыщенной образовательной среде / С. Ловягин, А. Уваров // Начальная школа –

1 сентября: газета. — 2014.— №7-8.— С. 50-51.

24. Романцова, Е.Б. Воспитание экологии внутреннего мира ребёнка /

Е.Б. Романцова // Начальная школа с вкладкой Практика: журнал. — 2014.— №6.— С. 53-58.

25. Крючкова, Е.А. Воспитательный потенциал историко-обществоведческого содержания предмета "окружающий мир" 4 класс / Е.А. Крючкова // Начальная школа: журнал. — 2014.— №3.— С. 39-43.

26. Малозёмова, И.И. "Посмотри, как хорош мир, в котором ты живёшь...": о значении уроков окружающего мира для личностного развития младшего школьника / И.И. Малозёмова // Начальная школа плюс до и после: журнал. — 2014.— №1.— С. 57-62.

27.Шумакова, Н.Б. Психолого-педагогические условия развития общей одарённости младших школьников / Н.Б. Шумакова // Начальная школа плюс до и после: журнал. — 2013.— №5.— С. 3-7.

28. Языканова, Е.В. Организация проектной деятельности в начальной школе (из опыта работы) / Е.В. Языканова // Образование в современной школе: журнал. — 2013.— №2.— С. 28-31.

29. Янушкявичене, О.Л. Реформа образования и развитие мышления ребёнка в начальной школе / О.Л. Янушкявичене // Педагогика: журнал. — 2013.— №8.— С. 63-66.

30. Ступина, Е.А. Приобщение младших школьников к речевой культуре в процессе работы с текстом / Е.А. Ступина // Начальное образование: журнал. — 2013.— №2.— С. 42-45.

31. Сушилина, Н.В. Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе / Н.В. Сушилина // Вопросы гуманитарных наук: журнал. — 2013.— №3(66).— С. 114-119.

32. Тест эмоций (тест Басса-Дарки в модификации Г.Резапкиной) / Резапкина Г. Психология и выбор профессии. Учебно-методическое пособие. М., 2006.

 

33. Якушева С. Д., Якушева О. В. ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. IV междунар. науч.-практ. конф. № 4. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2011.

 

Электронный ресурс:

1. Востриков А.А. Проблема развития личности младших школьников в свете нового образовательного стандарта общего образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. - 2011. - № 13 (115). - С. 178-182; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problema-razvitiya-lichnosti-mladshih-shkolnikov-v-svete-novogo-obrazovatelnogo-stand... (17.03.2016).

2. Карпуть Н.В. Особенность исследования развития личности младшего школьника // В мире науч. открытий. – 2013. - № 11.8. – С. 235-243.; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://nkras.ru/vmno/archive/articles/2013/11.8/11.82013.pdf (17.03.2016).

3. Корепанова М.В. Преемственность в социально-личностном развитии детей в период перехода из дошкольного в младший школьный возраст: основные итоги федерального эксперимента / М.В. Корепанова, Г.В. Гнайкова // Начальная шк. плюс до и после. - 2014. - № 5. - С. 57-59.; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://school2100.com/upload/iblock/0c2/Korepanova.pdf (17.03.2016).

4. Лятифова Л.В. О развитии, формировании и становлении личности младших школьников // Ступень в педагогическую науку: материалы V Междунар. форума работников образования / Центр науч. мысли. – М., 2014. – С. 37-39. Доступ после регистрации (открыть ссылку).

5. Мишанова Н.Н. Требования к развитию личности старшего дошкольника // Novainfo.ru. – 2014. - № 19. – С.115-119.; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://novainfo.ru/article/1930 (17.03.2016).

6. Социально-личностное развитие дошкольников: программа, планирование, занятия, диагностические материалы: старшая группа / авт.-сост. Л. А. Загуменная. - Волгоград: Учитель, 2012. - 231 с.

7. Степанова Н А. Динамика развития личности младшего школьника // Воспитание школьников. - 2011. - № 10. - С. 36-40.

8. Ткаченко О.В. Развитие личности в младшем школьном возрасте // Психология, социология и педагогика. – 2015. - № 1. – С.138-146.; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://psychology.snauka.ru/2015/01/4338 (17.03.2016).

 

Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ А - тест руки для диагностики различных форм агрессивного поведения.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б - методика рисунка несуществующего животного.

ПРИЛОЖЕНИЕ В - тест эмоций Басса-Дарки в модификации Г.В. Резапкиной.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Тест руки.

Проективная методика исследования личности. Опубликована Б. Брайклином, 3. Пиотровским и Э. Вагнером в 1961 г. (идея теста принадлежит Э. Вагнеру) и предназначена для предсказания открытого агрессивного поведения.

Стимульный материал теста составляют 9 стандартных изображений кистей рук и одна пустая таблица (подобно пустой карточке в Тематической апперцепции тесте), при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия. Изображения предъявляются в определенных последовательности и положении. Обследуемый должен ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука (или сказать, что способен выполнять человек, рука которого принимает такое положение). Помимо записи ответов регистрируется положение, в котором обследуемый держит таблицу, а также время с момента предъявления стимула до начала ответа.

Оценка полученных данных осуществляется по следующим 11 категориям:

агрессия – рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждения, активно захватывающая какой-либо предмет;

указания – рука ведущая, направляющая, препятствующая, господствующая над другими людьми;

страх – рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого-либо от физических воздействий, а также воспринимается в качестве наносящей повреждения самой себе;

привязанность – рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям;

коммуникация – ответы, в которых рука общается, контактирует или стремится установить контакты;

зависимость – рука выражает подчинение другим лицам;

эксгибиционизм – рука разными способами выставляет себя напоказ;

увечность – рука деформирована, больна, неспособна к каким-либо действиям;

активная безличность – ответы, в которых рука проявляет тенденцию к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека или людей, однако рука должна изменить свое физическое местоположение, приложить усилия;

пассивная безличность – также проявление «тенденции к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека, но при этом рука не изменяет своего физического положения;

описание – ответы, в которых рука только описывается, тенденция к действию отсутствует.

 

Ответы, относящиеся к первым двум категориям, рассматриваются авторами как связанные с готовностью обследуемого к внешнему проявлению агрессивности, нежеланием приспособиться к окружению. Четыре последующие категории ответов отражают тенденцию к действием, направленным на приспособление к социальной среде, вероятность агрессивного поведения незначительна. Количественный показатель открытого агрессивного поведения рассчитывается путем вычитания суммы «адаптивных» ответов из суммы ответов по первым двум категориям, т. е.? («агрессия» + «указания») —? («страх + «привязанность» + «коммуникация» + «зависимость»). Ответы, попадающие под категории «эксгибиционизм», и «увечность», при оценке вероятности агрессивных проявлений не учитываются, т. к. их роль в данной области поведения непостоянна. Эти ответы могут лишь уточнить мотивы агрессивного поведения.

Десять карточек, одна за другой, последовательно предлагают испытуемому, причем последовательность и положение, в котором они даются, стандартны. При этом испытуемому задается вопрос: «Что, по вашему мнению, эта рука делает?» Если испытуемый затрудняется с ответом, ему предлагается следующий вопрос: «Как вы думаете, что делает человек, которому принадлежат эти руки? Назовите все варианты, которые вы себе можете представить». Для достижения действительного понимания цели инструкции могут варьировать при условии, что испытуемый не запугивается и не провоцируется на нужный ответ. При нечетком и недвусмысленном ответе просят пояснения, но не навязывают никакие специфические ответы. Но по желанию испытуемый может присоединиться к ним. Держать рисунок-карточку можно в любом положении; число вариантов ответов по карточке не ограничивается и не стимулируется так, чтобы вызвать сопротивление испытуемого.

Цель теста заключается в прогнозировании явного агрессивного поведения. Термин «количество баллов проявления» изобретен не для того, чтобы предсказать специфические реакции, а скорее для того, чтобы предсказывать тенденцию к действиям агрессивного характера. Таким образом, концепция «проявления» включает такие действия, как: провоцирующие легальные действия против других лиц, вызванные маниакальными параноидными тенденциями: обман и ограбление других лиц; бросание предметов в целях нанесения удара (муж и жена во время супружеских ссор); драки школьников со своими товарищами или учителями;.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

Методика “Рисунок несуществующего животного” (РНЖ) относится к разряду проективных.

Цель: РНЖ может быть включен либо в клиническое обследование, либо как вспомогательный диагностический прием в процесс групповой психокоррекции. Он может быть использован как материал для живого обсуждения в группе пациентов либо в диалоге исследователь - испытуемый с целью выяснения и уточнения черт личности, проблем и социальных установок. В плане индивидуального консультирования РНЖ может использоваться в качестве эвристической опоры для направления беседы.

РНЖ требует объединения с другими методами или тестами. Рекомендуется также проводить эту методику в одном сеансе с монотонными вербальными тестами-опросниками, используя ее как средство, повышающее живой интерес испытуемого к работе.

 

Положение рисунка на листе Позитивное значение. Негативное значение.
1.рисунок расположен по средней линии. рисунок расположен по средней линии. (или несколько левее) и чуть выше середины листа бумаги.  
2.Положение рисунка к краю листа.   Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем больше, тем выраженнее) трактуется как высокая самооценка, неудовлетворенность собственным положением в обществе и недостаточным признанием окружающих, претензия на продвижение, тенденция к самоутверждению, потребность в признании.
3. Повышенное положение рисунка.   Повышение положения рисунка на листе бумаги коррелирует со стремлением к эмоциональному принятию со стороны окружения, со стремлением соответствовать высокому социальному стандарту.
4. Положение в нижней части листа.   неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем социальном положении, отсутствие стремления быть принятым окружением, склонность к фиксации на препятствиях к достижению ситуативных потребностей.  

 

 

Правая и левая полуплоскость листа имеют противоположную коннотацию по оппозициям “пассивность - деятельность”, “внутреннее - внешнее”, “прошлое - будущее”. Соответственно расценивается местоположение рисунка вправо и влево от средней линии листа, а также ориентация головы и тела животного вправо, влево, в фас. Местоположение скорее символизирует общую направленность в сторону достижения тех или иных состояний в рамках указанных оппозиций.

Направление головы рисунка Значение
1. Голова, направленная направо. устойчивая тенденция к действию: почти все, что обдумывается и планируется, осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый настроен на реализацию своих намерений и установок.  
2. Голова, направленная налево. тенденция к рефлексии, к размышлению, “не человек действия”. Лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализовываться. Нередко это также - нерешительность, страх перед активными действиями (вариант: отсутствие ли тенденции к действию или боязнь активности - следует решить дополнительно). Это также может быть связано с отсутствием притязаний на самоутверждение в сфере внешне-преобразовательной деятельности, отсутствием склонности к доминированию, с фиксацией на какой-либо ситуации в прошлом.  
3. Положение «анфас» Голова, направленная на рисовавшего, может трактоваться как эгоцентризм. Такое положение часто бывает сходно по значению в отношении описанных параметров уровня притязаний с поворотом влево. Иногда оно трактуется как прямота, бескомпромиссность, сформировавшиеся как реакция на глубинное чувство незащищенности

 

ГРАФОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ РИСУНКА

Аспект анализа линии. Пространственно-символический аспект.
Для нормы характерна уверенная линия со средним равномерным нажимом и четкими соединениями. Колеблющаяся, прерывающаяся линия, “островки” перекрывающих друг друга линий, несоединенные углы, “запачканные” рисунки говорят о легкой напряженности, повышенном уровне тревожности, что свойственно невротикам. Контуры рисунка здесь могут быть размытыми, “волосатыми”, во всем исполнении может чувствоваться неуверенность, неловкость. (Рисункам невротиков также бывает свойственно отклонение от вертикали, “касающиеся рисунки”, недорисованные конечности, незаконченность или непомерное увеличение кистей и стоп). Характер линии служит одним из индикаторов общей энергии. Слабая паутинообразная линия (“возит карандашом по бумаге”, не нажимая на него) является признаком экономии энергии, астенизации, снижения общего тонуса. (При пониженном фоне настроения встречается достаточно редко и сочетается с экономией линии и деталей). Обратный характер линии не является полярным: это не энергия, а следствие увеличения тонуса мускулатуры в связи с тревожностью. Особо следует обращать внимание на резко продавленные линии, видимые с обратной стороны листа (судорожный, высокий тонус рисующей руки) - резкая генерализованная тревожность. Необходимо обращать внимание на то, какая деталь, какой символ выполнен с увеличением нажима, т.е. к чему привязана тревога (например, верхний “шип”). О повышении тревожности также говорит наличие штриховки внутри контура фигуры и различных деталей.   “Падающие линии” и преимущественное направление сверху вниз влево свидетельствует о быстро истощаемом усилии, низком тонусе, возможной депрессии. “Поднимающиеся линии”, преобладание движения снизу вверх направо говорят о хорошем энергетическом обеспечении движения, склонности к трате энергии, агрессивности. Контур фигуры традиционно трактуется как граница Я и социума, символизируемого окружающим пространством. Фигура круга, особенно ничем не заполненного, символизирует тенденцию к сокрытию, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание сообщать о себе сведения окружающим, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки дают очень ограниченное количество информации об испытуемом. Контур фигуры анализируется по наличию или отсутствию выступов типа шипов, панцирей, игл, прорисовке или затемнению линии контура. Это - защита от окружающих: агрессия, если они выполнены в острых углах; страх и тревога, если имеет место затемнение, “запачкивание” линии контура; опасение и подозрительность, если поставлены “щиты”, заслоны, линия удвоена. Направленность такой защиты определяется соответственно пространственному положению. Верхний контур - против вышестоящих, против лиц, реально имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей. Нижний контур - защита против насмешек, отсутствия авторитета, т.е. против нижестоящих, младших, подчиненных, боязнь осуждения. Боковые контуры - недифференцированная опасливость, готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях. О том же говорят элементы защиты, расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа - больше защита в процессе реальной деятельности, слева - больше защита своих мыслей, убеждений, вкусов.  

 

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РИСУНКА

 

Уши Рот Ресницы Рога Перья Грива
заинтересованность в информации и значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям можно определить: предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только дает на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции - радость, обиду и пр. Приоткрытый рот в сочетании с языком - при отсутствии прорисовки губ - трактуется как повышенная речевая активность (болтливость);   истероидно-демонстративные манеры в поведении, для мужчин - женственные черты характера (с прорисовкой зрачков совпадает редко). Ресницы свидетельствуют также о заинтересованности в восхищении окружающими внешней красотой и манерой одеваться, придавании большого значения внешности.   защита или агрессия (определяется в сочетании с другими признаками агрессии - когтями, щетиной, иглами и пр.; характер этой агрессии - спонтанный или защитно-ответный);   тенденция к самоукрашению и самооправданию, демонстративность;   чувственность, подчеркивание женщинами своего пола, иногда - ориентация на свою сексуальную роль

 

 

НАЗВАНИЕ РИСУНКА

Может выражать рациональное содержание смысловых частей (“летающий заяц”, “бегакот”, “мухожор”). Другой вариант - словообразование с “книжно-научным”, иногда с латинским суффиксом или окончанием (“реталетус”, “наплиолярия”). Первое - рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации. Второе - демонстративность, направленная, главным образом, на подчеркивание своего разума, эрудиции. Встречаются названия поверхностно-звуковые, без всякого осмысления (“грягэкр”, “лалио”), знаменующие легкомысленность отношения к окружающему, неумение учитывать сигналы опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов над рациональными. Иронически-юмористические названия (“риночурка”, “пельмеш”) встречаются при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия обычно имеют повторяющиеся элементы (“тру-тру”, “кус-кус”). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена непомерно удлиненными названиями.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

 

ТЕСТ ЭМОЦИЙ (тест Басса-Дарки в модификации Г.В. Резапкиной).

Шкалы: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражительность, негативизм, обидчивость, подозрительность, вербальная агрессия В данной модификации исключена шкала “Чувство вины“, убраны двойные отрицания, упрощены формулировки, дана текстовая (популярная) интерпретация.

Назначение теста:диагностика различных форм агрессивного поведения.

Инструкция к тесту: каждый оказывался в ситуации, когда трудно сдерживать свои эмоции. Прочитайте утверждения. Если вы реагируете похожим образом, отметьте в бланке номер вопроса. (Ответьте "Да" или "Нет" на следующие вопросы).

 

Тест

1. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.

2. Иногда я раздражаюсь настолько, что швыряю какой-нибудь предмет

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

4. Пока меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу.

5. Мне кажется, что судьба ко мне несправедлива.

6. Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.

7. Я не могу удержаться от спора, если со мной не согласны.

8. Мне не раз приходилось драться.

9. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.

10. Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием.

11. Я нарушаю законы и правила, которые мне не нравятся.

12. Иногда меня гложет зависть, хотя я этого не показываю.

13. Я думаю, что многие люди не любят меня.

14. Я требую, чтобы люди уважали мои права.

15. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.

16. Иногда я выражаю гнев тем, что стучу по столу.

17. Я часто чувствую, что могу взорваться, как пороховая бочка.

18. Если кто-то пытается мною командовать, я поступаю ему наперекор.

19. Меня легко обидеть.

20. Многие люди мне завидуют.

21. Если я злюсь, я могу выругаться.

22. Если не понимают слов, я применяю силу.

23. Иногда я хватаю первый попавшийся под руку предмет и ломаю его.

 

24. Я могу нагрубить людям, которые мне не нравятся.

25. Когда со мной разговаривают свысока, мне ничего не хочется делать.

26. Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.

27. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

28. Если кто-то раздражает меня, я говорю все, что о нем думаю.

29. На удар я отвечаю ударом.

30. В споре я часто повышаю голос.

31. Я раздражаюсь из-за мелочей.

32. Того, кто любит командовать, я стараюсь поставить на место.

33. Я заслуживаю больше похвал и внимания, чем получаю.

34. У меня есть враги, которые хотели бы мне навредить.

35. Я могу угрожать, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.

 

 

Обработка и интерпретация результатов теста:

 

Ключ к тесту

 

Шкалы Вопросы

Ф 1 8 15 22 29

К 2 9 16 23 30

Р 3 10 17 24 31

Н 4 11 18 25 32

О 5 12 19 26 33

П 6 13 20 27 34

С 7 14 21 28 35

 

За каждое совпадение с ключом начисляется (1) один балл. Совпадением с ключом ситается ответ “Да” на вопросы, в вышеприведенной таблице.

 

ТАБЛИЦА №1.

СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХИКУ РЕБЕНКА.

 

 

Рок музыка Популярная музыка Джаз/блюз Классическая музыка
Рок музыка считается наиболее негативной для прослушивания детьми. Деструктивность музыки порождает взбудораженность психики человека. Несложные тексты и простые мелодии привлекают людей, которым не хватает романтики. Поп-музыка негативно сказывается на интеллекте человека, если он прослушивает данный стиль на протяжении долгого времени. Уникальные и самобытные стили. Способны ввести в транс при прослушивании. При прослушивании человек расслабляется и получает удовольствие. Доказанный факт, что исполнители джаза погружаются в транс и импровизируют, сочиняя мелодию на «ходу». Самая лучшая музыка для организма -классическая. Она способна улучшить интеллектуальные способности человека, может помочь при боьрьбе со стрессом и депрессией. Классическую музыку по праву можно назвать гениальной, ведь доказанный факт, что дети, прослушивающие классическую музыку, имеют более выскокий интеллект.

 

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА УРОВЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Исполнитель: ____________________________ Большакова

студент 40 группы подпись, дата Снежана Юрьевна

очной формы обучения

 

 

Научный руководитель: ___________________________ Кожевников

ст. преподаватель подпись, дата Валентин Федорович

 

 

Рецензент: __________________________ Кугушева

к.п.н; доцент; подпись, дата Татьяна Вячеславовна

 

 

г. Чайковский, 2016.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…3

1. Теоретические особенности влияния средств массовой информации на уровень агрессивности детей младшего школьного возраста……………...5

1.1 Классификация средств массовой информации ……………………….11

1.2 Сущность и типология детской агрессивности………………………....17

2. Цель, задачи, методы и организация исследования…………………….. 25

2.1 Цель, задачи и методы исследования……………………………………. 25

2.2 Методика снижения уровня агрессивности детей младшего шк







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.