Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методика снижения агрессивности детей младшего школьного возраста





Методика снижения уровня агрессивности детей младшего школьного возраста была разработана с учетом возрастных и индивидуально-личностных особенностей детей младшего школьного возраста. Поскольку методика применялась в 4 классе, основной возраст контингента детей составлял 10-11 лет. Дети 10-11 лет отличаются негативизмом, отрицанием авторитета взрослого человека и дисгармоничностью в строении личности. Поскольку возраст 10-11 лет предшествует половому созреванию, многие дети не готовы к изменению своего тела, что является причиной стеснения и замкнутости. В этот период происходит гормональная перестройка организма, заметное ухудшение условно-рефлекторной деятельности, увеличиваются вегетативные изменения при нагрузках, наступает быстрое утомление, а так же неуравновешенность эмоциональных реакций и поведения. У данной категории детей, нервная система имеет высокую возбудимость и слабое торможение, что приводит к широкой иррадиации возбуждения по коре головного мозга и недостаточной координацией движений. При организации занятий с младшими школьниками следует помнить, что важно строго дозировать нагрузку, так как дети данной категории обладают недостаточно развитым ощущением усталости. В младшем школьном возрасте уже возникают преобладающие влияния коры на подкорковые процессы, усиливаются процессы внутреннего торможения и произвольного внимания, появляется способность к освоению сложных программ деятельности, формируются характерные индивидуально-типологические особенности. Поскольку личность как целостное явление формируется в деятельности, то и изучать школьника целесообразно главным образом в ходе участия его в той или иной деятельности. При этом, важным условием является безграничное наблюдение за ребенком в процессе учебной деятельности и общественной. Дело в том, что один и тот же ребенок чаще всего приобретает и проявляет в разных видах деятельности и в разных коллективах не только иные навыки и умения, но и иной уровень творчества, иной социальный опыт, иные ценностные ориентации, занимает иную социальную позицию.

Разработанная методика дает целостное представление о личности ребенка, позволяет наблюдать изменения, которые происходят в процессе учебной или общественной деятельности, представляет личность школьника как явлении динамическом, а не статическом.

Обучение детей и прививание навыков самостоятельной работы с использованием творческого потенциала, а так же закрепление и повторение ранее изученного материала - стало основой нашей работой. При проведении мероприятий после основной учебной нагрузки, были установлены перерывы для отдыха детей. Разработанная нами методика снижения уровня агрессивности младших школьников проводилась поэтапно. В ходе формирующего педагогического эксперимента наша работа реализовывалась в трех направлениях: общение с учащимися, взаимодействие с родителями, работа с педагогами. Формирование мотивационных установок не только у детей с агрессивным поведением, но и всего класса стало нашей первой задачей. Создание ситуации рефлексии стало нашим последующим этапом работы. И на третьем этапе обеспечивалось интеграция знаний и навыков.

Содержание экспериментальной работы было разработано с учетом возрастных, индивидуально-личностных особенностей младших школьников и уровня их социального статуса в групп.

В ходе экспериментальной работы по коррекции агрессивного поведения мы использовали как специфические, так и неспецифические способы взаимодействия с обучающимися.

Из группы неспецифических методов нами использовались упражнения игрового и релаксационного характера.

Релаксационные упражнения проводились как на уроке, так и в перемены и подразумевали «мысленные путешествия», направленные на снижение внутренней напряженности и гиперактивности.

Кроме этого в работе с младшими школьниками старались придерживаться следующих правил:

- не фиксировали внимание на нежелательном поведении (регулярные запреты и повышение голоса приводят к росту агрессии);

- старались реагировать на позитивные даже самые минимальные изменения в поведении, что стимулировало обучающихся к их повторению;

- при анализе поведения старались обсуждать лишь конкретные факты - то, что произошло «здесь и сейчас», а не «вчера»;

- обсуждение с ребёнком старались проводить наедине (публичное осуждение - это самое страшного для ребенка младшего школьного возраста).

Нами в ходе эксперимента были использованы и специфические методы работы: психогимнастические упражнения, музыкотерапия, арт-терапия, игротерапия.

Психогимнастика – совокупность специальных упражнений, основанных на двигательной экспрессии, мимике и пантомимике.

Упражнения психогимнастики мы использовали, чтобы ребенок осознал взаимосвязь между мыслями, чувствами и поведением и захотел научиться управлять ею.

Упражнения психогимнастики применялись нами для преодоления барьеров в общении, развития эмпатии, для осознания своих чувств и эмоций, для выработки умений выражать свои чувства и для снижения эмоционального напряжения.

Музыкотерапия – это метод психологической коррекции, подразумевающий использование музыкальных произведений и инструментов, направленный на эмоциональную разрядку, регуляцию эмоционального состояния, усвоение новых способов выражения своих чувств и эмоций.

Для реализации метода нами был осуществлён подбор мелодий, оказывающих положительное влияние на психику, и улучшающих эмоциональное состояние младших школьников. При этом быстрые и веселые композиции использовались нами для повышения настроения и активизации внимания ребенка; танцевальные композиции использовали в качестве физкультминуток для снятия усталости на занятиях; спокойную музыку применяли для снижения тревожности и напряжения.

Арт-терапия – способ выражения эмоций через изобразительную или творческую деятельность.

На уроках с младшими школьниками мы использовали творческие задания, связанные с изобразительным искусством, лепкой из пластилина, сочинительством.

Подобные занятия не только удовлетворяли потребность ребят в самовыражении и в творческой самореализации, но и способствовали снижению агрессии и обретении гармонии в себе.

Особым блоком в нашей методике значился метод игротерапии. Игра –идеальное средство для улучшения эмоционального состояния ребенка, для формирования его «Я-концепции», снижения страхов, стресса и тревог и.т.д..

Основной целью игровых упражнений являлось научить детей младшего школьного возраста выражению своих переживаний, чувств и эмоций.

Чаще всего нами использовались сюжетноролевые игры. Важным условием использования таких игр является способность ребенка вживаться в образ. В таких играх мы моделировали новый опыт поведения в стрессовых ситуациях.

К характеристикам нашей методики следует отнести:

Наличие двух основных направлений работы:

- обучение приемлемым способам выражения гнева;

- обучение приемам саморегуляции и навыкам общения в конфликтных ситуациях.

Задачами методической работы являются:

- возникновение доверия в группе;

- обучение невербальным методам общения;

- обучение способам самоконтроля;

- обучение способам выражения гнева в конструктивной форме;

- снятие эмоционального, мышечного напряжения и агрессии;

- развитие умения владеть мышцами лица, рук, ног;

- развитие навыков поведения в ситуации конфликтного общения;

- развитие навыков неконфликтного поведения в различных ситуациях.

Каждое занятиевключает в себя обязательный ритуал приветствия, разминку и основную часть. В конце каждого занятия обязательно проводиться обратная связь.

Кроме этого ряд мероприятий осуществлялся нами во внеурочное время. Эти мероприятия представлены в таблице 3

 

Таблица 3. – Внеурочные мероприятия по коррекции агрессивного поведения у младших школьников

 

Вид мероприятия   Форма организации   время   Описание
1.Открытый классный час с присутствием родителей обучаемых   Беседа, анкетирование, опрос   1 час   Беседа с родителями на тему агрессивности детей младшего школьного возраста и связи со СМИ  
2. Посещение школьного театра   изучения коллективных явлений   1 час Посещение школьного театра с целью демонстрации положительного влияния просмотра  
3. Классный час на тему «Моя безопасность на улице и дома».   Изучение продуктов ученического творчества   1,5 часа Доклады детей на тему «почему нельзя долго смотреть телевизор», чем вредны смартфоны, «почему нельзя долго слушать громкую музыку из радио».  
4. Просмотр мультсериала по теме «Безопасность жизнедеятельности»   Изучение коллективных явлений   1 час  
5. Просмотр мультсериалов по теме «научно-популярные исследования»   Изучение коллективных явлений   1 час  
6. Викторина по теме «Вредные «друзья» Учебно-игровая   1 час Класс делился на две команды, в ходе игры им надо было сравнить, что полезное и хорошее, а что нет. Свой ответ обосновать. Баллы получала та команда, которая смогла быстрее набрать баллы (пример: «Смартфон» хорошо или плохо, интернет и т.д)  
7. Физкультурно-оздоровительное мероприятие Поход-экскурсия (в содействии с учителем физкультуры) 2 часа В содействии с учителем физкультуры, детям выдавались лыжи для организованного похода к лесу, с целью изучения окружающего мира. Основное направление:смена деятельности.  
8.Викторина «Угадайка»   Музыкотерапия, игра.   1 час Для проведения викторины класс разделился на команду и судий. В команде было 6 человек, у каждого человека была своя музыка «Бетховен, Мендельсон, Ханс Зиммер,Чайковский (2),Вагнер.» Сначала прослушивались все произведения по порядку, а после человек должен был словами описать произведение. Баллы начислялись, если судьи могли угадать. За имя композитора дополнительный балл
9. Экскурсия в сельскую библиотеку, «Поход в сказку».   Лекция, вопрос-ответ.   1,5 часа Библиотекарь рассказала детям о безопасности жизнедеятельности, что входит в это понятие, совместно с учителем. Также мы наглядно показали, почему лучше читать, чем смотреть телевиденье.  
10. Заключительная беседа опрос с классом Беседа,анкета. 1 час Мы обсудили с детьми нашу пройденную работу, попросили ответить на вопросы анкеты, а так же выслушали пожелания и замечания.  
В рамках проведения уроков «окружающий мир», на тему исследования было проведено 25 часов.   На проведение внеурочной деятельности было потрачено 35 часов      

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.