Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Предмет «История» в ФГОС отнесен к предметной области «Общественно - научные предметы».





Изучение предметной области «Общественно-научные предметы» должно обеспечить:

- формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

- понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;

- владение э кологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды;

- осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;

- приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нём, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.

При изучении общественно-научных предметов задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной.

В рамках предметной области «Общественно-научные предметы» предметные результаты изучения «Истории» должны отражать:

1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;

6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.

Образовательные учреждения, при разработке учебных планов руководствуются базисным учебным планом, представленным в примерной основной образовательной программе образовательного учреждения.

В Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения основного общего образования предлагается четыре варианта учебного плана, количество часов по общественно-научным предметам во всех вариантах неизменно, общее количество часов, которое отводится для обязательного изучения учебного предмета «История» в 5 классе, составляет 70 часов (по 2 часа в неделю), на «Обществознание» отводится 35 часов (1 час в неделю). Примерный учебный план (таблица 1):

— фиксирует максимальный объём учебной нагрузки обучающихся;

— определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов, направлений внеурочной деятельности и время, отводимое на их освоение и организацию;

— распределяет учебные предметы, курсы и направления внеурочной деятельности по классам и учебным годам.

При этом уменьшение количества учебных часов на изучение предмета не допускается. Увеличение количества учебных часов находится в компетенции образовательного учреждения и производится при необходимости за счёт части базисного учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, без превышения максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.

Таблица 1

Примерный учебный план основного общего образования

Предметные области Учебные предметы Классы Количество часов в неделю
V VI VII VIII IX Всего
  Обязательная часть  
Общественно-научные предметы История            
Обществознание            
Итого            
Часть, формируемая участниками образовательного процесса 3,5         21,5
Максимально допустимая недельная нагрузка            
Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.)*            
                 

 

* Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяется образовательным учреждением.

Часть примерного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), образовательного учреждения, учредителя образовательного учреждения (организации).

Время, отводимое на данную часть примерного учебного плана, может быть использовано на:

— увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных предметов обязательной части;

введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательного процесса, в том числе этнокультурные (таким курсом может быть «Краеведение»);

— внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта организуется по основным направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т. д.).

Организация занятий по этим направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении.

Содержание данных занятий должно формироваться с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляться посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.

Согласно п. 22 приказа Минобрнауки России от 28 февраля 2011 г. N 224 в учебном плане для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, для курсов истории России и всеобщей истории дано единое название предмета «История», при заполнении классных журналов рекомендуется указывать единое название предмета «История» с ведением записи без разделения на курсы и выставлением единой итоговой оценки (четверть, полугодие и год).

Изучение истории в школьном курсе выстраивается на основе трех основных линий: исторического времени, исторического пространства, исторического движения. Эти три линии соединяет воедино сквозная линия - человек, личность в истории.

Содержание построено на основе проблемно-хронологического принципа, в связи с этим преподавание истории на ступени основного общего образования следует выстраивать единым курсом и рекомендуется вести синхронно-параллельно. При этом следует учитывать, что курс «История России» занимает приоритетное место по объему учебного времени.

 

  ИСТОРИЯ(название предмета) Запись в журнале
Класс История России Всеобщая история  
  Что изучает история – 1 ч. единая страница
  История древнего мира – 68 ч.
  История России (с древнейших времен до конца XV в.) – не менее 40 ч. История средних веков – не менее 28 ч. единая страница
  История России (XVI -XVIII вв.) – не менее 44 ч. Новая история (XVII-XVIII вв.) - не менее 24 ч. единая страница
  История России (XIX в.) – не менее 42 ч. Новая история (XIX в.) – не менее 26 ч. единая страница
  История России (XX - начало XXI вв.) – не менее 68 ч. Новейшая история (XX в.) - не менее 34 ч. единая страница

При планировании учебного процесса учитель может сам определить оптимальную для конкретной педагогической ситуации последовательность рассмотрения отдельных тем и сюжетов. При этом необходимо учитывать такие характеристики, заложенные в ФГОС, как многофакторный подход к содержанию истории - обеспечение баланса между различными областями исторического знания; направленность на органическое единство рассмотрения отечественной и зарубежной истории при приоритете изучения истории России. Изучение истории России и зарубежной истории целесообразно организовывать по следующим параметрам:

- прямое сравнение России и других стран;

- хронологическая синхронизацияизучения событий в России и в мире;

- анализ конкретных событий в истории России и их влияния на мировую историю.

В ряде случаев возможно объединенное изучение сюжетов отечественной и всеобщей истории (темы по истории международных отношений и внешней политики России, истории мировых войн, отдельные вопросы истории культуры и др.). Важное значение имеет прослеживание внутрикурсовых, межкурсовых и межпредметных связей

Цели изучения предмета «Обществознание». Общая цель преподавания обществознания как учебного предмета в контексте нового федерального государственного стандарта общего образования формулируется в тексте фундаментального ядра содержания общего образования. Она состоит в «оптимальной социализации подростка, его приобщении к ценностям демократии, правового государства, гражданского общества, формировании гражданской идентичности личности».

В соответствии с ФГОС второго поколения предмет «Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс (175часов, недельная нагрузка составляет 1 час.)

Главные цели изучения предмета «Обществознание» представлены в примерной программе по обществознанию для 5 – 9 классов общеобразовательной школы. Целевые установки отражают основные виды деятельности, на освоение которых направлен школьный курс обществознания. К ним относятся, например, умение характеризовать основные этапы социализации, определять социальные факторы становления личности и конкретизировать их примерами, оценивать с позиции норм морали собственные поступки, использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных «параметров личности», сравнивать и сопоставлять возможности и ограничения каждого возрастного периода и др.

Обществознание (5-6 класс) интегративный курс пропедевтического характера, закладывающий основы для изучения в последующие годы не только правового, но и остальных курсов обществоведческого цикла (поведение человека, интересы и ценности, формирование способов регулирования отношений «человек-человек» и «человек - общество» в различные исторические эпохи, в различных культурах в современном мире, в России). Содержание первого этапа курса, обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создает условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения. В 5 классе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.

В процессе проектирования собственной рабочей программы учителю важно соотносить цели изучения предмета «Обществознание», заявленные в новом стандарте основного общего образования, фундаментальном ядре содержания общего образования, соответствующей примерной программе, с целевыми ориентирами изучения предмета, заявленными в авторских программах, включённых в тот или иной учебно-методический комплект по предмету.

Распределение учебных часов по предмету «Обществознание». Примерная программа по обществознанию для основного общего образования (5 – 9 классы), рассчитанная на 175 часов, содержит инвариантную (неизменную) часть учебного предмета. В целом, вариативная часть программы для 5 – 9 классов составляет 41 час, что составляет примерно 25% времени от общего количества часов, предусмотренных в базисном учебном плане.

При составлении рабочих программ по истории и обществознанию необходимо руководствоваться Примерными программами по истории 5-9 кл., Примерными программами по обществознанию 5-9 кл. ФГОС. В отличие от примерных программ ГОС 2004 г. примерные программы второго поколения предполагают самостоятельную работу учителя по распределению количества часов на изучение той или иной темы в рамках часов, отведенных на изучение курса. Основное содержание курса – фундаментальное ядро, которое сохраняется во всех случаях, независимо от того по каким УМК работает учитель и отражено в примерных программах ООО.

Тематическое планирование делается в соответствии с тем учебником, по которому будет осуществляться обучение.

4. Учебно-методическое обеспечение организации преподавания курсов «История» и «Обществознание»

На основании Закона РФ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе. Согласно статье 55 Закона РФ «Об образовании» учителя имеют право на свободу выбора учебников и учебных пособий. Таким образом, главный критерий выбора учебников образовательным учреждением – это их наличие в федеральных перечнях рекомендованных или допущенных учебников и в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения.

Перечень рекомендованных учебников содержит завершенные предметные линии. Перечень допущенных учебников содержит учебники незавершенных предметных линий.

Следует обратить внимание на то, что Федеральные перечни на 2013-2014 уч. год разделены на списки учебников, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС ООО 2010 г.) и содержание которых соответствуют федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования (ГОС 2004 г.). Это связано с переходным этапом на новые образовательные стандарты (перечень общеобразовательных учреждений для работы в рамках федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования).

При этом особое внимание должно быть уделено изменению методики преподавания учебных предметов при одновременном использовании дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование метапредметных и личностных результатов. А также это обязательно потребует изменений в оборудовании рабочего места учителя. На федеральном уровне разработаны требования к минимальной оснащенности учебного процесса и оборудованию учебных помещений.

В настоящее время определяющее место в организации преподавания курсов «История» и «Обществознание» занимает учебно-методический комплекс. Учебно-методический комплекс (УМК) – система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебного плана. УМК разрабатывается на основе проекта образовательного стандарта и образовательной программы по учебному предмету. При введении ФГОС основного общего образования второго поколения необходимо обеспечить преемственность со стандартом начального общего образования, В случае если учащиеся в начальной школе занимались по образовательной системе «Школа 2100», ГАОУ РК Институт повышения квалификации рекомендует не разрывать логику целостного и преемственного образовательного процесса, опирающегося на единую методическую и психологическую базу и продолжить обучение в 5 классе по рабочим предметным программам (УМК), разработанным в соответствии с концепцией образовательной системы «Школа 2100». Данные программы, а также необходимые рекомендации размещены на сайте ОС «Школа 2100» http://www.school2100.ru/uroki/general

Подробная информация о современных УМК по истории и обществознанию (с аннотациями и справочным материалом) представлена на сайтах:

1. Всё об учебниках федеральных перечней (http://fp.edu.ru/asp)

2. Издательство «Просвещение (http://www.prosv.ru)

3. Издательство Дрофа (http://server2.webisgroup.ru/drofa.ru)

4. Издательство Русское слово (http:// www.russkoe-slovo.ru)

5.Издательство ВЕНТАНА-ГРАФ (http://www.vgf.ru)

6. Издательство БАЛАСС (http://www.school2100.ru)

Учебно-методическое обеспечение обязательной части ООП включает в себя: учебники, учебные пособия, рабочие тетради, справочники, хрестоматии, цифровые образовательные ресурсы, методические пособия для учителей, сайты поддержки учебных курсов, дисциплин и т.п.

Вариативная часть программы (учебные, развивающие, интегративные курсы, образовательные модули, внеурочная образовательная деятельность) сопровождается методическим обеспечением (план - графиком, расписанием, цифровыми ресурсами, материалами для учащихся и педагогов и т.п.).







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.