|
Смещение пространства и времени.
Изображение времени и пространства – это неотъемлемая категория для любой картины мира. Изображение это условно (оно не равно реальному). Литература демонстрирует чрезвычайно широкие возможности в изображении пространства и времени, которыми не располагают другие искусства. В отношении изображения времени существуют определенные проблемы. Сам процесс восприятия как литературного, так и сценического произведения - это процесс, развивающийся во времени. Следовательно, очень хорошо различается контраст реального и изображаемого времен. Реальное время – это время, за которое читается книга. Изображаемое время – время в произведении. Особенно это очень важно для театра, где процесс восприятия непрерывен. Пример: «Обломов» Начало – зрелый Обломов Сон Обломова (вставка) – возвращение к детству Конец – смерть Обломова На последних страницах написано, что между основными страницами и смертью проходит несколько лет. Повествование фрагментарно. Антракты в театре дают возможность подчеркнуть фрагментарность произведения. Были попытки сблизить время изображаемое и реальное. Театр классицизма (17 в.) утвердил единство времени – 1 день, в крайнем случае – 24 часа. Классицисты считали, что если события на сцене будут укладываться во время просмотра, то они будут правдоподобнее. Пример: Кристли – пьеса «Опасный поворот». События развиваются за несколько часов. Время изображаемое и реальное совпадают. В доме, а именно – в гостиной, одного из персонажей собираются близкие люди. Все веселятся, но неожиданно возникает тема прояснения взаимоотношений. Благодаря воспоминаниям все время удлиняется, воспоминания дают событийность. Один за другим они вступают в разговор, постепенно персонажи раскрываются, что придает пьесе детективность. Писатель может сжимать время за счет временных пропусков, изъятий с сообщением об этом. Литературное произведение позволяет перемещаться из одного времени в другое, например, из настоящего в прошлое. Для этого существуют специальные приемы. Например: в долгом, но при этом последовательном сне Обломова, который содержит много деталей – даются события настоящего времени, а потом делается врезка картин прошлого. Происходит перемежевание настоящего и прошлого. Ретроспектива – возвращение из настоящего в прошлое. Помимо того, что литературное произведение может сжимать время, оно также может его и удлинять. Это связано с наличием временных измерений – реального, измерения постижения (чтение) и изображаемого. Пример: серия севастопольских романов Толстого. Описывается смерть одного из героев (в него попал снаряд), и за 1 секунду он видит события своей жизни, но дается это на 1,5 страницы. Время здесь растягивается. Изображаемое время соотносится с реальным, может играть разное время, может отражать воспоминания. Время имеет определенные характеристики: действия приурочены к различным временам суток, года. историческая характеристика (время событий, эпоха) существуют различные модификации, которые хорошо заметны, если их прослеживать на большом материале. Пример: Древняя литература и литература Средневековья (трагедия о Мухаммеде относится к древней эпохе, но время в ней лишено примет исторического прошлого, а также национальных примет; она не отражает спецификацию быта, отношений, реалий) Местный колорит – воспроизведение национальной исторической специфики. Вальтер Скотт. С помощью реалий (обычаев, одежды, утвари, интерьера) изображает историческую эпоху. Надо отметить, что пейзаж у него перестал быть безликим, а изображен именно как шотландский. Литература Древности и Средневековья (до конца 18 в.) использует исторические сюжеты, материалы, но не восприятие исторической специфики. А современный роман без этого немыслим. Пространство и время пересекаются. Пространство меняется. Благодаря этому становится понятно, что меняется и время. Местный колорит предполагает изображение национальной и исторической специфики. М.М. Бахтин был убежден, что пространство и время – категории пересекающиеся. Он ввел термин хронотоп – время пространства (нельзя их отделять). Время заполняется событиями, а пространство – предметами. Существуют литературные произведения, где пространство выглядит разреженным (т.е. в нем мало предметов). Когда событий происходит много, то время течет быстро. В авантюрных романах время насыщено событиями (особенности авантюрного времени). У Достоевского события тоже следуют быстро – одно за другим. Когда событий мало или они из разряда повторяющихся, то это ощущается как очень медленное течение времени. Время бывает событийным и бессобытийным. Современная литература практически не изображает бессобытийное время. Ранняя литература тяготела к изображению очень ярких, значительных событий, она не уделяла внимания бессобытийному времени. А реализм открывает для литературы бессобытийное время обыденной жизни: появляются описания, суммарно повторяющиеся действия в жизни персонажей. Чехов «Ионыч»: 1 часть – действия событийные, которые могут быть будущими воспоминаниями, самые значительные события (романтика с девушкой). 2 часть – суммарное изображение, как протекает жизнь (рассказывается, что он был алчным, жадным, толстым) – это бессобытийное время. Пушкин «Евгений Онегин» начинается с обобщения уклада жизни Онегина (описывается его 1 день в Петербурге, описывается жизнь в деревне), описание которого как бы заполняет события, но они каждый день повторяются, поэтому описываются суммарно – бессобытийное время. Существенные события описываются не суммарно, а подробно. Бессобытийное время описывает бытовое время, поэтому оно хроникально. Пространство и любые пространственные категории (город, деревня) могут быть описаны своеобразно или как любое пространство. В ранней литературе пейзаж для одной культуры всегда одинаковый, внутри соответствующей культуры нет специфики. Главным различием в ней является описание времени года и времени суток. Город в ранней литературе. В «1000 и 1 ночи» описывается Багдад, но если действие будет перенесено в другой город, то описание все равно не изменится. Город будет все равно описываться по канонам. Образ города появляется только при появлении желания изобразить специфику. Но все же не вся современная литература переходит на конкретику изображения. Брехт «Добрый человек из Сынчуаня» - он игнорирует специфику времени и пространства специально, т.к. это могло случиться в любом месте, в любое время. - Брехт хочет сказать своими притчами, что они вечные Существует изображение в литературе, которое не называется вообще (например, город N). - у Достоевского в «Братьях Карамазовых» действие происходит в вымышленном городе - в «Бесах» город не называется вообще - хотя в «Преступлении и наказании» события происходят в Петербурге - и в «Бесах» и в «Братьях Карамазовых» городам придаются все черты среднерусского провинциального города Например, в латиноамериканской литературе часто появляются вымышленные города, штаты, страны. Фолкнер - действие происходит в вымышленном штате, но в нем указываются черты южно-американских штатов. Маркес - Маконд – вымышленная страна; но жизнь героев, система отношений очень близка к южно-американским штатам Художественной задачей является желание дать обобщенный образ некоторого места. Для чего нужна трансформация этих категорий? Булгаков «Мастер и Маргарита» - 2 времени, существующих параллельно (Евангельское и московское) - 3 пространства (Москва, Ершалаим, мифологическое пространство Воланда) тоже существуют параллельно, пересекаются друг с другом Пространственные координаты. В «Евгении Онегине» движение начинается со встречи Евгения и Татьяны. Дом – это место, где завязывается любовь, беседы. Во французской литературе 19 в. (Бальзак) центром, где завязываются отношения, становится светская гостиная, где собирается высшее общество. Во второй половине 19 в. (Чехов) тяготеют к тому, чтобы сделать местом действия провинциальный городок. Пространство, где происходит действие, не безразлично в основе сюжета. Художественное пространство обладает символическим значением. Символика пространственная и временная закладываются в архаических обществах. Замкнутое пространство – выстраивается дом. В сказках есть противопоставление незамкнутого пространства и дома. Сюжетная линия начинается вне дома («Красная шапочка»). Замкнутое пространство может иметь положительное и отрицательное значение. Положительное: Дом – пространство замкнутое, но в нем есть уют, дом наполнен любящими людьми. Отрицательное: Дом – замкнутое пространство; то, что мешает жить, сковывает; уйти из дома – выйти в широкий мир (характерно для Гоголя). В «Тарасе Бульбе»: степь, где гуляет казак – место, где и живет человек. У Булгакова средоточием ценностей является именно дом. Но присутствует и мотив бездомности (Иван Бездомный, Иешуа). В «Мастере и Маргарите» присутствует не дом, а квартира. Образ дома возник в подвале у мастера. Когда он сжигает роман, дом опять становится подвалом. Лотман считает, что для Булгакова дом не только место уюта, но и место культурное (книги в доме, фортепианная музыка). Дом старосветских помещиков. Мир ограничивается ото всего другого. Замкнутый мир, жители которого имеют смутное представление о внешнем мире (сразу за забором; забор - граница). Например, кошечка Пульхерии Ивановны за забором имеет символическое значение – смерть Пульхерии. В.Распутин (70-е гг. 20 в.): проза. Военная литература начала разрушаться, поэтому хотели сохранить образ деревенской культуры. «Прощание с Матерой»: Матера – остров, в центре которого растет необыкновенное дерево, есть там зверек – хранитель острова, это подчеркивает, что остров – отдельный, особый мир. Символика, присущая времени имеет мифологические, сказочные корни). Разное восприятие разных времен года.
3. Описательность, сюжетность и психологизм стиля автора.
СЮЖЕТНОСТЬ - есть преобладание в произведении событийной динамики. Сюжет динамический, несет существенную содержательную нагрузку. Статические элементы (внесюжетные элементы, психологические мотивировки действий персонажей) сведены к минимуму.
Так, если вы пишете экшн (герой убегает от врагов по крыше, скользит по скату, свистят пули у виска, а внизу толпа ревет: убей его, Шилов!!), то введение пространного описания заката будет явно лишним. Даже если вы опишете очень красивый закат.
Другое дело - если ваша вещь основана на ОПИСАТЕЛЬНОСТИ, которая характеризуется преобладание статических моментов – подробная детализация внешнего мира. Как, например, у Тургенева – целыми абзацами идут описания лесов, полей, по которым бродит лирический герой.
ПСИХОЛОГИЗМ - это умение автора пояснять взаимоотношения персонажей на основе их психологических особенностей.
Психологизм и описательность ослабляют сюжет, который в этом случае играет вспомогательную роль. Яркий пример – «Мертвые души» Гоголя. В поэме сюжет существует только для того, чтобы от него отвлекаться. Ведущий конфликт произведения (противоречия «мертвого» и «живого») реализуется внесюжетными элементами, например, авторскими отступлениями (как бы то, что автор желал бы видеть) и картинами действительности (то, что есть на самом деле). Под эту авторскую задачу подобрана и форма композиция (описание), и композиционные приемы (повтор и усиление, нагнетание однопорядковых деталей, впечатлений, персонажей и пр.) Среди художественных деталей преобладают детали портрета и, в особенности, вещного мира, при этом используются обыкновенно детали-подробности, действующие на читателя, прежде всего, своей массой. Гоголь идеально подобрал форму своего произведения под задачу – и это есть показатель отточенного, безупречного стиля.
Какую пользу из данных знаний можем извлечь мы? Прежде всего, проанализировать свои вещи и определить, к чему мы более склонны – к сюжетности, психологизму или описательности? И потом культивировать именно эту черту, не позволять себе размывать стиль произведения. Предвосхищу возражение: ну не бывает же чистой сюжетности =без всяких описаний и психологической мотивировки поступков персонажей! Естественно, не бывает. Во всяком, даже самом-самом остросюжетном триллере обязательно будут картины места действий. Вопрос в балансе этих элементов. Проблема начинающих авторов в том, что они хотят впихнуть в свое произведение все богатство жизни, и в результате получают салат из овощей, фруктов и минералов. Идея произведения - вот тот тиран, которому надо подчиняться при выборе формы.
Билет № 20 1. Инверсия, антитеза, параллелизм. 2. Заглавия, обозначающие время и пространство 3. Жизнеподобный и фантастический стили.
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|