Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Экзистенциональный подход в консультировании





Наряду с термином «гуманистическое направление» его также часто обозначают как «экзистенциально-гуманистическое», или «опытное» направление. Такое название связано, прежде всего, с тем, что в это направление включают самые разнообразные психологические школы и подходы, объединенные общим пониманием целей психологического воздействия. Во всех этих подходах личностная интеграция, восстановление целостности, «самости» и единства человеческой личности рассматривается как основная цель психологического воздействия, которая может быть достигнута за счет переживания, осознания, принятия и интеграции нового жизненного опыта.

Гуманистическая психология, которую часто называют «третьей силой» в психологии (после психоанализа и бихевиоризма), основана на философии европейского экзистенциализма и на феноменологическом подходе. Экзистенциализм привнес в гуманистическую психологию интерес к проявлениям человеческого бытия и становлению человека, феноменология определила описательный подход к человеку, без предварительных теоретических построений, логических конструкций, интерес к субъективной реальности, к субъективному опыту, опыту непосредственного переживания. Предметом гуманистической психологии является личность как уникальная целостная система, представляющая собой открытую возможность самоактуализации, присущую только человеку.

Гуманистическая психология провозгласила свой собственный подход к проблеме человека. Она рассматривает личность как уникальное, целостное образование, понять которое за счет анализа отдельных его проявлений и составляющих элементов невозможно. Целостный подход к человеку как уникальной личности является фундаментальным положением гуманистической психологии. Основными мотивами, движущими силами и детерминантами личностного развития являются специфически человеческие свойства – стремление к развитию и осуществлению своих потенциальных возможностей, стремление к самореализации, самоактуализации, самовыражению, раскрытию смысла собственного существования. Личность рассматривается как постоянно развивающаяся, стремящаяся к своему «полному функционированию». Для здоровой личности движущей силой поведения и его целью является самоактуализация, которая рассматривается как «гуманоидная потребность, биологически присущая человеку как виду».



Основными принципами гуманистической психологии являются признание целостного характера природы человека, роли сознательного опыта, свободы воли, спонтанности и творческих возможностей человека, способности к росту. В рамках гуманистического подхода в качестве основной человеческой потребности, в качестве детерминанты поведения и развития человеческой личности рассматривается потребность в самоактуализации, стремление к развитию и осуществлению своих потенциальных возможностей, к осуществлению определенных жизненных целей. Важным условием для успешной реализации этой потребности выступает наличие адекватного и целостного образа Я, отражающего истинные переживания и потребности, свойства и стремления человека. Такая Я-концепция формируется в процессе принятия и осознания всего многообразия своего собственного опыта, чему способствуют определенные условия воспитания и социализации индивида.

К ключевым понятиям гуманистического направления относятся такие теоретические конструкции, как самоактуализация, опыт, конгруэнтность, аутентичность. Одним из важнейших понятий в гуманистической психологии является самоактуализация. Самоактуализация понимается как процесс, сущность которого состоит в наиболее полном развитии, раскрытии и реализации способностей и возможностей человека, актуализации его личностного потенциала. Самоактуализация – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. «Самоактуализация – это стремление живого существа к росту, развитию, самостоятельности, самовыражению, активизации всех возможностей своего организма» (Rogers, 1961). Самоактуализация способствует тому, чтобы человек мог стать тем, кем он может стать и, следовательно, жить осмысленной, полной и совершенной жизнью. К. Роджерс понимал самоактуализацию как процесс реализации человеком своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Автор считал, что стремление к полной самореализации является врожденным для каждого человека. «Полное функционирование» при этом заключается в следующих основных чертах: открытостью по отношению к опыту, стремлением в каждый отдельный момент жить полной жизнью, способностью прислушиваться к собственной интуиции и к собственным потребностям, чувством свободы, высоким уровнем творчества, чувством юмора.

В концепции К. Роджерса важное место занимает понятие опыта. Опыт – способ познания действительности, основанный на его непосредственном, чувственном практическом освоении. Опыт понимается К. Роджерсом как личный мир переживаний человека, как совокупность внешнего и внутреннего опыта, как то, что человек переживает, проживает, принимает и интегрирует в собственную психическую структуру. Опыт включает все, что потенциально доступно сознанию и происходит в организме и с организмом в любой данный момент. Основополагающим во всех трудах К. Роджерса является утверждение, что человек, наблюдая и оценивая свой собственный опыт, познает самого себя.

Еще одно важное понятие гуманистической психологии – понятие конгруэнтности, или соответствия. Конгруэнтность означает точное соответствие между опытом, коммуникацией и осознанием. Высокая степень конгруэнтности подразумевает, что коммуникация, опыт и осознание этого опыта более или менее адекватны друг другу. Наблюдения самого человека и любого стороннего наблюдателя будут совпадать, когда человек обладает высокой степенью соответствия. Например, маленькие дети проявляют высокую степень соответствия. Они выражают свои чувства с такой готовностью и так полно, что опыт, коммуникация и осознание для них почти одно и то же. Соответствие хорошо иллюстрируется положением дзен-буддистов: «Когда я голоден, я ем; когда я устаю, я сажусь отдыхать; когда я хочу спать, я ложусь и засыпаю».

Неконгруэнтность проявляется в несовпадениях между осознанием, опытом и коммуникацией. Например, люди проявляют несоответствие, когда они выглядят сердитыми (сжимают кулаки, повышают голос, начинают ругаться), однако даже под давлением продолжают настаивать на том, что они совершенно спокойны. Неконгруэнтность также проявляется у людей, которые говорят, что они чудесно проводят время, а на самом деле скучают. Неконгруэнтность – это неспособность точно воспринимать реальность, неспособность или нежелание точно сообщать свои чувства другому. Когда несоответствие проявляется в виде несовпадения между осознанием и коммуникацией, то человек не выражает своих подлинных чувств или переживаний. Человек, который проявляет этот вид несоответствия, может казаться окружающим лживым, неаутентичным и бесчестным. Подобное поведение часто обсуждается на сеансах групповой терапии или групповых сессиях. Тренеры и терапевты при этом говорят о том, что недостаток социального соответствия и видимое нежелание общаться, в действительности, свидетельствуют не о злом характере, а о пониженном самоконтроле и восприятии человеком самого себя. Из-за страха или с трудом преодолеваемой застарелой привычки к скрытности, люди теряют способность выражать свои настоящие эмоции. Субъективно неконгруэнтность проявляется в ощущении напряжения и тревоги. Таковы основные понятия в концепции К. Роджерса.

Психическое заболевание – невроз – в рамках гуманистического направления рассматривается как результат невозможности самоактуализации, как результат отчуждения человека от самого себя и от мира. Как пишет по этому поводу один из крупнейших представителей гуманистического направления А. Маслоу, «патология есть человеческое уничижение, потеря или недостижение актуализации человеческих способностей и возможностей. Идеал полного здоровья – это человек сознательный, осознающий реальность в каждый момент, человек живой, немедленный и спонтанный». Другой представитель гуманистического направления К. Роджерс также рассматривает невозможность самоактуализации, блокирование этой потребности как источник возможных психических нарушений. В. Франкл считает, что современный невротический пациент страдает не от подавления сексуального влечения и не от чувства собственной неполноценности, а от экзистенциальной фрустрации, которая возникает в результате переживания человеком чувства бессмысленности собственного существования. Согласно В. Франклу, воля к смыслу является основной человеческой потребностью, а невозможность удовлетворения этой потребности ведет к духовному неврозу.

Таким образом, в рамках гуманистического (экзистенциально-гуманистического), «опытного» подхода психические нарушения, в частности невротические расстройства, являются результатом невозможности самоактуализации, отчуждения человека от самого себя и от мира, невозможности раскрыть смысл собственного существования. Опытный подход объединяют представления о целях психотерапии как личностной интеграции, восстановления целостности и единства человеческой личности, что может быть достигнуто за счет переживания и осознания, принятия и интеграции в собственную психическую структуру нового опыта, полученного в ходе психологического вмешательства. Пациент может получить новый уникальный опыт, способствующий личностной интеграции, различными путями: этому опыту могут способствовать другие люди, непосредственное обращение к различным аспектам собственного Я и соединение с высшим духовным началом.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.