Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Способы изготовления марионетки





1. Использование клиентами марионеток-заготовок - деревянных, сделанных из папье-маше, глиняных или любых других готовых форм. Просто, менее трудоемко. Ситуация становится больше похожей на «я делаю себя из «болванки» (именно так для меня продолжался ассоциативный ряд «форма – заготовка -…»). Из психотерапевтической работы будут полностью исключены предыдущий опыт клиента, его мировоззрение, те ошибки, которые, собственно, и породили проблемную ситуацию.

Использование готовых марионеток, заранее содержащих в себе некие архетипические образы. Препятствия: от весьма банальных (отсутствие в продаже необходимых кукол), до очень сложных и нетривиальных. Например, такие куклы должен делать Художник, а если он Художник, то он и Личность, а значит, это будет его собственное представление о данном архетипе, его уникальный архетипический образ.

3.Изготовление самодельных марионеток. Клиент в этом случае все делает собственными руками – пусть не так красиво и правильно, но сам – и потому все равно красиво и единственно правильно. Вариант создания самодельных марионеток метафоричен просто по определению. «Что сотворил, то и имею», «изменить можно, но не все», «чтобы изменить, необходимо понять»… С учетом этого совершенно общего и действенного механизма процесс творения (сотворения) марионетки становится исключительно терапевтичным: иногда оказывается достаточным куклу создать – и процесс последующей работы с ней уже может быть излишним. Минусы: временные и материальные затраты, которые, хотя и окупаются, но все же оказываются весьма и весьма значительными.

Взаимодействие с марионеткой.

В дополнение к двум предыдущим глобальным вопросам - «Кто я?» и «Как я устроен?» - марионетка позволяет поработать еще с одним - «Что мною движет?» Система управления марионеткой дает очень своеобразное представление о структуре мотивов куклы - а, соответственно, и ее прототипа. С одной стороны, устройство марионетки таково, что отдает ее целиком во власть кукловода, и сам по себе этот образ весьма прочно связался с одним из представлений об устройстве мира. В язык прочно вошли идиомы типа «дергать за ниточки», «вести по ниточке», «главная нить» и т.п., отражающие понятие зависимости, страдательности, отсутствия ответственности, подчиненности. Человек же, в чьих руках находятся все нити, ассоциируется с хозяином, властителем, неким источником всей и всяческой причинности для марионетки. Таким образом, человек, создавший марионетку, осознающий ее как свой собственный образ и пытающийся ею управлять, выступает одновременно в двух ролях - хозяина и раба, того, кем движут, и того, кто движет.

Человеком управляет кто-то или что-то, несоизмеримо большее, чем он сам. А он управляет марионеткой и являет собой наглядное воплощение метафоры «Я всемогущ и могу сделать все, надо только захотеть».

Переводя все это на язык конкретной психотерапии, можно сказать, что марионетка дает возможность в процессе ее терапевтического использования:

§ отделить от себя нечто теневое, вынести наружу, экстериоризировать некоторое переживание или состояние, чтобы иметь возможность это увидеть, осмыслить и изменить по своему желанию;

§ сделать это в метафорической, игровой, а, следовательно, ресурсной, безопасной и приятной форме, минуя излишнее сопротивление, страдания и боль;

§ отработать собственные, сугубо индивидуальные механизмы отождествления и растождествления;

§ травестировать нечто пугающее в себе самом, заодно отрабатывая и механизмы экзистенциального принятия того, что невозможно изменить;

Вывести на уровень осознавания (причем опять же на языке метафоры) вытесненный материал (травмы, переживания, страхи и т.п.).

Все вышеперечисленное дает возможность индивидуально или в группе найти и апробировать новые, ранее недоступные (и не нужные) формы взаимоотношений с обществом, с миром, с другими людьми, то есть «породить» новый уровень адаптированности личности.

Архетипическая природа марионетки заранее обуславливает очень сильную, эмоционально насыщенную и энергетически заряженную реакцию человека на любое взаимодействие с такой куклой.

Марионетка в таком взаимодействии может выступать в качестве подобия, метафоры, воплощения души человека, а может играть роль подобия, метафоры, воплощения его тела.

Если использование марионетки в процессе психокоррекции личности и группы основывается на подобии переживанию, то в свою полную силу вступает принцип актуальности метафорических изменений, и тогда любая трансформация такой метафоры находит свое воплощение в реальной жизни клиента.

Показанием для использования марионетки могут быть, как предполагалось, любые кризисные состояния, обладающие вышеперечисленной симптоматикой.

Необходимый для изготовления набор:

- квадрат ткани приблизительно 60 х 60 см (для основы или «тела»);

- несколько квадратных кусков ткани меньшего размера и разных цветов;

- коробочки от игрушки «киндер-сюрприз» или небольшие шарики, камешки;

- пуговицы, лоскуты, нитки, гуашь, разнообразная тесьма, ленты, чулки разного цвета, вата, поролон.

Техника изготовления

Коробочка от «киндер-сюрприза» обтягивается чулком нужного цвета (от белого до черного – в зависимости от того, что покажется клиенту подходящим) и завязывается ниткой. При этом необходимо оставить «хвостик» не менее 10-15 см длиной и отрезать чулок. Это и будет голова с шеей. Затем ткань, которая станет впоследствии телом (или основой), складывается треугольником, в центре которого прорезается совсем небольшое отверстие, куда протягивается и прикрепляется изнутри к ткани «шея».

Практически марионетка уже готова, поскольку у нее есть голова и туловище. Осталось ее одеть, нарисовать или сделать из других материалов - пуговиц, фольги, стекла и пр. – лицо (если это необходимо) и сделать руки.

Чтобы оснастить марионетку основным социальным инструментом, прямо к ткани-основе пришиваются «кисти» необходимого клиенту размера. Для их изготовления необходимо маленькие кусочки ваты (лоскутки, камешки) обтянуть чулком того же цвета, что и голова.

Такая кукла имеет всего три управляющие нити, прикрепленные к голове и кистям, что делает процесс последующего взаимодействия с нею чрезвычайнопростым.

Необходима ткань всех базовых (архетипических) цветов - черная, белая, красная, зеленая, желтая, синяя, серая. Каждый из этих цветов несет свою информацию, отсюда уже выбор цвета становится диагностичным для терапевта и терапевтичным - для клиента.

 

СКАЗКОТЕРАПИЯ

Это использование сказки как архетипической метафоры в целях:

- психодиагностики (проективная диагностика, описывающая целостную картину личности, ее проблемные и ресурсные элементы),

- психокоррекции (развитие креативности личности как «расширение спектра альтернативных решений),

- психотерапии (исцеление с помощью сказки)

 

Виды сказкотерапии

- Анализ и интерпретация сказок.

- Использование архетипа сказки.

- Сочинение сказок (библиотерапия).

- Медитативные сказки.

- Драматерапия сказки (известной сказки, сочиненной клиентом, в группе – по случайно выбранным ролям и др. варианты).

- Рисование сказки.

- Сказочное путешествие (пространство, где «все возможно»).

- Куклы (марионетки, пальчиковые, веревочные, куклы-обереги и пр.).

- Сказочный карнавал (каким сказочным персонажем я стал бы на карнавале).

- Любимая сказка детства.

 

 

Достоинства сказки

- Метафоричность (наиболее доступно для восприятия).

- Отсутствие дидактичности (не вызывает сопротивления).

- Глубинный смысл сказки (закодированный опыт человечества: как ты относишься к Миру, так и Мир относится к тебе).

- Архетипичность (многогранность, общность и многоуровневость хранимой информации).

- Полная психологическая защищенность (справедливость всегда торжествует, добро всегда побеждает, «все будет хорошо»).

- Экзистенциальность (относительность добра и зла, изменчивость, беды и испытания делают сильнее, мудрее и пр., неопределенность места и времени, «ненаходимость» по Бахтину).

- Магический ореол (волшебство, чудо, «как в сказке» - отсутствие ментальных ограничений, иррациональность).

Родословная сказки

- Соотношение и исторические корни мифа – легенды –саги –былины – сказки –притчи…

Виды сказок

По происхождению - сакральные (мифологические), народные, авторские.

По содержанию - антропоморфные (наиболее древние, предпочитают дети до 3 лет), бытовые (предпочитают дети 3 – 5 лет), волшебные (предпочитают дети старше 5 лет и взрослые).

По задаче:

– дидактические (необходимо создать мотивацию), психокоррекционные (расширяют спектр моделей поведения, подсказывают альтернативные решения, показывают модели более успешного поведения, меняют отношение к ситуации на более адекватное),

- психотерапевтические (глубинные механизмы бытия, экзистенциальные проблемы, философские понятия добра, зла, гордыни, испытания, смерти, жизни, любви и т.п., авторские сказки, притчи. Они помогают там, где традиционные психотерапевтические приемы бессильны),

- медитативные (способствуют процессу погружения во внутренний мир, самосовершенствованию).

Персонажи сказки – герой (Иван-царевич), антагонист (вредитель, Кощей Бессмертный), помощник (волшебный конь, серый волк), даритель (Баба яга), отправитель (кто героя посылает куда-то: Царь-отец искать невесту), искомый или спасаемый (царевна-лягушка).

Морфология сказки

1. Постоянными, устойчивыми элементами сказки служат функции персонажей, независимо от того, кем и как они выполняются.

2. Число функций волшебной сказки ограничено.

3. Последовательность функций всегда одинакова.

Схема волшебной сказки

Место и время действия (ненаходимость), происхождение героя и социальный статус, нанесение ущерба или вреда или желание иметь что-то, отправка из дома, встреча с дарителем или с помощником, встреча с антагонистом (поединок), победа, возвращение, погоня, испытание, награждение.

Архетипическая схема сказки

1. Указание на время (давным-давно) и место (в тридевятом царстве).

2. Происхождение героя, жизнь в отчем доме (наследственность, статус, базовое отношение к Миру).

3. Уход из родительского дома (сепарация с родителями).

4. Выбор пути (самоопределение, начало инициации, взросление).

5. Искушения (проверка на «доброе сердце», ответственность за выбор пути, преодоление соблазнов и сомнений, принятие самого себя и своего пути).

6. Награда (нахождение помощников).

7. Испытание (борьба с антагонистом, преодоление, смерть и возрождение, индивидуация, поиск Самости).

8. Награда (метаморфоза, трансформация, духовный рост).

9. Возвращение домой, трудности в пути (проверка истинности трансформации).

10. Прибытие в отчий дом (принятие своего раннего детского опыта, воссоединение со своими корнями, окончательная трансформация героя, нахождение Самости).

11. Награда (свадьба – воссоединение мужского и женского начала, восстановление целостности, идентификация с Самостью; коронование – завершение индивидуации, осуществление своего предназначения.

Анализ сказки из детства

- Какие были искажения в сюжете сказки.

-. Какие переживания вызывает герой.

- Урок сказки («Теперь я знаю, что…»).

- Проблемная зона героя («Что герой учится делать в сказке»).

- Ресурсная зона героя («Что герой умеет, в чем его сила и достоинства»).

- Как герой относится к миру.

- Что получает герой в награду.

Анализ клиентской сказки

- Тональность и колорит сказки.

- Что труднее всего было сочинять (начало, перипетии, окончание и пр.).

- Какая часть сказки самая длинная.

- Получил ли герой то, что хотел (или нечто другое).

- Персонажи (кто есть кто, кого нет в сказке, что с ними происходит к концу сказки).

- Где по сюжету нарушена традиционная схема.

- Какую сказку напоминает.

- Оригинальные сюжетные ходы.

- Линия героя (как он относится к миру, к людям, к себе).

- Символическое поле.

Примеры архетипических (инициация) смыслов

Таинственный лес – место посвящения, через него идет дорога в иной мир (Данте, Овидий: вход в Аид «сумерком леса хранимый» и пр.).

Баба Яга – охраняет границу мира живых и мира мертвых, яви и нави, повелительница животных, смерть (инициация смерти).

Избушка на курьих ножках – вход в царство смерти, герой знает «слова», чтобы войти, т.е.он знает, зачем идет в иной мир. За это он бывает награжден волшебными дарами.

Запретный чулан – детское (родительское) табуирование и преодоление его (как индивидуация).

Мнимое умирание (сжигание – очищение, чистилище, заглатывание, разрубание на части, живая и мертвая вода) – отработка страха смерти, инициация взросления.

Дракон – внутренняя сила.

Птица – внутренняя свобода, способность мечтать, «взлетать» над обыденностью, быть свободным от правил, норм, границ и т.п.

Конь – внутренняя гармония, чувство прекрасного внутри каждого человека, умение видеть красоту в окружающем мире.

Кощей Бессмертный – страх смерти (поэтому он бессмертен).

Превращение - метаморфоза, трансформация личности как переход на более высокий уровень развития, не имеющий возможности возвращения назад, необратимое изменение.

Оборотничество – возможность использовать свои сильные (добрые) или слабые (злые) качества в сложных жизненных ситуациях, пример того, как способность может стать дезадаптивным, разрушающим личность паттерном.

Змея – мудрость, причем изначальная, древняя, непостижимая разумом, архетипический уровень решения проблем, внутренняя гибкость, пластичность, способность к изменению и трансформации.

 

РИСУНОЧНАЯ МЕТОДИКА «ПУТЬ»

Показания: кризисная терапия вне зависимости от этиологии и вида кризисного состояния. В традиционном понимании психотерапевтический процесс (или процесс психокоррекции) базируется на управлении, ведении клиента к «светлому будущему», предполагая, что психотерапевту всегда доподлинно известно, что именно клиенту нужно. В современной психокоррекции и психотерапии указанный процесс трансформируется и приобретает форму самоуправляемого развития личности. Человек приходит со своей проблемой и приносит знание о том, как ее решить. Он уже знает все, что ему нужно знать, и имеет все, что нужно для этого. Поэтому необходимо его лишь подтолкнуть к этому пониманию, помочь актуализировать, сформулировать и оформить решение. Умение делать выбор при полном доверии к себе и нести ответственность за этот выбор - один из главных результатов современной психотерапии. Осознание факта: Я - центр собственной вселенной, творец собственных событий, ведет к мысли о том, что каждая проблема указывает на способ решения и векторные характеристики ее преодоления. Метафорой этого положения может быть буддийская притча: Жил очень бедный человек. Встретил бедняка как-то Будда и решил помочь. Положил ему незаметно в карман драгоценную жемчужину. Вырученные от ее продажи деньги могли кормить бедняка не один десяток лет. Однако человек продолжал жить в бедности, не зная, что на дне его глубокого кармана хранится драгоценность. Так и умер человек в бедности.

Найти в «глубоком кармане» жемчужину, «убрать все препятствия с пути личности, как вы убираете камни, мешающие росту цветка, давая ему естественно тянуться к солнцу» - так определял задачу психотерапии А. Адлер.

Современные исследования сознания, в особенности его глубинных уровней, дают все новое понимание методов работы с внутренним миром человека, который соткан из мира мифов, ритуалов, символов. Одной из наиболее известных и продуктивных метафор развития и единства является система символов, понятная бессознательному и позволяющая включиться в процесс исцеления быстро, при этом не выводя блокированный травмирующий материал в сознание. Путешествуя в глубь самого себя, где ты не более, чем миф, а события - случайно закономерны, человек учится жить без оглядки на прошлое. Он становится свободным от груза.

В обход психологических защит проводится коррекция имеющегося дискомфорта. Работа с символами предполагает взаимодействие с любыми видами подсознательных процессов (страхи, конфликты, травмы, мечты и т.п.). К.Г. Юнг считал, что «сознательное психическое получает «счастливую возможность» взаимодействовать с тем, что прорывается из бессознательного». Поступающие из бессознательного символы являются языком бессознательного, на котором оно сообщает всю необходимую для решения проблем информацию. Доступы в глубины психики многообразны.

Творческий акт позволяет придать внутренним переживаниям символический образ, проясняющий скрытые душевные мотивы и побуждения. На этом основан эффект воздействия арттерапии - творчество позволяет выразить истинные запрятанные чувства, прожить их на символическом уровне. Тогда происходит глубинное принятие не принятого ранее, негативные свойства и переживания получают возможность не подавляться, а трансформироваться. Результатом оказывается некоторая форма психического существования, не только более здоровая, но и (и это особенно важно в контексте кризиса) способствующая дальнейшему оздоровлению. Основанием для завершения работы служит изменение состояния человека в положительную сторону, его личностный рост.

Попав в ситуацию жизненного психо-духовного кризиса, человеку начинает казаться, что вся его жизнь - набор недоразумений и бессмыслиц. Человек, переживающий кризис, постоянно испытывает одиночество, внутреннее молчание, хаос, он «зависает» вне пространства и времени, освобождаясь от повседневных забот и проблем, которыми каждый из нас заполняет мир своего опыта. Кризис забирает огромное количество жизненной энергии, но он же может обнажить способность личности к глубокой рефлексии, стать катализатором краха базовой смыслообразующей системы, всего того, что совсем недавно являлось смыслом жизни. Когда мы «заключаем в скобки» повседневный мир, то есть отстраняемся от него, когда глубоко размышляем о своем месте в мире, о своей жизни, границах и возможностях, когда касаемся почвы, предлежащей всем остальным почвам, мы неизбежно встречаемся с глубинными структурами, доступ к которым иногда могут обеспечить только символы, язык символов.

В ходе работы с переживающими внутренний кризис актуальными становятся методы, направленные на прямой диалог с бессознательным. Их цель - дать страдающему человеку возможность услышать свой внутренний голос, обрести внутри себя покой, принять неизбежность того, что с ним происходит. Когда состояние внутренней пустоты и хаоса разрушается, происходит освобождение от деструкции, начинается путь к исцелению (восстановлению психологической целостности).

Для помощи человеку в кризисной ситуации была разработана рисуночная методика «Путь», позволяющая пройти этот отрезок своего жизненного пути на символическом уровне, чтобы выйти из кризисной петли. Методика предполагает выход идущего (на символическом уровне) в другую реальность с глубинной оценкой происходящего в нем и вокруг него, отражая культурный ритуал инициации, помогающий перейти из одной жизненной ситуации в другую. Через доступ к символике бессознательного индивид получает ресурс и выходит из замкнутого круга (кризисной петли), по которой он блуждает. Этот символический уровень, возможно, должен быть намного эффективнее вербальных доступов, так как он дает возможность на глубинном уровне принять смысл происходящего, подводя индивида к пониманию идущих процессов.

Работа с методикой «Путь» состоит в том, что сначала клиенту (участнику группы) предлагается сделать серию рисунков акварелью под музыку. Последовательно называются терапевтом (ведущим) семь слов-символов и на каждое слово рисуется один рисунок-ассоциация. Если слово не вызывает никаких ассоциаций в виде образов, лист оставляется чистым, что тоже имеет глубинный смысл. После того, как все рисунки готовы, под тот же музыкальный отрывок начинается медленное путешествие клиента (расстояние между положенными на пол рисунками и их последовательность он выбирает самостоятельно), в котором терапевт или ведущий реально являются сопровождающими, находясь в стороне от клиента. Само продвижение по рисункам является верхним уровнем осознавания, под ним лежит глубокое символическое содержание: оценка собственной жизни. Каждый в жизни проходит собственный путь, поэтому дорога, составленная из рисунков, является трансовой наводкой для идущего.

Язык символов, используемых в данной методике, использует известные архетипические символы (вода - время, мост - переход, преграда - препятствие на пути, зеркало - отражение архетипа Самости, метаморфоза - чудесное превращение, Грааль - чаша бессмертия и т.п.).

После окончания прохождения Пути в обязательном порядке проводится процедура экологической проверки. Дело в том, что во время прохождения клиент погружается в очень глубинные переживания, травмы. Смысл этих переживаний можно было бы перевести как некое послание из глубинного бессознательного: в жизни бывают жестокие и непоправимые моменты - и все же живи, иди дальше, этот путь твой и он прекрасен, несмотря ни на что.

Смысл методики заключается в том, что переживание внутренней изоляции, преодоление трудностей, встреча с собственным одиночеством, обретение новых смыслов жизни на жизненном пути учат принятию ранее не принимаемого и отвергаемого психического материала, меняют внутреннюю организацию личности, делая возможным переход личности на принципиально новый уровень внутреннего развития, а значит - и осмысленную включенность в реальный мир вокруг.

Инструкция: «сейчас я прошу вас сделать семь рисунков акварелью. Умение или неумение рисовать никакой роли не играет. Зазвучит музыка, и через некоторое время я буду называть ряд слов. На каждое слово вы делаете один рисунок по тем ассоциациям, воспоминаниям, которые возникли на данное слово. Это может быть образ, картинка, просто какое-то цветовое сочетание. Не надо ничего писать на рисунке или рисовать общепринятые символы (математические и пр.). Если на определенное слово не возникает никаких образов, оставьте чистый лист. Нарисовав рисунок, отложите его в сторону и берите следующий лист. У вас будет достаточно времени, чтобы сделать рисунок, но не слишком много, не увлекайтесь самим процессом рисования».

После того, как все рисунки закончены, следует инструкция: «Сейчас у вас есть возможность пройти этот Путь реально, ногами. Для этого сначала выберите то направление в комнате, по которому вы хотели бы двигаться, разложите свои рисунки в том порядке, как вы помните, на том расстоянии, которое кажется вам необходимым... Встаньте у первого рисунка и посмотрите, все ли лежит так, как надо, все ли вам нравится. Вы можете перекладывать рисунки столько раз, сколько это вам необходимо, пока у вас не возникнет ощущение, что вот так все верно... Вы готовы идти (включается тот же музыкальный отрывок, который звучал при рисовании)». В этот момент можно привести афоризм Конфуция: «Не Путь расширяет человека, а человек расширяет Путь; на этом Пути нет хоженых троп, каждый, кто им идет, одинок и в опасности».

Последовательность предъявляемых слов - символов и их базовый смысл следующие:

Дорога – путь, экзистенциальные странствия души, жизненный путь.

Мост – переход, трансовая наводка (река – время, течение жизни, неповторимость, невозвратимость).

Преграда – любое препятствие на жизненном пути, в данном контексте – кризис.

Сила – выход из кризиса дает новые возможности, продвигает вперед, становится двигателем дальнейшего развития.

Понимание – появление новых ценностей, смыслов, недоступных до кризиса, новое видение жизни, мира, себя в мире, своих ролей и миссии, новый уровень приспособления к жизни и к обществу.

Метаморфоза – полное превращение, трансформация личности, переход на новый жизненный виток, на принципиально новый уровень развития.

Грааль – чаша бессмертия, символическое обозначения завершения большого отрезка жизненного пути, может обозначать смерть как умирание старого для рождения нового.

Рекомендациями в данном случае являются следующие:

1. Нельзя останавливаться и прекращать работу, не пройдя через преграду.

2. Нельзя ходить назад (но можно смотреть назад).

3. Нежелательно дорисовывать рисунки или менять их в процессе

4.. Нельзя оказывать помощь (держать за руку, поддерживать физически, помогать что-то делать). Вы можете быть только рядом.

На внутреннем плане подобная работа заканчивается осознанием того нового, что пришло в жизнь. В групповой работе каждый участник группы делает свои рисунки, и несмотря на то, что «реально» пройти могут не более трех человек, идентичность переживаний в группе дает возможность каждому участнику «пройти» свой Путь осознавания, понимания и принятия того, что с ним происходит.


 
 
Мотивы, побуждения
ЭГО
Семейное бессознательное
Личное бессознательное
Предсознательное
Биологический жизненный цикл
Индивидуация и трансформация
Связь поколений
Сценарии
Планирование жизни, достижение целей
Роли
САМОСТЬ
Биологическое бессознательное
Коллективное бессознательное
Персона
Наследственность
Архстипы
Социально унасле- дованные качества, семейные мифы
Предписания, личные комплексы
Личностные ценности, цели
Социальные нормы
Следствия развития



ВЕДОМОЕ РИСОВАНИЕ

1. Это один их самых мощных, наименее известных методов нетрадиционной психотерапии, разработанный Центром экзистенциальной психологии в г. Рютте (Германия). Ведомое рисование является составной частью экзистенциальной психотерапии вместе с такими методами, как трансперсональная работа с телом, культурные танцы, карты Таро и др.

2. Это метод, позволяющий вызвать творческий процесс «самоизлечение души" (Мария Гиппиус).

3. Это возможность посредством существующих в природе человека "праформ" соприкоснуться с древнейшей мудростью человечества и взять необходимые для себя знания. Такое соприкосновение с коллективным бессознательным - чрезвычайно эффективное средство обогащения своей личности.

4. Ведомое рисование представляет собой один из методов арттерапии. Это рисование "рукой", а не "разумом" или "глазами". Позволяет решать следующие задачи:

- осознание своих глубинных проблем,

- отреагирование накопленной агрессии, превращение ее в ресурс (когда агрессия переходит в про-грессию или транс-грессию),

- установление более полной связи между душой и телом,

- использование ресурсных зон своей личности,

- обращение к бессознательным и трансперсональным сферам личности

- доступ к бессознательному и интеграция личности, минуя сознательный уровень, непосредственное осознавание.

5. Ведомое рисование не требует от клиента никакой специальной подготовки, способностей и навыков в рисовании. Это то, что может делать абсолютно каждый.

6. Обязательна дополнительная работа с телом, движениями, мандалами, медитативными техниками.

7. Требуется весьма основательная специальная подготовка ведущего.

 

РИСОВАНИЕ ПРАФОРМ

Существуют всего три графических архетипических символа: вертикаль (позвоночник) - развитие, рост, дух, стремление, творчество; горизонталь (раскинутые руки) - земля, опора, надежность, устойчивость, форма; чаша (таз) - эмоции, чувства, гибкость, пластичность, изменчивость, принятие.

От архетипических графических символов “произошли” так называемые праформы (а уже от них - символы, то, что нам наиболее известно и знакомо).

Все праформы условно делятся на две группы: женские и мужские. Женские - мягкие, округлые. Мужские - жесткие, прямые.

 

ЖЕНСКИЕ ПРАФОРМЫ

КРУГ - Универсальный символ. Означает целостность, непрерывность, изначальное совершенство, наиболее естественное состояние, содержащее самость, неявленность, бесконечное, вечное (отсутствие времени). Бессознательное состояние, неразделенность внутреннего и внешнего, своего «Я» и окружающего мира, заключенность и защищенность в большом, целом (ребенок в утробе матери). Круг олицетворяет Драгоценную жемчужину. Три концентрических круга символизируют прошлое, настоящее и будущее в их взаимодействии. Но круг может превратиться в “тюрьму”. Тогда он раз-вивается, образуется спираль.

СПИРАЛЬ - развитие, которое еще не осознанно и не направлено к определенной цели. Человек еще не знает, как конкретно он может проявить себя. Это “Великая мать” (спирали в матриархальных культурах). Но если «Великая мать» не разжимает своих объятий, то спираль начнет с-виваться и превратится в лабиринт (культуры на рубеже смены матриархата и патриархата, напр. Крит, кельты и др.)Если объятия разжимаются, то образуются дуга и чаша.

ДУГА - человек начинает осознавать свой потенциал, отделяться. Дуга - защита, крыша (возникновение арки в различных культурах). Это эгоизм. Но если законная потребность охранять свою территорию возводится в абсолют, то такой человек погибнет (захлебнется в собственном соку).

ЧАША - один из трех архетипических символов, спокойно воспринимающее, принимающее классическое женское начало (все женские обереги имеют форму чаши, см. символику любых систем). Это альтруизм. Но если все принимать без разбора, то наступит пресыщение. Дуга - полная независимость от внешнего мира, чаша - полная зависимость от внешнего мира. Абсолютный эгоист и абсолютный альтруист - существа одинаково нежизнеспособные. Следовательно, необходимо и то, и другое. И тогда появляется

ВОЛНА - круг течет в становлении и смерти волны. Уже есть направление, хотя и неосознанное. Это лишь зачатки сознания как такового. Это стадия, переходная к мужским праформам.

 

МУЖСКИЕ ПРАФОРМЫ

ТОЧКА - начало и конец всего, она может стать любой фигурой, в ней имплицитно есть все. Человек осознает свой потенциал и готов его использовать. И появляется

ЛИНИЯ - осознанное действие, направление, целеустремленность, сила, насилие (здесь впервые появляется вина), резко выраженное «Я», воля, энергия. Это Отец (архетипы Юнга), который всегда знает, “как надо”. Но линия негибка, если она встречает препятствие, у нее два выбора - пробить или обойти, обогнуть. Появляется

КВАДРАТ -здравый смысл, материальный интерес, воплощение в форме идеи. Всякая форма, символизируемая цифрой 4, - очень избыточна, схематична. Ему не хватает развития, движения, он слишком хорошо знает что возможно, а что - нет. Это остановка, но и максимальная устойчивость. Квадрат ищет движения, раскрытия и появляется

МЕАНДР -классический орнамент греческой (открытой) культуры. Он может течь, обтекать, изменять направление, но на каждом отрезке своего пути имеет четкую цель и волю. Но необходима еще большая степень свободы. И тогда появляется

УГОЛ -фигура, которая может стать кругом, линией, чашей. Огромное количество степеней свободы. Это состояние перехода к трансперсональному сознанию (человек начинает осознавать свое духовное единство со всем человечеством).

Единственная праформа, имеющая не мужское или женское содержание, а человеческое (т.е. и мужское, и женское одновременно) - это

ЛЕМНИСКАТА -соединение разъединенного, символ вечности, бесконечности, вселенной, беспредельности. Она содержит все прасимволы (точку - центр, момент квантового, т.е. качественного перехода; круги; крест - самую равновесную фигуру, отсюда его символика в любых системах; прямые, волну, дугу, чашу и т.п.). Это выход в новое измерение, где есть так и, одновременно, есть по-другому, нет мужчины и женщины, есть Человек (Андрогин - Греция, алхимия и пр.). Нельзя умереть, пока не родишься, и наоборот. Сила не в расслабляющей женской мягкости и не в мужском жестком самоутверждении, а в их взаимодополнении. Это выход за пределы возможного для здравого смысла. Это не дизъюнкция (или), а конъюнкция (и). В культурных символах лемниската только начинает появляться, зато она широко используется в различных изотерических системах.

Стадии развития сознания существуют в филогенезе и онтогенезе, следовательно закодированы символически в любых культурах, философских системах, религиозных представлениях, изотерических учениях. Праформы нашли отражение в истории архитектуры (круговое построение древних жилищ, возникновение арок и пр.), в этнографии (ритуальные танцы, обереги, амулеты и т.п.), в науке (математика, физика, астрономия и др.).

 

ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ РАБОТЫ С ПРАФОРМАМИ

Приводится возможная схема и последовательность работы с праформами, хотя возможны варианты (в зависимости от терапевтической задачи). Следует отметить, что за один сеанс отрабатывается только одна фигура в одной позиции (например, только спираль с закрытыми глазами левой рукой).

1. Спираль (левой рукой с закрытыми глазами 4-5 раз).

2. Спираль “закручивающуюся”, снаружи к центру и зафиксировать центр (левой рукой с закрытыми глазами 4-5 раз).

3. Спираль “раскручивающуюся”, зафиксировать центр и наружу (левой рукой, потом правой с закрытыми глазами 4-5 раз)

4. Спираль с выбросом в разные стороны (любой рукой с открытыми глазами 5-6 раз)

5. Спираль к центру и потом из центра без перерыва (разными руками с открытыми глазами сколько хочется).

6. Вертикали (опасность!) все левой рукой с открытыми глазами:

- произвольного размера,

- с зафиксированным началом внизу,

- с зафиксированным окончанием вверху,

- без фикс







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.