|
Правила и типы гармонии цвета
Понятие о цвете
Известно, что при разложении луча белого света, проходящего через прозрачную призму, получается разноцветная полоса — спектр (цв. вкл., рис. XII), в которой один цвет постепенно переходит в другой: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Если все цветные лучи спектра собрать вместе, то восстановится белый цвет.
Три цветовых луча солнечного спектра (желтый, красный и синий) называют основными. При наложении основных цветовых лучей друг на друга также восстанавливается белый цвет. Используя основные цвета, можно получить сложные цвета: оранжевый (красный и желтый); зеленый (желтый и синий); фиолетовый (синий и красный) (цв. вкл., рис. XIII). Можно продолжать дальнейшее получение оттенков промежуточных цветов путем смешивания двух соседних цветов (цв. вкл., рис. XIV).
В спектре различают холодные и теплые цвета. Все оттенки красного, оранжевого, желтого и некоторые оттенки желто-зеленого цвета принято называть теплыми. К холодным цветам относятся — фиолетовые, синие, голубые, сине-зеленые.
Кроме того, существуют пары цветов, дополняющих друг друга до белого цвета. Они называются дополнительными. В цветовом круге дополнительные цвета — красный и зеленый, желтый и фиолетовый, синий и оранжевый и т. д. — размещаются на диаметрально противоположных сторонах. При смешении дополнительных цветов практически получаются не белые, а серые цвета. Если парные дополнительные цвета расположены рядом, то зрительно яркость цвета усиливается. Это явление называется цветовым контрастом. Восприятие светлоты предмета в зависимости от окружающих его тонов называется контрастом светлоты.
Все видимые глазом цвета подразделяются на две группы: хроматические — цвета спектра (красный, желтый, зеленый и т.д.) и их различные сочетания, ахроматические (рис. 5.1) — серые цвета (от белого до черного).
Ахроматические цвета различают лишь по степени светлоты, хроматические — по цветовому тону, по светлоте и насыщенности. Цветовой тон характеризует цвет предмета: красный, оранжевый, желтый, зеленый и т.д. Светлота — степень высветления цвета. По светлоте различают предметы светлые и темные. Насыщенность — степень интенсивности (яркости) цвета. Насыщенность цвета зависит от присутствия ахроматического (серого) цвета, который приглушает хроматические цвета (цв. вкл., рис. XV).
Цвет собственный, присущий данному предмету, называется локальным (например, желтый лимон, красное яблоко и т.д.). В действительности собственный цвет предмета приобретает различные оттенки в зависимости от ряда условий — характера освещения (источника света), отраженного света окружающих предметов (рефлексов), влияния воздушной среды, направления лучей света, фактуры поверхности предмета и т.д. Так, лучи солнечного света, освещая предмет, придают его окраске белесоватость, высветляют цвет, а свет электрических ламп накаливания придает окраске предметов светло-желтый оттенок. Рефлекс хорошо заметен, если к белому предмету, например гипсовому шару, приблизить с теневой стороны цветную материю. В этом случае тень на шаре приобретает оттенок цвета материи. Цвет, наблюдаемый в определенной воздушной среде, изменяется также при удалении предмета от зрителя (воздушная перспектива). Так, предметы темного цвета издали кажутся более светлыми и приобретают голубую и синюю окраску. Поэтому не следует изображать цвета окружающих предметов одной краской. Правдивое воспроизведение окраски предметов требует правильной передачи как локальных, так и обусловленных цветов.
Семантика цвета
Красный — настраивает на решительность и способен вызвать у человека сильное желание совершить тот или иной поступок, сделать энергичное усилие и купить, к примеру, то, что вы рекламируете. Красный цвет, как никакой другой, способен быстро привлечь к себе внимание, зафиксировать взгляд на предмете рекламы. Семантика этого цвета — «Внимание!», «Не проходите мимо!», «Действуйте ради действия: дерзко, необдуманно, поддайтесь первым чувствам». Красный цвет также обладает и определенным сексуальным зарядом. Однако не стоит излишне переоценивать этот цвет — он хорош в меру. Так, небольшая деталь объявления, выделенная красным, будет уместна и сразу привлечет к себе внимание, в то время как чрезмерное его использование способно вызвать у зрителя агрессивность и раздражение предметом рекламы.
Оранжевый — помогает вызвать прилив жизненных сил, дает оптимистический тонус. Древние считали его цветом здоровья и творчества. Данный цвет лучше всего использовать в рекламе лекарств, детских товаров, а также услуг в области здравоохранения и образования. Оранжевый цвет прибавляет активности, но при этом даст ощущение внутреннего равновесия и душевной гармонии.
Желтый — настраивает на коммуникабельность. Это цвет открытости и общительности. Он помогает придать уравновешенность разгулявшимся эмоциям, обрести внутреннее спокойствие, утихомирить душевное волнение. Кроме того, желтый способен «наделить» предмет интеллектом, поэтому, например, рекламу товаров хайтек лучше всего делать в желтом. Этот цвет будет удачен в рекламе детских товаров, услуг туристических фирм, а также рекламных и PR-агентств.
Зеленый — все смягчает, снимает остроту переживаний. Этот цвет оказывает целительное, расслабляющее действие. Он будет уместен и эффективен в рекламе лекарств, водоочистительных систем, стоматологических клиник и аптек, ветеринарных лечебниц, центров здоровья и охраны окружающей среды.
Розовый — прекрасный помощник в сфере личных отношений: он усиливает чувства, делает нас более внимательными, ласковыми и чуткими. Диапазон использования этого цвета широк: от рекламы парфюмерной продукции, товаров для женщин и детей до услуг брачных агентств и семейных центров.
Голубой — настраивает на область чувств, но более возвышенных, скорее платонических, нежели приземленных. Это цвет дружеской привязанности, родства душ. Голубой — цвет мира и всеобщей гармонии. Он дает возможность почувствовать незримую связь с Вселенной и способен придать предмету целостный вид, а вопросу или делу — глобальность и благоприятный исход.
Синий — помогает сконцентрироваться на самом необходимом: не расплыться по мелочам, не разбрасываться. Синяя деталь в каталоге или рекламном проспекте сразу привлечет к себе внимание, и в отличие от красной, никогда не вызовет отрицательных эмоций.
Фиолетовый — цвет внутренней сосредоточенности. Этот цвет способствует внутреннему углублению: он поможет абстрагироваться от всего в данный момент ненужного и сконцентрироваться на главной проблеме. Еще одна интересная деталь — фиолетовый хорошо стимулирует работу мозга и способствует решению творческих задач. Неслучайно фиолетовый так любим людьми творческими. Поэтому, если вы рекламируете товар, с помощью которого хотите подчеркнуть его креативность, или ориентированы на предоставление услуг творческой элите, деталь в фиолетовом будет просто необходима.
Черный — цвет самопогружения: он помогает от всего отгородиться, замкнуться и сконцентрироваться на решении той или иной задачи. Однако в то же самое время данный цвет способен настроить на меланхолию и уныние. В черном приходит ощущение одиночества и изоляции от окружающего мира. Именно поэтому данный цвет в полиграфической рекламе лучше не использовать. Данная рекомендация, разумеется, не распространяется на текст и таблицы.
Белый — цвет полной открытости, готовности воспринимать мир во всем его многообразии. А еще этот цвет хорош тем, что не несет никаких неприятных ощущений. Заметим, что моноиспользование данного цвета в печатной рекламе способно создать нейтральный эффект, когда потребителю рекламы просто сообщается информация о товаре, без установления каких-либо акцентов и приоритетов.
Символика цветов разных стран. У каждого народа есть универсальные цвета, занимающие главенствующие позиции, но если говорить об определенных целевых группах потребителей разных стран, то, чтобы добиться эффективности рекламы, необходимо исследовать уровень жизни, характер, и в каждом конкретном случае делать вывод о цвете, который будет более выигрышным.
В разных странах ассоциации, связанные с определенным цветом, различны:
красный: в США — любовь, Китае — доброта, праздник, удача, России — высокая активность, агрессия, борьба, Индии — жизнь; желтый: в США— процветание, России — солнечность и разлука, Сирии — траур, смерть, Индии — великолепие, Бразилии — отчаяние; зеленый: в США — надежда, Китае — роскошная жизнь, Индии — мир и надежда; голубой: в США — вера, Индии — правдивость, Китае — один из траурных цветов; синий: в России — ночной покой;. фиолетовый: в Индии — печаль и утешение, Бразилии — печаль; черный: в США — сложная, чрезвычайная ситуация, Китае — честность; белый: в США — чистота и мир, Китае — подлость, опасность, траур, Европе — молодость.
Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|