|
Законы и их характерные признаки
А. Принимаются только законодательными, представительными органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума
Б. Обладают высшей юридической силой
В. Регулируют наиболее важные основополагающие обществен- ные отношения
Г. Содержат нормы первичного, исходного характера
Д. Принимаются в особом процессуальном порядке
Закон - это принятый в особом порядке акт, законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.
Виды законов
конституционные текущие законы законы
конституция обыкновенные органические (кодифицированные)
законы, вносящие чрезвычайные изменения и допол- нения в конституцию
законы, конкретизи- рующие конституцию
Конституционные законы -закрепляют основы общественного и государственного строя, служат базой для текущего законодательства. Текущие законы - принимаются на основе исполнения конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни страны. Органические (кодифицированные) законы - юридически цельные, внутренне согласованные акты, отличающиеся высоким уровнем нормативных обобщений и призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни. К ним относятся: Основы законодательства, кодексы по различным отраслям законодательства и т. д. Чрезвычайные (исключительные) законы -принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, носят временный характер.
Законодательный процесс и его стадии I законодательная инициатива стадия
II подготовка законопроекта стадия
III обсуждение законопроекта стадия
IV принятие и утверждение стадия законопроекта
V подписание и обнародование стадия закона
Под законодательным процессом - понимается установленный порядок прохождения проектов законов и других нормативно- правовых актов вплоть до их принятия и вступления в силу.
Виды подзаконных нормативных правовых актов
Действие нормативных Правовых актов во времени
обратная вступление в силу утрата юридической сила (введение в действие) силы (прекращение законадействия)
в акте указывается истечение срока конкретная дата введе- действия акта ния в действие
А. Когда акт вводится в действие изменение обстоятельств, об этом в с момента опубликования на которые акте прямо был рассчитан акт говорится акт вводится в действие с момента принятия прямая отмена
Б. Когда он акт вводится в действие фактическая отмена смягчает поэтапно (частями) (когда принят новый наказание акт по тому же или вообще вопросу, а старый устраняет формально не отменен) наказуемость акт вводится в действие деяния по истечению 10 дней приостановление с момента опубликования действия акта на (так называемый общий определенный срок порядок введения в действие)
акт вступает в действие признание акта поэтапно противоречащим Конституции
Действие нормативно- правового акта В пространстве и по кругу лиц
действие актов в действие актов по пространстве кругу лиц
на всей территории политико- пол, профессио- государства правовая возраст, нальная связь с социальное принадлеж- на определенной государством положение ность части территории страны граждане мужчины, военнослу- государства женщины жащие
иностранные песионеры, должно- граждане кормящие стные лица матери, лица без дети, врачи, гражданства инвалиды учителя, (апатриды) и т,д деятели лица с двойным гражданством (бипатриды)
беженцы
граждане ближнего зарубежья
почетные граждане
лица, обладающие дипломатическим иммунитетом и привилегиями
Тема 9. Система права и систематизация законодательства.
Система права - это объективно обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение права, выражающееся в объединении и расположении нормативного материала в определенной последовательности. Отрасль права - это совокупность обособленных юридических норм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Межотраслевой правовой институт права - система норм, входящих в состав различных отраслей права, но призванных регулировать взаимосвязанные родственные общественные отношения. Правовой институт - это часть отрасли права, нормы которого регулируют качественно однородные (близкие по содержанию) общественные отношения. Норма права - первичный элемент системы права. Это исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера.
Отрасли права
отрасли материального отрасли процессуального права права
Отрасли материального права - это отрасли, которые прямо регулируют общественные отношения: закрепляют государственный и общественный строй, формы собственности, положение и структуру государственных органов, устанавливают многообразные права и обязанности физических и юридических сил. Отрасли процессуального права - это отрасли, имеющие организационно- процедурный, управленческий характер, устанавливающие порядок разрешения юридического дела. Они определяют процедуру реализации материального права и производны от него. Отрасли публичного права - это совокупность отраслей права, которые реализуют отношения, обеспечивающие общий, совокупный (публичный) интерес. Отрасли частного права - это отрасли, регулирующие отношения, обеспечивающие частные интересы, независимость и инициативу индивидуальных собственников и объединений (корпораций) в их имущественной деятельности и в личных отношениях.
Критерии деления права На отрасли и институты
предмет правового регулирования метод правового и его структура регулирования
Субъекты - индивидуальные императивный диспозитивный и коллективные
Поведение субъектов дозволения обязывания запрет их поступки, действия
Объекты (предметы, явления) окружающего мира, по поводу метод субординации которых люди вступают во и властного приказа взаимоотношения друг с другом и к которым проявляют свой поощрение метод автономии интерес и равенства сторон
убеждение принуждение
метод индивидуальный рекомендаций метод Предмет правового регулирования - общественные отношения, регулируемые правом, а также те виды и уровни деятельности, которые объективно требуют правового регулирования, иными словами сфера, на которую распространяется право и которая находится под его юрисдикцией (правовое или юридическое поле). Предмет - главный материальный критерий разграничения норм права по отраслям. Метод правового регулирования - это совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных приемов, способов, средств воздействия права на общественные отношения. Метод служит дополнительным, юридическим критерием, так как произведен от предмета. Императивный метод - метод правового регулирования, при котором субъекты вступают в конкретные правоотношения не по своей воле, а по инициативе государственных органов и должностного лица (преобладает в уголовном и административном праве). Диспозитивный метод - метод правового регулирования, при котором равноправным субъектом предоставляется определенный выбор вариантов поведения (характерен для гражданского права). Методы дозволения, обязывания и запрет, свойственные в различных комбинациях всему правовому регулированию. Разрешая (дозволяя) одни действия, предписывая в обязательном порядке другие, запрещая под угрозой санкции третьи, право тем самым придает поведению субъектов строго целенаправленный характер (свойственные всему правовому регулированию). Метод субординации и властного приказа, позволяет эффективно регулировать служебную, оперативную и иную деятельность государственных органов и должностных лиц (характерен для административного права). Метод поощрения свойственен в основном трудовому праву, где действуют разного рода премиальные системы, направленные на стимулирование моральной и материальной заинтересованности в росте производительности труда, повышение работниками своей квалификации, приобретение новых профессий и т. д. Метод автономии и равенства сторон типичен для процессуальных отраслей права, где истец и ответчик, другие участники судебного разбирательства находятся в одинаковом процессуальном положении друг перед другом, законом и судом, их отношения характеризуются самостоятельностью. Методы убеждения и принуждения - особые методы правового регулирования, характерные как для права в целом, так и для отдельных его отраслей. Метод рекомендаций характерен для сельскохозяйственного права, обусловлен тем, что крестьянские (фермерские) хозяйства и колхозы не являются государственными организациями и по отношению к ним властно- императивные средства воздействия неприемлемы. Индивидуальный метод регулирования (или метод свободного волеизъявления ), под которым понимается форма самостоятельной юридической деятельности субъектов, направленная на упорядочение единичных общественных отношений с помощью правовых средств, не обладающих качеством юридической общеобязательности (принятие нормативных актов, заключение различных договоров, соглашений, сделок и т. д.) Этот метод связан с развитием рыночных отношений и предпринимательства.
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|