Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Выбор схемы размещения волоков на лесосеке





 

Имеются типовые схемы размещения трелевочных волоков на лесосеке, которыми учитывается разнообразие природно-производственных условий при проведении лесосечных работ.

Определяющим критерием при выборе схемы является рельеф, заболоченность, характер размещения древостоя на лесосеке, способ погрузки.

Общим критерием рациональной выбранной схемы служит себестоимость 1 куб. м. стрелеванной древесины, что зависит в основном от среднего расстояния трелевки и количества погрузочных пунктов. По согласованию с преподователем, расчет себестоимости заготовки 1 м3 древесины может выполняться по прикладной программе СТУ-2 «Лесосека» (см. приложения).

При трелевке древесины гусеничными трелевочными тракторами следует стремиться к тому, чтобы среднее расстояние трелевки не превышало 300 м. При трелевке тракторами на колесной базе среднее расстояние трелевки может быть увеличено до 500, а в некоторых случаях и до 1000 м, т.к. колесные трелевочные тракторы реализуют большие скорости движения.

С достаточной для практических целей точностью (с допущением о равномерном расположении запаса древесины по лесосеке) среднее расстояние трелевки lср может быть определено как:

(4.1)

где: К 1 и К 2 – коэффициенты зависящие от схемы расположения трелевочных волоков, К 0 – коэффициент, учитывающий увеличение расстояния трелевки из-за маневрирования трактора К 0 =1,1…1,2; В – ширина лесосеки (протяженность перпендикулярная усу лесовозной дороги); L – длина лесосеки.

Трелевочные волоки располагают в зависимости от лесоводственных требований, почвенно-грунтовых и рельефных условий, по одной из типовых схем, которые в каждом конкретном случае дают максимальное сокращение среднего расстояния трелевки. Существует семь основных схем расположения трелевочных волоков (рис. 4.1).

· Параллельная схема – одна из наиболее распространенных, используется при разработке с сохранением подроста.

· Схема с широким фронтом отгрузки – характерна отсутствием разделения волоков на пасечные и магистральные, используется при большой ширине лесосеки и значительном запасе леса на гектаре.

· Перпендикулярные схемы – используются в основном при заготовке леса многооперационными машинами.

· Диагональная – применяется при наличии на лесосеке неэксплуатационных площадей.

· Радиальная – применяется на заболоченных лесосеках и лесосеках со слабыми грунтами.

· Веерная – применяется при трелевке канатными установками без несущего каната.

 

Рис. 4.1. Схемы расположения трелевочных волоков:

а – параллельная; б – с широким фронтом отгрузки; в, г ‑ перпендикулярные; д – диагональная; е – радиальная; ж – веерная; заштрихованный участок – пасека

Таблица 4.1

Значения коэффициентов К 1 и К 2

Коэф. Вид схемы
а б в г д е ж
К 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,4 0,4 0,25
К 2 0,25     0,25/ n 0,2 0,2 0,25

 

Практика показывает, что наименьшее расстояние трелевки для всех схем расположения волоков достигается при длине лесосеки равной ее удвоенной ширине (2 В = L).

Помимо среднего расстояния трелевки к основным показателям работы первичного транспорта леса относятся: грузооборот, грузовая работа, грузонапряженность трелевочных волоков.

Грузооборотом отдельного волока или сети волоков в целом называется объем древесины перевозимой к погрузочным пунктам.

Грузовая работа первичного транспорта леса определяется количеством кубокилометров выполняемых по отдельному волоку или всей сети волоков. Грузовую работу принято выражать графически в виде схемы грузопотоков пасечных или магистральных волоков.

Обычно пасеки имеют прямоугольную или треугольную форму.

Максимальный грузооборот волока определяется по формуле:

, (4.2)

где: SП – площадь пасеки, га; q – запас леса на гектаре, м3/га.

Грузовая работа пасечного волока, длиной l, равна:

для прямоугольной пасеки: , (4.3)

для треугольной пасеки: . (4.4)

Грузонапряженность – определяется количеством грузовой работы, приходящейся на 1 км трелевки леса и характеризует необходимую прочность волоков, (м3×км/км)

, (4.5)

где: LП и LМ – соответственно длины пасечных и магистральных волоков.

На практике встречаются случаи совмещения нескольких схем расположения трелевочных волоков при разработке лесосеки, в таком случае среднее расстояние трелевки с большой точностью может быть определено по зависимости:

, (4.6)

где: RП и RM –грузовая работа, соответственно пасечных и магистральных волоков; QM – грузооборот магистральных волоков; n 1 и n 2 – соответственно количество пасечных и магистральных волоков.

Исходя из заданных размеров лесосеки и принятого размещения волоков, вычерчивается в черновом виде схема (эскиз) разработки лесосеки, на которой показывается вся транспортная сеть и погрузочные пункты (лесовозная дорога, волоки, погрузочные пункты, верхние склады). На основании этой схемы по формуле определяется среднее расстояние трелевки. Вычисленные средние расстояния трелевки должны соответствовать указанным выше значениям. В случае, если вычисленное среднее расстояние трелевки не соответствует этим значениям, размещение транспортной сети и погрузочных пунктов или их количество на лесосеке надо изменить. В отдельных случаях может возникнуть необходимость изменить саму схему размещения волоков.


Подготовительные работы

 

Подготовительные работы выполняются до начала основных работ, включающих в себя валку и трелевку леса, очистку деревьев от сучьев, раскряжевку и погрузку лесоматериалов на лесовозный транспорт. К ним относятся: лесосырьевая, технологическая и транспортная подготовки, подготовка территории лесосек, лесопогрузочных пунктов и трелевочных волоков, подготовка обслуживающих производств (обустройство мастерского участка). Анализ трудозатрат на лесозаготовках показывает, что на подготовительные работы приходится 35‑40% всех трудозатрат, их объем зависит от принятого технологического процесса, используемых машин, почвенно-грунтовых и рельефных условий, захламленности лесосеки и таксационных характеристик вырубаемого древостоя.

Лесосырьевая подготовка заключается в приемке лесосеки у федерального органа надзора за лесом.

Приемка лесосечного фонда от федеральных органов надзора за лесом производится с целью проверки правильности отвода лесосек в рубку и аукционной документации имеющейся лесосеки. Для этого все лесосеки, отведенные в рубку осматриваются в натуре и при этом проверяется: соответствие мест отвода указанным в лесорубочных билетах; наличие ясно видимых границ лесосеки и не эксплуатационных площадей (занятых подростом и группами деревьев оставляемыми в качестве семенников); правильность товарно-денежной оценки лесосеки (породный состав, объем, выход деловой древесины и пр.); наличие и количество подлежащего обязательному сохранению жизнеспособного подроста; отсутствие лесонарушений в прилегающих к лесосеке насаждениях в полосе шириной 50 м.

При обнаружении расхождений с данными лесхоза по вышеперечисленным пунктам лесопользователь сообщает об этом лесхозу, который обязан проверить выявленные недостатки.

Технологическая подготовка лесосеки заключается в изучении лесоэксплуатационных условий (рельефа местности, грунтов, степени захламленности лесосек) при этом производятся: изыскания трассы лесовозного уса; выбор места для размещения погрузочных площадок и мастерского участка; разработка технологического процесса лесозаготовок, с учетом имеющейся у лесопользователя техники и лесоводственных требований к рубкам в данной местности; составление технологической карты разработки лесосеки в которой указываются: породный состав и запас леса на га по выделам, трассы трелевочных волоков, места расположения погрузочных пунктов и мастерского участка, способ очистки лесосеки, а также меры содействия лесовозобновлению, количественные показатели работ. Согласованная технологическая карта подписывается представителями лесопользователя и лесничества.

Из перечисленных пунктов работ видно, что задачей технологической подготовки является обоснованный выбор рациональной схемы разработки лесосеки и ее транспортного освоения. Составляемая технологическая карта должна максимально учитывать особенности конкретной лесосеки (площадь и форма, почвенно-грунтовые условия и рельеф, таксационные характеристики, вид рубки, лесоводственные требования).

Лесосырьевая и технологическая подготовки лесосек предшествует всем остальным видам подготовительных работ. Она выполняется инженерно-техническими работниками лесопользователя и не входит в состав работ, выполняемых подготовительной бригадой. Обычно она проводится мастерами лесозаготовок с помощниками из двух ‑ трех рабочих. Нормативные трудозатраты составляют 1,0‑1,5 чел/дня на 1000 м3 древесины на лесосеке.

Своевременно, еще до прихода комплексных бригад на лесосеку должен быть подведен лесовозный ус. Транспортная подготовка заключается в строительстве лесовозных усов (временных лесовозных дорог). Направление, протяженность и очередность строительства сети усов на год намечаются после отвода лесосек. При отводе лесосек и трассировании усов учитывают возможность использования существующей сети усов. Основные технологические операции по строительству усов приведены в таблице 5.1.

Таблица 5.1

Основные технологические операции по строительству усов

Наименование операции Применяется для Рекомендуемые механизмы
Летних усов Зимних усов
Разрубка просеки (валка деревьев, обрубка сучьев, трелевка) + + БП, ТТ
Подготовка полосы для устройства земляного полотна (корчевка или срезка пней заподлицо с землей, уборка валунов) + + БП, бульдозер
Подготовка основания земляного полотна: выравнивание поверхности земли укрепление основания в сырых и заболоченных местах путем: - выстилки из порубочных остатков - устройства оснований для колейных покрытий     +     + +     +     Бульдозер   ТТ
Устройство земляного полотна из местных грунтов +   Бульдозер, каток
Устройство покрытия: из гравия   инвентарных щитов   +   +   Экскаватор, самосвалы, автогрейдер Щитоукладчик или автокран

Основным требованием при разработке схемы размещения усов является минимизация затрат труда и средств на их сооружение и на последующую эксплуатацию с учетом расходов на трелевку. Трассирование уса должно быть согласовано с технологией разработки лесосеки, что выражается в сокращении расстояний трелевки, выборе размещения пунктов технического обслуживания и т.д. Основное требование лесовозным усам – обеспечение надежной и безопасной эксплуатации лесовозного транспорта с расчетными скоростями и нагрузками при минимальных затратах на их строительство и содержание.

Таблица 5.2

Затраты на строительство 1 км уса лесовозных автомобильных дорог

Виды усов по типам покрытий Затраты на 1 км уса
чел.-дн. маш.-смен расход материалов
древесина, м3 конструктивные, т гравий, м3 хворост, м3
Грунтовое профилированное 40‑60 15‑30   - - 0‑570
Из лесосечных отходов 50‑80 26‑40   - - 285‑507
Гравийное колейное (расстояние доставки гравия 5‑15 км) 59‑116 40‑80   - 789‑906 0‑570
Гравийное сплошное (доставка гравия 5‑15 км, толщина покрытия 10‑40 см) 41‑140 65‑103   - 365‑1380 0‑570
Из щитов ЛВ-11 (6 перекладок) 141‑285 56‑97   16,8 - 0‑800
Из начальных щитов (4 перекладины) 153‑298 56‑97   4,4 - 0‑800
Из гибких лент ЛД-5 (5 перекладок) 92‑217 40‑97   27,5 - 0‑800
Из щитов со стяжками (4 перекладки) 157‑301 56‑97   2,8 - -
Лежневые из хлыстов 252‑409 80‑121 710‑1116 - 1,2‑2,8 -
Снежное уплотнение 50‑75 3‑20 70‑785 - - -

 

Общая протяженность летних и зимних лесовозных усов (по типам конструкций проезжей части) на расчетный год определяется в соответствии с удельным весом зимней и летней заготовки и вывозки и соответственно с удельным весом усов по типам конструкций. Протяженность усов, которые необходимо построить для выполнения годового плана вывозки определяется отдельно для зимней и летней вывозки по формуле

, (5.1)

где - протяженность временных лесовозных дорог (усов) по сезонам, км;

объем вывозки древесины в летний или зимний период, м3;

коэффициент, учитывающий развитие трассы усов и подготовку ответвлений, разъездов и разворотных петель (1,1‑1,3);

- расстояние между усами, км ( =0,1‑0,5); Целесообразно принимать равным ширине лесосеки, или двойной ширине лесосеки;

ликвидный запас леса на одном гектаре эксплуатационной площади, м3/га;

lус.сущ – протяженность существующей сети лесовозных усов, км (при проектировании нового предприятия принимают равным нулю).

В практике строительства усов различают следующие их конструкции: колейные усы с инвентарными покрытиями (из железобетонных плит на грунтовом основании, из деревянных щитов на шпальном или грунтовом основании, из деревянных лент, лежневые на шпальном основании); гравийные; грунтовые, улучшенные добавками дренирующих и гравийных материалов; грунтовые и деревогрунтовые; с покрытием из лесосечных отходов (грунтовые и гравийные усы на хворостяной выстилке); зимние снежные и ледяные, узкоколейные железнодорожные. Лесовозные усы устраивают однополосными с разъездами. Выбор дорожной конструкции усов определяется сезоном их эксплуатации, местными грунтово-гидрологическими условиями, наличием дорожно-строительных материалов, требуемым объемом вывозки по усу и видом лесовозного транспорта. Для освоения лесосек, вырубаемых в зимнее время, в основном используют усы со снежноуплотненным покрытием.

При выборе конструкции проезжей части усов летнего действия следует руководствоваться следующими положениями: 1) в первом типе местности (сухие места) широко использовать грунтовые усы и усы на хворостяной выстилке; 2) во втором типе местности (сырые места) широко применять гравийные усы, в том числе и на хворостяной выстилке, а при отсутствии гравия – инвентарные покрытия; 3) для обеспечения бесперебойной вывозки леса в неблагоприятное время года (весной, осенью, в период затяжных дождей) как в первом, так и во втором типе местности необходимо иметь 1-2 уса с инвентарным покрытием; 4) лесосеки, расположенные на слабых грунтах (заболоченные и переувлажненные) необходимо осваивать в зимнее время с применением зимних снежноуплотненных усов, а при необходимости летней разработки таких лесосек, применять на усах в третьем типе местности инвентарные покрытия на усиленном основании. Для определения трудозатрат на строительство усов из табл. 5.2 с учетом почвенно-грунтовых условий выбирается конструкция усов и трудозатраты на строительство 1 км уса

Потребное количество чел.-дней для строительства усов на расчетный год определяется по формуле (отдельно по видам усов или типам покрытий)

, (5.2)

где - трудоемкость строительства усов, чел-дни;

- трудозатраты на строительство 1 км усов, чел.-дни.

Потребное количество рабочих на строительство усов определяется по формуле

, (5.3)

где - потребное количество рабочих на строительство усов, чел.

число дней работы бригады на строительстве усов в год.

Строительство уса на лесосеке должно быть закончено до начала подготовки погрузочных пунктов (верхних складов) и выполняется в следующей последовательности: изыскивают трассу уса, делают разбивку его оси и отвод дорожной полосы на местности, прорубают просеку (шириной обычно 8-10 м), планируют и устраивают проезжую часть. Разрубку трассы лесовозного уса рекомендуется делать в летний период. Лес, который заготавливают при прорубке просеки, используется при строительстве уса. Оставшиеся хлысты укладывают для отгрузки и вывозки потребителю. Все опасные деревья вдоль лесовозного уса на расстоянии 25 м в обе стороны должны быть убраны до начала его строительства. Комплексные лесозаготовительные бригады в начале разработки лесосеки разрубают на ее территории зону безопасности вдоль уса шириной 25-50 м.

Строительство лесовозных усов рекомендуется проводить силами специальных дорожно-строительных бригад под руководством дорожного мастера. Количество рабочих в бригаде и оснащенность бригады механизмами зависят от типа лесовозного уса. Например, при строительстве усов с покрытием из инвентарных щитов, состав бригады будет следующий: вальщик – 1; помощник вальщика – 1; тракторист – 1; чокеровщик – 1; машинист щитоукладчика – 1; дорожные рабочие – 2. Оснащение – БП, ТТ, щитоукладчик.

Подготовка территории лесосек к рубке и лесопогрузочных пунктов (верхних складов) предполагает уборку опасных деревьев, подготовку трелевочных волоков и лесопогрузочных пунктов (верхних складов).

Уборка опасных деревьев необходима для предотвращения самопроизвольного и неожиданного их падения от ветра, удара или толчка и представляет собой валку гнилых, сухостойных, зависших, ветровальных буреломных и сломанных деревьев в свободные промежутки между деревьями с таким расчетом, чтобы впоследствии они не мешали трелевке. Опасные деревья убирают по всей площади лесосеки и вдоль лесовозного уса на полосе шириной 25 м по обе его стороны. Опасные деревья валят, по возможности, в направление к растесанным трелевочным волокам. Сильно наклоненные деревья следует валить в сторону наклона, снятие зависших деревьев можно производить с помощью ручной лебедки или трелевочного трактора, закрепив канат лебедки за комель зависшего дерева. При машинной валке уборку опасных деревьев не производят.

В основу определения объема подготовительных работ должна быть положена схема разработки лесосек. По схеме устанавливается количество трелевочных волоков на лесосеке и их общая протяженность, протяженность лесовозного уса, количество и размещение лесопогрузочных пунктов. Схемы разработки лесосек, пасек и лент представлены в приложениях.

Длина пасечных визиров, трелевочных волоков, границы зоны безопасности определяются расчетным или графическим путем (измерение их на составленной схеме разработки лесосеки) в зависимости от принятых размеров пасек, ширины лесосеки, схемы расположения трелевочных волоков.

Потребное количество чел.-дней на уборку опасных деревьев (сухостойных, зависших, буреломных) на лесосеке определяется по формуле

(5.4)

где трудозатраты на уборку опасных деревьев на лесосеке, чел.-дни; площадь лесосеки, га;

норма выработки на уборку опасных деревьев, га/чел.-день (приложение 1).

Количество убираемых (опасных) деревьев на лесосеке определяется по формуле

(5.5)

где - количество убираемых (опасных) деревьев на лесосеке, шт;

количество деревьев на лесосеке, шт;

коэффициент, зависящий от качества древостоя (при преобладании в составе древостоя хвойных пород – 0,02; при преобладании лиственных – 0,04).

Уборка опасных деревьев производится бригадой (звеном) по подготовке лесосек, либо силами самих основных лесозаготовительных бригад (звеньями из двух рабочих: вальщика и помощника высокой квалификации) до начала разработки лесосеки в бесснежный период или при глубине снега не более 30 см.

Расположение волоков на лесосеке устанавливается в соответствии с принятой технологической схемой, с учетом рельефа и почвенно-грунтовых условий. Обычно пасечные волоки прокладываются в процессе разработки пасеки, а магистральные – до начала разработки лесосеки.

Разбивку лесосеки на делянки и пасеки и наметку трелевочных волоков производит мастер лесозаготовок совместно с бригадирами комплексных бригад в соответствии с технологической картой на разработку лесосеки. Делянки (лесосеки) одна от другой обычно отделяются визирами, затесками на деревьях, бечевкой или цветными лентами. Граница делянки одновременно является и границей смежных пасек.

Пасекой называется часть делянки, трелевка с которой идет по одному трелевочному волоку. Ширина пасеки устанавливается исходя из способа валки и трелевки деревьев, состава и высоты лесонасаждений, рельефа местности, почвенных условий, параметров технологического оборудования лесозаготовительных машин и тракторов, необходимости сохранения подроста. Она является рабочим местом вальщика и трелевщика, а иногда и обрубщика сучьев. При валке леса бензиномоторными пилами и трелевке древесины тракторами пасека имеет прямоугольную форму и ширину 20‑50 м, а при трелевке леса лебедками ‑ треугольную форму и ширину 25‑50 м или же 80‑125 м. Если разработка лесосек ведется широкозахватными валочно-пакетирующими или валочно-сучкорезно-раскряжевочными машинами, ширина пасеки (ленты) обычно равна двойному эффективному вылету манипулятора машины (примерно, 14‑20 м) с расположением волока по середине пасеки. Иногда, при работе указанных машин ширина пасеки (ленты) может быть равна одинарному эффективному вылету манипулятора с расположением волока по краю пасеки (например, при разработке лесосек без сохранения подроста). Разбивка лесосеки на пасеки (ленты) при машинной заготовке древесины обычно не производится за исключением случаев на разных видах выборочных рубок. Длина пасек различна и зависит от размеров делянки и схемы расположения трелевочных волоков на лесосеке.

Трелевочным волоком называется простейший транспортный путь на лесосеке, по которому лесоматриалы доставляются на погрузочную площадку (верхний склад). Волоки бывают пасечные и магистральные. Пасечные волоки обычно располагают посредине пасек. При ширине пасек 15‑20 м волоки могут располагаться по границам пасек.

К одному магистральному волоку обычно примыкает несколько пасечных волоков. В отдельных случаях на лесосеке могут устраиваться только магистральные или только пасечные волоки.

Трелевочные волоки на лесосеке могут располагаться по следующим основным схемам: параллельной, веерной, диагональной и радиальной [1]. Выбор той или иной схемы расположения волоков на лесосеке зависит главным образом от рельефа местности, почвенно-грунтовых условий, типа трелевочного и погрузочного механизмов, характера лесонасаждений и вида лесовозного транспорта.

Таблица 5.3

Ведомость расчета трудозатрат на подготовку лесосечного фонда
к эксплуатации

Вид работ Единица измерения Объем работ на одной лесосеке Норма выработки на чел-день Трудозатраты на подготовку одной лесосеки Количество лесосек на расчетный год Суммарные трудозатраты чел.-дней в год
             
1. Выполнение лесосырьевой и технологической подготовок м3          
2. Прорубка граничных визиров км          
3. Прорубка внутренних визиров км          
4. Сплошной пересчёт деревьев в насаждениях га          
5. Уборка опасных деревьев га          
6. Подготовка площадки трелевочным трактором: валка деревьев со срезанием заподлицо с землей на площадке 30х40 м, обрезка сучьев, трелевка и окучивание хлыстов шт          
7. Строительство лесовозных усов км  
ΣАП  

 

Состав и объем работ по подготовке погрузочных пунктов зависит от типа технологического процесса лесосечных работ и вида применяемых машин и механизмов на трелевке, обрезке сучьев и погрузке. В случае, когда погрузка древесины на лесовозный транспорт производится челюстными погрузчиками, в состав работ по подготовке погрузочного пункта входит выбор места и подготовка погрузочной площадки. Одновременно с подготовкой погрузочных пунктов производится устройство и оборудование мест для стоянки тракторов и хранения оборудования, склада горюче-смазочных материалов, пункта профилактического обслуживания машин, обогревательных помещений и столовой. Все это желательно разместить в центре мастерского участка неподалеку от лесовозной дороги. Расчеты по определению объема подготовительных работ и трудозатраты на их выполнение сводятся в таблицу 5.3.

Нормы выработки по каждому виду работ принимаются из приложения 1.

Потребное количество рабочих для выполнения подготовительных работ определяется по формуле

, (5.6)

где Σ - трудозатраты для выполнения подготовительных работ специальной бригадой на расчетный год, чел-дни;

- количество рабочих дней в год на подготовку лесосек к эксплуатации.

Далее формируется подготовительная бригада из 3‑6 человек, перечень оборудования для ее оснащения приведен в табл. 5.4.

Таблица 5.4

Рекомендуемый набор оборудования для бригады, выполняющей подготовительные работы

Оборудование Количество
Трактор трелевочный (выделяется по необходимости)  
Бензиномоторная пила  
Бензиномоторная пила (легкая) 2‑3
Приспособления к бензиномоторным пилам УП и СК  
Переносная лебедка  
Комплект инструментов (лопата, кувалда, молотки, ключи)  
Топор 3‑5
Мерная лента  
Бусоль или компас  

В зависимости от применяемых систем машин список оборудования может уточняться.

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.