|
Приемы запоминания таблицы деления.Смысл действия деления.
Действие деления рассматривается в начальной школе как действие, обратное умножению. С теоретико-множественной точки зрения смыслу деления соответствует операция разбиение множества на равночисленные подмножества. Таким образом, процесс нахождения результатов действия деления связан с предметными действиями двух видов: а) разбиение множества на равные части (например, 8 кружков разложили в 4 коробки поровну – раскладывают 8 кружков по одному в 4 коробки, а затем считают, сколько кружков получилось в каждой коробке); б) Разбиение множества на части по сколько-то в каждой части (пример, 8кружков разложили в коробки по 4 штуки – раскладывают 8 кружков по 4 штуки в коробки, а затем считают, сколько получилось коробок; деление по этому принципу в методике называют «деление по содержанию»). Используя подобные предметные действия и рисунки, дети находят результаты деления. Например:
6: 2 = … 6: 3 = …
Выражение вида 12: 6 называют частным. Число 12 в этой записи называют делимым, а число 6 – делителем. Запись вида 12: 6 = 2 называют равенством. Число 2 называют значением выражения. Поскольку число 2 в данном случае получено в результате деления, его также часто называют частным. Например: Найдите частное чисел 10 и 5. (Частное чисел 10 и 5 – это 2.) Поскольку названия компонентов действия деления вводятся по соглашению (детям сообщаются эти названия и их необходимо запомнить), педагог активно использует задания, требующие распознавания компонентов действий и употребления их названий в речи. Например: 1. Среди данных выражений найдите такие, в которых делитель равен 3: 2: 2 6: 3 6: 2 10: 5 3: 1 3 · 2 15: 3 3· 4 2. Составьте частное, в котором делимое равно 15. найдите его значение. 3. выберите примеры, в которых частное равно 6. Подчеркните их красным цветом. Выберите примеры, в которых частное равно 2. Подчеркните их синим цветом. 4. Как называют число 4 в выражении 20: 4? Как называют число 20? Найдите частное. Составьте пример, в котором частное равно тому же числу, а делимое и делитель – другие. 5. Делимое 8, делитель 2. Найдите частное.
В 3 классе дети знакомятся с правилом взаимосвязи компонентов деления, которое является основой для обучения нахождению неизвестных компонентов деления при решении уравнений: Если делитель умножить на частное, то получится делимое. Если делимое разделить на частное, то получится делитель. Например: Решите уравнение 16: х = 2. (В уравнении неизвестен делитель. Чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить на частное. Х = 16: 2, х = 8.) Однако, данные правила в учебнике математики 3 класса не являются обобщением представлений ребенка о способах проверки действия деления. Правило проверки результатов деления рассматривается в учебнике после знакомства с внетабличным умножением и делением (знакомства с умножением и делением двузначных чисел на однозначные, не входящим в таблицу умножения и деления), перед последним самым трудным случаем вида 87: 29. Это объясняется тем, что получение результатов деления в этом случае представляет собой сложный процесс подбора частного с постоянной его проверкой умножением, поэтому правило проверки действия деления дети рассматривают даже раньше, чем правило проверки действия умножения. Правило проверки действия деления: 1) Частное умножают на делитель. 2) Сравнивают полученный результат с делимым. Если эти числа равны, деление выполнено верно. Например: 78: 3 = 26. Проверка: 1) 26 · 3 = 78; 2) 78 = 78
Табличное деление.
В начальной школе действие деления рассматривают как действие обратное умножению. В связи с этим сначала дети знакомятся со случаями деления без остатка в пределах 100 – так называемым табличным делением. С действием деления дети знакомятся после того, как уже выучили наизусть таблицы умножения чисел 2 и 3. На основе знания этих таблиц уже на четвертом уроке после знакомства с делением, составляется первая таблица деления на 2. Для получения ее значений используют предметный рисунок.
2: 2 = … 8: 2 = … 14: 2 = … 4: 2 = … 10: 2 = … 16: 2 = … 6: 2 = … 12: 2 = … 18: 2 = … Значения частных в этой таблице получают подсчетом элементов рисунка на картинке. Следующая таблица – деление на 3 является последней таблицей, изучаемой во втором классе. Составляется эта таблица на основе взаимосвязи компонентов умножения с использованием правила нахождения неизвестного множителя. В связи с тем, что данное правило в явном виде предлагается детям в полной формулировке только в 3 классе, на этапе составления таблицы деления на 3 по-прежнему целесообразнее опираться на предметную модель действия (модель на фланелеграфе или рисунок). Например:
Вычисли и запомни результаты действий. Для проверки используй рисунок: 3 · 3 = … 9: 3 = …
4 · 3 = … 12: 3 = … 12: 4 = … 5 · 3 = … 15: 3 = … 15: 5 = … 6 · 3 = … 18: 3 = … 18: 6 = … 7 · 3 = … 21: 3 = … 21: 7 = … 8 · 3 = … 24: 3 = … 24: 8 = … 9 · 3 = … 27: 3 = … 27: 9 = …
Использование такого рисунка дает возможность составить и третий, взаимосвязанный с первыми двумя, случай деления (третий столбик). Он не относится к таблице деления на 3, но является членом взаимосвязанной тройки, который легче запоминать, ориентируясь на первые два случая. Такой прием запоминания таблицы деления (ориентир на взаимосвязанную тройку) является удобным мнемоническим приемом. Можно видеть, как дети пользуются им, реально запоминая только один прием действия умножения. Все остальные таблицы деления изучаются в 3 классе. Поскольку умножение числа 4 и умножение на 4 также изучается уже в 3 классе, на этом году обучения прекращается практика раздельного изучения таблиц умножения и деления. Начиная с таблицы умножения числа 4, взаимосвязанные с ней таблицы деления изучают на одном уроке, сразу составляя четыре взаимосвязанных столбика случаев умножения и деления. Например:
Вычисли и запомни:
Используя результаты первого столбика, дети получают второй столбик перестановкой множителей, а результаты третьего и четвертого столбиков – на основе правила взаимосвязи компонентов умножения:
Если произведение разделить на один из множителей, то получится другой множитель.
Все остальные таблицы деления получают аналогичным способом.
Приемы запоминания таблицы деления.
Приемы запоминания табличных случаев деления связаны со способами получения таблицы деления из соответствующих табличных случаев умножения.
1. Прием, связанный со смыслом действия деления. При небольших значениях делимого и делителя ребенок может либо произвести предметные действия для непосредственного получения результата деления, либо выполнить эти действия мысленно, либо использовать пальцевую модель. Например: На два окна расставили поровну 10 горшков с цветами. Сколько горшков на каждом окне? Для получения результата ребенок может воспользоваться любой из упомянутых выше моделей. При больших значениях делимого и делителя этот прием неудобен. Например: 72 горшка с цветами расставили на 8 окон. Сколько горшков на каждом окне? Находить результат, используя предметную модель в этом случае неудобно.
2. Прием, связанный с правилом взаимосвязи компонентов умножения и деления. В этом случае ребенок ориентируется на запоминание взаимосвязанной тройки случаев, например: 7 · 9 = 63 63: 7 = 9 63: 9 = 7 если ребенку удается хорошо запомнить один из этих случаев (обычно опорный – это случай умножения) или он может получить его с помощью любого из приемов запоминания таблицы умножения, то используя правило «если произведение разделить на один из множителей, то получится второй множитель», легко получить второй и третий табличные случаи. Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|