Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЦЕННОСТЕЙ





 

Ценности были выделены философией в качестве ориентиров человеческого существования, следование которым позволяет разрешить противоречия, возникающие в отношениях человека с действительностью, или избежать их. Но жизнь современного общества все в большей степени начинает определяться ценностной состязательностью, в основе которой лежат противоречия, порождаемые многообразием ценностного мира, как общественных, так и индивидуальных субъектов. Если возникшее многообразие ценностей связать с развитием ценностного мира человечества и человека, то становиться очевидным, что одновременное существование большого множества противоречащих между собой систем ценностей в социальных общностях складывается из ценностей отдельных индивидов, находящихся на различных этапах развития ценностного мира, которое, к тому же, протекает в различных природных и социально-культурных условиях. Из этого следует, что и многообразие ценностей, и их состязательность – явление закономерное, требующее выработки способов согласия между различными системами ценностей. Но установление согласия возможно только тогда, когда оно предстанет перед людьми в качестве необходимого, значимого самого по себе, т.е. как ценность. Поэтому поиск способов преодоления ценностной состязательности, порождаемой многообразием ценностей, мы связываем с исследованием возникновения и развития самих ценностей, с исследованием их возможностей.

Анализ результатов исследований ценностей показывает, что в аксиологических теориях, принадлежащих к разным типам учений о ценностях, называются такие их характеристики, которые позволяют достаточно однозначно выделить этот феномен из целостности мира. В то же время для целостного описания возникновения и развития ценностей необходимо такое согласование их характеристик, выявленных в исследованиях, относимых к различным аксиологическим теориям, которое можно осуществить, опираясь на единое основание. Различное же понимание возникновения ценностей проявляется в том, что в качестве его основания рассматриваются либо различные аспекты бытия человека, либо это основание выносятся за его бытие. В теориях аксиологического психологизма ((Ф.Ницше, В.Вунд, Ф. Бретано, А. Мейнонг, У.А. Томас, Ф. В. Знанецкий Р. Б. Пери, Д. Дьюи, А.Айер, Э Агацци) - это индивидуальное бытие человека, в теориях аксиологического нормативизма (В. Дильтей, М. Вебер, О. Шпенглер, Т. Парсонс) – бытие общественное. В теориях аксиологического трансцендентализма (И.Кант, Р. Лотце, Г. Коген, В. Виндельбанд, Г. Риккерт) возникновение ценностей связывается с божественным откровением, или с миром идей, который рассматривается как трансцендентальный бытию человека. В теориях аксиологического онтологизма (Н.Гартман, М.Шелер, поздний В. Дильтей, поздний Г. Риккерт, Б. Вышеславцев, В.И. Плотников) проблема возникновения ценностей решается исходя из целостности его бытия и встроенности этого бытия в структуру мира через развитие. Так как категория «бытие» присутствует в характеристиках всех оснований возникновения ценностей, то обнаружение единого, а точнее, достаточного основания возникновения и развития ценностей мы связываем с онтологией.

Исследования Г.В. Лейбница, И. Канта, М. Хайдеггера показывают, что выявление достаточного основания – это выявление «условий возможности a priori», которые есть определение границ, позволяющих «различать способом некого выделения, благодаря чему выхватывается то, что считается важным». «Граница, пишет Хайдеггер, является тем, исходя откуда и в чем нечто начинается, распускается в качестве того, что оно есть». Выделение границы – это всегда установление структуры, и если бытие есть общее условие возможности a priori, то только выделение некой структуры бытия, т.е. структуры, свойственной всему, что есть, поможет нам выделить и полноту основных условий возможности возникновения и существования ценностей.

Бытие, определяемое современной онтологией как «нейтральный» признак всего мира (сущего вообще), заключающийся в том, что мир вообще существует, прежде всего, характеризуется как одно, как целостность. Вместе с тем оно представлено также многообразием и изменчивостью существующего. Эти характеристики бытия соотносимы при условии выделения в качестве его основной структуры – структуры развития, и связанной с ней структуры отношений, без которых, по утверждению Н. Гартмана нет ни единства, ни многообразия – от них зависят форма, вид, качество системы. Структура развития представлена основными моментами этого процесса: повторяющимся возникновением и раздвоением единого. Выступающая в качестве основной структуры бытия, структура развития позволяет рассматривать бытие как динамичную целостность, и выявить основные группы условий возникновения и развития любого элемента, включенного в целостность мира.

Так как возникновение ценностей мы связываем с бытием человека, то считаем, что выявление сущностных характеристик этого бытия приведет к выявлению и феномена ценности. Определение этих характеристик в нашем исследовании производится на основе работ М. Шелера, Н. Гартмана, М. Хайдеггера, В.И. Плотникова и др., рассматривающих возникновение и развитие человека, исходя из его встроенности в целостность мира. Исследования В.И. Плотникова и М. Шелера позволили нам установить, что возникновение культурно-опосредованной формы отношений, сложившейся в результате возникновения элементарной социальной связи, привело к качественному преобразованию внутреннего энергетического центра, обеспечивающего целостность жизни живых организмов, в индивидуальный дух. Воспроизводство качеств индивидуального духа, рассматриваемого как энергетический центр, управляющий энергией универсальной любви человека, выразилось в возникновении открытости человека миру, признанной М. Шелером, М. Хайдеггером, А. Геленом, А. Портманом, В. Франклом и др. сущностным качеством человека, выражающимся в способности к преодолению границ среды обитания, настолько, насколько простираются границы «мира» наличных вещей. Таким образом, границы потенциальных возможностей человека соотносимы с целостностью всего мира, существующего независимо от него, т.е. с целостностью бытия, что говорит о способности человека воспринимать эту целостность

Динамичную целостность бытия, которая есть характеристика бытия человека и его цель, содержащаяся в самом этом бытии, человек переживает, согласно исследованиям С. Франка через сознание в широком смысле, Ж.-П. Сартра - через дорефлексивное сознание, Э. Блоха - через «еще не осознанное», М. Хайдеггера – через dasain. Переживание человеком целостности мира, есть переживание им основных моментов развития, которые определяют структуру сознания. Поэтому, переживание человеком противоречий приводит к возникновению у него стремления к их разрешению, возникающего из переживания человеком необходимости единого, как момента развития, восстанавливающего целостность бытия. В качестве такого единого для человека, переживающего противоречивость отношений с действительностью, выступает гармоничная форма этих отношений, образ которой и становиться предметом его стремлений, как образ должного «Еще не осознанное» необходимое воспринимается человеком как значимое само по себе. Таким образом, соотнесение целостности бытия как такового с бытием человека позволяет выявить феномен, имеющие основные признаки того, что обозначается как ценность.

О ценностях Шелер говорит как о продукте работы индивидуального духа, фиксирующем предметно-определенную направленность влечений человека. Это значит, что, прежде всего, именно они являются тем, что позволяет человеку выйти за пределы своей среды обитания, то есть тем, посредством чего создается направленность развития человека на актуализацию его открытости миру. Исследования А.Б. Невелева показывают, что освобождение индивидуальным духом влечений человека из-под власти инстинктов привело к их преобразованию в энергию универсальной любви. Поэтому осуществление открытости человека миру можно рассматривать как воплощение универсальной любви человека. Осуществить эту направленность человек может только через культурно-опосредованную форму отношений, которая предполагает возможность согласования любых качеств и свойств предметов мира через создание человеком соответствующего культурного средства, а, значит, и возможность установления гармоничной формы отношений человека с действительностью, которую мы рассматривает как отношение любви как таковое. Таким образом, обнаруживается, что возникновение человека произошло благодаря воздействию культуры на природу живого организма, а его преобразованная природа, представленная, прежде всего, индивидуальным духом, требует преобразования культуры. Эта взаимозависимость природной и культурной сторон бытия человека в исследованиях В.В. Плотников рассматривается как коэволюционный тип связи, трактуемый им как структурированная совместность Природы и Культуры. Коэволюция Природы и Культуры невозможна без участия Человека, так как культура создается в результате специально направленных на это действий людей. Каждый человек является частью Мира, и процесс его развития есть единичная форма коэволюции Природы и Культуры, создающаяся встречным взаимодействием природной и культурной сторон бытия человека.

Гармоничная форма отношений возникает как момент развития в отношениях между любыми объектами природ, но в отношениях человека с миром она достигается через культурную опосредованность отношений. Наши исследования показали, что гармоничная форма отношений человека с миром возникает на основе взаимодействия энергии универсальной любви, представляющей основное качество природной стороны человека, и мысли, являющейся формой воспроизводства его культурной стороны. Универсальность энергии любви человека, возникшая благодаря качествам индивидуального духа, стала тем новообразованием, возникновение которого обусловлено Культурой и которое стало определять природу человека как такового, являясь основанием актуализации его открытости миру. Эта энергия существует в состоянии предметной неопределенности, создаваемом индивидуальным духом человека через задержку его влечений, но она может быть предметно направлена. Через возникновение предметной направленности универсальной энергии любви происходит осуществление коэволюционной связи Природы и Культуры в человеке. Универсальная энергия любви как природная составляющая, преобразуется в предметно направленную любовь человека, его стремление, которое уже рассматривается как ценность, входящая в состав личностного опыта человека, все элементы которого: знания человека, опыт деятельности, личностные ценности могут существовать только как предметно (культурно) определенные. Это уже социально-культурная составляющая бытия человека. Таким образом, именно через возникновение ценностей осуществляется связь между природной и культурной сторонами развития человека. Это положение является подтверждением онтологической природы ценностей и позволяет говорить об том, что ценности есть проявление порядка коэволюции. Коэволюционный характер взаимосвязей природных и культурных предпосылок выделяется и как основная общая предпосылка развития ценностного мира человека, которая в качестве тенденции развития выделяет определенный алгоритм смены ведущей роли то природных, то культурных предпосылок развития, отражающий и общие этапами развития ценностного мира человека.

Воплощение ценностей осуществляется через возникновение новых культурных средств, порождающих новые связи в мире, а, значит, и новые противоречия, переживание которых приводит к возникновению качественно новых ценностей. Они характеризуются большей степенью абстрактности образа той формы культурно-опосредованных отношений, которая необходима для разрешения противоречий, и обладают, как средство разрешения противоречий, большей степенью универсальности. Возникновение ценностей нового уровня общности можно рассматривать как выход человека «за» противоречия менее высокого уровня общности, т.е. трансцендирование.

Таким образом, возможное повышение степени абстрактности форм отношений человека с миром, стремление к которым фиксируется ценностями, создает возможность повышения степени их универсальности как средства разрешения противоречий, а, следовательно, и повышения степени их общезначимости. Это положение было подтверждено нами через исследование работ Ницше, посвященных обоснованию необходимости смены принципа внешнего полагания ценностей на принцип полагания ценностей, исходя из воли к власти, реализация которого предполагает «взращивание» новых ценностных потребностей в самом человеке. В нашем исследовании обосновано, что требование переоценки всех ценностей и смены принципов их полагания вызвано наблюдаемым Ницше переходом общества на новый этап развития ценностного мира человека. Этот этап отличается тем, что у большого количества людей возникают ценности такого категориального уровня, который отличен как от уровня моральных ценностей, фиксирующих значимое посредством общих представлений, так и от уровня высших ценностей, обозначаемых через категории. Это могут быть только ценности, отражающие те условия сохранения и установления воли к власти, которые описываются посредством понятий. Таким образом, в работах Ницше обнаруживается выделение разных типов ценностей через их соотнесенность с различными категориальными уровнями. Это положение подтверждается исследованиями М. Шелера, Н. Гартмана, Б. Вышеславцева, В.И. Плотникова, А.Б. Невелева. В то же время, нами доказано, что осуществленная воля к власти породила новые, гораздо более масштабные для человечества в целом проблемы. В результате этого современное человечество переживает необходимость выявления другого ценностнообразующего основания, которое, согласно исследованиям М. Шелера, Н. Гартмана, М. Хайдеггера, В.И. Плотникова может быть выделено только при рассмотрении бытия человека из целостности бытия всего сущего. Будущее человека, его перспективу, которая в наибольшей степени сообразна бытию и М. Шелер, и М. Хайдеггер связывают с актуализацией человеком своей открытости миру, осознание которой и выводит его за границу, устанавливаемую волей к власти. Р. Тарнас усматривает такую перспективу в исследованиях Ф. Шиллера, Ф.В. Й. Шеллинга, Г. В. Ф.Гегеля, С. Кольриджа, Р.У. Эмерсона, Р. Штайнера, М. Шелера, которые, по его мнению, внесли особый вклад в развитие концепции сопричастности, связывающую будущее человечества со всемирностью. Поэтому, на современном этапе развития человечества ценностнообразующим основанием утверждается не воля к власти, возможности которой уже исчерпаны, а воля к актуализации открытости человека миру, осуществление которой приведет к установлению всемирности. Эта тенденция развития ценностного мира человека, характеризующая всеобщую направленность этого процесса, выделяется и в исследованиях В.И. Плотникова.

Нами установлено, что полная реализация этой направленности осуществляется через возникновение ценности с предельной степенью универсальности. Также сделаны следующие выводы: 1) качественной характеристикой ценностей является степень их универсальности; 2) изменение степени универсальности ценностей есть процесс направленный, закономерный и необратимый. Все эти признаки свойственны развитию, следовательно, процесс универсализации ценностей есть процесс их развития, включенный в развитие мира как целостности. Этот вывод позволяет говорить об онтологическом основании возникновения и изменения ценностей человека в продолжение его жизни.

Как показывают исследования Ф. Ницше, В.И. Плотникова, А.Б. Невелева повышение степени универсальности ценностей происходит в результате последовательного освоения человеком основных культурных средств к которым относятся орудия, представления, понятия, категории и предельно универсальные категории «ничто» и «все». В соответствии с ними возникают предметные характеристики ценностей, соответствующие основным предметностям мира. Таким образом, с позиций принципа развития порядок ценностного мира человека может быть представлен как иерархия ценностных предметных уровней, выражающая повышение степени универсальности ценностей, рассматриваемых как средства разрешения противоречий в отношениях человека с действительностью, и повышение степени универсальности их значимости.

Итак, онтологическим основанием возникновения ценностей выступает переживание человеком динамичной целостности бытия, представленное переживанием двух основных моментов развития: раздвоения единого и возникновения нового единого. Выделение этого основания и исследование его развертывания в феномен ценностей позволяет рассматривать ценности как развивающиеся структуры личностного сознания.

Литература:

1. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. Проблемы закона и благодати / Этика преображенного эроса. – М.: Республика, 1994. – С. 14-153. – (Б-ка этической мысли).

2. Гартман Н. Старая и новая онтология. / Историко-философский ежегодник: научное издание АН СССР. Институт философии. – М.: Наука, - 1988, - Вып. 3. - 383 с.

3. Невелев А.Б. Событие духа: от мысли к Лику. - Челябинск: ЧГИИК, ЧИПКРО, 1997. - 203 с.

4. Ницше Ф. Воля к власти: Опыт переоценки всех ценностей / Воля к власти. – М.: Изд-во Эксмо; Харьков: Изд-во Фолио, 2003. - С. 365-714.

5. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое / По ту сторону добра и зла: Сочинения. – М. ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во Фолио, 1999. – С. 11-294.

6. Плотников В.И. Социально-биологическая проблема. – Свердловск: Из-во УГИ, 1975. – с. 191.

7. Плотников В.И. Ценностный мир человека и его судьба. // Двенадцать лекций по философии. – Екатеринбург: Изд-во Уральской государственной юридической академии, 1996. - С. 193-224.

8. Плотников В.И. Дух и его культурно-исторические модификации. Духовность и культура. Духовность мироотношения: Материалы всер. конф. - Екатеринбург, 1994. - С. 4-29

9. Тарнас Р. История западного мышления. – М.: КРОН – ПРЕСС. – 1995. – 448 с.

10.Франк С. Непостижимое. / Сочинения. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. – С.247-796..

11.Хайдеггер М. Положение об основании. Статьи и фрагменты.. – СПб: Алетейя, 1999. – 292 с.

12.Шелер М. Положение человека в космосе / Избранные Произведения.. – М.: Издательство «Гнозис», 1994. – С.- 129-193.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.