Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Процесс феодализации в средневековой Европе в типологическом освещении





 

Феодализм в Европе возник как реакция на распад кровнородственных отношений. И хотя родственные связи продолжали играть важную роль, они перестали быть доминирующими. Отношения личной зависимости стали заменой исчезающим родственным узам.

Феодализм стал реакцией на распад прежнего государства, основанного на территориальной основе. Государственная власть как понятие сохранялась, она доминировала над сообществом мелких властей, но она была крайне слаба и не могла эффективно обеспечивать две основные функции власти в Средневековье – защиты и правосудия. Компенсатором слабой центральной власти стала сеньоральная система.

Таким образом, феодализм есть продукт распада как германского родоплеменного общества, так и позднеримского рабовладельческого. Их разрушение произошло в ходе Великого переселения народов.

Феодализм совместил в одном сословии сеньоров-господ с профессиональными воинами, таким образом, в сообществах, где главной военной силой выступали вооруженные крестьяне или горожане, отсутствовали такие феодальные институты, как сеньории или они существовали в неразвитой форме. К таким странам можно отнести Астуро-Леонское королевство, Фризию, Ирландию, Скандинавию, Византию.

Одной из основных черт феодализма была тесная личная связь подчиненного со своим господином, эта связь составляла основу их отношений и основу власти. Поэтому земля воспринималась не как богатство само по себе, а лишь как средство обеспечить себя людьми. При этом отношения зависимости формировались на договорной основе, и наличие этой связи предполагало существование определенных моральных ценностей, среди которых на первом месте стояла верность.

Следует отметить, что не существовало «чистого феодализма», как не существовало и повсеместного его распространения. Практически во всех странах так или иначе сохранялось свободное крестьянство и аллодиальное землевладение.

Основными чертами феодализма можно считать следующие:

- зависимость крестьян от личности;

- вознаграждение службы землей;

- отношения повиновения и покровительства;

- экономическое и политическое превосходство сословия воинов;

- рассеянность суверенитета;

- сосуществование разнообразных социальных структур – государства, вассально-ленных и родственных отношений в первую очередь.

 

Переворот в поземельных отношениях, характеризующийся возникновением условного землевладения и формирования отношений личной и поземельной зависимости, начался в VIII-IX вв. В этот период происходил процесс формирования слоя зависимого крестьянства, складывание системы иммунитетов и феодальных поместий, а также вассальных отношений в среде знати.

Личная зависимость формировалась на базе отношений коммендации, после заключения договора об оказании покровительства на условиях несения ряда служб и повинностей. Поземельная зависимость складывалась на базе прекарных отношений. Всего сложилось три вида прекария – «прекарий данный», «прекарий возвращенный» и «прекарий, возвращенный с вознаграждением». Постепенное слияние отношений личной и поземельной зависимости приводило к формированию крепостной зависимости. Процесс складывания крепостного крестьянства, в основном, был завершен к X в. Но полного исчезновения слоя лично свободного крестьянства не произошло. Он оставался достаточно многочисленным в Швейцарии, Скандинавии, Англии, некоторых районах Германии.

Основными повинностями зависимого крестьянства были несение барщины и оброка. С XI в. происходило постепенное увеличение размеров ренты, но не за счет увеличения объемов, а за счет добавление новых повинностей, основу которых составляли баналитеты. Итогом развития стало значительное разнообразие форм и видов повинностей. Крестьянин выплачивал подушный ценз в пользу личного господина, ренту – в пользу поземельного, десятину – в пользу Церкви, судебные платежи – в пользу судебного сеньора и налоги в пользу короля или территориального господина.

Параллельно шло складывание феодального поместья. Его основой было, с одной стороны, наследственное аллодиальное землевладение знати, а с другой – пожалования от лица королевской власти. В VII – VIII вв. наряду с пожалованием земли предоставлялись и различные иммунитеты. Всего сложилось три вида иммунитетов – административный, судебный и налоговый. Такие пожалования должны были обеспечить королю необходимую службу со стороны знати. Итогом стало формирование т. н. «сеньории», т. е. хозяйства основанного на использовании принудительного труда зависимого крестьянства. Сеньория состояла из двух частей – барского хозяйства в составе господского двора и домениальных земель и крестьянских участков. Под влиянием развития товарно-денежных отношений в XII-XIII вв. началась перестройка сеньории. Господин постепенно отказывался от барщины, заменяя ее уплатой денег (коммутация ренты). Соответственно происходило сокращение и постепенное исчезновение домениальных земель, которые стали сдаваться в аренду. Таким путем происходило формирование т. н. «чистой сеньории». Параллельно шло освобождение крестьян от личной зависимости.

Обретение личной свободы привело к распаду общины и ускорению процесса имущественной и социальной дифференциации крестьянства. В XVI-XVII в. выделяется зажиточная верхушка, которая скупала земли обедневших односельчан и организовывала на них крупное собственное хозяйство с использованием наемной рабочей силой. Часть крестьян стала совмещать занятия сельским хозяйством с промыслами или работой на мануфактурах в зимнее время. Разорившееся крестьянство частично уходило в города, частично нанималась на работу в хозяйства разбогатевших односельчан или на мануфактуры. Особенно ярко данный процесс проявился в Англии, где в процессе огораживаний произошел массовый сгон крестьян с земли, на которых в дальнейшем оформилось фермерское хозяйство. А лишенные земли крестьяне составили основу рабочей силы на английских мануфактурах.

Одновременно происходила дальнейшая эволюция сеньории. Дворянство переводит крестьянские земли из категории держания в категорию арендных земель. Сроки аренды при этом сокращались, а условия аренды ужесточались. Происходило постепенное превращение земли в объект свободной купли-продажи. Особенно мобильным к XVII в. стали крестьянское и стародворянское землевладение, оно интенсивно скупалось Церковью, горожанами и новым дворянством.

Начало формирования условного землевладения и элементов вассальной зависимости приходится на время майордомата Карла Мартелла. В связи с угрозой арабского вторжения он стал распространять во Франкском королевстве условное землевладение на основе бенефиция. Бенефиций жаловался за службу, в первую очередь, военную, иногда на срок службы, а чаще – пожизненно, с правом передачи по наследству. В правление короля Карла Великого был введен институт вассалитета, по которому каждый свободный был обязан найти себе господина, принести ему клятву верности и исполнять соответствующие службы. Процесс складывание вассально-ленной системы завершился, в основном, в IX в. с возникновением феода.

Феод характеризовался тремя основными чертами – условностью, наследуемостью и нерасчлененностью. В качестве феода могла жаловаться не только земля, но и любой другой объект, приносящий и доход и способный обеспечить условия службы. На этой основе сложилась сложная система личных, поземельных и этических отношений в среде знати, которая именуется вассально-ленной системой. Ее основу составлял добровольный договор двух свободных людей – сеньора и вассала, который фиксировал их обоюдные права и обязанности. Сеньор обеспечивал вассалу военную и правовую защиту. В свою очередь, вассал был обязан несением двух основных видов служб, которые именовались «помощь» и «совет».

Под «помощью» понимались: военная служба в течение определенного срока в пользу каждого сеньора поочередно, помощь при выкупе сеньора из плена, при посвящении его старшего сына в рыцари и при выдаче замуж его старшей дочери. «Совет» подразумевал обязательное участие вассала в совещательном органе при дворе сеньора – курии.

Кризис феода начинается с XIII в. и был обусловлен комплексом причин. Во-первых, удорожанием вооружения, приобрести которое мог не каждый дворянин; во-вторых, удорожанием процедуры посвящения в рыцари; в-третьих, развитием практики сначала частичного, а потом и полного отчуждения феода; в четвертых, вмешательством королевской власти в регулирование вассально-ленных отношений (введение правила «сорока дней короля» и права иммедиатации); в пятых, постепенным разрушением монополии господствующего класса на военную службу (в результате реформ XII – XIII вв. на военную службу стали набираться люди из неблагородных сословий, которые служили по найму). Окончательный удар по феодальному ополчению был нанесен во второй половине XV в. в связи с распространением в армии огнестрельного оружия. Это привело к быстрому падения военной роли конницы и вытеснению ее пехотой. Уже в первой четверти XVI в. конница играла в армии вспомогательную роль.

Византийский вариант отличался рядом особенностей. В империи на всем протяжении ее существования сохранялось централизованное государство с сильной императорской властью и развитым бюрократическим аппаратом. Вследствие этого такого явления как феодальная раздробленность не наблюдалось, слаборазвитыми оставались иммунитеты. В Византии не сложились феод, феодальная иерархия и вассально-ленная система. Не существовало и сеньории в ее западноевропейском понимании. Частновладельческая эксплуатация крестьянства сочеталась с государственной, и наряду с разнообразными платежами в пользу землевладельца, крестьяне были обязаны уплатой налогов государству.

В первой половине XIX в. феодализм понимался как система политической раздробленности, господства вассально-ленных отношений и особых отношений между феодалами и крестьянами (О. Тьерри, Ж. Мишле, К.Ф.Шлоссер, В. Циммерман, Т. Н. Грановский). Ф. Гизо признаками феодализма считал условный характер земельной собственности, соединение ее с верховной властью и наличие иерархической организации феодальной знати. К. Маркс и Ф. Энгельс сделали упор на эволюцию социально-экономических отношений, в том числе феодальной ренты. Они указывали на вторичность политических и личностных связей. Во второй половине XIX в. Г. Маурер, Г. Вайц и П. Рот вывели как одно из оснований феодализма существование крупной земельной собственности, а процесс феодализации представлялся ими как утверждение бенефициальной, а позднее вассально-ленной, системы, сопровождавшееся утратой крестьянами свей земли и свободы. Согласно вотчинной теории (Н.-Д. Фюстель де Куланж, Э. Глассон, У. Кеннингем, М. М. Ковалевский, Д.М. Петрушевский) экономическим фундаментом феодализма являлась феодальная вотчина, основанная на барщинном труде при господстве натурального хозяйства. На рубеже XIX-XX вв. возникло критическое направление (Г. фон Белов, А. Допш). Его представители считали феодализм системой управления, характерной чертой которой было отчуждение верховной власти местной и возникновение на этой основе раздробленности. Параллельно складывался комплексный подход к пониманию феодализма. М. Блок и А. Пиренн выступали за исследование этого явления как целостного социального типа, определяемого условиями существования общества и соответствующим духовным миром. Основными чертами считались подчинение крестьянства господам, наличие феодов, предоставляемых за службу, господство отношений подчинения и покровительства, распыление власти, наличие сеньории. Современная историография (Ф. Гансхоф, Ф. Стентон, К. Стефенсон) считают феодализм типично западноевропейским явлением, формой управления, возникшей в ходе завоевания, главной чертой которого является наличие межличностных, в т. ч. вассально-ленных связей. Школа «Анналов» (Р. Бутрюш, Ш. Перрен, Ж. Дюби) придают важное значение крупному землевладению, сеньории, одновременно указывая на особенности феодализма как политической системы. Это сложная целостная система экономических, социальных, политических, идейных и моральных структур. Определяющей основой могущества феодалов считается сосредоточение земельной собственности и политические функции, переданные государством в процессе отчуждения суверенитета. Советская медиевистика (Е. А. Косминский, С. Д. Сказкин, А. И. Неусыхин) представляли феодализм как господство вотчинного хозяйства, призванного наладить эффективную эксплуатацию крестьянства, большое внимание при этом уделялось изучению социально-экономических отношений, классовой борьбе и формам протеста. Определяющим признаком считается наличие натурального хозяйства, развитие товарно-денежных отношений привело к разложению основ феодализма и зарождению капиталистических отношений.

 

10. Реформация в Западной Европе

 

 

Реформация – это широкое общественно-политическое и идеологические движение, направленное на реформу католической Церкви и изменение ее отношений со светской властью.

Источниками Реформации были идеи ряда теологов XIV-XV вв., таких как Джон Уиклиф, Ян Гус, а также итальянских и немецких гуманистов. Под их влиянием, а также вследствие осознания нетерпимости сложившейся внутри Церкви ситуации, даже ортодоксальное духовенство стало выступать с предложениями преобразований. Они активно обсуждались на Констанцском и Базельском соборах. Но Реформационное учение предусматривало радикальное преобразование церковной догматики и организации.

В XV в. в германских университетах стали возникать кружки для изучения античной литературы. Слушатели стали бороться со схоластическими методами преподавания, отстаивая самостоятельный характер опытных наук по отношению к богословию (Рудольф Агрикола, Якоб Вимпфелинг, Конрад Цельтис). Большое влияние на население оказали произведения писателей-гуманистов Себастьяна Бранта («Корабль дураков»), Генриха Бебеля, Эразма Роттердамского и Иоганна Рейхлина. Наиболее радикальные гуманисты работали в Эрфуртском университете и в 1515 г. они опубликовали «Письма темных людей», направленные против идей теологии.

Возникло реформационное движение в Германии и Швейцарии в начале XVI в. Основными его течениями были: лютеранство, кальвинизм, цвинглианство, англиканство и галликанство.

Основателем лютеранства был Мартин Лютер (1483-1546). Основы вероучения были изложены в «95 тезисах»: необходимым условием для спасения является искренняя вера человека (оправдание верой) и единственным источником веры является Священное писание. Лютер выступал против монашества, поклонения святым и их мощам, количество таинств было ограничено двумя (крещение и причащение), остальные таинства рассматривались как простые обряды. Дальнейшее развитие учение получило на Вормсском сейме в 1520 г., где М. Лютер выступил с идеями свободы совести, всеобщего священства и обосновал свое непризнание непогрешимости римского папы и решений соборов. Основные принципы вероучения были сформулированы М. Лютером и Ф. Меланхтоном и вошли в Аугсбургское вероисповедание (1530). Политическим завершением эволюции лютеранства стало заключение Аугсбургского религиозного мира (1555), установившего принцип «чей князь, того и вера».

Практически одновременно в Швейцарии стало распространяться учение Ульриха Цвингли (1484-1531). Его Реформация была соединением религиозных идей с необходимостью политического преобразования Швейцарского союза. В политической области он выступал за равноправие членов союза, представительство в сейме должно определяться площадью кантона, материальным благосостоянием его жителей и культурным развитием. В своем сочинении «67 тезисов» он также выступал с идеей оправдания верой, полагал, что все, не основанное на Священном писании греховно, что только Бог может отпускать человеку его грехи, а отлучать от Церкви может только сама Церковь, т. е. совокупность всех верующих и единственно истинной является светская власть, а духовная должны ей подчиняться. В рамках реформы было отменено безбрачие духовенства, были закрыты монастыри, а земли Церкви секуляризированы.

Но наибольшее распространение в Европе получили реформационные идеи Жана Кальвина (1509-1564). Главным сочинением стало «Наставление в христианской вере» (1536), как наиболее полное и логичное изложение основ нового вероучения. Как и предшественники Ж. Кальвин считал единственным источником веры Священное писание и признавал необходимость оправдания верой. Но к этому он добавил тезис о божественном предопределении, согласно которому спасение человека заранее предопределено Богом. Поэтому все человечество делится на две категории – избранные и отверженные, и истинная Церковь – это совокупность избранных и вне ее спасения нет, и ей должно подчиняться все, начиная от государства и заканчивая личной жизнью человека. Важным элементом спасения признавался труд ради обретения богатства. Отрицались верховенство римского папы над Церковью, управление ею становилось демократическим, через объединение конгрегаций (общин) упрощалась и удешевлялась Церковь и ее обряды, богослужение вводилось на национальном языке под руководством консисторий (советов в составе пастора, диакона и выборных пресвитеров). Вышестоящим органом являлся национальный синод, составленный их делегатов провинций.

Англиканство как течение протестантизма возникло в 30-е гг. XVI в. во время правления короля Генриха VIII как способ разрешения конфликта между королевской властью и папством по вопросу наследования престола. Парламентскими актами главой английской Церкви был объявлен король. Первоначально радикальной перестройки церковной организации не предусматривалось, она произошла под влиянием последующих событий, в первую очередь, под влиянием Контрреформации. В окончательном виде англиканство сложилось в правление Елизаветы I, когда были опубликованы «Книги общих молитв» и «39 статей». Англиканство признает спасающую роль Церкви при условии личной веры, сохраняется епископальная организация, но назначение на церковные должности находится в руках короля и он же является получателем десятины.

Галликанство как одно из направлений протестантизма, стало в XIII – первой половине XIV вв. во время борьбы короля Франции Филиппа IV с папой Бонифацием VIII по вопросам разграничения прав духовной и светской власти. Основные положения галликанства отражены в Буржской прагматической санкции (1438), которая декларировала относительную самостоятельность Церкви во Франции, провозглашала главенство церковного собора над папами, признавала право королевской власти на назначение высшего духовенства и устанавливала подсудность французского духовенства светскому суду. По Болонскому конкордату (1516), заключенному между королем Франциском I и папой Львом Х, были сделаны некоторые уступки папству, в частности, Церковь Франции формально осталась в подчинении папы, но право короля на назначение высших церковных иерархов было сохранено.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.