Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Место Византии в средневековом мире





 

Византийская империя возникла как самостоятельное государство в результате разделения Римской империи на две части – Западную и Восточную (395). Изначально она превосходила страны Западной Европы по степени развития ремесла и торговли, богатству своих городов, уровню культуры. На момент образования в Византии господствовали рабовладельческие отношения как в сельском хозяйстве, так и в ремесленной и торговой сферах.

Черты экономического кризиса стали проявляться в VI в., позднее, чем на Западе. В Византии сохранялись значительные по размерам земельные владения фиска, императора и его семьи. Крупное землевладение латифундиального типа не получило здесь широкого распространения. В IV-VI вв. происходило возрастание свободного крестьянского землевладения, но только в VII-VIII вв. в связи с массовым переселением славянских племен на территорию Балканского п-ова возродилась свободная община. Тем не менее, вплоть до X в. и в сельском хозяйстве, и в ремесленном производстве использовался труд рабов. Византия избежала кризиса и аграризации города, при поддержке государства он сохранил преемственность торговых и ремесленных традиций. Таким образом, в экономике наблюдалась определенная преемственность (континуитет) между античностью и средневековьем. Это, с одной стороны, способствовало плавному «врастанию» Византии в феодализм, но, с другой, замедляло формирование феодальных отношений. В результате, распад рабовладельческих отношений в империи начался позднее, чем на Западе – в VI-VII вв., а процесс формирования феодальных отношений завершился только к концу XI – началу XII вв.

Расцвет византийского феодализма пришелся на XIII-XV вв. Этот период стал временем господства феодального землевладения, сложилось условное наследственное землевладение. Развивается система иммунитетов, складываются налоговый, судебный и административный иммунитеты. Возрастала товарность сельского хозяйства, но объем барщины оставался незначительным, доминировали натуральные и денежные платежи. Сохранялось влияние и вмешательство государства. Вследствие этого в Византии не было феодальной раздробленности, хотя в XIV-XV вв. нарастала тенденция к сепаратизму.

Византия на всем протяжении своего существования оставалась страной с развитой городской экономикой. Она занимала выгодное положение между Востоком и Западом и долгое время являлась главным посредником в торговле между ними. Вплоть до VIII в. империя сохраняла свою гегемонию в торговле в бассейне Средиземного моря и вплоть до XII в. оспаривала господство в борьбе с арабами и итальянскими республиками. Город играл существенную роль во всех сферах жизни империи. Он являлся не только экономическим, но также политическим, идеологическим и культурным центром.

Византийский город в ходе Великого переселения народов испытал некоторый упадок, который охватил, в первую очередь, мелкие города. Благодаря целенаправленной поддержке со стороны государства торговле и ремесленным корпорациям последствия кризиса были преодолены уже к VIII-IX в. Начавшийся в IX в. подъем производства привел в XI-XII вв. к расцвету провинциальных городов. Благодаря товаризации вотчины стали развиваться более тесные внутренние экономические связи. Но особенностью империи было сохранение наряду с городским развитого вотчинного, сельского и монастырского ремесла. С конца XII в. наблюдается постепенный упадок византийского города. Это было вызвано, укреплением экономических позиций феодалов в городах, конкуренцией со стороны итальянских республик и жестким контролем со стороны государства.

После падения Западной Римской империи Византия стала выступать как правопреемница и наследница Рима. Это давало ей право претендовать на интеллектуальное и политические господство во всем цивилизованном мире. Обоснованием такого права стала выработанная к X в. доктрина ойкуменизма. Согласно ей император Византии являлся наместником Бога на земле и, как таковой, имел право на главенство над всеми государствами мира с целью постепенного объединения их в составе единой монархии. В некоторой степени это находило отклик среди образованной части населения Запада. Идея всемирной империи с центром в Константинополе сохранялась в варварских королевствах, монархи которых признавали главенство императора вплоть до середины X в. В Византии сохранялось централизованное государство с сильной императорской властью.

Огромную роль в идеологической, социальной и политической жизни Византии играла Церковь. Вплоть до середины XI в. между константинопольским патриархом и римским папой шла борьба за главенство над всем христианским миром. Но углублявшиеся различия в церковной организации и догматике, а также политические противоречия привели к формальному разрыву Церквей (1054), получившему название Великая Схизма.

Православная Церковь уже в ранний период своего существования обладала разветвленной иерархией, в ее руках находились значительные земельные богатства, ремесленные мастерские и торговые лавки. Но главной отличительной особенностью ее положения была сильная зависимость от светской, в первую очередь, императорской власти.

Особенностью византийского общества была его высокая социальная мобильность. В силу неразвитости сословной корпоративности любой слой населения, включая знать, оставался открытым для пополнения выходцами из других слоев. Возможности для продвижения предоставлялись на военной и чиновной службе, а также в Церкви. Большое значение для продвижения по службе играли образование и личные качества, такие как преданность, компетентность. Теоретически выходец из любого социального слоя мог достичь самого высокого положения в обществе, в том числе и стать императором. Такому положению способствовало представление византийцев о божественном происхождении любой власти и отсутствие в империи строгих правил наследования престола.

Сами византийцы воспринимали себя как богоизбранный народ, наследник великих цивилизаций Греции и Рима, носитель самых развитых культурных традиций. Жители и подданные других стран и государств воспринимались ими как варвары, стоящие на более низкой ступени развития, отношение к ним было нередко высокомерным и пренебрежительным. Еще одной основой мировоззрения было православие, которое представлялось единственно истинной религией, противопоставленной как античному язычеству, так и исламу Востока и католичеству Запада. Как основа духовной культуры православие принизывало все стороны жизни, сформировав основные представления о мире, месте в нем человека и определив шкалу жизненных приоритетов и ценностей.

Существуют две оценки значения византийской цивилизации для истории. Первая из них дает преимущественно негативную оценку, упирая на деспотизм и самодержавие власти, подавление свободы и индивидуальности личности. Вторая абсолютизирует коллективизм, соборность, нестяжание, философско-культурную и мировоззренческую непохожесть, что представляется как главные позитивные черты византийского наследия в противопоставлении Западу. Но влияние Византии шире и многообразнее названных выше трактовок. Именно Византия сохранила для современности правовое наследие Рима, и именно право стало наиболее яркой стороной культуры, сила воздействия которого сопоставима с воздействием искусства и архитектуры. В империи сложилась своеобразная теория «симфонии светской и духовной власти», в которой государство и Церковь не только взаимно дополняли, но были неразрывно связаны друг друга и с правом. Сложилось единство трех компонентов различных культур – эллинизма как духовной преемственности с культурой античной Греции, романизма как системы государственно-правовых и политических доктрин, унаследованных от Римской империи, и православного христианства, которое стало основой культуры и мировоззрения византийцев. Византия оказала огромное влияние на формирование культуры многих сопредельных государств – стран Балканского полуострова, Украины, России.

 

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.