Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 1. Открытие фотографии и изобретение кино.





ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

 

1. Изобретатели кино: Эдисон, Люмьеры и другие. Жорж Мельес.

2. «Ярмарочное кино» и «Фильм Д''Ар» («Художественное кино»).

3. Немецкий киноэкспрессионизм.

4. Д.У. Гриффит – режиссёр студии «Байограф». Фильмы Гриффита «Рождение нации», «Нетерпимость», «Сломанные побеги».

5. Голливуд «Эпохи джаза» (20-е годы). «Культ» кинозвёзд. Мэри Пикфорд, Рудольф Валентино (или любая пара из программы).

6. Немая кинокомическая. Различие французской и американской кинокомической. Студия «Кистоун» Мака Сеннета. Звёзды немой комедии: Андре Дид, Макс Линдер, Бастор Китон, Гарольд Ллойд.

7. Чарли Чаплин.

8. Французский киноимпрессионизм 20-х годов.

9. Первые кинопостановки в России. А.О. Дранков, А.А. Ханжонков.

10. «Эффект Кулешова». Студия Л.В.Кулешова.

11. Аттрактивность и концепция монтажа С.М. Эйзенштейна.

12. Голливуд и Америка 30-х годов. “Золотой век” Голливуда. Становление и развитие жанров звукового кино.

13. Неореализм в кино послевоенной Италии.

14. «Новая волна» в кинематографе Франции конца 50-х годов.

15. Советский кинематограф «оттепели» конца 50-х начала 60-х годов.

16. «Кинематограф мысли» 60-70-х годов: Феллини, Антониони, Бергман, Бунюэль, Тарковский.

17. Отечественное кино «перестройки» и начала постсоветского периода (1986 – 1995). (Литература к этому вопросу есть в списке, материалы вышлю позже, если вопрос будет выбран)

ЛИТЕРАТУРА

1. Садуль Жорж. История киноискусства. От его зарождения до наших дней. - М.: Инлитиздат, 1957. (Есть в Интернете)

2. Теплиц, Ежи. История киноискусства. (1895-1945). Тома 1, 2, 3, 4. – М.: Прогресс, 1968-1974.

3. Филиппов Сергей. КИНО ИСТОРИЯ. – Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/node/35175

4. История кино. Мировой кинематограф. - Режим доступа: http://www.nradatvr.kiev.ua/

5. Беленький, Игорь - Лекции по всеобщей истории кино. Годы беззвучия. Кн. 1. Кн. 2.: Учебное пособие — М.: Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М. А. Литовчина (ГИТР), 2008.—416 с. (Есть в интернете, у меня на ж.диске, рекомендую, но ооооочень толстая)

6. Паркинсон Д. Кино. М.: РОСМЭН. 1996.

7. Разлогов К.Э. Мировое кино. История искусства экрана. М.: Эксмо, 2011.

8. Караганов А.В. Первое столетие кино. - М.: Материк, 2006. 386 с.

9. Первый век кино. Энциклопедия. - М., 1996.

10. Аристарко, Гвидо. История теорий кино. М.: Искусство, 1966.

11. Изволов Н.А. Феномен кино: История и теория. М.: Материк, 2005.

12. Монтегю, Айвор. Мир фильма. Л.: Искусство. 1969.

13. Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия. М., 2002 (CD-ROM, 2 диска).

14. Звёзды немого кино. – М., 1968.

15. Комики мирового экрана. – М., 1966.

16. Трауберг Л.З. Мир наизнанку. – М., 1988.

17. История отечественного кино. – М.: Прогресс-Традиция, 2005.

18. История отечественного кино. Хрестоматия. (Антология). – М.: «Канон», 2011.

19. Мусский Игорь Анатольевич. 100 ВЕЛИКИХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КИНОФИЛЬМОВ.-М.: Вече, 2005.

20. Лебедев Н.А. Очерк истории кино СССР. Немое кино. – М.,1965. – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/kino/index.htm

21. Зоркая Н.М. История отечественного кино. XX век. М.: Белый город, 2014.

22. Прохоров, Александр. Унаследованный дискурс. Парадигмы сталинской культуры в литературе и кинематографе "оттепели". – М.: Академический Проект, 2008.

23. Кинематограф оттепели. /НИИ киноискусства. Книга первая. М.: «Материк», 1996; Книга вторая. М.: «Материк», 2002.

24. Новейшая история отечественного кино, 1986-2000. Том IV. Кино и контекст. 1986-1988. СПб.: «Сеанс», 2002; Том V. Кино и контекст. 1988-1990. СПб.: «Сеанс», 2004.

25. Жабский М. И. Социокультурная драма кинематографа. Аналитическая летопись 1969-2005 гг. М.:

Канон+РООИ "Реабилитация", 2009 г.

26. Российское кино: Парадоксы обновления / Сб. статей. М.: Материк, 1995.

27. Кино России. 90-е годы. Цена свободы / Сб. статей. М.: «Атланта», 2001.

28. Фрейлих С. И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского. - М.: Академический проект, 2002.

29. Хренов Н. А. Образы Великого разрыва. Кино в контексте смены культурных циклов. – М.: Прогресс-Традиция, 2008.

30. Казин А.Л. Лики России: Очерки русского философского кино / Российский институт истории искусств, Санкт-Петербургский институт кино и телевидения. – СПб., 1998.

31. Михалкович, Валентин. Избранные российские киносны. М.: Аграф, 2006. (Серия: Кабинет визуальной антропологии)

32. Смирнов И. П. Видеоряд. Историческая семантика кино. СПб.: Петрополис, 2009.

33. Ямпольский М.Б. Память Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф. М.: РИК «Культура», 1993.

34. Комаров С.В. История зарубежного кино. Том 1-й. Немое кино. - М., 1965-1981.

35. История зарубежного кино. 1945-2000. Учебник для вузов / Сост. и отв. ред. В.А. Утилов. М.: Прогресс-Традиция, 2005.

36. Лурселль, Жак. Авторская энциклопедия фильмов. – М.: 2009.

37. Лоусон, Джон Говард. Фильм – творческий процесс или язык и структура фильма. М.: Искусство, 1965.

38. Базен, Андре. Что такое кино? / Сборник статей. М.: Искусство, 1972.

39. Рокотов В. Голливуд. От «Унесенных ветром» до «Титаника». - М., 2001.

40. Режиссерская энциклопедия. Кино США / Отв. Ред. Е.Н.Карцева. - М.: Материк, 2000.

41. Звезды Голливуда. - М., 1996.

42. Кино Италии. Неореализм. – М., 1989.

43. Из истории французской киномысли. Немое кино 1918-1933. М.: Искусство, 1988.

44. Жанкола, Жан-Пьер. Кино Франции. Пятая республика (1958-1978). М.: Радуга, 1984.

45. Виноградов В.В. Стилевые направления французского кинематографа. М.: Канон+, 2010.

46. Утилов В.А. Сумерки цивилизации: XX век в образах западного киноэкрана. - М.: Глобус, 2001.

47. Хаакман, Антон. По ту сторону зеркала. Кино и вымысел. М.: Издательство Ивана Лимбаха, 2006

48. Sklar R. A. World History of Film, N.Y., 2002.

49. Thomas Elsaesser and Malte Hagener. Film Theory — An Introduction Through the Senses. Routledge, 2010.

50. David Bordwell. The Way Hollywood Tells It: Story and Style in Modern Movies. University of California Press, 2006.

 

Рекомендую начать с №№ 3 и 4, но это больше конспекты истории кино, чем учебники. Остальное можно добирать из рекомендуемого списка.

Мой телефон для связи: 8-919-396-44-70. Интернет: kinocadr@mail.ru

А.В. Новиков.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 5. Дэвид-Уорк Гриффит (1875-1948) – «отец американского кинематографа».

Приход в кино в 1907 году из театра. Творческий подход к профессии режиссёра в кино как создателя атмосферы фильма через изображение. Стремление уйти от «дурной театральности». Открытие способов и приемов кинематографического повествования. Создание школы кинематографической игры актеров.

Разрыв со студией «Байограф» и переезд со своей группой в Голливуд. "Рождение нации" (1915) – первый экранный эпос о Гражданской войне в Америке. Финансовый успех фильма и страсти вокруг него из-за прославления в фильме Ку-Клукс-Клана. Постановочный размах фильма "Нетерпимость" (1916), сочетание философской глубины и новых выразительных средств, провал фильма в прокате. Художественный успех фильма "Сломанные побеги" (1919). Отторжение Голливудом фигуры Гриффита. Влияние школы Гриффита на развитие кинематографии.

Тема 6. "Эпоха джаза" и кино Америки 20-х годов.

Голливуд – мировая столица кино. Производство фильмов – четвёртая по величине и доходности отрасль индустрии США. Радикальные изменения в нравственных приоритетах молодёжи Америки с начала 20-х годов. Следование Голливудом моде на развлечения в эру «просперети». Голливуд – царство «греха» в глазах американского обывателя. «Поход» блюстителей нравов против Голливуда. Введение Голливудом самоцензуры. Уильям Хейс – некоронованный «король» Голливуда с 1922 по 1942 гг. Влияние запретов «Морального кодекса» на развитие киноязыка.

Звёзды немого кино Америки.

Актёр в ранний период кинематографии. Необходимость рекламы фильма-товара и гарантированного успеха. Рождение культа кинозвезд. Механика культа. Социально-психологические корни культа кинозвёзд. Проблемы: "звезда" и талант, экранный образ и реальная жизнь.

Звёзды немого кино: Аста Нильсен, Мэри Пикфорд, Лилиан Гиш, Уильям Харт, Дуглас Фербенкс, Рудольф Валентино, Конрад Фейдт.

Тема 8. Чарли Чаплин (1889-1977)

Приход в кино (1914 г.). Студия Мака Сеннета. Трансформация авантюриста Чейза в наивного и добродушного Чарли. Особая, неоднозначная тональность смеха Чаплина - через страдание. Родство персонажа Чаплина с традиционными клоунскими и театральными масками. Мученическая жертвенность героя Чаплина, вызывающая сострадание. Мир Чаплина - это противостояние „наивной" добродетельности "маленького человечка", наследника ценностей викторианской эпохи абсурду противоестественных порядков жизни. Человеколюбие Чаплина и неприятие зла, противодействие ему. Тонкая, глубокая и полная прорисовка характера персонажа Чарли. Обогащение пантомимической палитры, мастерство комических трюков. Простота кинематографической формы. Глубокая поэтичность лент Чаплина. Социальная страстность и зрелость смеха Чаплина в картинах "Малыш", "Золотая лихорадка", "Цирк", "Огни большого города", "Новые времена".

Тема 12. В ожидании звука.

Теоретические споры об эстетике немого кино. Манифест Эйзенштейна, Александрова, Пудовкина. Изобретение звукозаписи. Опыты озвучания лент. Развитие радиовещания и радиофикация Америки в начале 20-х гг. Звуковое сопровождение немых фильмом: оркестры, таперы и комментаторы.

Неверие в художественные возможности звука в кино. Сопротивление кинопромышленников приходу звука в кинематограф. Конкуренция на кинорынке. "Диверсия" фирмы "Братьев Уорнеров": ставка на музыкальный фильм и звёзд Бродвея. "Певец джаза" - первый звуковой фильм, имевший массовый успех (октябрь 1926 г.).

Тема 13. Начало звукового кино. "Тирания диалога".

Несовершенство техники съёмки звукового фильма. Необходимость привлечения театральных актёров. Разрушение поэтики немого кино. Отсутствие собственного выразительного языка. Доминирование диалога, театральной драматургии и павильонных методов съёмки. Превращение кино в подобие театра. Открытия выразительных возможностей звука и звукового изображения. Первая синхронная съёмка хроники Уильямом Фоксом.

Тема 14. "Золотой век" Голливуда.

Создание мощной киноиндустрии в Голливуде. Перенесение промышленных методов в производство фильмов. Голливуд - столица кино. Специализация деятельности творческих работников. Формирование основных жанров. Экранная политика кинобизнеса. Стремление к мифологизации сюжета - ответ на потребности кинозрителей. Американцы - нация киноманов.

Музыкальный фильм.

Простота постановки музыкального фильма в начале звукового кино. Экранизация эстрадно-театральных зрелищ. Ревю - первая форма музыкального жанра. Формирование жанра музыкального фильма: зрелищность, развлекательность, варьирование сюжета "Золушки". Роль фильмов музыкального жанра в формировании киноязыка. Разновидность музыкального фильма - танцевальный фильм.

Исторический фильм.

Театральные и литературные истоки жанра. Выигрышность исторического сюжета па киноэкране. Самоутверждение национального сознания и история. Варианты мифологизации исторических сюжетов. Суперфильм Голливуда "Унесённые ветром" (1939 г.).

Мелодрама.

Черты жанра и его традиции в немом кино. Возможности жанра в звуковом кино. Переключение внимания на внутренний мир, переживания людей, психологические мотивы поведения. Жанр мелодрамы как лаборатория актёрской игры в кинематографе. Влияние стереотипов и стандартов Голливуда. Мастера мелодрамы, режиссёры Джордж Кьюкор (1899-1983), Джозеф Штернберг (1894-1969), Эдмунд Гулдинг (1891 - 1959), Мервин ЛеРой (1900 – 1987).

Гангстерский фильм.

Истинно голливудский киножанр. Связь с криминальными фильмами немого кино. Америка времен "сухого закона". "Золотая эра" гангстеризма. "Лицо со шрамом" (1932) Говарда Хоукса (1896-1977) - попытка привлечь внимание к острой социальной проблеме. Противоположный результат - романтизация образа гангстера. Последующее варьирование сюжета. "Гангстер - трагический герой". Трансформация жанра в "черные фильмы". Значение жанра для развития звукового кино: перенос акцента с диалога на поведение, действие, жест, стимулирование развития в кинематографе собственного языка.

Фильмы-ужасы.

Ужас как элемент культуры человечества. Фантастическая феерия на экране. Продолжение линии Ж. Мельеса. Реализация технических возможностей Голливуда и таланта изобретателей. Духовное родство с немецким романтическим экспрессионизмом в кино.

Социальные и психологические корни кинокошмаров:

· объективация подсознательного страха;

· необходимость меры, масштаба для оценки реальной действительности;

· потребность в эмоциональной встряске для изживания страха.

Разновидности киноужасов:

· повествование о маньяках и людях с извращенной психикой;

· рассказ офантастических существах;

· сюжеты о вторжении в человеческую жизнь потусторонних сил.

Теоретико-философские интерпретации фильмов-ужасов. Фильм-ужасов - экстравагантная метафора человеческого начала.

Вестерн.

Исторические корни вестерна. Потребность в идеализации и романтизации недавней истории.

Основные признаки жанра:

· приключенческая фабула, основанная на освоении "Дикого Запада" и вытеснения оттуда индейцев;

· главный герой - благородный рыцарь из прерий, "без страха и упрека";

· перевертывание, опрокидывание по ходу фильма первоначальных характеристик персонажей;

· победа добра над злом не с помощью государства, а в "честном" поединке на револьверах;

· приравнивание индейцев к силам природной стихии, не более.

"Дилижанс" (1939) режиссёра Джона Форда (1894-1973) - классика вестерна. Кинематографичность вестерна. Огромный скачок в развитии киноязыка.

Франция.

Всплеск документализма в первые послевоенные годы. Уход от неореалистической интонации, возобладание традиций "поэтического реализма". Приход нового поколения молодых режиссёров в конце 50-х годов. "Группа тридцати", "Синема-верите". Черты "Новой волны": отказ от ориентации на коммерческое кино, импровизационный метод съёмки, съёмки вне павильона, скепсис к традиционным ценностям общества, герой - молодой человек. Трансформация и размывание принципов "Новой волны"

Англия.

Значение военной хроники для развития киномышления. Возрождение традиций британского документального кино 30-х г.г. в деятельности группы "Свободное кино". Продолжение литературно-драматургического движения "рассерженных молодых людей" в английской кинематографии. Яростный бунт против устоявшихся ценностей общества - тема фильмов Т. Ричардсона, К. Рейша, Л. Андерсона, Дж. Шлезингера.

Япония.

Развитие документальной кинематографии во время войны и после войны. Возникновение "независимого кино" в начале 50-х г.г. Черты направления: исследование современности, драматургия факта, документальная стилистика, включение хроники в ткань фильма. "Реализм без слез" - японский вариант неореализма. Сходство творчества Имаи, С. Ямомото, К. Синто с итальянским неореализмом по гуманистической интонации социальной ориентации, поэтике формы. "Голый остров" реж. Кането Синто (1960 г.) - вершина творчества "независимых".

 

Тема 19. Кино – это монтаж.

«Эффект Кулешова».

Поиски Львом Кулешовым (1899-1970) способов выразительного повествования. Открытие монтажа как трюка: соединение двух различных кадров рождает третий смысл. Разрыв реального времени и реального пространства. Первые эксперименты Л. Кулешова. Рождение смысла не содержанием кусков изображения, а их сочетанием и сменяемостью. Монтаж как истинно кинематографическое выразительное средство. Приравнивание кадра к знаку, букве текста. Влияние на теорию Кулешова эстетики конструктивизма с его требованием целесообразности в искусстве. Игра исполнителей в фильме - максимальный уход от "театральщины". Концепция натурщика в кино. Кулешов - создатель азбуки киноискусства. Творческая судьба Л. Кулешова.

Ален Рене (1922-2014). Франция.

Работа в документальном кино. Творческий подход к лентам о художниках и событиях истории. Увлечение сюрреализмом. Вторжение во внутренний мир человека, его импульсы и мотивы, держание в нерешительности и бездействии. Кризисное сознание, вынужденное биться над противоречиями, которые могли бы разрешиться только через действие – тема фильмов: "Хиросима - моя любовь " (1959), "В прошлом году в Мариенбаде’’ (1962), "Война окончена" (1966). Соединение художественного анализа жизни с научной теорией биологической основы человеческого поведения в фильме "Мой американский дядюшка " (1980). Неудовлетворенность А. Рене своим пессимизмом. Спор с самим собой. Значение формальных моментов в творчестве А. Рене, переводящих общие идеи в стилеобразующие элементы.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

 

1. Изобретатели кино: Эдисон, Люмьеры и другие. Жорж Мельес.

2. «Ярмарочное кино» и «Фильм Д''Ар» («Художественное кино»).

3. Немецкий киноэкспрессионизм.

4. Д.У. Гриффит – режиссёр студии «Байограф». Фильмы Гриффита «Рождение нации», «Нетерпимость», «Сломанные побеги».

5. Голливуд «Эпохи джаза» (20-е годы). «Культ» кинозвёзд. Мэри Пикфорд, Рудольф Валентино (или любая пара из программы).

6. Немая кинокомическая. Различие французской и американской кинокомической. Студия «Кистоун» Мака Сеннета. Звёзды немой комедии: Андре Дид, Макс Линдер, Бастор Китон, Гарольд Ллойд.

7. Чарли Чаплин.

8. Французский киноимпрессионизм 20-х годов.

9. Первые кинопостановки в России. А.О. Дранков, А.А. Ханжонков.

10. «Эффект Кулешова». Студия Л.В.Кулешова.

11. Аттрактивность и концепция монтажа С.М. Эйзенштейна.

12. Голливуд и Америка 30-х годов. “Золотой век” Голливуда. Становление и развитие жанров звукового кино.

13. Неореализм в кино послевоенной Италии.

14. «Новая волна» в кинематографе Франции конца 50-х годов.

15. Советский кинематограф «оттепели» конца 50-х начала 60-х годов.

16. «Кинематограф мысли» 60-70-х годов: Феллини, Антониони, Бергман, Бунюэль, Тарковский.

17. Отечественное кино «перестройки» и начала постсоветского периода (1986 – 1995). (Литература к этому вопросу есть в списке, материалы вышлю позже, если вопрос будет выбран)

ЛИТЕРАТУРА

1. Садуль Жорж. История киноискусства. От его зарождения до наших дней. - М.: Инлитиздат, 1957. (Есть в Интернете)

2. Теплиц, Ежи. История киноискусства. (1895-1945). Тома 1, 2, 3, 4. – М.: Прогресс, 1968-1974.

3. Филиппов Сергей. КИНО ИСТОРИЯ. – Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/node/35175

4. История кино. Мировой кинематограф. - Режим доступа: http://www.nradatvr.kiev.ua/

5. Беленький, Игорь - Лекции по всеобщей истории кино. Годы беззвучия. Кн. 1. Кн. 2.: Учебное пособие — М.: Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М. А. Литовчина (ГИТР), 2008.—416 с. (Есть в интернете, у меня на ж.диске, рекомендую, но ооооочень толстая)

6. Паркинсон Д. Кино. М.: РОСМЭН. 1996.

7. Разлогов К.Э. Мировое кино. История искусства экрана. М.: Эксмо, 2011.

8. Караганов А.В. Первое столетие кино. - М.: Материк, 2006. 386 с.

9. Первый век кино. Энциклопедия. - М., 1996.

10. Аристарко, Гвидо. История теорий кино. М.: Искусство, 1966.

11. Изволов Н.А. Феномен кино: История и теория. М.: Материк, 2005.

12. Монтегю, Айвор. Мир фильма. Л.: Искусство. 1969.

13. Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия. М., 2002 (CD-ROM, 2 диска).

14. Звёзды немого кино. – М., 1968.

15. Комики мирового экрана. – М., 1966.

16. Трауберг Л.З. Мир наизнанку. – М., 1988.

17. История отечественного кино. – М.: Прогресс-Традиция, 2005.

18. История отечественного кино. Хрестоматия. (Антология). – М.: «Канон», 2011.

19. Мусский Игорь Анатольевич. 100 ВЕЛИКИХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КИНОФИЛЬМОВ.-М.: Вече, 2005.

20. Лебедев Н.А. Очерк истории кино СССР. Немое кино. – М.,1965. – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/kino/index.htm

21. Зоркая Н.М. История отечественного кино. XX век. М.: Белый город, 2014.

22. Прохоров, Александр. Унаследованный дискурс. Парадигмы сталинской культуры в литературе и кинематографе "оттепели". – М.: Академический Проект, 2008.

23. Кинематограф оттепели. /НИИ киноискусства. Книга первая. М.: «Материк», 1996; Книга вторая. М.: «Материк», 2002.

24. Новейшая история отечественного кино, 1986-2000. Том IV. Кино и контекст. 1986-1988. СПб.: «Сеанс», 2002; Том V. Кино и контекст. 1988-1990. СПб.: «Сеанс», 2004.

25. Жабский М. И. Социокультурная драма кинематографа. Аналитическая летопись 1969-2005 гг. М.:

Канон+РООИ "Реабилитация", 2009 г.

26. Российское кино: Парадоксы обновления / Сб. статей. М.: Материк, 1995.

27. Кино России. 90-е годы. Цена свободы / Сб. статей. М.: «Атланта», 2001.

28. Фрейлих С. И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского. - М.: Академический проект, 2002.

29. Хренов Н. А. Образы Великого разрыва. Кино в контексте смены культурных циклов. – М.: Прогресс-Традиция, 2008.

30. Казин А.Л. Лики России: Очерки русского философского кино / Российский институт истории искусств, Санкт-Петербургский институт кино и телевидения. – СПб., 1998.

31. Михалкович, Валентин. Избранные российские киносны. М.: Аграф, 2006. (Серия: Кабинет визуальной антропологии)

32. Смирнов И. П. Видеоряд. Историческая семантика кино. СПб.: Петрополис, 2009.

33. Ямпольский М.Б. Память Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф. М.: РИК «Культура», 1993.

34. Комаров С.В. История зарубежного кино. Том 1-й. Немое кино. - М., 1965-1981.

35. История зарубежного кино. 1945-2000. Учебник для вузов / Сост. и отв. ред. В.А. Утилов. М.: Прогресс-Традиция, 2005.

36. Лурселль, Жак. Авторская энциклопедия фильмов. – М.: 2009.

37. Лоусон, Джон Говард. Фильм – творческий процесс или язык и структура фильма. М.: Искусство, 1965.

38. Базен, Андре. Что такое кино? / Сборник статей. М.: Искусство, 1972.

39. Рокотов В. Голливуд. От «Унесенных ветром» до «Титаника». - М., 2001.

40. Режиссерская энциклопедия. Кино США / Отв. Ред. Е.Н.Карцева. - М.: Материк, 2000.

41. Звезды Голливуда. - М., 1996.

42. Кино Италии. Неореализм. – М., 1989.

43. Из истории французской киномысли. Немое кино 1918-1933. М.: Искусство, 1988.

44. Жанкола, Жан-Пьер. Кино Франции. Пятая республика (1958-1978). М.: Радуга, 1984.

45. Виноградов В.В. Стилевые направления французского кинематографа. М.: Канон+, 2010.

46. Утилов В.А. Сумерки цивилизации: XX век в образах западного киноэкрана. - М.: Глобус, 2001.

47. Хаакман, Антон. По ту сторону зеркала. Кино и вымысел. М.: Издательство Ивана Лимбаха, 2006

48. Sklar R. A. World History of Film, N.Y., 2002.

49. Thomas Elsaesser and Malte Hagener. Film Theory — An Introduction Through the Senses. Routledge, 2010.

50. David Bordwell. The Way Hollywood Tells It: Story and Style in Modern Movies. University of California Press, 2006.

 

Рекомендую начать с №№ 3 и 4, но это больше конспекты истории кино, чем учебники. Остальное можно добирать из рекомендуемого списка.

Мой телефон для связи: 8-919-396-44-70. Интернет: kinocadr@mail.ru

А.В. Новиков.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Открытие фотографии и изобретение кино.

Фиксация изображения как потребность. Использование художниками Нового времени камеры-обскуры. «Гелиография» Нисефора Ньепса (1765-1833). Луи Ж.-М. Дагер (1787—1851) и его «дагерротипия». Двухступенчатый процесс Уильяма Генри Фокса Тальбота (1800-1877). Коммерческая успешность открытия фотографии и первоначальная высокая оценка её художественных достоинств.

Серийные фотографии Этьена-Жюля Маре (1830-1904). «Лошадь в движении» Эдварда Мейбриджа (1830-1904). Съёмочный аппарат – плод инженерной мысли многих изобретателей. «Кинетоскоп» (1893 г.) Томаса Алва Эдисона (1847-1931) и «кинематограф» Огюста (1862-1954) и Луи (1864-1948) Люмьеров. Отсутствие понимания всеми изобретателями коммерческих перспектив кино.

Обнаружение эффекта зрелищности на первых публичных сеансах братьев Люмьер. Организация производства лент и показа фильмов братьями Люмьер. Чрезвычайная коммерческая выгодность кинопредпринимательства - причина быстрого и широкого распространения кинематографа по всему миру. Угасание интереса зрителей к сеансам Люмьеров и их подражателей.

Первый чародей экрана - Жорж Мельес (1861-1938). Театральная деятельность Ж. Мельеса. Увлечение кинематографом. Открытие кинотрюков. Постановка кинофеерий. Принцип театрального спектакля в кинопостановках. Открытие Мельесом возможности экрана рассказывать истории, повествовать. Мельес - первый творец киноязыка, поэт экрана.

Тема 2. Кино и культура начала 20 века. Ярмарочное кино, "Фильм д’Ар".

Переход от кинохроники к кинопостановкам. Отсутствие правил приличия в новом виде бизнеса и его рискованный характер. Распространение нелегального тиражирования копий кинолент. Превращение кино в самостоятельный вид развлечения толпы. Массовый зритель – экономическая основа кинопредпринимательства. Низкий статус кинематографа в культурной жизни общества начала 20 зека. Нарастание общественного движения за запрещение кинематографа. Споры вокруг значения появления кинематографа. Связь искусств с кинематографом. Влияние кинематографа на искусства начала 20 века.

Организация Шарлем Пате системы проката кинолент (1908 г.). Расширение аудитории кино за счёт образованной и состоятельной публики, «облагораживание» репертуара экранизацией литературной и театральной классики. Направления "Фильм д’Ар" фирмы «Братья Пате» и "Эстетические фильмы" фирмы «Гомон», итальянские исторические постановки. Приход в кино профессиональных актёров и режиссёров («Убийство герцога Гиза» 1908 г.). Расчёт на мастерство актёров (актёроцентричность). Кинопостановки - суррогат театра.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.