|
Тема 5 Денежный рынок. Денежно-кредитная система ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Задание 1 Сущность и функции денег. Проанализируйте историю возникновения денег. Какие функции они выполняли на разных исторических этапах и сейчас? 2 Денежный рынок. Предложение денег. Денежные агрегаты. Спрос на деньги. Опишите, что входит в понятие «предложение денег», кто его регулирует. Какие денежные агрегаты используются в РБ? Каковы основные мотивы спроса на деньги? 3 Денежно-кредитная система. Уясните, какие структурные элементы включает денежно-кредитная система, каковы функции центрального и коммерческих банков.
Литература 1. Экономическая теория: Основа. Вводный курс: учеб.-метод. пособие / под ред. И. М. Лемешевского. – Минск, 2007. – 496 с. 2. Макконнелл, К., Кэмпбелл, Р., Брю, Стенли Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: в 2 т.; пер. с англ. – М.: Республика, 1995. 3. Курс экономической теории: учебник / под общ. ред. проф. М. Н. Чепурина, проф. Е. А. Киселёвой. – Киров: АСА, 2003. – 832 с. 4. Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. – М., 2004. – 1376 с. 5. Кожуро, Н.Я. Основы экономической теории / Н.Я. Кожуро. – М., 2006. – 342 с. 6. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учеб. пособие / под ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2001. – С. 245-254. 7. Курс экономической теории: учебник / под ред. М.И. Плотницкого. – Минск, 2003. – 496 с. 8. Лемешевская, Л.В. Экономическая теория: учеб. пособие / Л.В. Лемешевская. – Минск, 2005. – 336 с. 9. Лутохина, Э.А. Общая экономическая теория: курс лекций / Э.А. Лутохина. – Минск, 2004. – 233 с. 10. Основы экономической теории: учебник / под ред. В.Л. Клюни, Н.В. Черченко. – Минск, 2005. – 223 с. 11. Основы экономической теории: учеб.-метод. пособие / под общ. ред. А.Ю. Семенова, А.Я. Коховца, В.В. Старикова. – Минск, 2002. – 220 с. 12. Экономическая теория (общие основы): учеб. пособие / под ред. М.И. Плотницкого. – Минск, 2006. – 392 с. 13. Сайт Национального банка Республики Беларусь: www.nbrb.by. Тесты, вопросы, контрольные задания для самопроверки и самоконтроля Тест Инструкция: выберите один правильный ответ. 1 Под денежным рынком следует понимать: а) систему экономических отношений между банками и юридическими лицами по поводу привлечения денежных средств и их использования в форме кредита; б) экономические отношения между государством, юридическими и физическими лицами по обеспечению последних денежной наличностью, необходимой для совершения сделок; в) экономические отношения между банками и населением по обеспечению последнего денежной наличностью; г) систему экономических отношений между продавцами и покупателями денег, опосредуемых через спрос на деньги и их предложение.
2 Понятие «спрос на деньги» означает: а) желание держать ценные бумаги, которые при необходимости могут быть легко обращены в деньги по фиксированной цене; б) сумму денег, которую предприниматели хотели бы использовать для предоставления кредита при данной процентной ставке; в) желание сберегать часть дохода на «черный день»; г) общее количество денег которое домашние хозяйства, предприниматели и правительство желают иметь в данный момент.
3 Предложение денег увеличивается, если: а) растут государственные закупки товаров и услуг; б) центральный банк покупает у населения государственные ценные бумаги; в) население покупает облигации частных компаний; г) корпорации продают свои акции населению и используют полученные деньги для вложения в банк.
4 Если законодательным образом будет установлен потолок процентной ставки ниже равновесного уровня, то: а) объем спроса на деньги будет больше, чем объем предложения денег; б) объем спроса на деньги будет меньше, чем объем предложения денег; в) объем предложения денег будет возрастать, а объем спроса на деньги – сокращаться; г) объем спроса на деньги и объем предложения денег будут увеличиваться.
5 Форма организации денежного обращения в стране – это: а) кредитная система; б) банковская система; в) товарно-денежное обращение; г) денежная система.
6 Кредит – это: а) конкретная сумма денежных средств, предоставляемых в долг; б) экономические отношения между государством, юридическими и физическими лицами по предоставлению денежных средств в долг; в) сумма средств, предоставляемая банками юридическим и физическим лицам в денежной форме; г) система экономических отношений, связанных с аккумуляцией временно свободных экономических ресурсов и предоставлением их во временное пользование на определенных условиях.
7 Кредит выполняет следующие основные функции: а) перераспределение денежных средств; б) финансирование государственных расходов; в) стимулирование эффективности производства; г) замещение наличных денег кредитными операциями.
8 Ипотечный кредит – это: а) кредит, предоставляемый предприятиями друг другу в товарной форме; б) кредит, предоставляемый коммерческими банками хозяйствующим субъектам; в) кредит, предоставляемый под залог недвижимого имущества; г) кредит, предоставляемый населению на приобретение товаров длительного пользования.
9 Наиболее ликвидным активом являются: а) наличные деньги; б) облигации; в) акции; г) сберегательные депозиты.
10 Спрос на деньги для сделок: а) снижается при уменьшении номинального объема ВНП; б) снижается при росте номинального объема ВНП; в) возрастает при увеличении процентной ставки; г) возрастает при снижении процентной ставки.
Ответы: 1__, 2__, 3__, 4__, 5__, 6__, 7__, 8__, 9__, 10__. Оценка: за правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов.
Закрытые вопросы «верно/неверно» Инструкция: ответьте «верно» или «неверно» в месте пропуска. 1 При росте уровня цен ценность денег возрастает. ______________ 2 Спрос на деньги со стороны активов находится в обратной зависимости от величины процентной ставки. _______________ 3 Различие между «почти деньгами» и деньгами состоит в том, что деньги обращаются быстрее, чем «почти деньги». _______________ 4 «Сеньораж» является доходом государства от печатания денег. _______________ 5 Ликвидность характеризует способность денег быстро обмениваться на другие активы. _______________
Закрытые вопросы на установление соответствия Инструкция: установите соответствие элементов двух столбцов, указав правильные ответы в строке ответов.
Окончание таблицы
Ответы: 1__, 2__, 3__, 4__, 5__, 6__, 7__, 8__, 9__, 10__. Оценка: за правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов.
Упражнения: 1 Рассмотрите эволюцию денежно-кредитной политики в Республике Беларусь, начиная с 1992 г. Для этого воспользуйтесь Основными направлениями денежно-кредитной политики, которые разрабатываются ежегодно. Определите, какие инструменты денежно-кредитной политики использовал Национальный банк в тот или иной период времени. Разработайте основные направления денежно-кредитной политики на текущий год, проведя предварительный экономический анализ. Определите изменение объема ВВП за последние годы. Найдите в периодической печати, статистических сборниках данные о темпах роста цен, предложения денег, изменении курса национальной валюты, об уровне процентных ставок. На основе анализа вышеперечисленных данных определите промежуточные и конечные цели денежно-кредитной политики на текущий год. Сравните разработанные вами направления с теми, которые были определены Национальным банком. 2 Что такое совокупный спрос на деньги, и с какими функциями денег он связан? Почему кривая совокупного спроса на деньги не касается ни оси абсцисс, ни оси ординат? 3 Как определяется равновесная ставка процента на денежном рынке? Покажите это на графике. Если равновесие денежного рынка нарушилось, какой механизм его восстанавливает? 4 Если объем номинального ВВП увеличился с 300 до 500 млрд. ден. ед., то что произойдет с кривой спроса на деньги для сделок? Покажите на графике. 5 Спрос на деньги со стороны активов увеличится, если: а) возрастет предельная склонность к потреблению; б) сократится объем номинального ВВП; в) снизится процентная ставка. 6 На рисунке изображен график спроса на деньги. Объем предложения денег составляет 200 млрд. ден. ед. Изобразите на данном графике линию предложения денег. Определите равновесную ставку процента. Dm
6 Кол-во предлагаемых денег 50 100 150 200 250 300 350 График спроса на деньги
7 Заполните таблицу 1, характеризующую важнейшие виды и формы кредита. Таблица 1
Задачи: 1 Объем номинального ВВП – 400 млрд. ден. ед., скорость обращения денег – 4 оборота в год. Как изменится спрос на деньги для сделок, если объем номинального ВВП увеличится до 500 млрд. ден. ед., а скорость обращения – до 5 оборотов? 2 Объем номинального ВВП – 800 млрд. ден. ед. Скорость обращения денег – 2 оборота в год. Определите количество денег, необходимых для обслуживания обмена. 3 Общий спрос на деньги равен 300 млрд. ден. ед. Заполните таблицу 2.
Таблица 2
4 Рыночная цена облигации 500 тыс. ден. ед. Она приносит ежегодный доход, равный 25 %. Изменение рыночной конъюнктуры привело к повышению процентной ставки до 7,5 %. Определите новую рыночную цену облигации. 5 Номинальный объем ВВП составляет 2000 млрд. ден. ед., а каждая ден. ед., предназначенная для сделок, обращается в среднем 4 раза в год. Кроме того, объем спроса на деньги со стороны активов составляет 80 млрд. ден. ед. при учетной ставке 10%. Определите общий объем спроса на деньги. 6 Определите необходимый процент увеличения или сокращения кредитных денег, если ВВП сократился на 20%, а приток иностранных товаров (к объему ВВП) увеличился на 35%. 7 Если реальный ВВП увеличивается на 3%, скорость обращения денег возрастает на 5%, а уровень цен повышается на 6%, то как изменится предложение денег? 8 Рассчитайте скорость оборота денег, если денежная масса наличных и безналичных денег – 600 млрд. ден. ед., ВВП – 6000 млрд. ден. ед. 9 Денежное обращение страны представляет: - небольшие срочные вклады – 1630 млрд. ден. ед.; - крупные срочные вклады – 645 млрд. ден. ед.; - депозиты до востребования – 448 млрд. ден. ед.; - бесчековые сберегательные вклады – 300 млрд. ден. ед.; - наличные деньги – 170 млрд. ден. ед. Определите денежные агрегаты М1, М2, М3. Темы рефератов: · Экономическое значение введения единой денежной системы в союзе Беларуси, России и Казахстана. · Лизинг и его значение в современной экономике. · Кредитная система Республики Беларусь и ее роль в развитии экономики. Вопросы к экзамену: 1 Сущность и функции денег. 2 Денежный рынок. Равновесие денежного рынка 3 Денежно-кредитная система и ее структура. Функции центрального и коммерческих банков. Тема 6 Мировая экономика и экономические аспекты
Задание 1 Участие Республики Беларусь в международных интеграционных объединениях. Подготовить научное сообщение по этому вопросу, используя материалы не только учебной литературы, но и периодической печати. 2 Союзное государство Беларуси и России: становление и развитие. Подготовить научное сообщение по этому вопросу, используя материалы не только учебной литературы, но и периодической печати. Вопросы для самопроверки: 1 Каковы различия между национальными и международными экономическими отношениями? 2 Каковы предпосылки формирования мирового хозяйства? В какой период это произошло? 3 Что представляет собой международное разделение труда? Под воздействием каких факторов оно формируется? 4 Как связано международное разделение труда с международной кооперацией труда? 5 Каковы место и роль Республики Беларусь в международном разделении труда? 6 Что понимается под интернационализацией производительных сил? В каких основных формах развивается этот процесс? 7 Чем отличаются узкая и широкая трактовки мирового хозяйства? Что общего и в чем различие между ним и международной экономической интеграцией? 8 Какие факторы определяют формирование структуры мирового хозяйства? 9 По каким критериям выделяются структуры мирового хозяйства? Дайте характеристику основных групп стран мировой экономики. 10 Назовите основные уровни и формы международной экономической интеграции. 11 В международных региональных и мировых объединениях роль каждой страны зависит от ее экономического потенциала. Резонно ли малым и менее развитым странам вступать в эти интеграционные союзы? 12 В современных условиях развитых рыночных отношений конкуренция представляется весьма существенным законом этих отношений. В конкуренции превосходство на стороне более сильного соперника. Как можно защитить интересы слаборазвитых стран в союзах международной интеграции? 13 Что представляют собой основные глобальные проблемы современности? Литература 1. Базылев, Н.И. Мировая экономика: учеб. пособие / Н.И. Базылев. – Минск, 2004. – С. 4-52. 2. Договор о создании Союзного государства / Рэспубліка. – 1999. – 11 декабря. – С. 1-8. 3. История экономических учений (современный этап): учебник / под общ. ред. А.Г. Худокормова. – М., 2004. – С. 419-422, 448-480. 4. Курс экономической теории: учебник / под ред. М.И. Плотницкого. – Минск, 2003. – 496 с. 5. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учеб. пособие / под ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2001. – С. 749-773. 6. Лемешевская, Л.В. Экономическая теория: учеб. пособие / Л.В. Лемешевская. – Минск, 2005. – 336 с. 7. Лутохина, Э.А. Общая экономическая теория: курс лекций / Э.А. Лутохина. – Минск, 2004. – 233 с. 8. Основы экономической теории: учебник / под ред. В.Л. Клюни, Н.В. Черченко. – Минск, 2005. – 223 с. 9. Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства // Рэспубліка. – 1999. – 11 декабря. – С. 8-14. 10. Тихонов, Ю.Р. Предпосылки формирования, основные черты и структура мирового хозяйства. Международная экономическая интеграция: лекция / Ю.Р. Тихонов. – Минск, 2000. – 24 с. 11. Тихонов, Ю.Р. Экономическая теория: практикум: учеб. пособие / Ю.Р. Тихонов. – Минск, 2000. – Тема 16. 12. Тэор, Т.Р. Мировая экономика / Т.Р. Тэор. – СПб: Питер, 2002. – 13. Филькевич, И. От зоны свободной торговли – к объединению валютных систем / И. Филькевич // Финансы, учет, аудит. – 2000. – №1. – 14. Человеческий потенциал Беларуси: экономические вызовы и социальные ответы. Национальный отчет о человеческом развитии. – Минск, 2003. – С. 11-118. 15. Черченко, Н.В. Международная экономика: курс лекций / Н.В. Черченко, Н.И. Суханов, А.Н. Леонович; под общ. ред. Н.В. Черченко. – Минск: РИВШ, 2006. – 124 с. 16. Экономическая теория (общие основы): учеб. пособие / под ред. М.И. Плотницкого. – Минск, 2006. – 392 с. 17. Экономическая теория: учеб. пособие / А.И. Авраменко, И.Н. Бобкова, В.П. Кунцевич и др.; под ред. А.И. Авраменко. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2004. – С. 299-324.
Тесты, вопросы, контрольные задания для самопроверки и самоконтроля. Тест Инструкция: выберите один правильный ответ. 1 Если между США и Канадой установлен режим свободноплавающих валютных курсов и спрос на канадские доллары растет, то это означает, что: а) цена канадского доллара по отношению к валюте США упадет; б) предложение долларов США снизилось; в) цена доллара США по отношению к канадской валюте упадет; г) доллар США девальвирован.
2 Предположим, что курс российского рубля по отношению к белорусскому рублю вырастет. При этом покупательная способность российского рубля на рынке РФ: а) вырастет; б) вырастет пропорционально росту российского рубля по отношению к белорусскому; в) упадет; г) может не измениться.
3 Весной 2005 г. курс евро по отношению к японской иене упал до рекордно низкого уровня. От этого проиграли: а) европейцы, собирающиеся в турпоездку в Японию; б) европейские фирмы, обслуживающие японских туристов; в) продавцы европейских автомобилей на внутреннем рынке Европы; г) европейские фирмы, экспортирующие товары в Японию.
4 Снижение курса евро по отношению к белорусскому рублю будет способствовать: а) увеличению объемов импорта в Беларусию; б) увеличению объемов экспорта из Беларуси; в) стабилизации соотношения белорусского импорта и экспорта продовольствия; г) стабилизации соотношения белорусского импорта и экспорта сырья.
5 Причиной изменения курса белорусского рубля по отношению к доллару США может стать: а) введение в Беларуси налога на обмен валюты; б) изменение курса доллара США по отношению к евро; в) валютная интервенция со стороны Национального банка Беларуси; г) все перечисленное выше. 6 Если Национальный банк Беларуси выпустит на открытый рынок евро из своих резервов, то результатом этого будет: а) повышение предложения евро и падение курса евро по отношению к белорусскому рублю; б) повышение спроса на евро и падение курса евро по отношению к рублю; в) повышение учетной ставки Национального банка; г) повышение резервных требований Национального банка.
7 Нефтяной кризис 70-х гг. XX в., когда ОПЕК резко поднял цены на нефть, привел: а) к увеличению цены на уголь; б) к увеличению спроса на утепление жилых домов; в) к увеличению заработной платы ученых и техников, занятых энергосберегающими технологиями; г) ко всему вышеперечисленному.
8 Если страна девальвировала свою валюту, то: а) страна отказалась от золотого стандарта; б) внутренняя покупательная способность единицы валюты упала; в) государство повысило цену, по которой оно будет покупать золото; г) в стране отмечается дефицит торгового баланса.
9 Активное сальдо платежного баланса увеличится, если в стране: а) вырастут темпы инфляции; б) вырастут темпы экономического роста; в) произойдут все процессы, перечисленные выше; г) ничего из перечисленного выше не произойдет.
10 Беларусь решает установить контроль над внешней торговлей, чтобы снизить дефицит платежного баланса. В результате произойдет: а) снижение уровня инфляции в стране; б) снижение темпов экономического роста; в) снижение белорусского экспорта; г) снижение белорусского импорта.
Ответы: 1__, 2__, 3__, 4__, 5__, 6__, 7__, 8__, 9__, 10__. Оценка: за правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов. Закрытые вопросы «верно/неверно» Инструкция: ответьте «верно» или «неверно» в месте пропуска. 1 Конвертируемую валюту нельзя свободно обменять на любую иностранную валюту. _______________ 2 Свободно конвертируемые валюты составляют основную часть валютных резервов, хранящихся в центральных банках государств. _______________ 3 Плавающий валютный курс означает, что центральный банк официально фиксирует уровень обменного курса национальной валюты и поддерживает его с помощью купли-продажи иностранной валюты на валютном рынке. _______________ 4 В результате девальвации национальной валюты экспорт страны может увеличиться. _______________ 5 Ревальвация – это официальное повышение валютного курса денежной единицы данной страны по отношению к иностранной валюте._______________ Закрытые вопросы на установление соответствия Инструкция: установите соответствие элементов двух столбцов, указав правильные ответы в строке ответов.
Ответы: 1__, 2__, 3__, 4__, 5__, 6__, 7__, 8__, 9__, 10__. Оценка: за правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов.
Упражнения: 1 Разъясните утверждения: а) если национальная валюта дешевеет, то экспорт страны возрастает; б) если национальная валюта дешевеет, то импорт страны возрастает; в) если национальная валюта дешевеет, то чистый экспорт страны возрастает; г) если национальная валюта дешевеет, то равновесный национальный продукт (доход) возрастает; д) внутринациональное макроэкономическое равновесие не зависит от внешнеэкономической политики; е) внутринациональное макроэкономическое равновесие зависит от внешнеэкономической политики. 2 Назовите причины возникновения и использования международной счетной валютной единицы. Приведите примеры. 3 В чем заключаются особенности Бреттон-Вудской валютной системы? 4 Чем выше реальный обменный курс, тем: а) дороже товары, произведенные в данной стране; б) больше положительное сальдо текущего счета платежного баланса; в) меньше положительное сальдо текущего счета платежного баланса. 5 Назовите последствия изменения спроса на доллары для экспортеров и импортеров. 6 Какие из перечисленных ниже операций приводят к увеличению предложения иностранной валюты на внутреннем рынке: а) импорт товаров; б) экспорт товаров; в) положительный чистый экспорт; г) экспорт капитала; д) импорт капитала; е) импорт услуг?
Задачи 1 В таблице приведены обменные курсы пяти различных валют (данные выражены в числах единиц иностранной валюты, необходимой для покупки 1 $ США):
1) заполните столбец I, переводя обменные курсы из числа единиц иностранной валюты за 1 $ в число долларов за единицу валюты; 2) заполните столбец II, определяя удешевление или подорожание доллара США по отношению к каждой иностранной валюте; 3) заполните столбец III, определяя удешевление или подорожание единицы каждой иностранной валюты по отношению к доллару США.
2 Какие этапы можно выделить в процессе демонетизации золота? а)... б)... в)... г)... 3 Изменился ли обменный курс валюты в стране А, если ранее он составлял 1:100 страны В, а цена автомобиля в настоящее время составляет 35 тыс. ден. ед. в стране А к 170 тыс. ден. ед. в стране В? 4 Номинальная ставка процента в одной стране — 10, а в другой — 15. Объясните, к чему приведет эта разница в двух странах. Выгодно ли гражданам страны, где ставка процента ниже, класть деньги в банк той страны, где она выше? Темы рефератов: · Валютные системы и корректировка платежного баланса. · Современное состояние и проблемы повышения эффективности внешнеэкономических связей СНГ и Республики Беларусь.
Вопросы к экзамену: 1 Мировая экономика (хозяйство) и предпосылки ее возникновения. 2 Формы экономических отношений в мировом хозяйстве. Внешнеэкономические связи Республики Беларусь. 3 Валютный рынок и валютный курс. 4 Платежный баланс страны и его структура. 5 Глобализация хозяйственной жизни. Региональная интеграция стран. Содержание Общие указания и рекомендации по выполнению управляемой самостоятель- Тема 1 Экономическая теория: предмет и метод......................................................... 4 Тема 2 Экономические системы. Рыночная экономика и ее модели....................... 9 Тема 3 Основы поведения субъектов современной рыночной экономики............ 15 Тема 4 Макроэкономическая нестабильность.............................................................. 24 Тема 5 Денежный рынок. Денежно-кредитная система............................................. 30 Тема 6 Мировая экономика и экономические аспекты глобализации..................... 37 Учебное издание
АВРАМЕНКО Алексей Иванович ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|