Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ





 

План

1. Культурно-исторические типы морали

2. Этическая проблематика в истории мысли России.

3. Этическая проблематика в современном обществе.

Содержание лекции.

Вопрос 1. Культурно-исторические типы морали

Под культурно-историческими типами морали мы будем понимать наиболее распространенные нравственные позиции людей конкретной исторической эпохи. В этом мы будем придерживаться социально-исторического объяснения природы морали, см. первый вопрос лекции.

Культурно-исторический тип морали   Основные моральные нормы, ценности представители, отразившие эти нормы в своих взглядах
Мораль родового общества (общины, семьи) «Каждый - за всех!», почитание отца и старших, покровительство слабым, младшим, патриотизм, культ принадлежности к роду, коллективизм, уважение памяти предков  
  Мораль рабовладельческого общества   Мораль свободных людей(господ): провозглашение самоценности личности, стремление к достижению гармонии, разумность всех поступков Мораль рабов: уравнивание всех в правах, поддержка неудачников, интересы стада Гедонизм, стоицизм, Эпикур, Платон (социальная этика)
Мораль Средневековья (корпоративная) Корпоративная: место, образ жизни зависят от социального сословия, ценности и субординация их в рамках сословия Христианская: высшая ценность – любовь к Богу, перечень добродетелей и грехов(самый страшный грех -убийство)   Достоевский
Мораль Итальянского гуманизма (Возрождения) Ценности человеколюбия! Счастье через познание природы и самого себя, жизнь индивида – абсолютное благо, человек хорош своим трудом, ремеслом, осмысленностью поступков. Макиавелли Ж-Ж. Руссо
Мораль буржуазного, капиталистического общества Ценности труда: трудолюбие, профессионализм, стремление к совершенствованию, бережливость. Нравственным быть полезно, экономично! Кант, Ф. Ницше, Л.Н.Толстой, Шопенгауэр
Мораль социалистического общества   Приоритет интересов класса над интересами индивида; Подчинение человека коллективу; распределение благ в обществе согласно потребностям; высокая сознательность людей в преодолении эгоизма; гуманизация всех сфер жизни и общества   Маркс, Энгельс, Ленин
  Мораль современного общества (плюрализм) Прагматизм:стремление к достижению личной, ближайшей выгоды, средства оправданы целью; Экзистенциализм:человек сам делает себя честным и благородным, выбор человека свободен, сам создает свои ценности, и не должен искать оправдания в ком-то, одинок.Мораль такова, какую человек сам себе создал. Психоанализ:поведение человека целиком зависти от инстинктов)два ведущих «эрос» и страх смерти. Христианский модернизм:человек оставлен Богом, чтобы действовать самостоятельно, именно он несет ответственность за порядок в мире – бог оставил человека, чтобы человек сам нашел дорогу к нему. Подвижничествосовершение очевидно гуманных действий, бескорыстное служение людям, помощь активная, деятельностная, не-словесная. Подвижничество – этика искания. Альберт Швейцер (этика благоговения перед жизнью)

 

Анализ многообразия моральных представлений человечества дает возможность сделать

Понимание, наполненность моральными нормами определяются конкретными существующими условиями, правилами, привычками, обычаями, свойственными данному обществу. Нет предела развитию моральных представлений, а изучение истории морального опыта дает возможность изучить и понять мораль как общественное явление.

Этические учения о сущности морали (практическая этика) – создавались и создаются наиболее яркими мыслителями своих эпох (их называли моралистами), показывая осуществленный выбор индивидуальной позиции конкретного философа. Этические теории дают возможность осознать многообразие моральных систем. Они дают нам свободу выбора в поиске наиболее близкой и одобряемой моральной основы. Они отражают наиболее общие принципы соотношения Добра и Зла, решают наиболее острые проблемы соотношения целей и средств, моральной допустимости зла (насилия).

Далее отобраны наиболее яркие моральные теории, которые сохраняют актуальность в сегодняшнем мире, с чьими позициями должен быть знаком каждый образованный человек. Укажем основные моральные утверждения вкратце:

ПЛАТОН - создатель социальной этики, обосновывает моральную иерархию, согласно иерархии социальной: каждое сословие имеет свои добродетели. Так, воинам необходимо мужество, правителям – мудрость, крестьянам – умеренность, а рабы лишены добродетелей вообще! В обществе на первый план выдвигается нравственность социального группы, а интересы индивида, в т.ч. его нравственность, отступает на второй план.

ЭПИКУР - строит свою этическую систему на принципе счастья, т.н. эпикуреизм. Чтобы стать счастливым, человек должен правильно относиться к удовольствиям, соблюдать в них меру, избегать неестественных удовольствий(власти, славы, богатства)

Николо МАКИАВЕЛЛИ – эпоха Возрождения, считал, что мораль подчинена политике, важнейшей сфере общественной жизни. Благо – все то, что идет во благо государству. Важнейшая моральная проблема – проблема насилия, или оправданности зла в обществе. «Цель оправдывает средства», ради блага государства можно использовать любые средства. Эту моральную позицию называют «макиавеллизм».

 

ИММАНУИЛ КАНТ – величайший философ морали, создатель теория Долга. Основным принципом морали является ДОЛГ – практическое добровольное избрание нравственного поступка, через который утверждается моральный закон и достоинство человека. Моральный закон - категорический императив поведения: «Поступай так, чтобы всегда относиться к человечеству и в своем лице и в лице другого человека как к цели, и никогда как к средству». Нравственные нормы категоричны всегда, преступив эти границы, человек теряет достоинство. Человек должен вести себя согласно моральному закону. Поступай так, чтобы тебе не было стыдно перед человечеством.

 

ФРИДРИХ НИЦШЕ (волюнтаризм)– Моральны только воля к жизни, воля к власти, слепые к всему, начала мироздания. Критиковал мораль вообще, видел в морали только проявление рабства, уравнивания, отрицания индивидуальных интересов, лицемерия, прикрывающего зависть и другие пороки. На этом фоне возникает мораль сверхчеловека, самодостаточного, ответственного, бесстрашного, сильного. Именно Сверхчеловек может быть не привязан к понятиям «добра» и «зла», может быть «По ту сторону добра и зла» (так называется одно из произведений Ницше).

КАРЛ МАРКС – пролетарская мораль, нравственность определена образом жизни, зависит от господствующего в обществе характера производственных отношений. Морально - трудиться и получать за свой труд вознаграждение, соответствующее вложенному, аморально – эксплуатировать других. Безнравственно стремиться к обогащению, материальному благополучию. Приоритет интересов класса над интересами индивида; Подчинение человека коллективу; распределение благ в обществе согласно потребностям; высокая сознательность людей в преодолении эгоизма; гуманизация всех сфер жизни и общества.

 

Л.Н. ТОЛСТОЙ – непротивление злу силой, Основная этическая заповедь – Ненасилие. Только ненасилие позволяет достичь единства человечества, спасение мира. Нельзя оправдать никакое насилие, даже самое малое. Сопротивление злу должно носить только форму убеждения, объяснения. Не существует права на убийство, даже казнь преступников противоречит христианским заповедям. Физическое насилие абсолютно запрещено.

 

Ф. ДОСТОЕВСКИЙ - абсолютная моральная ценность каждого человека. Мораль основана на ощущении БОГА, проявляющемся в любви. Выбор нравственной позиции каждым человеком лежит через страдание, порой – преступление. Красота спасет мир! Единственная верная моральная позиция – христианство. Гармония счастья не может быть достигнута ценой даже одной слезинки ребенка.

АЛЬБЕРТ ШВЕЙЦЕР – благоговение перед жизнью. Поддержка жизни во всех формах, прежде всего, в содействии добру во всех обстоятельствах. Основной нравственной задачей человека является утверждение жизни, уменьшение зла. Поддержка жизни - приобщение к великой тайне жизни (мистицизм).

Итак, любая этическая система учит, как существовать в ценностно-ориентированном мире, в мире между полюсами «добра» и «зла», выступает подобно учебнику навигации, помогая грамотно принимать решения. Но ни один учебник не принимает решений за нас, он только помогает увидеть ориентиры. Моральные нормы составляют для личности картину мира, создают его мировоззрение.

Основные источники

Гусейнов А. А. Этика: учебник для вузов. — М., 2007.

Разин А. В. Этика: учебник для вузов. — М., 2006.

Дополнительные источники

Онтология и аксиология права: тезисы докладов и сообщений четвертой международной научной конференции. — М., 2009.

 

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.