Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Инкассовое поручение на бесспорное





Расчёты платёжными требованиями-поручениями

Относительно новым для нашей экономики расчётным документом и, соответствен­но, новой формой безналичных расчётов являются расчёты платежны­ми требованиями-поручениями.

Платёжное требование-поручение представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в обслу­живающий банк плательщика расчётных и отгрузочных документов сто­имость поставленной по договору продукции, выполненных работ, ока­занных услуг и поручение плательщика списать средства с его счёта. Платежные требования-поручения выписываются поставщиками и вместе с коммерческими документами отправляются в банк покупате­ля, который передает требование-поручение плательщику для акцепта. Плательщик обязан вернуть в банк акцептованное платеж­ное требование-поручение или заявить отказ от акцепта в течение трех дней со дня поступления его в банк плательщика. Платежное требова­ние-поручение принимается к оплате при наличии средств на счёте пла­тельщика. Об отказе полностью или частично оплатить платежное требова­ние-поручение плательщик уведомляет обслуживающий его банк в те­чение этих трёх дней. Требования-поручения вместе с приложенными отгрузочными документами и извещениями об отказе в оплате возвра­щаются непосредственно поставщику. При согласии оплатить полнос­тью или частично платёжное требование-поручение плательщик офор­мляет его подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счётом и оттиском печати, а затем сдает их в обслуживающий банк.

Расчёты аккредитивами

Аккредитив (от лат. «accredo» - доверяю) – письменное поручение одного кредитного учреждения другому о выплате определенной суммы физическому или юридическому лицу при выполнении указанных в аккредитиве условий.

Аккредитивная форма – одна из основных в международных расчётах. По отдельным оценкам, в России аккредитивами обслуживается не более 10% товарооборота по импорту и примерно 40-50% по экспорту.

Аккредитив – условная форма поставки товаров, максимально учитывающая вопросы, возникающие в процессе сделки. Она удовлетворяет интересы и поставщика (своевременное получение платежа) и покупателя (контроль над действиями поставщика). Это достоинство аккредитива обусловлено тем, что расчёты проводятся третьей, нейтральной стороной – банком.

Технология расчётов с использованием аккредитивной формы расчётов:

Операция 1. Покупатель предоставляет в банк-эмитент заявление на открытие аккредитива.

Операция 2. Банк-эмитент открывает аккредитив и направляет его через авизирующий банк поставщику.

Операция 3. Авизирующий банк извещает поставщика об открытии аккредитива в его пользу.

Операция 4. Поставщик исполняет договорные отношения по отношению к получателю.

Операция 5. Поставщик оформляет и представляет в авизирующий банк комплект документов для получения платежа по аккредитиву.

Операция 6. Авизирующий банк направляет банку-эмитенту комплект полученных от поставщика документов.

Операция 7. Банк-эмитент проверяет полученные документы и при выполнении всех условий аккредитива оплачивает их.

Операция 8. Банк-эмитент передает оплаченные документы покупателю.

Операция 9. Авизующий банк зачисляет поставщику причитающуюся ему сумму денежных средств.

В соответствии с Положением о безналичных расчётах в нашей стра­не могут открываться следующие виды аккредитивов:

ü покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные);

ü отзывные или безотзывные.

Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при откры­тии которых банк-эмитент перечисляет собственные средства платель­щика в распоряжение банка поставщика (исполняющий банк).

При установлении между банками корреспондентских отношений непокрытый (гарантированный) аккредитив может открываться в ис­полняющем банке путем предоставления ему права списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента.

Каждый аккредитив должен быть отзывным или безотзывным. При отсутствии такого определения аккредитив считается отзывным.

Отзывной аккредитив может быть изменён или аннулирован банком-эмитентом без предварительного согласования с поставщиком (напри­мер, при несоблюдении условий, предусмотренных договором, досроч­ном отказе банка-эмитента гарантировать платежи по аккредитиву).

В России аккредитив может быть предназначен для расчётов толь­ко с одним поставщиком и не может быть переадресован. Выплата с аккредитива наличными деньгами не допускается.

Использование аккредитивов в международных расчётах регламен­тируется Унифицированными правилами и обычаями для документар­ных аккредитивов, утверждённых Международной торговой палатой в декабре 1993 г.

При аккредитивной форме расчётов полностью соблюдаются все основные правила осуществления расчётов: продукция оплачивается после ее отгрузки; оплата производится с согласия плательщика, выра­женного в данном случае самим фактом открытия аккредитива; пла­тельщику предоставляется право отказаться от оплаты, если обнару­жены нарушения условий договора; аккредитив открывается за счёт средств покупателя или кредита банка, если покупатель имеет право на его получение.

Положительной стороной аккредитивной формы рас­чётов является гарантия платежа.

Вместе с тем этой форме расчётов при­сущ ряд существенных недостатков, которые и предопределили огра­ниченную сферу её применения: средства покупателя в сумме аккреди­тива отвлекаются из его хозяйственного оборота на срок действия аккредитива; замедляется товарооборот, так как поставщик до извеще­ния об открытии аккредитива не может отгрузить уже готовую продук­цию и несет дополнительные затраты по её хранению.

Расчёты чеками

Чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платёж указанной в нём суммы клиенту.

В расчётах чеками участвуют следующие лица:

Банк чекодателя – банк, выдавший своему клиенту бланки чеков и обеспечивающий оплату предъявленных банком чекодержателя соответствующим образом оформленных чеков.

ü Чекодатель – лицо, обладающее оформленным чеком, с правом получения денежных средств контрагентом согласно договору.

ü Чекодержатель – лицо, обладающее оформленным чеком, с правом получения денежных средств от чекодателя.

ü Банк чекодержателя – банк, обеспечивающий оплату предъявленных чекодержателем чеков за счёт средств чекодателя и через банк чекодателя.

Чек удобен для расчётов в случаях:

ü когда плательщик не хочет совершать платёж до получения това­ра, а поставщик - передавать товар до получения гарантии платежа;

ü когда продавец заранее не известен.

Расчётный чек, эмитированный российским банком, имеет хожде­ние только на территории РФ.

Бланки чековых книжек - документы строгой отчётности и их фор­ма устанавливается Центральным банком РФ. Для получения чековой книжки предприятия представляют в обслуживающий их банк заявле­ния. Банк депонирует средства заявителя на отдельном счёте, с которо­го оплачиваются чеки. Клиент получает в банке чековую книжку с ука­занием суммы, депонированной банком, в пределах которой он может выписывать чеки.

Клиентам с устойчивым финансовым положением и стабильной платёжной дисциплиной при наличии соответствующего договора мо­жет быть выдана чековая книжка под гарантию банка (без депонирова­ния средств).

Приобретая товар или получая услуги, предприятие (через полно­мочного представителя) выписывает расчётный чек и передает его по­ставщику-получателю средств. Чеки, поступившие в платеж, как правило, должны сдаваться чекодержателем в банк на следующий день со дня выписки. После проверки правильности реквизитов чеков и соблюдения сроков их действия банк зачисляет сумму, указанную в чеке, на счёт получателя денежных средств, списав ее со счёта, на кото­ром депонированы средства, или с расчётного или ссудного счетов (если книжка выдана под гарантию банка).

В настоящее время чековая форма расчётов в России является недостаточно развитой.

На масштабы распространения чековой формы оказывают влияние:

ü запрет действующего законодательства на использование чековой формы расчётов между физическими лицами;

ü невозможность превращения чека в оборотный документ, т.е. из обращения изъяты чеки на предъявителя (передаются от одного владельца другому механически) и ордерные (передаются посредством передаточной надписи).

Инкассо

Инкассо – банковская операция, посредством которой банк берет на себя обязательство получить от имени и за счёт клиента деньги и (или) акцепт платежа от третьего лица по представленным на инкассо документам. В основе инкассовых операций согласно праву большинства стран лежит договор поручения.

Унифицированные правила по инкассо (УСИ) разработаны Международной Торговой Палатой (МТП), Париж. Расчёты в форме инкассо широко распространены в международных платежах по контрактам на условиях коммерческого кредита. На инкассо зарубежными банками принимаются финансовые и коммерческие документы.

Банк, принимая документы на инкассо, обязан переслать их в банк, обслуживающий плательщика, т.е. исполняющий банк, взыскать с него средства и перечислить на расчётный счет поставщика. Особенностью российской практики является возможность отправления банком документов, принятых на инкассо, как при наличие между банками корреспондентских отношений, т.е. в порядке, принятом мировой практикой, так и при их отсутствии.

Банк плательщика, получив присланные документы, сообщает об этом плательщику и осуществляет оплату только после получения от него предварительного акцепта в той или иной форме.

Инкассовое поручение на бесспорное

(безакцептное) списание средств

Инкассовое поручение, составленное на бланке установленной формы, применяется при бесспорном и без акцептном (без согласия плательщиков) списании средств с их счётов в случаях, предусмотренных ст.110 Основ гражданского законодательства и другими законодательными актами. Указанный вид инкассового поручения является частным случаем расчётов по инкассо, когда документы согласно ст. 875 ГК, вторая часть, подлежат оплате по предъявлении – немедленно по получении инкассового поручения.

В экономической практике сложилось разделение оснований бесспорного, по существу принудительного, списания средств на две группы: по распоряжению взыскателей; исходя из исполнительных и приравненных к ним документов.

Списание средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке по распоряжению взыскателей допускается только на основе решений соответствующих органов по следующим видам платежей:

ü Недоимок по налогам и других обязательных платежей, а также сумм штрафов и иных санкций;

ü Таможенных платежей, пеней и штрафов, взимаемых таможенными органами;

ü Недоимок по взносам платежей, штрафов и иных санкций в государственные внебюджетные фонды.

Всего насчитывается свыше десятка подобного вида взысканий.

Бесспорное списание средств плательщиков производится по исполнительным документам, выданным судами, нотариусами, арбитражными судами.

В случаях, специально предусмотренных законодательными актами, осуществляется безакцептное списание средств со счетов плательщиков как разновидность бесспорного списания.

Право на безакцептное списание средств представлено законодательством одной из сторон договора при расчётах за отпускаемую электрическую и тепловую энергию, услуги водоснабжения (за исключением жилищно-коммунальных, бюджетных организаций и населения), а также за электроэнергию, отпускаемую АЭС, за почтовые, телеграфные и телефонные услуги, оказываемые предприятиями связи.

4.7. Расчёты векселями

Вексельная форма расчётов представляет собой расчёты между поставщиком и плательщиком за товары и услуги с отсрочкой платежа на основе специального документа - векселя.

Россия придерживается «Единообразного вексельного закона», принятого Женевской конвенцией 7 июля 1930 г. Все операции с векселями регламентировались Постановлением ЦИК и СНК СССР «О введении в действие Положения о переводном и простом векселе» от 7 августа 1937 г., действие которого подтверждено Федеральным законом РФ от 11 марта 1977 г. «О переводном и простом векселе».

Основными участниками вексельного правоотношения являются векселедатель, векселедержатель и плательщик. Векселедатель -лицо, составляющее и выдающее вексель. Векселедержатель - владелец векселя, имеющий право на получение указанной в нем денежной суммы. В зависимости от того, кто выступает в качестве плательщика по векселю – сам векселедатель или третье лицо- различают два вила векселей: простой и переводной. Простой вексель- письменный документ, составленный с учетом всех обязательных для него реквизитов, содержащий простое, ничем не обусловленное обязательство векселедателя уплатить установленную в документе денежную сумму получателю платежа. Переводной вексель (тратта) — письменный документ, по которому кредитор (трассант) поручает своему дебитору (трассату) выплатить обозначенную в векселе сумму в установленный срок определенному лицу (ремитенту).

Обязательными реквизитами переводного и простого векселей являются: наименование документа — «вексель»; указание срока платежа; указание места, где платёж по векселю должен быть произведён; наименование (имя) лица, которому или по распоряжению которого платёжпо векселю должен быть произведён; указание даты и места составления векселя; наименование (имя) и подпись векселедателя.

В переводном векселе, кроме того, должен присутствовать реквизит — «наименование плательщика», содержащий полное наименование и адрес места нахождения плательщика.

Вексельное законодательство предусматривает возможность передачи векселя из рук в руки в качестве орудия платежа с помощью передаточной надписи — индоссамента. Платеж по векселю может быть обеспечен посредством аваля — вексельного поручительства, в силу которого лицо (авалист), оформившее аваль на векселе, принимает на себя ответственность за выполнение обязательств кем-либо из лиц, подписавших вексель.

Векселедержатель или любое иное лицо, у которого находится переводной вексель, вправе до наступления срока платежа предъявить его для акцепта плательщику. Акцепт — согласие плательщика, указанного векселедателем в переводном векселе, оплатить вексель в срок на условиях, изложенных в тексте векселя. Акцепт совершается посредством проставления на векселе собственноручной подписи.

Защита прав, вытекающих из векселя, требует выполнения обязательной досудебной процедуры — протеста. Протест векселя является публичным актом нотариальной конторы, которая официально фиксирует отказ в акцепте переводного векселя или платеже по нему.

Действующее законодательство устанавливает порядок совершения протеста векселя. После совершения данной процедуры векселедержатель получает право на взыскание суммы платежа по векселю в судебном порядке.

В настоящее время вексель используется как инструмент оформления коммерческого кредита, предоставляемого в товарной форме поставщиком покупателю. Преимущества его заключаются в соединении в нем двух важнейших функций - кредитной и расчётной.

Развитие коммерческого кредита и вексельного обращения помогает решать проблему взаимных неплатежей предприятий и организаций, стабилизировать денежное обращение в стране.

Можно выделить несколько групп векселей, имеющих хождение в Российской Федерации.

1. Государственные векселя, в частности Министерства финансов РФ. Они выпущены для погашения задолженности предприятий агропромышленного комплекса, организаций, осуществляющих завоз продукции в районы Крайнего Севера, перед коммерческими банками по централизованным кредитам.

2. Векселя местных администраций. 10 октября 1994 г. вышло распоряжение мэра Москвы № 505-РМ «О системе введения вексельного кредитования», по которому векселя могут использоваться при расчёте бюджетных организаций за поставку тепловой энергии и воды, выполненные работы, оказанные услуги.

3. Векселя, выпускаемые банками. Они используются для привлечения денежных средств, осуществления расчетов, а также как ликвидное средство залога.

4. Корпоративные векселя. Данные векселя выпускаются различными акционерными обществами.

4.8. Клиринг

Клиринг - это профессиональная деятельность по определению взаимных обязательств по сделкам, совершенным на рынке ценных бумаг, и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчётам по ним. Определение взаимных прав включает сбор, сверку, корректировку информации по сделкам с ценными бумагами и оформление бухгалтерских документов.

Клиринговая деятельность на рынке ценных бумаг производится на основании лицензии.

Централизованный клиринг - это клиринговая деятельность, при которой он принимает на себя обязательства участников клиринга по сделкам с ценными бумагами, заключенными на торгах, проводимых организаторами торговли.

Участники клиринга: профессиональный участник рынка ценных бумаг, заключивший договор с клиринговой компанией на осуществление клирингового обслуживания по сделкам.

Денежные переводы производит на основании поручения клиринговой организации расчётная организация, имеющая лицензию ЦБ РФ на осуществление банковской деятельности.

Взаимные обязательства без третьих лиц определяются согласно лицензии на осуществление брокерской, дилерской и по доверительному управлению деятельности.

Клиринговая организация самостоятельно определяет круг сделок, по которым осуществляет клиринг.

Клиринговая деятельность:

1) составление и направление на исполнение документов, являющихся основанием для перевода денежных средств и поставки ценных бумаг по итогам сделки.

2) контроль за одновременностью исполнения обязательств по
денежным средствам и ценным бумагам, т.е. за соблюдением принципа "поставка против платежа".

3) контроль за исполнением обязательств по совершенным сделкам.

4) организация механизма управления системными рисками и рисками
ликвидности, которые возникают в процессе исполнения обязательств по совершенным сделкам на РЦБ.

УСЛУГИ

* Сверка условий совершённых между участниками клиринга сделок с
ценными бумагами с целью их выверки и подтверждения;

* Осуществление зачета встречных однородных требований по
всем сделкам совершённым между участниками расчётов, срок исполнения которых наступил (неттинг), в результате которого обязательства участника расчетов по таким сделкам прекращаются, или в той части, в какой они не были зачтены, определяются как чистые обязательства или требования участника клиринга;

* Установление процедуры взаиморасчета встречных требований и
обязательств участника клиринга как способа исполнения его обязательств, возникших в результате совершения сделок с ценными бумагами;

* Приобретение прав требования или принятие на себя
обязательств участников клиринга путем перемены лиц в обязательствах по сделкам с ценными бумагами;

* Распоряжение резервными фондами, создаваемыми участниками
клиринга с целью гарантирования надлежащего исполнения обязательств по сделкам с ценными бумагами.

Особое место в клиринговой деятельности отводится созданию системы управления рисками неисполнения сделок по ее результатам.

Элементы системы:

1) Предварительное депонирование ценных бумаг и денежных средств на счетах участников клиринга в депозитарии и расчетной организации;

2) Перерасчет чистых обязательств и требований путем исключения из расчёта неоплаченных сделок;

3) Гарантии и поручительства.

4.9. Факторинговые операции

Одним из методов финансирования предпринимательской деятельности являются факторинговые (факторные) операции (разновидность расчётных операций).

Факторинговые операции - это операции по покупке у поставщика права на получение платежа с плательщика за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги. Контракты по ним и переходам права требования в международной сфере деятельности регламентируются Оттавской конференцией УНИДРУА по международным факторинговым операциям 1988 г.

Факторные операции применяются для ускорения расчётов, экономии оборотных средств предприятий, а также при международных сделках в иностранной валюте.

Фактор- компания чаще всего покупает дебиторские счета клиентов без права обратного требования и предусматривает оказание ряда услуг до окончания погашения счетов.

Факторинговая компания заключает с поставщиком и плательщиком на определенный срок договоры, в соответствии с которыми гарантирует поставщикам оплату счетов, выставляемых на данных плательщиков через счёт факторинга. Факторинговая компания может также заключать договоры с поставщиками на совершение разовых расчётных операций по оплате платёжных требований, выставленных на определенного плательщика, с дальнейшим получением от последнего средств по данному платежу. При заключении долгосрочного договора, в течение срока его действия поставщики выставляют платёжные требования на данного плательщика от имени фактор- компании на сумму уменьшенную на размер оплаты за совершенную операцию.

Факторинговая компания оценивает кредитоспособность существующих и возможных должников своих клиентов и заранее устанавливает предельный размер аванса. Дебиторы получают копии счетов за вычетом дисконта и комиссионных. В конце месяца факторинговая компания подсчитывает свои комиссионные и остаток неинкассированных счетов, а свободный остаток передает клиенту. Факторинговая компания получает комиссионные и ссудный процент с ежедневного остатка выплаченного клиенту аванса против неинкассированных счетов. Процент взимается со дня выдачи аванса до дня погашения задолженности. Комиссионные устанавливаются в процентах от общей суммы купленных счетов и зависят от выручки клиента и степени риска.

Факторинговое обслуживание включает, как правило, подробный учёт дебиторской задолженности предприятия. Такой учет необходим предприятию и для формирования резерва на погашение сомнительных долгов. Очень важно, что факторинговая компания может предоставлять информацию о платежеспособности покупателя и гарантиях за платежи.

 


* см. глоссарий

* см. глоссарий







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.