Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 33. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В КАНАДЕ





 

Профессия социального работника и ее образовательная система в Канаде и в других западных промышленно развитых странах (в частности, США) имеют много общего, хотя по многим признакам и отличаются. Эти отличия сильно повлияли на развитие социальной работы и социальных программ в стране.

Для Канады характерно многообразие этнических групп. Основными демографическими группами населения являются англичане и французы. Кроме того, здесь проживают также граждане почти из всех стран мира. Например, провинция Калгари, расположенная в Западной Канаде, исторически заселена выходцами из Украины, Словакии и России. Такое богатое смешение культур обусловило некоторые особенности социальной работы в Канаде, где большое значение имеет равенство всех граждан.

Канаду можно с уверенностью назвать социальным государством. Уже в середине 60-х годов Канада ввела всеобщую систему здравоохранения для своих граждан.

Обучение в средних и высших учебных заведениях является бесплатным для всех студентов. Программа университетов и других высших образовательных учреждений в значительной степени финансируется правительством. После второй мировой войны Канада выделила огромные средства на развитие социальных программ (семейные пособия, защита пожилых, законодательные программы поддержания дохода, страхования на случай безработицы и др.).

Провинции Канады несут ответственность за выполнение программ здравоохранения, образования и социальной защиты. Например, брошенные родителями дети или дети, которым не уделяется в семье должного внимания, получают государственную помощь в соответствии с законом о благосостоянии детей.

Социальная работа как профессия вышла из филантропических движений в Канаде в начале XX в. Эта работа осуществлялась тогда церковью и благотворительными организациями. Они предоставляли гуманитарные услуги брошенным детям, женщинам, которых оставили мужья, а во время экономического кризиса 30-х годов помогали семьям, оказавшимся в нищете, или безработным мужчинам. По мере роста добровольческих, филантропических движений становилось очевидным, что необходимо создать сильную систему знаний по проблемам социальной работы.

Члены добровольческих организаций понимали, что те знания, которые они приобретают в ходе работы с группами населения, следует обобщать и систематизировать. По мере расширения социальных услуг все больше людей стало работать по полной программе социальной работы. Правительство начало пользоваться их услугами. Были созданы частные, неприбыльные организации и социальные агентства, которые стали предоставлять более последовательно и более качественно помощь нуждающимся людям. Новые масштабы деятельности добровольческих организаций и частных неприбыльных компаний привели к созданию банка данных по проблемам социальной работы, к повышению качества обучения социальных работников.

В Канаде уже в 20—30-х годах XX в. в ряде университетов открылись факультеты или школы социальной работы, в которых первоначально основой обучения были программы социологии (университеты МакГил и Торонто). Сейчас обучение социальной работе проводится в 26 университетах страны. Социальные работники, окончившие университет с дипломом бакалавра или магистра, получают статус профессионала. Они могут работать в правительственных учреждениях, частных неприбыльных компаних или самостоятельно. Кроме того, выпускники университетов могут выступать в качестве советников. Социальные работники помогают людям, имеющим социальные, экономические, психологические и другие проблемы.

Клиентами социальных работников могут быть и дети, и молодежь, и взрослые, и пожилые люди. Разработка социальных программ, в которых заняты социальные работники, зависит от сущности проблемы, которая в свою очередь определяет масштаб и направление оказания услуги. Социальные услуги можно разделить на услуги, оказываемые «законодательной правительственной службой», и услуги, оказываемые добровольческими организациями.

Правительственные законодательные услуги получают, например, следующие группы населения:

• брошенные родителями дети и дети, которые подвергаются физическому или сексуальному насилию;

• дети, которые имеют эмоциональные или психологические проблемы;

• дети с физическими или умственными недостатками;

• молодежь, находящаяся не в ладах с законом;

• молодежь, которая имеет эмоциональные проблемы;

• молодежь, злоупотребляющая алкоголем или склонная к употреблению наркотиков.

Примерами сферы деятельности добровольческих или частных неприбыльных организаций могут служить следующие:

• предоставление услуг взрослым, у которых имеются семейные проблемы или трудности с работой (например, находящимся в состоянии стресса);

• работа с молодежью, имеющей проблемы в школе;

• обучение родителей;

• предоставление услуг пожилым людям;

• оказание помощи взрослым детям, которые заботятся о своих родителях и т. д.

Обучение социальной работе в университетах Канады проходит в течение 4-6 лет. Студенты могут дополнительно обучаться от 3 до 5 лет для получения научной степени доктора социальной работы. Университетские программы включают два курса обучения, необходимого для профессионального социального работника. В первые годы обучения в университете студент проходит курсы гуманитарных социальных наук. Знания, касающиеся жизни ребенка и взрослого человека, можно получить из курсов психологии. А основные знания, касающиеся поведения и проблем различных групп населения, студенты получают в ходе изучения курсов социологии, политических наук и экономики.

Обучение в первые годы дает возможность получить базовые знания, касающиеся общей практики социальной работы. В частности, на курсах обучают работе в качестве консультантов у отдельных граждан, либо в семье, с группами населения, либо на уровне общины и управления социальными службами.

Большинство учебных программ включает курсы по содержанию социальных программ страны, в том числе изучаются основные направления социальной политики. Главное в социальной работе — правильный подход к решению проблемы. Поэтому студентов обучают:

• эффективным методам сбора информации о проблемах отдельных граждан, семьи или общины;

• способам организации системы информации, которую они собрали, для последующего анализа и реализации возможного плана действия;

• наиболее эффективным способам оказания помощи клиентам;

• различным методам вмешательства (интервенции) путем консультирования, социального действия или организационного содействия;

• способам оценки и адаптации плана действий, который осуществлялся;

• исследовательским методам, позволяющим активно оценивать программу проводимой социальной работы.

Практикум — составная часть учебной программы: студент должен работать в социальном учреждении под наблюдением опытного профессионального социального работника.

Учебные задачи разрабатываются факультетом социальной работы, их выполнение контролируется профессорами университета. Студенты не получают заработную плату, так как их работа в социальном учреждении рассматривается как часть учебного курса — их обучают ряду дисциплин, которые будут играть важную роль в их профессиональной компетенции.

Большинство профессиональных социальных работников считают необходимым повышать свой образовательный уровень. Многие из них в конце учебного процесса получают дипломы магистра социальной работы. Это специализированная степень, которая определяет глубокие знания студента в конкретной области социальной работы с клиентами. Студенты, имеющие диплом магистра, должны пройти дополнительное обучение в течение 6—10 недель и дополнительную практику.

За последние 30 лет профессия социального работника получила в Канаде широкое распространение. Многие ежегодно повышают свою квалификацию, для этого существует 26 центров обучения.

По окончании учебы они получают работу в провинциях страны, трудятся в органах местного самоуправления, а также в частных социальных организациях, ориентированных на получение прибыли, либо сами создают соответствующие социальные агентства.

Канада занимает первое место в списке стран — членов ООН по уровню жизни населения. Социальная комиссия ООН ежегодно оценивает рейтинг стран-членов по трем основным критериям: доход на душу населения, средняя продолжительность жизни и средний уровень образования. Канада лидирует в этом списке в течение последних лет, начиная с 1992 г.

Канадцы часто называют свою систему социального страхования «системой безопасности». В стране действуют различные законы, регулирующие предоставление правительственной помощи. Согласно этим законам житель Канады имеет право на получение льгот по программам государственной материальной помощи и никто не может быть подвергнут дискриминации в какой бы то ни было форме. Программы помощи рассчитаны на все слои общества, в частности на детей, безработных и людей старшего возраста. Государство гарантирует каждому жителю страны прожиточный минимум, т. е. минимально необходимые средства для достойного существования в условиях одной из самых развитых стран мира.

В Канаде существует программа WELFARE («Вэлфер»), направленная на оказание денежной помощи тем, кто временно лишен средств к существованию. Эта программа дополняет другие программы, основанные на соответствующих законах. Предусмотрено страхование по безработице, компенсация рабочим, страхование по причине автомобильной катастрофы и т. д. Действуют закон о пожилых, закон о помощи семьям, детям и др.

Средства на осуществление программы «Вэлфер» выделяются из федерального бюджета, но каждая провинция устанавливает свои критерии, определяя круг граждан, которые имеют право на получение такой помощи.

Размер пособия на семью из трех человек составляет около 1100 дол. в месяц. Этих средств достаточно для того, чтобы оплатить аренду квартиры или автомобиля, расходы на питание, одежду, бензин, на обучение и т.д.

Программа «Вэлфер» в Канаде уходит своими корнями в английскую систему, основанную еще в 1601 г. по закону Королевы Елизаветы о помощи беднякам. Людям пенсионного возраста выплачиваются пенсии по линии Канадского пенсионного фонда, фонда «Спокойная старость» и ряда правительственных программ поддержки пенсионеров, которые предусматривают строительство жилья по льготным ценам, предоставление бесплатных туристических путевок и т. д.

Все это позволяет заключить, что в Канаде уделяют большое внимание социальной работе.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.