Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ПОРТРЕТ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА





 

Для выполнения предписанных им функций социальным работникам необходимо не только соответствующее профессиональное образование, но и личностная готовность соблюдать определенные профессионально-этические нормы и принципы.

Влиять на своих клиентов, решать профессиональные задачи можно только обладая знаниями и опытом социального работника, его узаконенными полномочиями (должностью), статусом (правами) и репутацией (мнением о достоинствах и недостатках человека), харизматическими данными (исключительными качествами, талантом) и личной привлекательностью.

Особенно важны такие личностные качества социального работника, как его интеллектуальный, общекультурный и нравственный потенциал.

Наличие (формирование и закрепление) таких качеств позволяет социальному работнику более эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. В частности, это дает ему возможность быть информированным о различных социальных группах населения и их особенностях; предвидеть последствия своих действий; уметь контактировать с разными категориями людей («трудными» подростками, детьми-сиротами, инвалидами, престарелыми и т. д.); быть профессионально тактичным (вызывать симпатию у клиентов, их доверие, соблюдать профессиональную тайну, проявлять деликатность в интимных вопросах жизни клиента и т. д.); обладать эмоциональной устойчивостью при всех коллизиях, неудачах, сложностях работы, добросовестно исполнять свой долг, проявляя спокойствие, доброжелательность и внимательность к клиентам.

Все это требует действительно неординарных личностных качеств соционома. В специальной литературе чаще всего отмечают такие качества, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность (сопереживание), готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности.

Личностные качества социальных работников подразделяются на три группы.

К первой группе относят требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психическим процессам (восприятию, памяти, воображению, мышлению), психическим состояниям (усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии), вниманию как состоянию сознания, эмоциональным (сдержанность, индифферентность) и волевым (настойчивость, последовательность, импульсивность) характеристикам.

Ко второй группе относят самоконтроль, самокритичность, самооценку своих поступков, а также стрессоустойчивые качества — физическую тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.

К третьей группе относят коммуникативность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); внешние данные (внешняя привлекательность личности); красноречивость (умение внушать и убеждать словом) и т. д.

Реализация указанных качеств может быть определена названием «профессиональная», «трудовая этика» социального работника. Ее содержание определяется отношением людей к труду, интегрированным в комплекс моральных ценностей и норм, находящих свое выражение в поведении человека в сфере трудовой деятельности.

Зарубежные и отечественные специалисты ныне руководствуются в понимании профессиональной этики социального работника «Кодексом этики Национальной Ассоциации социальных работников (НАСР)», принятым в США в 1979 г.

Этические принципы в нем представлены в шести основных разделах, которые определяют поведение социального работника и исполнение им своих обязанностей, моральные обязательства социального работника перед клиентами, коллегами, организациями, работодателями, профессией, перед обществом.

Первый раздел «Поведение и облик социального работника» включает в себя пять принципов. В соответствии с ними социальный работник должен поддерживать высокие стандарты своего персонального поведения, быть компетентным и совершенствовать профессиональное мастерство, профессиональные обязанности рассматривать как свои прямые обязанности, быть честным и беспристрастным, соблюдать международные конвенции в научных исследованиях.

Во втором разделе излагаются «Этические обязательства социального работника к своим клиентам». В нем указывается на первостепенность интересов клиента, на необходимость воспитания у него максимума самостоятельности, на необходимость конфиденциальности и сохранения тайны в работе с клиентом, установления справедливых, разумных, соизмеримых с оказанной помощью гонораров.

Третий раздел «Этические обязательства социального работника по отношению к своим коллегам» включает два положения. Согласно одному из них общение социального работника со своими коллегами должно строиться на принципах уважения и вежливости, доверия и справедливости. Согласно второму положению социальный работник обязан вести дела с клиентами коллег с полной профессиональной отдачей.

В четвертом разделе «Этические обязательства социального работника по отношению к работодателям и организациям, нанявшим его» указывается на необходимость твердо выполнять обязательства, взятые на себя социальным работником.

Пятый раздел «Этические обязанности социального работника по отношению к своей профессии» включает три положения. Во-первых, социальный работник должен поддерживать и развивать значимость, этику, знания и миссию профессии, во-вторых, содействовать профессии, делая социальные службы доступными широким слоям населения, и, в-третьих, нести ответственность за развитие и всестороннее применение знаний в профессиональной практике.

Согласно шестому разделу «Этические обязательства социального работника по отношению к обществу» социальный работник должен способствовать всеобщему благосостоянию общества. В этот раздел вошли вопросы, связанные с обязанностью социального работника предотвращать и устранять дискриминацию, стремиться к тому, чтобы все лица (особенно нуждающиеся) имели свободу выбора и равные возможности, а также доступ к средствам и услугам, которые им необходимы. Социальный работник обязан способствовать политическим и законодательным изменениям, направленным на улучшение жизни людей.

Ясно, что эти сформулированные принципы кодекса этики социального работника отражают только основные требования к деятельности социального работника. Кроме того, они должны учитывать традиции российского общества, а также накопленный теоретический и практический опыт социальной работы в нашей стране.

 

УЧЕБНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

 

1. Назовите должностные обязанности социального работника, содержащиеся в квалификационном справочнике. Раскройте их содержание.

2. Конкретизируйте деятельность социального работника с учетом выполняемых им основных функций.

3. Используя Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, перечислите требования к знаниям и умениям специалиста в области социальной работы по циклу общепрофессиональных и специальных дисциплин направления (социальной работы). Попробуйте интерпретировать содержание этих требований.

4. Каковы наиболее важные личностные качества социального работника? Дайте классификацию (группировку) этих качеств.

5. Определите содержание наиболее важных качеств социального работника с учетом теории и практики социальной работы.

6. Раскройте содержание основных принципов «Кодекса этики Национальной Ассоциации социальных работников».


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалистов по специальности 022100 — «Социальная работа». — М., Госкомвуз РФ, 1994, 2000

2. Зайнышев И.Г., Злобин П.Е. Социологический портрет будущего специалиста социальной работы//Российский журнал социальной работы. - 1995. — № 1.

3. Зимняя И.А. Профессиональные роли и функции социального работника//Российский журнал социальной работы. — 1995. — № 1.

4. Зимняя И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность// Социальная работа. — 1992. — Вып. 2.

5. Павленок П.Д. Гуманитаризация образования и ее роль в подготовке социальных работников//Российский журнал социальной работы. — 1995. — № I.

6. Панов А. М. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования// Российский журнал социальной работы. — 1995. — № 1.

7. Профессионально-этические нормы социальной работы. — Консорциум «Социальное здоровье России», 1993.

8. Российская энциклопедия социальной работы: В 2 т./Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. — М., 1997.

9. Рыбакова Н.А. К вопросу о профессиональном воспитании. Путеводитель профессионального становления социального работника//Российский журнал социальной работы. — 1995. — № 1.

10. Социальная работа: опыт и проблемы подготовки специалистов. — М., 1997.

11. Теория и методика социальной работы/Под ред. И.Г. Зайнышева. — М.: МГСУ, 1994.

12. Теория и методика социальной работы/Под ред. П.Д. Павленка. — М,: ГАСБУ, 1993. - Вып. 1; 1995. - Вып. 2.

13. Топчий Л.В. Проблемы формирования профессионального мастерства специалистов по социальной работе. — М.: МГСУ, 1996.

14. Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. — М.: Союз, 1993.

15. Шевеленкова Т.Д. Личностные качества социального работника как проблема его профессиональной (квалификационной) характеристики// Социальная работа. — 1992. — Вып. 2.

16. Шевеленкова Т.Д. О личностной характеристике социального работника//Социальная работа. — 1992. — Вып. 5.

17. Шмелева Н.Б. Социальная работа: личность и профессия (аспект развития). — Ульяновск, 1999.

18. Этика социальной работы: принципы и стандарты//Российский журнал социальной работы. — 1995. — № 2.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.