Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Система антикризисного управления персоналом





Управление не ограничивается сферой труда, технологией и эко­номикой производства. В социально-экономических системах цент­ральным элементом являются человек, его интересы, потребности, ценности и установки. Именно люди оживляют, генерируют систему. Человек в организации выступает в качестве как объекта, так и активного субъекта управления. Персонал управления, будучи ядром системы, нуждается в постоянном, глубоко продуманном и обосно­ванном управленческом воздействии.

Управление персоналом — это совокупность целенаправленных действий руководящего состава организации, а также руководителей и специалистов подразделений, включающих определение потреб­ности в персонале в соответствии с целью и возможностями органи­зации; планирование работы с персоналом (привлечение, отбор, подбор и высвобождение); расстановку и распределение персонала, его использование; исследование и оценку персонала; ротацию персонала, движение в системе управления, траекторию карьеры; развитие персонала, повышение квалификации, образования, компе-


тенции, накопление опыта; мотивацию и стимулирование персонала, создание благоприятных условий для эффективной деятельности.

Антикризисное управление персоналом предполагает не только формальную организацию работы с персоналом (планирование, отбор, подбор, расстановку и т. п.), но и совокупность факторов социально-психологического, нравственного характера — демокра­тический стиль управления, заботливое отношение к нуждам чело­века, учет его индивидуальных особенностей и пр.

Значительные перемены, наличие кризисной ситуации в соци­альной, экономической, политической, духовной сферах России од­новременно как расширяют возможности, так и создают серьезные ограничения для каждого человека, стабильности его существования и роста. Антикризисное управление персоналом в таких условиях призвано учесть целый спектр вопросов адаптации сотрудника к внешним и внутренним условиям функционирования и развития организации. Особое внимание должно уделяться анализу мотива-ционных установок, умению их формировать и направлять в соот­ветствии с задачами, стоящими перед организацией. Сюда же сле­дует отнести проблемы взаимодействия руководителей организации с профсоюзами и службами занятости, обеспечение безопасности персонала, разработку принципиально новых подходов к приоритету ценностей. Главное внутри организации — работники, а за ее преде­лами — потребители продукции. Важно повернуть сознание персо­нала к потребителю, а не к угождению начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к новатору, а не к заскорузлому механическому исполнителю; перейти к социальным нормам, базирующимся на прочном экономическом фундаменте, не забывая о духовности и нравственности.

Новые задачи не могут быть успешно решены традиционными кадровыми службами. Во многих, и прежде всего крупных, органи­зациях создаются новые службы, системы управления персоналом. Система антикризисного управления персоналом представляет собой совокупность подсистем общего и линейного руководства, ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполне­нии однородных функций и связей между ними [6, с. 374—376].

Подсистема общего и линейного руководства осуществляет: уп­равление организацией в целом, управление функциональными и производственными подразделениями. Функции этой подсистемы выполняют: руководитель (менеджер) организации, его заместители, руководители функциональных и производственных подразделений, их заместители, мастера, бригадиры.


В состав системы управления персоналом входит целый набор относительно самостоятельных функциональных подсистем: подсис­тема управления наймом и учетом персонала; подсистема управле­ния трудовыми отношениями; подсистема обеспечения нормальных условий труда; подсистема управления развитием персонала; под­система управления социальным развитием; подсистема развития организационной структуры управления; подсистема правового обес­печения управления персоналом; подсистема информационного обес­печения системы управления персоналом (рис. 16.1).

Структура системы управления персоналом зависит от масшта­бов организации, ее территориального расположения, характера деятельности и других факторов. В малых и средних фирмах одна подсистема может выполнять функции нескольких функциональных подсистем, в предкризисных и кризисных условиях деятельности организации могут быть упразднены одни подсистемы и созданы другие с набором новых функций, возможны и иные структурно-функциональные преобразования (рис. 16.2).

Концепция антикризисного управления персоналом побуждает руководителей организации сосредоточиваться на стратегических, перспективных направлениях работы с персоналом, таких, как мас­совая переквалификация сотрудников организации в связи с пере­ходом на новые технологии; омоложение кадров путем привлечения молодых специалистов и стимулирования досрочного выхода на пенсию лиц, не «вписывающихся» в систему новых требований и не способных освоить современные методы работы; разработка прин­ципов трудоустройства сотрудников при их массовом высвобождении; привлечение широких слоев работников к участию в управлении организацией и пр.

Важным стратегическим направлением системы антикризисного управления персоналом является эффективное применение кадрово­го маркетинга. Это обеспечивается рядом способов: поиском пер­спективных студентов уже с младших курсов вузов и колледжей, которым предоставляется возможность работы в организации в пе­риод каникул, выплаты стипендий за счет ее ресурсов, помощь в прохождении производственной практики, в подготовке и защите дипломных работ; сотрудничеством с государственной службой за­нятости; использованием частных фирм в подборе и подготовке менеджеров и другого персонала; взаимодействием с организациями, осуществляющими лизинг персонала, т. е. командируемых временно работников «напрокат*; организацией прогностических исследований по проблемам подготовки и переподготовки квалифицированных работников организации.


Рис. 16.1. Состав системы управления персоналом организации

Другим стратегическим направлением антикризисного управле­ния персоналом являются разработка и совершенствование профес-сиограмм, т. е. определение комплекса качеств, которыми должен обладать сотрудник, претендующий на данную должность. В основе профессиограмм, или моделей должностей, лежит учет будущих


потребностей в персонале той или иной квалификации и профес­сии, которые могут возникнуть в связи с ориентацией организации на новую стратегию развития.

Стратегической задачей антикризисного управления персоналом является также формирование надлежащей организационной культуры предприятия. Овладение новейшими управленческими технологиями невозможно без освоения основ организационно-культурного под­хода, дающего интегральное понимание процессов функционирова­ния и развития различных типов организаций с учетом психологи­ческих и социально-экономических механизмов поведения людей в условиях сложных кризисных ситуаций.

Различают четыре основных исторических типа организационных культур: органическая, предпринимательская, бюрократическая, партиципативная (рис. 16.3).

В одной организации может быть несколько «локальных» куль­тур: одна культура, преобладающая во всей организации, и культура ее частей — уровней, подразделений, профессиональных, наци­ональных, возрастных и других групп. Эти различные субкультуры могут сосуществовать под крышей одной общей культуры.

В зарубежной литературе, посвященной вопросам управления, выделены четыре типа форм управления (ФУ), соответствующие им рычаги управления и области целеопределения [4, с. 339]. В поли­культурных организациях наличие этих управленческих форм по­зволяет отыскивать различные варианты решения возникающих проблем. Например, в случае возникновения конфликта его участ­ники могут апеллировать и к общепризнанным нормам поведения

Тип организационной культуры   Форма управления   Рычаг управления   : Области целеопределения  
Органическая   Коллективистская   Авторитет   Групповые интересы  
Предпринимательская   Рыночная   Деньги   Максимальная прибыль  
Бюрократическая   Бюрократическая   Сила   Воля начальства  
Партиципативная   Демократическая   Закон   Интересы законопослушного большинства при обязательном соблюдении прав меньшинства  

Рис- 16-3- Индикаторы типов организационных культур


(ФУ — коллективистская), и к соображениям выгоды (ФУ — рыноч­ная), и к установкам властей (ФУ — бюрократическая), и к легитим-ному мнению большинства заинтересованных участников (ФУ — демократическая). Опыт показывает, что формирование надлежащей организационной культуры — дело сложное и нуждается в постоянном внимании со стороны ведущих руководителей системы управления персоналом.

Антикризисная политика в управлении персоналом

Термин «кадровая политика» в управленческой литературе упо­требляется в различных контекстах. Одни рассматривают кадровую политику как составную часть общей стратегически ориентирован­ной политики организации, цель которой обеспечение оптималь­ного баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в его развитии в соответствии с по­требностями самой организации, требованиями действующего зако­нодательства, состоянием рынка труда [4, с. 341], Другие считают, что кадровая политика организации представляет собой программу и деятельность кадровых служб по ее реализации [1, с. 29—30], Конечно, эти различные подходы к толкованию содержания кадро­вой политики организации не в полной мере противоречат одна другой. Но они, однако, не тождественно отражают сущностные функции кадровой политики. По нашему мнению, нельзя сводить кадровую политику только к программе и деятельности кадровых служб по ее реализации.

Кадровая политика — это система научно обоснованных целей, задач, ориентиров, приоритетов, потребностей, принципов, мето­дов, определяющих содержание, формы управления персоналом на различных этапах жизнедеятельности организации.

Она неразрывно связана с методологией и концепцией управле­ния персоналом, исходит из их теоретических требований, интегри­рует управленческие знания, накопленный прошлый и настоящий отечественный и зарубежный практический опыт работы с персона­лом. Кадровая политика определяет основное содержание профаммы набора, отбора, расстановки, подготовки и переподготовки персо­нала организации, но не сводится к ней. Она отражает тенденции изменения интересов и потребностей, установок, ценностей и моти­вации сотрудников организации, которые определяют деятельност-ную активность человека.

Антикризисная кадровая политика включает деятельность по долго­срочному, среднесрочному и текущему прогнозированию, точнее


сказать, научному предвидению будущего, реальностей его дости­жения. Именно политика фокусирует внимание на проблемах, оп­ределяет приоритеты и ориентиры. Она может характеризоваться различными признаками: выжидания, осмотрительности, осторож­ности, агрессивности, мобильности, гибкости, адаптивности, ори­ентации на антикризисные ситуации и др. Разнообразие признаков политики надо знать и уметь их использовать.

Важным условием выработки эффективной кадровой политики является обобщение отечественного и зарубежного опыта работы с персоналом организации. При этом необходим всесторонний кри­тический анализ прошлого опыта.

В советский период в нашей стране в деятельности кадрового корпуса было допущено немало ошибок и просчетов. Они стали одной из причин кризиса экономики и распада СССР. Даже Ком­партия РФ в своем программном заявлении признала, что «самый большой урон» нашему обществу нанесла «порочная кадровая по­литика». Но при всех недостатках и ошибках в работе персонала предприятий и управления им ц прежнем советском опыте есть достаточное число положительных примеров и даже образцов, кото­рые заслуживают внимательного анализа и внедрения и практику работы с персоналом. Это относится прежде всего к системе про­фессиональной подготовки и переподготовки управленческих кад­ров предприятий; к гражданскому контролю и ответственности за их деятельность; к формированию социальных и нравственных ценнос­тей и др. В новых, изменившихся условиях важно найти формы сцепления прошлого, настоящего и будущего, обеспечить преемст­венность позитивного опыта в работе по управлению персоналом.

Надо решительно преодолевать сохранившийся до сих пор у ряда руководителей негативизм в оценке зарубежного опыта управления персоналом. В странах с развитой рыночной экономикой у руковод­ства крупных корпораций и фирм накоплен достаточно богатый, поучительный опыт работы с персоналом. Многое из этого полез­ного опыта необходимо смелее внедрять в практику деятельности российских менеджеров и предпринимателей. Но, конечно, нельзя зарубежный опыт переносить механически, формально, без учета российской организационной культуры, исторических традиций, общественной психологии и морали, уровня и качества жизни боль­шинства населения.

Под зарубежным управленческим опытом автор понимает не только опыт стран Запада, но и организационно-управленческий опыт стран евразийского континента. Поэтому важно тщательно продумать и


создать механизм адаптации к российским условиям всего мирового опыта.

Антикризисная кадровая политика управления персоналом должна быть реалистичной, созидательной, ориентированной на устойчивое развитие организации, на привлечение к работе людей, професси­онально подготовленных, предприимчивых, с новаторскими задат­ками.

Важной чертой антикризисной политики является ее комплекс­ность, базирующаяся на единстве целей, принципов и методов ра­боты с персоналом, учитывающей различные аспекты регулирования управленческих процессов (экономические, социальные, социально-психологические, административные и нравственные и др.)

Кадровая политика должна быть единой для всей организации, но в то же время многоуровневой (дочерние фирмы, филиалы, подразде­ления с учетом их регионального территориального размещения), охватывающий все группы персонала, все управленческие процессы при различных механизмах воздействия на них.

Сущностной чертой антикризисной кадровой политики управле­ния является ее рациональность и превентивность, носящие упреж­дающий и опережающий характер, направленный на предотвра­щение кризисных ситуаций и преодоление трудовых конфликтов. В условиях формирования социально ориентированной экономики в России кадровая политика должна быть демократичной по целям, социальной базе, механизму и принципам управления персоналом, Антикризисную политику управления персоналом должны отли­чать такие черты, как духовность и нравственность, человеколюбие и честность, гражданственность, проявляющиеся и деятельности как руководителей, так и рядовых сотрудников организации. Для неко­торых руководителей декларация таких черт покажется чистым иде­ализмом. Но такое мнение ошибочно, это не альтруизм, а трезвый экономический расчет. Это — наиболее перспективное вложение инвестиций, которые, как правило, быстро окупаются.

Кадровая антикризисная политика и осуществление всех функ­ций управления персоналом должны опираться на прочный законо­дательный, правовой фундамент. Законопослушание руководителей, принимающих решение по кадровым вопросам, их правовая культура должны быть безупречными (рис. 16.4).

Черты антикризисной кадровой политики носят относительно обособленный характер. В деятельности кадровых менеджеров, ли­нейных руководителей, специалистов и органов управления они пересекаются, интегрируются и образуют известную системную це­лостность.


Принципы антикризисного управления персоналом

Одной из теоретических проблем современного менеджмента является определение принципов антикризисного управления пер­соналом.

Принципы управления персоналом (ПУП) — правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления [6, с. 376—377]. ПУП отражают объективные тенденции, социальные и экономические законы, на­учные рекомендации общественной психологии, теории менедж­мента и организации. Они базируются на всем арсенале научного знания, определяющем возможности эффективного регулирования и координации человеческой деятельности.

По мнению аптора, все многообразие ПУП целесообразно раз­делить на общие, базисные принципы, регулирующие деятель­ность государственных органов управления в целом; специфические принципы, определяющие управление кадровым потенциалом в хозяйственных организациях; частные принципы, регулирующие функционирование отдельных сторон деятельности управленческого персонала [Сходная классификация предпринята профессором В.И. Лукьяненко, 1, с. 51-52].

К общим принципам государственной кадровой политики ряд ав­торов относит научность, конкретно-исторический подход, нравст­венность, законность, демократизм, преемственность и сменяемость.


В качестве специфических принципов, определяющих управление ка-' дровым потенциалом в хозяйственных организациях, в отечествен-' ной литературе называют принципы оптимизации кадрового потенциала предприятия; принципы формирования уникального кадрового потенциала кризисного предприятия; принцип комплементарности управленческих ролей на предприятии.

В зарубежной литературе эту группу принципов подразделяют на две подгруппы.

Б первую подгруппу включают принципы, относящиеся к убеж­дениям, которые создают доверие между работниками; разделяемые работниками этические ценности; политику полной занятости; по­вышение разнообразия работы; личное стимулирование; развитие неспециализированной карьеры; личное (на основе консенсуса) участие в принятии решений; неявный (установление системы цен­ностей) контроль вместо явного (основанного на цифровых показа­телях) контроля; развитие всесторонней культуры; холистический подход к оценке работников.

Вторая подгруппа получила официальное признание и активное применение в крупнейшей корпорации мира IBM. В эту подгруппу Д. Мерсер включил десять «передовых принципов»: сильную (офи­циально признанную) веру в индивидуализм (уважение к личности); работу с кадрами, позволяющую осуществить на практике эту веру; единый статус всех работников; приглашение на работу r компанию специалистов высочайшего класса; продолжительное обучение ра­ботников, особенно высших управляющих (институциализиролан-ный непотизм); делегирование максимально возложенной ответст-вен-ности на самые низкие уровни управления; преднамеренные ограничения, накладываемые на деятельность линейных управля­ющих; поощрение разногласий; развитие горизонтальных связей; институциализацию изменений. Д. Мерсер подчеркивает, что прин­ципы, объединенные в эти две подгруппы, дополняют друг друга и по сути дела должны быть объединены, чтобы можно было предста­вить успешно действующую и развивающуюся корпорацию XXI в. [3, с. 329-330].

Что касается группы частных принципов, то ряд исследователей к. ним относит принципы деятельности кадровых служб по отбору, расстановке, селекции, подготовке и переподготовке персонала.

Учитывая теоретические наработки, отечественный и зарубеж­ный опыт работы с персоналом, культурные, морально-нравствен­ные, социально-экономические черты и особенности современного российского менталитета, а также неустойчивое функционирование


и развитие многих хозяйственных организаций, целесообразно от­казаться от традиционного отечественного подхода к определению принципов управления персоналом (демократического централизма, администрирования и др.). Автор считает возможным предпринять попытку определить и сформулировать такие принципы антикри­зисного управления персоналом, которые полнее, конкретнее от­ражали бы современный весьма противоречивый этап социально-экономического развития России и позволили бы менеджерам и предпринимателям своевременно предотвращать кризисы, эффек­тивно управлять персоналом в условиях кризисного состояния орга­низации и обеспечивать выход организации из кризисного состо­яния с минимальными потерями.

Решение этой проблемы представляет большую сложность. Но продвижение к ее решению возможно при выявлении и формулиро­вании общих принципов управления, носящих социально-экономи­ческую и этическую направленность (они могут быть применены на всех этапах функционирования и развития организации), и прин­ципов, которые могут быть использованы в процессе управления персоналом преимущественно в условиях конкретного этапа жизне­деятельности организации (предкризисное состояние, выход из кризиса).

К группе общих принципов антикризисного управления можно отнести следующие принципы: системности; равных возможностей; уважения человека и его достоинства; командного единства; гори­зонтального сотрудничества; правовой и социальной защищенности. Принцип системности. Управление персоналом предполагает, что линейные руководители, специалисты, работники кадровых служб рассматривают человеческий ресурс организации как целостную, взаимосвязанную динамическую систему, охватывающую все кате­гории работников и тесно связанную с внешней средой органи­зации.

Системный характер управления персоналом предусматривает скоординированный подход ко всем направлениям формирования и регулирования человеческого капитала организации: набору, отбору, расстановке руководящих кадров, их подготовке и переподготовке, селекции и трудоустройству.

Принцип равных возможностей отражает объективные тенденции, происходящие в социально-политической и экономической жизни российского общества. В период господства административно-командной системы декларировался приоритет классового подхода при отборе и расстановке управленческих кадров. Утверждалось, что


наиболее достойными представителями на руководящие должности являются рабочие от станка и крестьяне, непосредственно работа­ющие на колхозных нивах. Такой подход, безусловно, ставил в не­равное положение представителей из других социальных групп на­селения (правда, па практике доля представителей интеллигенции и служащих среди аппарата управления предприятий значительно пре­вышала долю выходцев из рабочих).

Элементы неравенства также имели место, да и сейчас они далеко не изжиты, по отношению к представителям национальных мень­шинств, к женщинам и представителям нетрадиционных конфес­сий. Такого рода «теоретические» и практические установки п работе с персоналом вредны и в правовом, демократическом государстве недопустимы.

В странах с развитой рыночной экономикой все активнее ут­верждается принцип равных возможностей представителей всех со­циальных, классовых, национальных и половых групп при подборе и расстановке кадров. Д. Мерсер пишет, что. в корпорации IBM утвердился принцип — постоянному сотруднику компании предо­ставляется право на равные с другими условия. Все, начиная с директора и кончая уборщицей, обедают в одной и той же столовой, никто не имеет закрепленного места на стоянке автомобилей, пре­одолена дискриминация по отношению к женщинам и представите­лям не англосаксонского происхождения. Культ одаренной лич­ности, профессиональные качества являются главным критерием оценки сотрудника при его повышении в должности [3, с. 304—305].

Принцип уважения человека и его достоинства. Этот принцип является основой завоевания доверия людей, столь необходимого для достижения организацией успеха. Его содержание включает: максимальное развитие инициативы, талантов, профессиональных, навыков: умение найти себя в новой обстановке; поощрение дости­жений сотрудников и их личного вклада; создание возможностей для творческого роста, обеспечение таких условий, когда голос каж­дого будет услышан; защиту прав, достоинства, гарантии личной безопасности. Это — образ мышления руководства, при котором потребности и интересы сотрудников стоят на первом месте среди приоритетов организации.

Принцип командного единства. Команда — это тщательно подоб­ранный профессиональный, самоуправляющийся коллектив, в пол­ной мере разделяющий основные цели и ценности организации, выступающий как единое целое. Все члены команды имеют равные условия, несут коллективную ответственность за результаты дея-


тельности команды, планируют деятельность с учетом плана работы каждого члена команды. Функции каждого члена команды доста­точно гибки и, как правило, уточняются в процессе управления с учетом складывающейся ситуации. В то же время сотрудники ко­манды сохраняют свою самостоятельность и самобытность. Управ­ление командой осуществляется мягкими, дирижерскими методами с учетом соблюдения интересов и потребностей членов команды. Менеджер, сформировавший такую сплоченную команду, может быть спокойным, уверенным в будущем организации [5, с. 248—255].

Принцип горизонтального сотрудничества. В большинстве преус­певающих организаций наблюдается тенденция передачи прав и ответственности на низовой уровень управления. Менеджеры этого уровня получили возможность осуществлять свои функции при от­сутствии жесткого контроля сверху. Однако для обеспечения в таких условиях адекватной информационной поддержки и координации работ требуется сеть горизонтальных связей, характеризующихся высокой степенью сложности. Обычная вертикально ориентированная структура с сильными элементами бюрократизма плохо справляется с этой задачей.

В ряде крупных международных корпораций (IBM, ABB) данная проблема решается благодаря наличию корпоративной культуры, которая способствует распространению контактов «через границы» подразделений. В результате работники компании имеют достаточно полное представление (в основном неформальное) о том, что в ней происходит. Развитие сети таких контактов стимулируется прак­тикой неспециализированной карьеры и частыми перемещениями работников, а также обучением и переподготовкой персонала на различных курсах.

Эту же задачу решает модернизация информационных сетей ком­пании. Например, практически все сотрудники IBM имеют доступ к совместным терминалам и большинство из них работает на собст­венных терминалах, что обеспечивает связь всех ее работников по всему миру. Это, безусловно, укрепляет горизонтальные связи.

Принцип правовой и социальной защищенности. Этот принцип пред­полагает строгое соблюдение и исполнение Конституции РФ, зако­нов и основанных на них других правовых актов. Он также преду­сматривает знание менеджерами, предпринимателями, работниками кадровых служб норм административного, гражданского, трудового, хозяйственного, уголовного и других отраслей права. Ненадлежащая правовая подготовка руководителей может отрицательно сказаться на обеспечении защиты прав сотрудников, привести к конфликтам


с ними в процессе операций по найму и увольнению и в лругиэ ситуациях.

На практическую реализацию этого принципа оказывает отрица­тельное воздействие противоречивый характер действующих зако­нов и правовых актов, регулирующих права граждан РФ. В настоя­щее время в РФ одновременно действуют законы бывшего СССР, законы, принятые Федеральным Собранием РФ, постановления Правительства РФ, наблюдается несоответствие федеральных зако-1 ноп и законодательной базы субъектоп Российской Федерации,

Рассмотрим частные принципы, которые могут применяться пре­имущественно в условиях конкретных ситуаций. К этой группе можно отнести следующие основные принципы: учет долгосрочной пер­спективы организации; интеграция и сплоченность коллектива; учас­тие сотрудников в принятии решений; опора на профессиональное ядро кадрового потенциала; соблюдение баланса интересов руково­дителей и подчиненных сотрудников; сотрудничество с профсоюзами и общественностью.

Принцип учета долгосрочной перспективы организации. Реализация требований этого принципа предполагает осуществление стратеги­ческого прогнозирования и планирования развития организации. Стратегический прогноз должен дать ответы на вопросы: сколько работников, какой квалификации, когда и на каких этапах и при каких обстоятельствах будут использованы? Какие рабочие места будут сокращены, будут ли созданы новые и в каком количестве, возникнет ли необходимость в сокращении персонала, в его пере­обучении, переподготовке, профориентации? Каких затрат потребуют предполагаемые кадровые изменения?

Стратегическое прогнозирование и планирование будут эффек­тивными, если включить их в обшую систему прогнозирования и планирования развития организации.

Принцип интеграции и сплоченности коллектива. Реализация этого принципа возможна при воспитании коллектива в духе корпоратив­ной, солидарной ответственности и понимания того факта, что лич­ная судьба каждого зависит от выживания организации, от правильно выбранной стратегии развития. При ее реорганизации не следует увлекаться механическим сокращением рабочих мест, свертывать программы по обучению персонала и повышению квалификации. Такого рода меры могут вызвать у работников стрессовые ситуации, недовольство ее руководством. Наоборот, необходимо делать все возможное, чтобы сотрудники стремились к повышению квалифи­кации, к саморазвитию, готовились к переориентации предприятия


ля производства новых видов продукции. Важно поддерживать дове-(рительные отношения сотрудников с руководителями разных уровней [й уважительное отношение работников друг к Другу, обеспечивать [справедливую оплату труда.

Принцип участия сотрудников в принятии решений. В преуспева­вших международных компаниях многие важные решения прини­маются на особых заседаниях, открытых для широкого круга работ­ников. Обычно все, кто имеет отношение к выполнению принятых решений (а не только управляющие) бывают на заседаниях. Они участвуют в обсуждении предполагаемых вариантов решений, вы­сказывают свои рекомендации и вносят предложения по совершен­ствованию того или иного варианта. Такое участие предупреждает сопротивление персонала организационным и технологическим нововведениям, способствует не только взаимопониманию менед­жеров и рядовых работников, но и повышает производительность труда.

Принцип опоры на профессиональное ядро кадрового потенциала. Ядро кадрового потенциала представляет собой совокупность спо­собностей работников организации, которые обеспечивают ей стра­тегическое преимущество на рынках товаров, услуг и знаний. Цен­ность этих преимуществ состоит в том, что конкуренты оказываются неспособными производить аналогичные по качеству продукты и услуги или запаздывают с внедрением нововведений. Эти способ­ности присуши организационной системе предприятия, а не отдель­ным выдающимся работникам. Они служат долговременной осно­вой для разработки и принятия стратегически важных решений, обеспечивающих эволюцию организационной системы и ее адапта­цию к меняющимся условиям внешней среды.

Принцип соблюдения баланса интересов руководителей и подчинен­ных сотрудников. В преуспевающих международных компаниях боль­шую роль отводят сбору информации о том, что думают их сотруд­ники о бизнесе, о содержании деятельности руководящего звена менеджеров, условиях и оплате труда сотрудников, о соблюдении принципов трудовой этики, о перспективах «человеческих ресур­сов», о вовлечении персонала в решение корпоративных задач и др.

В этих целях (например, в IBM) проводятся собеседования «через голову* руководства, разработана программа «открытых дверей», раз в два года осуществляются опросы общественного мнения. Аноним­ность ответов гарантирована. Участие в опросах добровольное, и высокий процент охвата (до 90%) демонстрирует веру сотрудников


В справедливость оценок и действенность мер, принимаемых по результатам опросов. Опросы общественного мнения и планы, раз-рабатываемые на их основе, считает Д. Мерсер, нужны прежде всего для того, чтобы дисциплинировать руководство, предотвратить его? отрыв от реальной жизни, от интересов рядовых сотрудников [3, с. 310—3111- Кроме того, полученная информация помогает более оперативно выявлять возникшие проблемы и обобщать предложе­ния по их эффективному решению.

Принципы сотрудничества с профсоюзами и общественностью. По мнению зарубежных исследователей, роль профсоюзов в странах с развитой рыночной экономикой будет постепенно снижаться. Это связано с изменениями в ряде корпораций политики в отношении заработной платы. Профсоюзы вряд ли смогут добиться единых ставок заработной платы. В японских корпорациях профсоюзы, например, часто интегрированы в институты корпорации и пред-стаатяют своеобразные отделы социальной работы в рамках руко­водства. Но сбрасывать их со счетов нельзя. Особенно это относится к России, где профсоюзы и выполняют функции защиты экономи­ческих интересов сотрудников, и активно добиваются соблюдения их законных прав в области трудовых отношений. Поэтому менед­жерам и предпринимателям необходимо активно сотрудничать с профсоюзами, добиваться установления партнерских отношений, строго выполнять заключенные соглашения, более того, при возник­новении производственных конфликтов использовать их возможности и авторитет.

Традиционно российские предприниматели активно занимались благотворительной деятельностью. Такая деятельность способство­вала повышению имиджа предприятия и расширяла его возможности по привлечению трудовых ресурсов, а также помогала устанавливать партнерские отношения между ее руководством и рядовыми сотруд­никами (Н. Путилов, С. Морозов, С. Поляков).

В современных условиях отечественные и зарубежные предпри­ниматели продолжают эту традицию, выделяя средства на развитие искусства, физкультуры и спорта, оказывают помощь детским и лечебным учреждениям. Некоторые предприниматели считают, что особенно перспективно выделять средства на развитие системы об­разования как высшего, так и среднетехнического.

Менеджеры и предприниматели ведущих фирм стремятся к уста­новлению отношений сотрудничества с местным сообществом, учи­тывают их справедливые требования, откликаются на их просьбы, строго соблюдают законы и правовые акты.


Принципы действуют эффективно тогда, когда они взаимодейст­вуют и дополняют друг друга, будучи интегрированными в целост­ную систему (рис. 16.5).

Таким образом, управление персоналом в условиях неустойчивого, а порой и кризисного состояния организации представляет собой разностороннюю, тщательно спланированную и продуманную дея­тельность, опирающуюся на систему научно обоснованных принци­пов, искусство и здравый смысл предпринимателей и менеджеров.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.