|
Темы 15-16. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Понятие «конфликт интересов на государственной и муниципальной службе. Международные документы и нормативно-правовые акты РФ и ее регионов о конфликте интересов на государственной и муниципальной службе. Тема 17. Порядок предотвращения конфликта интересов на гражданской и муниципальной службе. Поведение государственного и муниципального служащего в ситуации, предшествующей «Конфликту интересов». Действия руководителя по отношению к своим подчиненным. в ситуации, предшествующей «Конфликту интересов». Тема 18. Институт урегулирования конфликта интересов. Поведение государственного и муниципального служащего в ситуации «Конфликт интересов». Действия руководителя в ситуации «Конфликт интересов» по отношению к своим подчиненным. Проблемы в оценке ситуации «Конфликт интересов».
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В процессе обучения будут использованы такие методы работы со студентами, как проведение коллоквиумов, на которых студенты будут выступать с заранее подготовленными докладами, в которых будут приводиться результаты проведенного ими анализа конфликтных ситуаций как в государственных и муниципальных органах власти, так и в различных сферах общественной жизни с использованием компьютерных технологий, интерактивных презентаций с построение графиков, диаграмм и таблиц, наглядно описывающих положение дел в анализируемой студентом сфере. Также компьютерные технологии будут использованы при проведении тестовых опросов для контроля знаний студентов. При проведении отдельных семинарских занятий возможны встречи студентов с представителями региональных и местных органов управления в целях получения студентами специальной информации и конкретных практических навыков по изучаемым разделам дисциплины. На ряде занятий студенты будут решать ситуационные задачи.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Ситуационные задачи: Задача 1. Вы руководитель. Видите, что назревает конфликт между Вашими подчиненными. Ваши действия.
Задача 2. Конфликт между подчиненными принял необратимый характер. Оба являются полезными для фирмы сотрудниками. Ваши действия.
Задача 3. Вам поручено формирование нового отдела из числа хорошо известных Вам сотрудников. Каким критериям Вы будете руководствоваться?
Задача 4. Вы видите, что руководитель собирается принять решение, которое может изменить мнение о нем как о хорошем специалисте (руководителе). Как Вы поступите?
Задача 5. Вы замечаете, что один из сотрудников отдела, руководителем которого Вы являетесь, старается всеми способами обратить на себя Ваше внимание. Как Вы к этому отнесетесь, что предпримете? Вопросы промежуточного контроля 1.Стадии развития конфликта. 2.Показатели и стадии развития социальной напряженности. 3.Характеристика субъектов производственных отношений и конфликтов. 4.Конфликтная ситуация и возможные направления его развития. 5.Основные формы столкновения экономических интересов. 6.Конфликт и насилие. 7.Предупреждение, локализация и разрешение производственных конфликтов. 8.Проблема конфликта в современной научной литературе. 9.Классификация конфликтов. Возможные подходы. 10.Определение понятия конфликт. Основные элементы конфликта. 11.Взгляды Аристотеля и Гоббса на природу конфликта и современность. 12.Характеристика конфликта как универсального явления в работах Р. Дарендорфа. 13.Сознание, солидарность, нравственность, конфликт в работах Дюркгейма. 14.«Норма» в структуре социального действия Парсонса. 15.Конфликтология как область научного знания. 16.Характеристика типичных ошибок руководителя в конфликтных ситуациях. 17.Авторитет и его противоречивая роль в конфликте. 18.Руководитель в конфликте. 19.Построение моделей развития конфликта. 20.Учет личностных особенностей конфликтующих в регулировании конфликтов. 21.Общеметодологические принципы решения проблемы конфликта. 22.Нормативные механизмы регулирования конфликтов. 23.Власть и конфликт в творчестве М. Вебера. 24.Методы поддержания и развития сотрудничества. 25.Предупреждения конфликта. 26.Подготовка к переговорам. Анализ типичных ошибок, совершаемых в ходе переговоров. 27.Переговоры в ситуации «захват заложников». Медиация как способ организации переговоров. 28.Основные направления разработок в современной конфликтологии. 29. Роль переговоров в предупреждении и завершении конфликтов. 30.Формы завершения конфликта. 31.«Социальная напряженность» в теории и практике разрешения социальных конфликтов. 32.Стадии развития конфликта. 33.Показатели и стадии развития социальной напряженности. 34.Характеристика субъектов производственных отношений и конфликтов. 35.Конфликтная ситуация и возможные направления его развития. 36.Основные формы столкновения экономических интересов. 37.Конфликт и насилие. 38.Предупреждение, локализация и разрешение производственных конфликтов. 39.Проблема конфликта в современной научной литературе. 40.Классификация конфликтов. Возможные подходы. 41.Определение понятия конфликт. Основные элементы конфликта. 42.Взгляды Аристотеля и Гоббса на природу конфликта и современность. 43.Характеристика конфликта как универсального явления в работах Р. Дарендорфа. 44.Сознание, солидарность, нравственность, конфликт в работах Дюркгейма. 45.«Норма» в структуре социального действия Парсонса. 46.Методология и методика анализа социальных конфликтов (ресурсный, ценностный, системно - синергетический подходы).
Вопросы текущего контроля
1. Когда и кем предпринимались попытки рационального осмысления конфликтов? 2. Какие этапы в развитии зарубежной и отечественной конфликтологии выделяются в учебной литературе? 3.Что может служить основанием периодизации процесса становления и развития конфликтологии. 4.Является ли конфликтология наукой в полном смысле слова? 5.Правомерно ли представление конфликтологии как собирательного понятия? 6.Что является объектом изучения конфликтологии? Предметом? 7.Какие методы исследования конфликтов применяются в современной конфликтологии?
1. В чем разница в понимании природы конфликта между Аристотелем и Гоббсом? 2. Какую роль в возникновении и развитии конфликтов могут сыграть ресурсы? 3. Что такое интерес и каково его место в конфликте? 4. В чем сущность ценностного подхода к пониманию природы конфликта? 5. Как практически реализованы идеи о природе конфликта в современной общественной жизни? 6. Какое место, по мнению различных авторов, занимают конфликты в общественных изменениях. 7. Какое место в жизни общества занимает конфликт материальных и идеальных интересов? 8. Могут ли противоречия и конфликты способствовать общественному прогрессу? 9. Какие способы исследования конфликта предлагались М.Вебером? 10. Какую роль в своей теории Р.Дарендорфа отводил групповым конфликтам? 11. Что, по мнению Р. Дарендорфа, необходимо для успешного регулирования конфликтов? 12. В чем смысл понятий механической и органической солидарности? 13. Какие источники социальной напряженности характеризует Т.Парсонс? 14. Для решения каких вопросов используются и могут быть использованы разработки в области конфликтологии? 15. Какие возможности для решения практических задач открывают «теории среднего уровня»? 16. В чем сущность методов «принципиальных переговоров», «медиации»? 17. В чем специфика юридической конфликтологии? 18. Какие уровни конфликтности и почему вызывают соответствующие проблемы? 19. С характеристиками каких методологий и методик анализа социальных конфликтов вы встретились в процессе изучения учебной дисциплины? Для решения каких вопросов используются и могут быть использованы разработки в области конфликтологии? 20. Определите значения классификации конфликтов. 21. От чего зависит выбор варианта классификации конфликтов? 22. Какие основания могут быть использованы для классификации конфликтов? 23. Определите, использую различные подходы к классификации конфликтов, какие цели преследовали их разработчики? 24. Дайте характеристику социальных конфликтов? 25. Определите особенности конфликтов в различных сферах взаимодействия? 26. Какие проблемы необходимо решить в процессе классификации конфликтов? 27. Кого можно отнести к участникам конфликта? 28. Какие функции они могут выполнять? 29. В чем практическая значимость определения этапа в развитии конфликтной ситуации и конфликта? 30. Что можно считать началом конфликта? 31. Подчиняется ли развитие конфликтов определенной логике? 32. Что может повлиять на направленность и характер развития конфликта? 33. Каким образом конфликт может завершиться? 34. Дайте определение для социального конфликта? 35. Какие подходы к определению места и роли классовых конфликтов рассматриваются в концепциях различных авторов? 36. Что такое «статусные группы» и какую роль они играют в возникновении и развитии конфликтов? 37. «Социальная структура общества – источник конфликтов». Можем ли мы согласиться с этим тезисом Л. Козера? 38. В чем смысл идеи П. Бурдье о Многомерности социального пространства? 39. Какие уровни выделяют в социальном конфликте? 40. Как можно соотнести происходящее в России процессы и конфликты с идеями о возникновении и развитие социальных конфликтов? 41. Определите специфику возникновения и развития этносоциальных конфликтов? 42. Какую роль в возникновении и развитии межнациональных конфликтов могут сыграть национальные элиты? 43. Что такое экономические интересы? 44. Как возникают забастовки? 45. Какие формы столкновения экономических интересов характерны для современности? 46. Дайте характеристику институтам экономической демократии? 47. Назовите принципы социального партнерства? 48. Какие вы знаете модели социального партнерства? 49. Что такое трипартизм и каковы особенности его формирования в России? 50. Какие виды соглашений предусмотрены трудовым кодексом РФ? 51. Какие формы борьбы за политическое пространство Вы знаете? 52. Что такое «Рефлексивная политика»? 53. Дайте характеристику основным субъектам политического конфликта. 54. В чем отличие конфликтов авторитарной власти от конфликтов демократической власти? 55. В чем причины политических конфликтов и дайте им характеристику? 56. Какие показатели развития региона позволяют говорить о возможностях региональных конфликтов? 57. Между какими экономическими, политическими и другими субъектами региона вероятность конфликтов представляется наиболее высокой и почему? 58. Дайте по возможности наиболее подробную оценку конфликтам, имеющим место в регионе. 59. Что может служить основанием стабилизации региональных отношений и снижения конфликтности в регионе? 60. В каких формах проявляются региональные конфликты? 61. Назовите основные этапы подготовки и принятия управленческого решения в конфликтной ситуации. Определите особенности каждого из них 62. Какие требования предъявляются к оптимальному управленческому решению? 63. Что собой представляет управленческая модель? 64. Какие управленческие модели можно применить при работе с конфликтами? 65. Какие методы управления конфликтами относятся к внутриличностным? 66. Охарактеризуйте структурные методы управления конфликтами 67. В чем специфика личностных методов управления конфликтами? 68. В чем сущность подавления конфликтов? 69. Что должен делать руководитель, если он является субъектом конфликтов? 70. Какие посреднические функции может выполнять руководитель в конфликтах между подчиненными? 71. Какие требования должен соблюдать руководитель при разрешении конфликтов между подчиненными? 72. На какие нормы должен ориентироваться руководитель, находясь в конфликтной ситуации? 73. В чем заключается двойственная роль авторитета руководителя в конфликте? 74. Может ли руководитель провоцировать конфликты для достижения целей организации? 75. На каких стадиях конфликта переговоры могут быть наиболее результативны и почему? 76. Какие этапы можно выделить в процессе подготовки и проведения переговоров? 77. Сравните переговоры с другими способами разрешения конфликта. 78. Какие ошибки при проведении переговоров являются наиболее типичными? 79. чем обусловлено применение того или иного стиля ведения переговоров в конфликтных ситуациях? 80. Что отличает медиацию как способ ведения переговоров? 81. На каких принципах основано проведение медиации? 82. Что необходимо для развития института медиаторства в России? 83. Что может способствовать эффективному общению? 84. Какие причины лежат в основе конфликтов между личностью и группой? 85. В каких случаях и какие конфликты рекомендуется стимулировать?
7.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: ПО ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
В процессе изучения курса «Управление конфликтами в государственном и муниципальном управлении» проводятся практические (семинарские) занятия. Цели проведения этих занятий состоят в следующем: – закрепить учебный материал, обсужденный в процессе лекционных занятий; – рассмотреть подробно наиболее сложные теоретические и практические проблемы современной теории управления; – оформить свой взгляд на проблемы, изучаемые в рамках курса; – сформировать умения и навыки использования изученного материала в практической деятельности. Кроме того, практические занятия предназначены для проведения текущего контроля успеваемости студента. Время на подготовку к семинарскому занятию предоставляется студенту в соответствии с ГРАФИКОМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. Работа студента на семинаре оценивается в соответствии с принятой на кафедре «Управление и социология» шкалой отметок. Она является важнейшим критерием при сдаче студентом семестрового зачета и учитывается при сдаче семестрового экзамена. Подготовка к практическим занятиям: Необходимо внимательно изучить ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ (см. ниже). Для подготовки устного ответа на основные вопросы, обсуждаемые на семинаре, следует внимательно просмотреть соответствующую лекцию, а также РЕКОМЕНДУЕМУЮ ЛИТЕРАТУРУ. Желательно не ограничиваться учебниками, и использовать при подготовке ответа на каждый вопрос монографии и научные статьи, рекомендованные преподавателем. Если студент использовал классическую или новейшую литературу, не вошедшую в список рекомендованной, то, как правило, это увеличивает ценность его ответа. Рекомендуется приступить к написанию плана (или конспекта) ответа сразу на все вопросы только после нахождения литературы по этим вопросам. Как правило, выступление по каждому из пунктов плана семинарского занятия должно быть подготовлено на основе нескольких источников. После составления плана (конспекта), следует обратить внимание на ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ И ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ, имеющиеся в плане практического занятия. Вопросы для самоконтроля позволяют студенту понять, усвоил ли он основное содержание учебного материала по данной теме. Ответы на эти вопросы также обязательны при подготовке к занятию. Проблемные вопросы и задания носят творческий характер и необходимы для развития интеллекта студента, его умения оригинально мыслить и реализовывать теоретические знания на практике. Вместе с тем, ответы на эти вопросы также должны базироваться на знаниях, полученных при чтении лекций, научной и учебной литературы. В ходе практического занятия обсуждаются последовательно все основные вопросы, имеющиеся в плане. Вначале один из студентов делает развернутое выступление по пункту основного плана. Выступление представляет собой самостоятельное, живое изложение материала и, как правило, не должно быть исключительно «по бумажке». Тем не менее, во время выступления рекомендуется пользоваться собственным письменным планом, а также зачитывать отдельные, особо важные или трудные отрывки. Затем по основному выступлению начинается дискуссия, проходящая по следующей схеме: – преподаватель и студенты задают вопросы выступающему; – выступающий отвечает на эти вопросы; – студенты и преподаватель высказывают свои точки зрения по поводу заданных вопросов, если ответы основного выступающего показались им неполными или неточными; – студенты выступают с развернутыми дополнениями к выступлению; – обсуждаются проблемные вопросы, предложенные в плане занятия или в ходе дискуссии. Активность студентов в ходе дискуссии учитывается при выставлении отметки по итогам занятия. Особо оцениваются удачные и оригинальные ответы на проблемные вопросы. Если практическое занятие должно проходить по особой схеме, это специально оговаривается в плане занятия. Другие виды самостоятельной работы - самостоятельное углубленное изучение дополнительной литературы по темам (контроль – оценка доклада на практическом занятии).
14. Рекомендуемая литература ОСНОВНАЯ
2000 – 320с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
Журналы: «Вестник Московского университета, серия 21 «Управление (государство и общество)»», «Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6 «Философия. Политология. Психология. Международные отношения», «Вопросы государственного и муниципального управления», «Вопросы статистики», «Государственная служба», «Проблемы теории и практики управления», «Социальная политика и социальное партнерство», “Public Administration Review”, “International journal of public administration”.
График самостоятельной работы студентов по дисциплине «Управление конфликтами в государственном и муниципальном управлении»
Темы практических занятий
Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|