|
Вспомогательных мнемонических принциповИмеется 12 вспомогательных принципов, которые помогают применять фундаментальные принципы мнемоники: ассоциации, формирование образа и локализацию. 1 • Синестезия Синестезия обозначает комбинирование всех основных компонентов чувственно-эмоциональной сферы человека, иными словами, его ведущих чувств и ощущений, посредством которых он воспринимает окружающий мир. Большинство лиц, демонстрирующих выдающуюся «природную» память, а также большинство тех, кто развил ее благодаря правилам мнемоники, добились повышенного тонуса чувств и активно комбинируют их, чем достигают высоких результатов в запоминании. В ходе изучения проблем развития памяти было обнаружено, что для достижения успехов в этой сфере необходимо проявлять большую активность в эмоционально-чувственном восприятии мира и регулярно тренировать свои: а) зрение; 2 • Движение Для любого мнемонического образа движения, ассоциируемые с ним, открывают возможность вашему мозгу найти к нему удобную «привязку» и потому запомнить. Представляя свои образы в движении, старайтесь, чтобы они, по возможности, были трехмерными. 3 • Ассоциация Что бы вы ни запоминали, старайтесь формировать ассоциации, или связи, между запоминаемым объектом и чем-то прочно закрепленным у вас в сознании. 4 • Сексуальность У всех нас хорошая память в этой сфере. Пользуйтесь этим! 5 • Юмор Чем более смехотворны, пусть даже абсурдны, по-доброму гротескны и сюрреалистичны образы, которые вы создаете своим воображением, тем прочнее вы их запомните. Работа с памятью должна приносить радость. 6 • Воображение Эйнштейн говорил: «Воображение важнее знания. В то время как знание ограничено, воображение способно объять весь мир, стимулируя прогресс и эволюцию». Чем более вы используете воображение при работе со своей памятью, тем крепче она становится от этого. 7 • Счет Нумерация и счет добавляют конкретности и эффективности принципу упорядоченности и последовательности (см. ниже). 8 • Символизм Замена слишком обыденного или скучного образа на более яркий и занимательный увеличивает вероятность успешного запоминания. 9 • Цвет Всякий раз, когда это уместно, и, вообще, когда только возможно, используйте все цвета радуги, с тем чтобы ваши образы были «красочными» и потому легко запоминаемыми. 10 • Порядок и/или последовательность В сочетании с другими принципами, принцип порядка и/ или последовательности облегчает поиск нужного в массе запомненных сведений, содействуя «произвольному доступу» к информации при ее извлечении из памяти. 11 • Позитивность образов В большинстве случаев позитивные, или субъективно приятные, образы более подходят для целей запоминания, поскольку, попросту говоря, к таким образам мозгу «приятнее» возвращаться. В отношении негативных образов во многих случаях можно сказать, что, будь даже все вышеперечисленные принципы для них соблюдены и будь они сами потенциально «памятны», мозг нередко блокирует оперирование ими, находя перспективу обращения к ним «неприятной». 12 • Преувеличение Создавая свои образы, свободно предавайтесь гротеску, т.е. преувеличению, в отношении их размеров, формы, цвета и звукового сопровождения, ассоциированного с ними. Познакомившись с тремя фундаментальными принципами и двенадцатью вспомогательными, воспроизведите повторно в воображении фантазию о планетах. Постарайтесь при этом насчитать, сколько фундаментальных и сколько вспомогательных принципов вы используете при воссоздании ее в памяти. Теперь вы в состоянии сказать, какими образом вам удалось столь блистательно справиться с этой задачей на запоминание и почему, если работать с памятью как полагается, она в состоянии творить настоящие чудеса. Современные данные, подтверждающие знания древних греков Недавние исследования центральной нервной системы человека, особенно в части функционирования правого и левого полушарий головного мозга, подтверждают, что каждый из нас наделен богатейшим сектором ментальных способностей центры которых распределены по всему объему наиболее развитых в ходе эволюции отделов мозга, и что попросту требуется тренировка, чтобы дать возможность этим талантам проявиться и развиться в полной мере. Ментальные способности, за которые отвечают левое и правое полушария головного мозга, таковы: 1. Речь. В заднем и среднем отделах головного мозга, а также частично в коре переднего его отдела располагаются центры, отвечающие за следующие ментальные способности: 1. Зрение. Даже беглого сравнения достаточно, чтобы заметить замечательную схожесть того, что открыли древние греки путем самоанализа и эмпирических находок, и результатов, полученных современной наукой посредством самых изощренных методов. Получив, таким образом, двойное подтверждение, мы в состоянии ныне применять принципы мнемоники с большей уверенностью и с большей же эффективностью; зная, что нам гарантировано достижение «немыслимых прежде» улучшений вработе своей памяти и общей ментальной активности. С таким напутствием еще раз воспроизведите в голове историю с планетами, уделив максимум внимания каждому эпизоду; на этот раз проверьте, сколько функций, за которые отвечают правое и левое полушария головного мозга, оказываются задействованными в работе вашего мышления. Вы обнаружите, что практически все! Творчество и память Теория, которую вы только что усвоили, и упражнение на запоминание планет, проделанное вами уже неоднократно, позволяют сделать вывод о невероятно тесной связи, имеющей место между памятью, подвергнутой тренировке, и творческим потенциалом личности. Основным двигателем творчества является ВООБРАЖЕНИЕ. Творческие гении отправляются в невероятные путешествия средствами своей фантазии и увлекают других людей в новые, доселе неизведанные области знания. Новые АССОЦИАЦИИ, которые при этом возникают, способны дать рождение новым взглядам на мир, нередко именуемым творческим прорывом. Такова суть произведений гениев — людей, способных менять ход истории. Все это было свойственно Леонардо да Винчи, Дарвину, Архимеду, Ньютону, Сезанну и Эйнштейну. Нетрудно, исходя из этого, прийти к выводу, что память суть использование сил воображения и ассоциации для фиксации прошлого в определенном месте (ЛОКАЛИЗАЦИЯ) и преТВОРЕНИЕ прошлого в настоящем; в то же время творчество суть использование тех же сил воображения и ассоциации для переноса мысли, рожденной в настоящем времени, в будущее и, опять-таки, преТВОРЕНИЕ мысли, ныне взлелеянной, в оформленное будущее произведение — будь то поэма, симфония, научная закономерность, здание или звездолет. Важным моментом здесь является то, что хотя названия и назначение их слегка разнятся, принципы, лежащие в основе ВООБРАЖЕНИЯ и АССОЦИАЦИИ, идентичны. Поэтому когда вы упражняете свою память, вы одновременно тренируете и, следовательно, совершенствуете свой творческий потенциал. Подобные занятия имеют такое же значение для мозга, как гимнастические упражнения -для тела. Чем чаще вы наведываетесь в фиттинг-клуб «Мнемоника», тем крепче станут «мускулы» вашей памяти и выше способность к творчеству. Если развить эту мысль немного далее, то формула развития гениальности напрашивается сама собой: чем больше энергии вы вкладываете в развитие собственной памяти, тем выше ваш творческий потенциал. У вас неограниченные возможности к этому. Мнемоническая система СЕМ3 позволяет вам встать на путь, ведущий к неограниченным по возможностям памяти и творческому потенциалу.
Мнемонические системы — не праздные «трюки» Ввиду высокой эффективности мнемонических систем, а также того факта, что в течение последних столетий использование человеком возможностей своего мозга имело тенденцию к снижению, многие люди считают, что упомянутые системы так или иначе не соответствуют «нормальному положению вещей» или «естеству человека» и потому являются не более чем трюком. Однако новые знания о человеческом мозге дают нам основания утверждать, что справедливо как раз обратное: работа памяти в «нормальном» режиме на поверку оказывается неестественно малопродуктивной, иногда даже резко ограничивающей наши возможности, а идеи, возникшие У ранних цивилизаций, таких как Древняя Греция, на самом деле вполне отвечали современным представлениям и являлись первыми естественными шагами в сторону высвобождения неограниченных возможностей человеческого мозга, в том числе и резервов памяти. Пища для ума В ходе последних восьми чемпионатов мира по использованию резервов памяти все гроссмейстеры памяти [и в особенности чемпионы мира Доминик О'Брайен и д-р Сьюзен Уайтинг) убедительно доказали, что, упражняя мозг методами мнемоники, можно значительно расширить возможности своей «естественной», или «нормальной», памяти. Более совершенные системы Освоив систему связного изложения, пионеры мнемоники со временем пришли к выводу, что можно предложить более продвинутые и совершенные системы организации информации для ее удобного запоминания (см. мою книгу «Use Your Memory», выпущенную издательством «ВВС Workdwide»), превращающие усвоение сколь угодно сложной и объемной информации в столь же легкое дело, как запоминание основных сведений о планетах Солнечной системы. Напутственные слова Одной из таких наиболее удачных систем является та, которая получила название «главной системы»; она изложена в следующей главе. «Главная система» — это ваш первый крупный шаг к освоению СЕМ3. Главная система Краткий обзор главы • Код, используемый в «главной системе» • Запоминание дат, телефонных номеров, любых числовых последовательностей • Базовая «сотня» «главной системы» • Сделайте «главную систему» своей неотъемлемой частью! • От 100 до 10 000 — за один присест! «Секретный» код, с которым вы вскоре познакомитесь, есть то, чем по большому секрету поделился со мной, «выложив карты на стол», профессор Кларк в тот замечательный день — 38 лет назад. Некоторым уже, возможно, стало понятно, каким образом профессору Кларку удался столь эффектный «номер», потрясший студентов-первокурсников, о чем я рассказывал ранее. Для того чтобы запомнить столь много информации, он использовал один из принципов мнемоники: порядка и последовательности. А что дало ему возможность его применить? Конечно, «главная система»! «Главная система» была изобретена в середине семнадцатого века человеком по имени Станислаус Минк фон Венс-хайн. Целью фон Венсхайна было создать систему, которая переводила бы цифры в буквы, а буквы в цифры, позволяя составлять слова из любых комбинаций цифр и, наоборот, числа из любых комбинаций букв. В восемнадцатом столетии система была усовершенствована англичанином Ричардом Греем. Для перевода цифр в буквы «главная система» использует специальный код, построенный таким образом, чтобы его легко было запомнить. Код этот следующий: ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|