Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Как безошибочно запомнить до 10 тысяч наименований





Как безошибочно запомнить до 10 тысяч наименований

Усовершенствуйте
Свою
Память

 


Об авторе

Тони Бьюзен, известный своим «титулом» — господин Па­мять, — один во всем мире обладает знаниями, необходимыми, чтобы написать книгу, которую вы сейчас держите в руках.

Знания в области памяти позволили Тони Бьюзену получить целый ряд почетных степеней в разных отраслях науки и ис­кусства. Он обладатель рекорда в запоминании больших объ­емов информации, родоначальник теории интеллект-карт (ин­струмента развития памяти и мышления, метко прозванного «швейцарским армейским ножиком вашего мозга» и представ­ляющего собой крупнейшее, и единственное, принципиальное изобретение в рассматриваемой области за последние 500 лет), а также автор многих книг-бестселлеров. Он основатель всемир­ных чемпионатов памяти, которые ныне — заметное явление в международной культурной и спортивной жизни.

Кроме того, Тони Бьюзен — президент Фонда мозга, осно­ватель благотворительного Трастового фонда мозга и Клуба мозга, соучредитель Олимпиады интеллекта и создатель кон­цепции «Ментальной грамотности».

Ведущий в мире специалист по вопросам развития интел­лекта, памяти и способностей к учебе, Тони Бьюзен — автор и соавтор в общей сложности 82 книг, в том числе четырех то­мов поэзии. Его книги, среди которых такие, как «Книга ин­теллект-карт: разветвленное мышление», «Научите себя думать», «Подключай свою память», «Используй на полную мощность и тело, и дух», «Руководство по развитию способностей к уче­бе для будущего поколения», были опубликованы более чем в 100 странах и переведены на 28 языков. Объем тиража его книг во всем мире приближается к пяти миллионам — и в те­чение последних 26 лет наблюдался экспоненциальный рост количества проданных экземпляров.

Тони Бьюзен стал звездой международной величины в сред­ствах массовой информации, являясь участником, ведущим или продюсером многочисленных теле-, видео- и радиопро­грамм, как национальных, так и международных, включая бью­щий рекорды телесериал «Думай головой» («Би-Би-Си» ТВ), сериал «Открытый разум» («Ай-Ти-Ви»), «Чарующий образ» (полнометражный документальный фильм о загадках мозга), а также многочисленных ток-шоу. В ноябре 1997 г., после се­рии телевизионных презентаций, посвященных всемирным чемпионатам памяти и олимпиадам интеллекта, транслировавшимся на весь мир и привлекшим внимание, по некоторым оценкам, 1,5 миллиарда зрителей, он появился в прямом эфире перед телезрителями США и побил существовавший на тот момент рекорд открытого для всех желающих конкурса на запоминание многозначных чисел.

Тони Бьюзен консультирует правительственные организа­ции и транснациональные корпорации (включая «Бритиш Петролеум», «Барклейс Интернэшнл», «Диджитл Экуипмент Корпорэйшн», «Электроник Дейта Системз», «Дженерал Моторс», «Хьюлетт Паккард» и «IBM») и регулярно читает лекции перед слушателями из ведущих международных компа­ний, университетов и школ. Члены международной Органи­зации Молодых Президентов (YPO), мультимиллионеров всей планеты с любовью прозвали его «Мистер Брейн». Боль­шую часть своего времени он уделяет помощи людям с пони­женными способностями к учебе. Он также обладатель само­го высокого в мире «коэффициента творческого мышления» («творческого IQ»). Одним из его последних достижений яви­лось создание в соавторстве компьютерных программ, моде­лирующих интеллект-карты памяти, которые позволяют мозгу на основе углерода (т.е. человеческому!), прибегать к помощи мозга, построенного на кремнии (т.е. компьютерного!), при создании интеллект-карт специально для целей запоминания и хранения информации, и далее, на основе этого, — исполь­зовать этот инструментарий для нужд творческого мышления.

Его последним изобретением стала разработка второй по счету за последние 500 лет новейшей «главной системы» па­мяти: саморасширяющейся генеральной мнемонической мат­рицы (СЕМ3).

В настоящей книге Тони Бьюзен представляет и подробно разъясняет существо предлагаемой им системы развития ин­теллекта, поясняя читателю, как следует применять ее для запоминания информации из различных областей человече­ского знания.

Слова признательности

Моя глубокая признательность (и умом, и сердцем) ниже­следующим лицам, чьим мастерством я восхищен и чей вклад я никогда не забуду: д-ру Сьюзен Уайтинг, гроссмейстеру па­мяти, четырехкратной чемпионке мира по использованию ре­зервов памяти среди женщин — за ее вдохновенные и непре­станные усилия, позволившие мне довести до совершенства СЕМ3, что дало другим людям возможность понять эту сис­тему, оценить и поставить себе на службу, а также за ее нынеш­ний титул чемпиона СЕМ3; Ванде Норт, эксперту и главному редактору, за самоотверженную практическую помощь в дора­ботке концепции, за восторженный энтузиазм, с которым она восприняла идею «ментально грамотной планеты»; Реймонду Кину, международному гроссмейстеру по шахматам и интел­лектуальным видам спорта, кавалеру ордена Британской им­перии — за выдающийся вклад в дело определения и ранжи­рования гениальности и за его глубокие познания и проница­тельность, проявленные при разборе всей массы произведений Шекспира; Айену Докерти, гроссмейстеру памяти, за его не­прекращающуюся помощь в развитии СЕМ3 и за его генераль­ную интеллект-карту, вдохновившую автора на создание ин­теллект-карт, которые вы найдете в настоящей книге; замеча­тельным художникам — Лоррейн Джилл и Кристоферу Хед-ли-Денту — за помощь, расширившую мои познания в сфере искусства, и за исследовательскую работу, содействовавшую созданию главы «Художники» настоящей книги; моему лич­ному помощнику Лесли Байес — за обеспечение безупречно гладкой работы всех систем и за контроль над подготовкой оригинала-макета данной книги; моей дорогой матери — Джейн Бьюзен чье «орлиное редакторское око» заметило свы­ше двадцати пяти ошибок в «законченном» оригинале-маке­те; моему помощнику по научным исследованиям и компью­терному асу Сюзанне Пампин, которая собрала много бесцен­ной информации и перенесла массу данных для этой книги из моей головы в «мозг» компьютера; Доминику О'Брайену, ше­стикратному и доныне, на закате двадцатого столетия, непревзойденному чемпиону мира по использованию резервов па­мяти, за доказательство на собственном примере справедли­вости всего того, что утверждается в настоящей книге; моему дорогому первому редактору Шейле Эблман, которая помог­ла мне выпестовать и привести к столь грандиозному успеху все мои книги, изданные «Би-Би-Си»; моему новому и высо­ко мною чтимому редактору, Джоан Осборн, которая плодо­творно работала со мной над многими другими публикация­ми; выдающемуся художнику и проектировщику интеллект-карт, Алану Бертону, произведения которого столь же мнемо­нически запоминаемы, как для меня — наши остроумные и проникнутые духом творчества беседы в ходе создания его ра­бот; а также сотрудничавшей со мной замечательной редакци­онной коллегии «Би-Би-Си», среди членов которой с особен­ной благодарностью упомяну Сэлли Поттер и Келли Дейвис.


Предисловие

Доминик О'Брайен


Предисловие

Напутственные слова

Начнем с того, что докажем: ваша память значительно лучше, чем вы привыкли считать!


Краткий обзор главы

• Тест

• Запоминаем планеты Солнечной системы

Тест на проверку собственной памяти, который вы вскоре проделаете, касается планет нашей с вами Солнечной систе­мы. Исследуя проблемы памяти на протяжении последних двадцати пяти лет, я обнаружил, что о любой тысяче человек в среднем можно сказать следующее:

1. Девятьсот человек из 1000 в прошлом учили и какое-то вре­мя помнили названия всех планет.

2. Каждому человеку на каком-то отрезке жизни «преподно­сили» эту информацию либо в школе, либо в газетах, либо на экранах телевизоров, причем общее число таких «учеб­ных» часов варьируется от 10 до 100.

3. Сто человек из 1000 полагают, что им известно, сколько планет насчитывает Солнечная система.

4. Сорок из 1000 уверены в том, что точно знают, сколько пла­нет в Солнечной системе.

5. Десять полагают, что им известен порядок расположения планет Солнечной системы.

6. Десять из 1000 готовы биться об заклад, что знают это со­вершенно точно!

Причиной столь удручающего положения вещей является то, что нас совершенно не учат, как следует запоминать инфор­мацию.

Проверьте свои знания в этой области, ответив на следую­щие вопросы:

• Приходилось ли вам запоминать сведения о планетах Сол­нечной системы, и если да, то с какой попытки и за какой промежуток времени вы осилили эту задачу?

• Известно ли вам принятое на сегодняшний день количество планет в Солнечной системе?

• Можете ли вы назвать каждую из них?

• Известен ли вам порядок, в котором расположены планеты Солнечной системы?

Тест

Напишите по памяти названия всех планет Солнечной системы. Подставьте названия планет в соответствии с их предполагаемым порядковым номером (от 1 до 9). Когда закончите, сверьтесь с правильным перечнем. Ставьте себе 1 балл за каждый правильный ответ. Если вы правильно назвали планету, но присвоили ей невер­ный порядковый номер, вашим баллом будет 0. Ведь это по­чти то же, что перепутать цифры в выученном наизусть теле­фонном номере! Средний суммарный балл за этот тест во всем мире составляет одну целую и сколько-то десятых, поэтому не расстраивайтесь, если ваша оценка окажется ниже, чем вы предполагали.

Запоминаем планеты Солнечной системы

Следующее интеллектуальное упражнение навсегда изме­нит ваш взгляд на то, как следует пользоваться памятью, по­служит ее дополнительной тренировке и позволит вам запо­мнить столько, сколько другие люди не способны усвоить за всю свою жизнь!

Внимательно следуйте указаниям, свободно предавайтесь полету фантазии и готовьтесь к тому, что в итоге результат покажется вам просто изумительным.

В Солнечной системе насчитывается девять планет.

Начиная от ближайшей к Солнцу, порядок их таков:

1. Меркурий (малая)
2. Венера (малая)
3. Земля (малая)
4. Марс (малая)
5. Юпитер (большая)
6. Сатурн (большая)
7. Уран (большая)
8. Нептун (большая)
9. Плутон (малая)

Для того чтобы запомнить планеты и их порядок на всю жизнь, вам предлагается, используя свое воображение, собрать их все воедино так, чтобы получился связный и в то же время образный, "фантастический" рассказ. Если будете следовать нашим указаниям по составлению, то окажется, что его труд­нее забыть, нежели запомнить.

Вообразите, что прямо перед вами, там, где вы сейчас чи­таете, славное наше СОЛНЦЕ. Постарайтесь, чтобы полу­чился предельно ясный мысленный образ, чтобы вы ощуща­ли тепло, исходящее от него, и восхищались его ослепитель­ным ярко-оранжевым сиянием. Теперь вспомните «солнце» поменьше (речь идет о небольшой планете), но не менее яр­кое, а точнее — кумира миллионов людей в недавние годы, английского певца и композитора Фредди МЕРКЮРИ (эта фамилия почти в точности соответствует русскому названию планеты МЕРКУРИЙ), чья безвременная смерть от СПИДа стала подлинной трагедией для многих любителей современ­ной музыки.

Вообразите его на залитом солнцем стадионе, чарующим зрителей своим волшебным голосом. Теперь представьте: концерт настолько хорош, что привлек внимание богини, красивейшей из всех и достаточно миниатюрной (это опять - таки малая планета!), как и подобает «женственнейшей из женственных». Представьте ее во плоти, оденьте (что совсем не обязательно!), выберите для нее подобающий аромат духов, в общем, представьте ее такой, какой ей полагается, по-вашему, быть. Как же нам назвать нашу богиню? Конечно же,

ВЕНЕРА!

Постарайтесь добиться максимальной живописности обра­за Венеры. Теперь представьте себе, как она подбирает с тра­вы яркий металлический шар и бросает его вверх, отчего тот, получив чудовищное ускорение от могучей руки на первый взгляд хрупкой богини, совершает межпланетный перелет (вы явственно видите его траекторию благодаря блестящей, отра­жающей Солнце поверхности шара) и падает с глухим стуком прямо к вам в сад, завершив свой многокилометровый путь. Удар настолько силен, что вы чувствуете легкую дрожь почвы, вызванную им!

А где расположен ваш сад? Конечно, на планете ЗЕМЛЯ! От силы удара шара в почве образуется приличного разме­ра кратер, и комья земли (ЗЕМЛИ) дождем падают на терри­торию вашего соседа.

Ваш сосед представляется вам маленьким (это тоже малая планета), краснолицым (она имеет красный цвет), сердитым и воинственным типом, к тому же с аппетитным шоколадным батончиком в руке! И как зовут этого «бога войны»? Конеч­но, это МАРС.

Марс в ярости от того, что вы, как ему кажется, швыряете в него комьями земли, и он уже готов отплатить вам тем же, когда на сцене появляется настоящий гигант, со столь тяже­лой поступью, что от его шагов сотрясаются сами основы (и вы должны чувствовать, как они сотрясаются!) бытия. Пред­ставьте его величиной с небоскреб и постарайтесь придать его образу такую же отчетливость, как ранее Венере. Он велит Марсу утихомириться, на что тот с готовностью соглашается, поскольку этот гигант, на лбу которого сияет золотом буква «Ю», - ваш лучший друг и к тому же верховный бог, пятая планета - ЮПИТЕР.

Поднимая глаза, чтобы обозреть все величие Юпитера, вы замечаете надпись САТУРН золотыми буквами на груди его гигантской майки (немудрено, ведь это имя его отца!). Вы обнаруживаете к тому же любопытную закономерность, а именно: в слове САТУРН можно прочесть CAT как сокраще­ние от САТУРН, УР - от УРАН и Н - от НЕПТУН, при этом уменьшение количества букв в их сочетаниях, обозначающих каждую из трех следующих по порядку планет Солнечной системы, соответствует убыванию размеров последних друг относительно друга.

На голове Юпитера сидит и весело лает, виляя хвостом, в знак того, что узнал вас, маленький (потому что это очень ма­ленькая планета!) пес, персонаж мультфильмов Уолта Диснея, по кличке ПЛУТО (что опять-таки почти полностью соответ­ствует русскому названию планеты ПЛУТОН).

Заставьте свое воображение повторно воспроизвести опи­санную только что картину, и, думаю, вы согласитесь, что ее труднее забыть, нежели запомнить!

В ходе исследования вопроса о том, насколько хорошо люди помнят основные сведения о планетах Солнечной системы, было обнаружено, что до ознакомления с принципами запо­минания:

а) восемьсот человек из 1000 мало интересовали эти сведения

б) сто человек из 1000 проявляли активный интерес к информации о планетах;

в) сто человек из 1000 демонстрировали полное отсутствие интереса или даже неприязнь к предлагаемой им информации.

После запоминания названий и порядка небесных тел помощью воображения и системы связного изложения пpaктически каждый из 1000 приобрел живой интерес к информации о планетах.

Результаты исследования иллюстрируют очень важный факт: если человеческий мозг получает информацию, но не запоминает ее или воспринимает ее как не более чем бессмы­сленную путаницу, он Перестает усваивать дальнейшие сведе­ния на данную тему вообще. Со временем, чем больше инфор­мации преподносится мозгу для усвоения, тем в большей сте­пени он склонен отвергать ее и, соответственно, меньше зна­ний приобретать. Печальным итогом может оказаться потеря всякого интереса к новым знаниям.

Если же мозг, с другой стороны, обращается с информаци­ей в удобной и легко запоминаемой матричной форме, для каждой ее новой порции автоматически находится звено в цепи, которое связывает ее с уже усвоенной; она естественным образом встраивается в структуру распознавания, осознания и запоминания, что мы, собственно, и называем знанием.

К примеру, если бы вам сказали, что к Венере был запущен исследовательский зонд, а вы при этом не знаете, где Венере расположена в Солнечной системе, то первой проблемой, с которой столкнется ваш мозг, будет невозможность упорядочить полученную информацию. Вы не будете знать, в какую сторону относительно Земли направился зонд, холодно на Венере или жарко и, вообще, зачем кому-то нужно было его отправлять туда. Соответственно, нормальной реакцией ваше­го мозга будет отвергнуть «неудобоваримую» информацию.

Если же вы знали бы, что Венера — это вторая по счету от Солнца и ближайшая к Земле из тех планет, чьи орбиты рас­положены внутри орбиты последней, вы немедленно опреде­лили бы также, что зонд движется к планете, более близкой к Солнцу, и, значит, более горячей, чем Земля. В вашем мозгу в связи с этим автоматически возникли бы представления о направлении, температуре и местоположению относительно Земли, что привело бы к автоматическому же формированию соответствующих ассоциаций. Одновременно в процессе вы­полнения подобной мыслительной задачи вы невольно лиш­ний раз подкрепляете свои знания о других планетах Солнеч­ной системы. Таким образом, чем больше вы знаете и помни­те, тем более легким и автоматизированным становится про­цесс обретения новых знаний.

Вы очень скоро придете к выводу, что чем более структу­рирована информация, хранящаяся у вас в мозгу (особенно если она представлена в матричной форме), тем легче обеспе­чить запоминание ее дополнительных порций. Емкость чело­веческой памяти столь поразительна, что, единожды получив в свое распоряжение базовые матрицы, вы обеспечите при по­мощи ее механизмов привязку к ключевым единицам инфор­мации все новых и новых ее порций без видимых с вашей сто­роны усилий. Уже сейчас некоторые из вас могли бы пойти еще дальше, приступив к запоминанию дополнительных сведений о планетах Солнечной системы.

И напротив, если вы не снабдили свой мозг структурами, формирующими основу эффективного запоминания и позна­вания нового, то окажется, что чем больше информации пре­подносится ему, тем более он будет склонен отстраняться от нее, а у вас возникнет неудовлетворенность: как много всего вы в жизни не запомнили и, посему, толком не усвоили!

Итак, если вы научитесь в полной мере пользоваться своей памятью, то вполне достижимой для вас целью станет много­кратное усиление способности к запоминанию, приобретение в больших количествах новых знаний, явный прогресс в уче­бе и, что особенно важно, высокая удовлетворенность собой. Вы только что с успехом проделали «мыслительный экспе­римент» с использованием методов, идентичных тем, что применялись всеми известными из истории «гениями памяти». Встретившись с другом, расскажите ему о том, что только что узнали; это послужит дополнительной тренировкой вашей памяти, а вашему другу — прекрасным подарком. Посоветуй­те ему в свою очередь поделиться этим с кем-нибудь из своих знакомых, и уже через несколько лет окажется, что вы поло­жили начало тому, что всякий на планете Земля сможет ска­зать, где она, собственно, находится!

 

Напутственные слове

В следующей главе вы познакомитесь с историей развития мнемонических систем и впервые приблизитесь к пониманию того каким образом вашему мозгу удалось столь блистательно справиться с задачей на запоминание, предложенной вам выше.


4. Память: принципы иприемы запоминания

Краткий обзор главы

• С чего все началось

• Три фундаментальных принципа мнемоники

• 12 вспомогательных принципов мнемоники

• Современные данные, подтверждающие знания древних греков

• Творчество и память

• Мнемонические системы — не праздные трюки

• Все более совершенные системы

Известно ли вам, что более 95 процентов владельцев личных автомобилей время от времени демонстрируют совершенно невероятную забывчивость по поводу их собственного транспортного средства?

Эти люди совершили массу поездок: в торговый центр, аэропорт, театр, заехали к знакомым и, по завершении всех своих дел, когда вернулись на многоместную стоянку, обнару­жили, что не знают, где найти свою машину (т.е. забыли о ее местоположении).

Как такое может случиться? Машина весом в три тонны, их собственная, в которую они сели, ездили на ней, выбрали место для стоянки, заняли его, затем выключили двигатели, вышли из машины, захлопнули и замкнули двери.

Не мог же их мозг забыть все это!

По мере чтения настоящей главы вы придете к осознанию, что герои этой истории не только вполне могли забыть, где оставили машину; более того, это почти закономерно, что они взаправду это забыли, поскольку не знали самых элементар­ных правил, которые следует применять, чтобы что-либо за­помнить. Читайте дальше, и вам все станет ясно...

С чего все началось

До того как современная наука обнаружила, благодаря достижениям в области нейрофизиологии и психологии, необычайные возможности человеческого мозга, уже древние греки открыли для себя, что ментальные способности можно в значительной степени увеличить, если использовать специальные приемы.

Греки разработали фундаментальные правила запоминания, назвав искусство запоминания «мнемоникой», по имени бо­гини памяти — Мнемозины.

Знания о мнемонических приемах и правилах распростра­нялись среди членов интеллектуальной элиты того времени и использовались ими в ходе публичных выступлений и интеллектуальных состязаний, позволяя демонстрировать «чудесную» память и добиваться благодаря этому высоких постов! экономической, политической или военной сфере или же просто поднимать свой авторитет.

Греки, таким образом, являлись «гладиаторами» на заре умственных поединков; на их стадионах проводились состязания ораторов, чьим главным оружием выступала память. Они задавали друг другу каверзные вопросы, стремясь сбить противника с толку, расспрашивая о таких вещах, как количество, названия и порядок следования греческих полисов, вынуждая соперника цитировать наизусть отрывки из литературных произведений или текстов законов.

Те, кто побеждал в подобных соревнованиях, становились ораторами, героями или общественными лидерами.

Мнемонические приемы и правила основывались на фундаментальных принципах, которые при всей своей кажущейся простоте являлись весьма эффективными, когда ставилась задача улучшить память.

Три мнемонических принципа

Греки обнаружили, посредством интроспекции, коллектив­ного обсуждения и обмена мнениями, что память во многом основана на АССОЦИАЦИЯХ; иными словами, работа памя­ти во многом зависит от умения обнаружить и зафиксировать всевозможные связи между объектами. Например, восприняв слово «яблоко» и связанное с ним понятие, мозг запоминает (наделяет ассоциативными связями) цвета, присущие этому фрукту, его вкус, качества, воспринимаемые на ощупь (текстуру), и запах, а также контекстуальную среду (людей, присут­ствовавших при этом, и т.п.), из которой объект был взят как мысленный образ.

Греки поняли также, что, в дополнение к ассоциациям, объект, подлежащий запоминанию, должен быть воспринят по возможности всем набором чувств запоминающего лица, то есть как яркий и различными способами глубоко «прочувство­ванный» ОБРАЗ.

Третьим столпом, на котором зиждется память, является ЛОКАЛИЗАЦИЯ (ФИКСАЦИЯ). Иными словами, для того чтобы ваш мозг запомнил что-либо, в отношении чего сформи­рован образ и закреплены соответствующие ассоциации, дан­ному фрагменту, или «отпечатку», в памяти, должно быть пре­доставлено место, определенное (локализованное) относитель­но массы иных фрагментов информации, хранимых в памяти. В качестве хорошей аналогии можно взять такой пример. Если вы пришли в библиотеку, в которой хранится миллион томов, что вы предпочтете: копаться в горе книг, сваленных на полу как попало, или искать нужную вам в удобном каталоге, где каждому экземпляру присвоен собственный порядковый номер, отвечающий его местоположению на книжной полке? Конечно же, последнее. Настоящая книга призвана помочь вам привести точно в такой же порядок свою память.

Творчество и память

Теория, которую вы только что усвоили, и упражнение на запоминание планет, проделанное вами уже неоднократно, позволяют сделать вывод о невероятно тесной связи, имеющей место между памятью, подвергнутой тренировке, и творческим потенциалом личности.

Основным двигателем творчества является ВООБРАЖЕ­НИЕ. Творческие гении отправляются в невероятные путеше­ствия средствами своей фантазии и увлекают других людей в новые, доселе неизведанные области знания. Новые АССО­ЦИАЦИИ, которые при этом возникают, способны дать рож­дение новым взглядам на мир, нередко именуемым творче­ским прорывом. Такова суть произведений гениев — людей, способных менять ход истории.

Все это было свойственно Леонардо да Винчи, Дарвину, Архимеду, Ньютону, Сезанну и Эйнштейну.

Нетрудно, исходя из этого, прийти к выводу, что память суть использование сил воображения и ассоциации для фик­сации прошлого в определенном месте (ЛОКАЛИЗАЦИЯ) и преТВОРЕНИЕ прошлого в настоящем; в то же время творчество суть использование тех же сил воображения и ас­социации для переноса мысли, рожденной в настоящем вре­мени, в будущее и, опять-таки, преТВОРЕНИЕ мысли, ныне взлелеянной, в оформленное будущее произведение — будь то поэма, симфония, научная закономерность, здание или звездолет.

Важным моментом здесь является то, что хотя названия и на­значение их слегка разнятся, принципы, лежащие в основе ВО­ОБРАЖЕНИЯ и АССОЦИАЦИИ, идентичны. Поэтому когда вы упражняете свою память, вы одновременно тренируете и, сле­довательно, совершенствуете свой творческий потенциал.

Подобные занятия имеют такое же значение для мозга, как гимнастические упражнения -для тела. Чем чаще вы наведываетесь в фиттинг-клуб «Мнемоника», тем крепче станут «мускулы» вашей памяти и выше способность к творчеству. Если развить эту мысль немного далее, то формула разви­тия гениальности напрашивается сама собой: чем больше энер­гии вы вкладываете в развитие собственной памяти, тем выше ваш творческий потенциал. У вас неограниченные возможно­сти к этому.

Мнемоническая система СЕМ3 позволяет вам встать на путь, ведущий к неограниченным по возможностям памяти и творческому потенциалу.

Мнемонические системы — не праздные «трюки»

Ввиду высокой эффективности мнемонических систем, а также того факта, что в течение последних столетий исполь­зование человеком возможностей своего мозга имело тенден­цию к снижению, многие люди считают, что упомянутые сис­темы так или иначе не соответствуют «нормальному положе­нию вещей» или «естеству человека» и потому являются не более чем трюком. Однако новые знания о человеческом моз­ге дают нам основания утверждать, что справедливо как раз обратное: работа памяти в «нормальном» режиме на поверку оказывается неестественно малопродуктивной, иногда даже резко ограничивающей наши возможности, а идеи, возникшие У ранних цивилизаций, таких как Древняя Греция, на самом деле вполне отвечали современным представлениям и явля­лись первыми естественными шагами в сторону высвобожде­ния неограниченных возможностей человеческого мозга, в том числе и резервов памяти.

Пища для ума

В ходе последних восьми чемпионатов мира по использованию резервов памяти все гроссмейстеры памяти [и в особенности чемпионы мира Доминик О'Брайен и д-р Сьюзен Уайтинг) убедительно доказали, что, упражняя мозг методами мнемоники, можно значительно расширить возможности своей «естественной», или «нормальной», памяти.

Более совершенные системы

Освоив систему связного изложения, пионеры мнемоники со временем пришли к выводу, что можно предложить более продвинутые и совершенные системы организации информа­ции для ее удобного запоминания (см. мою книгу «Use Your Memory», выпущенную издательством «ВВС Workdwide»), превращающие усвоение сколь угодно сложной и объемной информации в столь же легкое дело, как запоминание основ­ных сведений о планетах Солнечной системы.

Напутственные слова

Одной из таких наиболее удачных систем является та, которая получила название «главной системы»; она изложена в следующей главе. «Главная система» — это ваш первый крупный шаг к освоению СЕМ3.


Главная система

Краткий обзор главы

• Код, используемый в «главной системе»

• Запоминание дат, телефонных номеров, любых числовых последовательностей

• Базовая «сотня» «главной системы»

• Сделайте «главную систему» своей неотъемлемой частью!

• От 100 до 10 000 — за один присест!

«Секретный» код, с которым вы вскоре познакомитесь, есть то, чем по большому секрету поделился со мной, «выложив карты на стол», профессор Кларк в тот замечательный день — 38 лет назад.

Некоторым уже, возможно, стало понятно, каким образом профессору Кларку удался столь эффектный «номер», потряс­ший студентов-первокурсников, о чем я рассказывал ранее. Для того чтобы запомнить столь много информации, он ис­пользовал один из принципов мнемоники: порядка и после­довательности. А что дало ему возможность его применить? Конечно, «главная система»!

«Главная система» была изобретена в середине семнадца­того века человеком по имени Станислаус Минк фон Венс-хайн. Целью фон Венсхайна было создать систему, которая переводила бы цифры в буквы, а буквы в цифры, позволяя составлять слова из любых комбинаций цифр и, наоборот, числа из любых комбинаций букв.

В восемнадцатом столетии система была усовершенствова­на англичанином Ричардом Греем.

Для перевода цифр в буквы «главная система» использует специальный код, построенный таким образом, чтобы его лег­ко было запомнить. Код этот следующий:

Первая десятка

Для облегчения задачи освоения основной системы, оста­новимся для начала на первых десяти ключевых словах. Пред­ставьте себе, что вам требуется запомнить перечень, включа­ющий в сумме десять предметов обихода и продуктов питания, которые вам поручили купить в магазине, и что у вас не ока­залось под рукой ни ручки, ни клочка бумаги, чтобы их запи­сать (что часто все равно пустая трата времени, поскольку многие люди забывают, куда положили потом этот список!).

Вы затем попробуете применить мнемонические правила и максимальное число функций сознания, за которые отвечают левое и правое полушария вашего мозга, с тем чтобы накреп­ко запомнить упомянутый перечень сначала в прямом, затем — в обратном порядке и, наконец, вперемешку!

Представим себе, что требуется запомнить следующий список:

1. Бананы. 6. Картофель.

2. Яблоки. 7. Помидоры.

3. Крем для обуви. 8. Мука.

4. Зубная паста. 9. Хлеб.

5. Керамическая кружка. 10. Апельсины.

Используя основную систему и применяя принципы мне­моники точно так же, как и при запоминании планет Солнеч­ной системы, можно предложить следующий порядок запоми­нания вышеперечисленного:

1.1 — Дух/Бананы: Представьте себе, что вы оказались на скла­де, где хранятся тропические фрукты. «Банановый дух» столь силен, что у вас в буквальном смысле «текут слюнки». Вы в совершенном восторге от предложения хозяина склада угос­титься бананами в любом количестве и абсолютно бесплат­но! В своем представлении вы должны ощущать запах (дух), вкус и даже осязать бананы, которыми вас угощают.

2. 2 — Ной/Яблоки: В данном случае представьте себе Ноя, стоящего на носу своего ковчега, на фоне беспокойного моря. Ной жонглирует красными и зелеными яблоками, ухитря­ясь откусывать от них, при этом не прекращая своего заня­тия. Продолжая жонглировать, он бросает яблоки, одно за другим, животным, заполнившим верхнюю палубу, и те, благодарные, ловят их на лету.

3. 3 — Май/Крем для обуви: Представьте себе, что майским солнечным днем вы собираетесь на свидание. И ради этого чистите свои парадные ботинки. Вообразите себе эту сцену предельно ясно. Запах кожи и обувного крема должен чу­диться вам столь же отчетливо, будто вы и на самом деле в данный момент занимаетесь чисткой обуви. Добавьте немно­го юмора: представив себе, что ваша подружка — прелест­ная негритянка, вы решаете выдать и себя за представителя ее расы, «начистив» себе лицо черным кремом!

Чем более экстравагантны и гротескны образы, которые вы создаете, тем лучше, поскольку личная ассоциация практически всегда более «памятна», нежели та, что предложена вам кем-то со стороны. С оставшимися семью покупками проделайте то же самое, применяя принципы мнемоники и памятуя о том, что от вас требуются предельная живость воображения и полная свобода ощущений. Поработав над каждым элементом списка, проверьте сами себя, насколько хорошо вы их запомнили, или попросите кого-нибудь проверить вас. Случись, что вы упустили что-нибудь, вернитесь к неусвоенному, про­анализируйте, в чем состояла слабость сформированного вами образа, и попробуйте усилить соответствующую ассоциацию. Ко времени, завершения работы над всеми десятью элемен­тами списка, вы продвинетесь от первоначальной системы связного изложения, с помощью которой вы запоминали пла­неты Солнечной системы, к системе «зацепок». Последняя, как и «Главная система», использует перечни ключевых мыс­ленных образов, к которым вы можете «привязывать» все, что бы ни пожелали запомнить, как только что проделали с 10-элементным списком.

Сделайте «Главную систему» неотъемлемой частью своей жизни!

В течение последующих двух-трех дней посвятите себя ус­воению Основной Системы, придав работе над ней характер увлекательной игры. Стремитесь довести до совершенства ключевые мнемонические образы, предельно увеличив ско­рость, с которой вам удается вызвать их в памяти. Обращай­те внимание на то, чтобы в ходе запоминания ключевых слов вы использовали все ныне известные вам мнемонические принципы и функции головного мозга. Вы твердо помните свое имя, адрес и телефонный номер — добейтесь того же эф­фекта с «Главной системой»! Книга «Суперпамять» поможет вам ознакомиться с другими аспектами применения данной системы. Все то, что будет далее изложено в настоящей книге призвано, в первую очередь, помочь вам перейти от более простой, базирующейся на 100 ключевых образах системы к той которая оперирует уже 10 000 образов. Кроме того, вы пройдете своеобразный «учебный курс», приобретя массу ин­тересных знаний из многих областей культуры и науки.

От 100 до 10 000 — за один присест!

Усвоив базовую «сотню», можно, придерживаясь порядка, который значительно упростит задачу запоминания, постро­ить теперь для себя мнемоническую систему из 10000 ключе­вых образов: саморасширяющуюся саморазвертывающуюся генеральную мнемоническую матрицу (СЕМ3) (СЕМ3 — транслитерация английского термина SEM3, расшифровываемо­го как Self-Enhancing Master Memory Matrix, при этом три последних слова были сокращены до М3, т.е. «трижды М»: — Прим. перев).

СЕМ3 позволит вам не только запомнить всю информацию, которая будет предложена вам в последующем в этой книге, но и любой другой перечень данных, представляющий для вас ин­терес. Тем же, кто пользуется «универсальным персональным органайзером» (УПО) (система ведения личного дневника, предлагаемая в Центре Бьюзена), СЕМ3 позволит запоминать, если пожелаете, любые более менее значительные события не только каждого года, но даже каждого дня вашей жизни!

Напутственные слова

В следующей главе вы убедитесь в том, что это возможно, получите подробные разъяснения по поводу саморасширяющейся генеральной мнемонической матрицы и узнаете, как следует ею пользоваться.


6. Саморасширяющаяся генеральная мнемоническая матрица (СЕМ3): глобальный мнемонический метод

Краткий обзор главы

• Экспериментальные доказательства

• Примеры феноменальн







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.