Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 3. Теория потребительского поведения .





Поведение потребителя находится в центре внимании рынка. Потребитель всегда заинтересован в приобретении товара, который был бы ему полезен.

Полезность выражает степень удовлетворения, получаемою субъектом от потребления товара или использова­ния услуги. Она выступает как потребительская стоимость товара, о чем писали основоположники классической по­литэкономии Адам Смит и Давид Рикардо. Маржиналисты, которые внесли заметный вклад в развитие экономи­ческой теории, ввели в научный оборот категорию предель­ной полезности товара. По их мнению, по мере удовлетворении потребностей потребителя каждая новая единица приобретенного товара будет иметь меньшую полезность. Этот вывод весьма важен для производителей и потребите­лей в рыночной экономике, т.к. он заставляет задуматься, а нужно ли дальше развивать прежними темпами произ­водство.

Потребитель диктует на рынке как должно развиваться производство, и он делает определенный выбор по отно­шению к появляющимся на рынке товарам. Производитель должен знать о предпочтениях потребителя. Здесь метут быть следующие ситуации.

Предпочтения уже сформировались. Это означает, что потребители могут сравнить и классифицировать все на­боры потребительских товаров и услуг. Другими словами, из двух наборов А и В потребитель предпочитает А вместо В, или В вместо А.

Предпочтения могут быть транзитивны. Это означает, что если потребитель предпочитает набор А набору В, а набор В набору С, то потребитель предпочтет набор А набору С. Например, если автомобиль марки «Роллс-Ройс» предпочтительнее «Кадиллака», а «Кадиллак» предпочтительнее «Шевроле», то «Роллс-Ройс» также предпочтительнее «Шевроле». Данное предположение о транзитивности гарантирует рациональность (согласованность) предпочтений.

Может быть и такая ситуация, что все товары «хороши» (т.е. желательны), и, оставив в стороне стоимость, потребители всегда предпочитают большее количество любого товара меньшему.

 

Вопросы для самоконтроля по теме;

1.Эффект дохода и эффект замещения

2. Полезность благ и теория предельной полезности.

3. Кардинализм: предельная полезность благ и потребительское равновесие.

3. Ординализм: категории потребительских предпочтений. Кривые безразличия и бюджетная линия. Предельная норма замещения.

4. Статическое и динамическое равновесие потребителя. Кривые «доход–потребление» и «цена–потребление».

 

Тема 4. Предпринимательская фирма и производствен­ный процесс.

В экономической теории фирма трактуется как организация, созданная группой лиц для реализации интересов группы. Функция фирмы — объединение ресурсов для выпуска необходимых потребителям товаров и услуг с целью максимизации прибыли.

В принципе производство экономических благ может осуществляться отдельными физическими лицами, заключающими между собой соответствующие рыночные контракты. Однако чем масштабнее рынок и сложнее хозяйственные связи, тем больше издержки по поиску необходимой производителям информации о рыночных условиях, по заключению контрактов и их проведению в жизнь. Такие издержки получили название трансакционных.

Когда они становятся слишком большими, производители не в состоянии их оплачивать и отказываются от использования рыночного механизма, основанного на обособленности, и вместо него создают фирмы, т. е. иерархические, нерыночные структуры, призванные минимизировать трансакционные издержки. В рамках фирм значительно сокращаются издержки по сбору хозяйственной информации, исчезает необходимость непрерывного перезаключения контрактов, экономические отношения приобретают устойчивость. Именно поэтому при нулевых трансакционных издержках фирмы попросту были бы не нужны. Но, как удачно заметил американский экономист О. Уильямсон, экономику без трансакционных издержек можно было бы сравнить с физикой без сил трения.

Не менее интересен и другой вопрос: почему производство не осуществляется одной гигантской фирмой? Дело в том, что любая иерархическая организация так же не свободна от определенных издержек, как и рынок. Такие издержки получили название бюрократических. Размер фирм определяется равенством внутренних издержек фирмы и издержек использования механизма рынка.

Помимо огромного числа фирм в рыночной экономике имеет место и разнообразие их типов, организационно-правовых форм. Студентам следует внимательно проанализировать все существующие организационные формы предприятий, чтобы видеть достоинства и недостатки каждой из них и уметь объяснить возможности их применения в том или ином секторе хозяйства.

В экономической науке различные школы по разному трактовали производство. Водораздел во взглядах чаще всего проходил в связи с различиями между производством материальных благ (товаров) и производством нематериальных благ (услуг).

В современных условиях экономисты понимают под производством не только выпуск автомобилей или сигарет, но и "производство" зрелищ, знаний, информации и т. д. Между всеми этими видами производства существует много технологических различий, но все они с экономической точки зрения одинаковы, поскольку характеризуют деятельность по использованию ресурсов для удовлетворения потребностей людей. Однако для простоты анализа в экономической теории рассматривается процесс материального производства.

Исходным пунктом анализа в теории производства служит производственная функция, описывающая соотношение между количеством применяемых ресурсов (факторов производства) и объемом выпуска. Анализируя производственную функцию важно ознакомиться с категориями общего, среднего и предельного продукта.

При рассмотрении деятельности фирмы большое значение имеет фактор времени. Экономисты различают три периода: мгновенный (рыночный), на протяжении которого все факторы производства, используемые фирмой, постоянные (неизменны и издержки, а значит, и объем выпуска); короткий, когда некоторых факторы могут изменяться; длительный, в котором все факторы носят переменный характер. Для того чтобы разобраться с возможностями расширения производства в различных периодах необходимо обратить внимание на закон убывающей предельной производительности переменного фактора производства и эффект масштаба.

При рассмотрении издержек фирмы следует обратить внимание на два подхода к их трактовке: бухгалтерский и экономический. Экономические издержки включают в себя не только бухгалтерские (явные), но и издержки упущенных возможностей — потеря дохода от наилучшего из всех наихудших альтернативных способов использования ресурсов.

Издержки фирмы в длительном периоде подразделяются на постоянные и переменные. Особое значение для деятельности фирмы имеют предельные издержки. Именно их использование позволяет найти условие, при котором фирма будет максимизировать свою прибыль. Такое условие — равенство предельных издержек и предельной выручки МС = MR. Обратите внимание на графическую иллюстрацию этих видов издержек.

Для исследования поведения фирмы в коротком и длительном периодах вводится понятие средних издержек АС. Их величина в коротком периоде может быть выше или ниже цены. Следовательно, в коротком периоде фирмы могут получать сверхприбыль и нести убытки. В длительном периоде число фирм на рынке изменяется: убыточные уйдут с рынка, уступив место новым фирмам, а прибыльные расширят производство. В результате кривая рыночного предложения сместится вправо, и равновесная цена понизится до уровня минимальных средних издержек. Т.е. Сравнение средних издержек с ценой позволит определить штучную прибыль предприятия.

 

Вопросы для самоконтроля по теме;

1.Капитал фирмы и его источники. Основной и оборотный капитал. Износ основного капитала и его виды. Механизм амортизации.

2. Классификация предприятий по формам собственности. Государственные, кооперативные и частные предприятия. Формы организации частных предприятий.

3.Модель коммерческого расчета предприятий.

4. Понятие экономических издержек. Внешние и внутренние издержки.

5. Постоянные, переменные, общие издержки и их графики.

6. Средние издержки и их графики. Виды равновесия фирмы

7. Экономия на масштабе производства. Принцип убывающей доходности

8. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периоде.

9. Оптимальный (минимально эффективный) объем производства.

 

Тема 5. Цена и объем производства фирмы в различн­ых условиях конкурентной среды.

 

В данной теме конкретизируется анализ рынка, начатый ранее. Процесс установления цены и определение объема выпуска, а также поведение покупателей и продавцов в значительной мере зависят от состояния конкуренции на рынке, характера рыночных структур. Экономисты различают два основных типа рыночных структур: совершенную конкуренцию (когда покупатели и продавцы не могут оказать влияния на цену, они ее "получают" как нечто данное) и несовершенную конкуренцию (когда продавцы или покупатели имеют возможность влиять на цену). Несовершенная конкуренция, в свою очередь, имеет несколько форм: чистую монополию; монополистическую конкуренцию; олигополию; монопсонию; двустороннюю монополию; монополию, практикующую дискриминацию.

Изучение темы следует начать с рассмотрения основных признаков и преимуществ совершенной конкуренции. В совершенной экономической теории рынок называется совершенно конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико, а доля конкретной фирмы настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж.

Почему конкуренция — идеал для рыночной экономики? Во-первых, потому, что распыляет и децентрализует силы, и поэтому на конкурентном рынке нет сознательного использования силы при размещении ресурсов и распределении дохода. Во-вторых, потому, что конкурентный рыночный механизм решает экономические проблемы обезличенно, а не путем личного участия тех или иных субъектов бизнеса либо бюрократов. В-третьих, достоинство конкурентного рынка — свобода выбора, поскольку на таких рынках отсутствуют барьеры для входа и выхода. В-четвертых, конкурентный рынок ориентирует всю экономику на потребителя, так как через механизм цен выявляет вкусы и предпочтения потребителей и реагирует на них, находит нужное, соответствующее спросу число производителей и задает им свой уровень требований.

У свободного рынка есть и недостатки. Внимательное рассмотрение недостатков позволит понять необходимость и границы государственного вмешательства в рыночную экономику.

При рассмотрении форм несовершенной конкуренции особо и отдельно следует проанализировать "чистую" монополию (власть одного продавца), а затем перейти к другим рыночным структурам, где нет полной монополии одного продавца, но нет и совершенной конкуренции. При этом желательно уяснить, что монополия — далеко не всегда зло для экономики и общества. Время старых монополий, основанных на исключительных правах на какие-то ресурсы, прошло. Их место заняли новые монополии, возникшие на базе технических достижений. Их прибыль — это награда за роль пионеров технического прогресса. Такие монополии Й. Шумпетер назвал эффективными и заявил, что они полезны обществу и с ними бороться не следует. Согласно гипотезе Шумпетера, совершенно конкурентные фирмы, получающие нулевые прибыли в долгосрочном периоде, не в состоянии осуществлять технический прогресс и способствовать развитию общества.

Завершает тему вопрос о показателях монопольной власти. Проблема измерения монопольной власти достаточно сложна, она не получила окончательного решения. Однако существует ряд показателей, которые используются для этих целей. Среди них можно назвать индекс Лернера и индекс Херфиндаля — Хиршмана. Первый дает количественную характеристику монопольной власти на основе размера получаемой фирмой прибыли. Второй служит для оценки концентрации рынка путем определения рыночной доли у каждой фирмы.

Обязательно необходимо ознакомиться с мерами государственной антимонопольной политики.

Вопросы для самоконтроля по теме;

1. Понятие конкуренции. Роль конкуренции в развитии рыночного хозяйства.

2. Совершенно-конкурентные и несовершенно-конкурентные рынки. Основные критерии классификации рынков

3. Предельные издержки и предельный доход

4. Критическая точка производства фирмы в условиях совершенно-конкурентного рынка

5. Критическая точка производства фирмы в условиях несовершенно-конкурентного рынка. Монопольная прибыль.

6.Методы ценообразования фирмы в различных условиях конкурентной среды.

7. Положительные и отрицательные последствия монополизации рынков.

8. Цели и инструменты антимонопольной политики.

Тема 6. Рынки факторов производства и образование первичных до­ходов.

В данной теме речь пойдет о новых рынках, отличных от рассмотренных ранее рынков готовых товаров и услуг. На этих рынках продаются и покупаются производственные ресурсы — труд, земля, капитал, необходимые фирмам для выпуска пользующихся спросом у потребителей экономических благ.

Вначале следует внимательно рассмотреть основные характеристики всех факторов производства, используемых фирмами в своей деятельности, а также особенности рынков ресурсов. Рынки ресурсов тесно связаны с рынками готовых товаров: состояние ресурсных рынков определяется состоянием товарных рынков. В частности, спрос на этих рынках носит производный

характер и определяется спросом на готовую продукцию. Предложение производственных ресурсов также имеет свои особенности в сравнении с предложением готовых товаров, и связано оно с проблемой эластичности.

Анализ поведения фирмы на рынке ресурсов должен основываться на принципе максимизации ее прибыли— предельная выручка от предельного продукта ресурса MRP должна быть равна предельным затратам на его приобретение MRC. Однако надо иметь в виду, что предельная доходность ресурса будет различной для конкурентной и для монопольной фирм, являющихся таковыми на рынке готовой продукции. Кроме того, эти фирмы могут быть либо конкурентными, либо монопольными в той или иной степени на ресурсном рынке. Поэтому при изучении поведения фирмы, определении ее равновесия следует внимательно проанализировать все ситуации и сделать соответствующие выводы. Когда же оба рынка — факторов производства и готовой продукции — совершенно конкурентные, ресурсы используются наиболее эффективно, поскольку разница между совокупной прибылью и совокупными издержками будет максимальной.

Затем необходимо изучить особенности функционирования рынка капитала, тынка труда и рынка земли.

Категория "капитал" имеет много определений. В современной экономической теории капитал трактуется как производственный ресурс длительного пользования, который применяется людьми для выпуска благ и услуг.

Экономисты различают несколько видов капитала, но обычно объектом экономического анализа является физический капитал.

При изучении физического капитала необходимо, прежде всего, сосредоточить внимание на рассмотрении структуры капитала, понять, что лежит в основе деления капитала на основной и оборотный. Поскольку основной капитал участвует в процессе производства на протяжении нескольких производственных циклов, постольку свою стоимость на созданные товары он переносит по частям. Этот процесс получил название амортизации. В ходе амортизации падение основного капитала в цене в течение определенного периода имеет две принципиально отличные друг от друга причины. Он может либо физически изнашиваться ввиду использования, либо морально устаревать вне зависимости от использования.

Следующая проблема, которой необходимо уделить серьезное внимание, — доход на капитал и его природа. Доход на капитал — это процент, который выплачивается владельцу капитала как вознаграждение за расставание с данным активом на определенный период. Надо иметь в виду, что существует несколько теорий процента (реальная, денежная и общая), учитывающих различные факторы влияния на процентную ставку.

Земля стала объектом экономического анализа еще до появления первых классических теорий капитала. Французские физиократы (XVIII в.), много потрудившиеся на поприще исследования сельскохозяйственной деятельности, выявили ряд особенностей земледелия, показали его отличие от индустрии. И хотя не во всем их взгляды носили научный характер, введение в экономический анализ природного фактора имело огромное значение для развития экономической теории. Последующие поколения экономистов стали рассматривать природные ресурсы (землю) как один из факторов производства, рациональное и эффективное использование которого служит важнейшим источником благосостояния народов.

После изучения особенностей и характерных черт земли как фактора производства следует перейти к рассмотрению рынка земли. Необходимо обратить особое внимание на особенности этого рынка. Они связаны, прежде всего, с тем, что общее предложение земли в каждый данный момент времени постоянно и не может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от изменений цен. Это означает, что эластичность рыночного предложения по цене равна нулю: как бы ни росла цена, которую покупатели готовы уплатить за участки в какой-то местности, рыночное предложение этих участков не может заметно возрасти. Поэтому в графическом изображении кривая предложения земли для непродолжительного отрезка времени будет иметь вид вертикальной прямой. В более длительной перспективе предложение земли не только в масштабах страны, но и в конкретной местности можно увеличить (за счет мелиорации земель, освоения новых участков и т. д.). В этом случае эластичность предложения земли в зависимости от цены будет отличной от нуля и кривая предложения превратится в наклонную линию. Хотя общее предложение земли на рынке неэластично, отдельный покупатель этого не замечает, поскольку знает, что в том или ином районе практически всегда можно купить желаемую площадь. Это, правда, происходит не по причине увеличения земельных участков, а на основе предложения более высоких цен нынешним владельцем земли. Таким образом, при фиксированном характере предложения земли цены на землю определяются спросом на нее. Именно поэтому в экономической теории принято выделять доход владельца земли от ее продажи в особую категорию — ренту. Поэтому повышение спроса на землю и на другие монопольные (ограниченные) факторы ведет не к увеличению предложения, а к росту ренты. От чего зависит спрос на землю или, иначе, что определяет ту цену, которую согласны заплатить покупатели за право владения или пользования землей? Очевидно, выгода, которую можно получить от реализации права владения или пользования землей.

При рассмотрении этого вопроса надо иметь в виду, что земля используется как в сельскохозяйственных, так и в несельскохозяйственных целях.

Сельскохозяйственный спрос на землю определяется плодородием участков земли и их местоположением. На несельскохозяйственный спрос оказывают влияние такие факторы, как подготовленность земельных участков к использованию (наличие водо- и газопровода, электросети, телефонного кабеля), объекты инфраструктуры (магазины, транспортное сообщение, объекты здравоохранения и т. п.).

Последний вопрос, на который следует обратить внимание, — цена земли. Ее нельзя отождествлять с рентой. Цена земли определяется на основе капитализации ренты и представляет собой дисконтированную стоимость рентных платежей. Чем выше рента от услуг участка земли, тем выше цена земли.

При изучении рынка труда следует, прежде всего, понять, что труд как процесс расходования работником своих физических и умственных усилий содержит как элемент тяжести, так и элемент благородства, т. е. Представляет собой баланс между издержками (неполезностью) и производительностью (полезностью). Полезность труда состоит в его способности производить необходимые людям блага. Издержки труда состоят в отказе от альтернативного использования времени. Исходя из баланса полезности и издержек, человек прекращает предлагать свою рабочую силу, когда предельные издержки труда становятся равными предельной полезности труда. В экономическом смысле кривая спроса на труд является кривой предельной доходности (производительности) труда, а кривая предложения — кривой предельных издержек (тяжести) труда. Равновесная ставка заработной платы отражает равенство этих предельных величин. В заключение темы необходимо рассмотреть основные факторы, обусловливающие различия в заработной плате.

При изучении темы особое внимание необходимо обратить на категорию прибыли, выяснить отличие выручки от прибыли. Уяснить, что прибыль может принимать две формы: бухгалтерскую и экономическую. В основе их разграничения лежат соответствующие издержки. При экономическом подходе к анализу предпринимательства в расчет должны браться экономические издержки, включающие бухгалтерские и альтернативные издержки. Следует обратить внимание на различные виды прибыли, используемые в экономике.

 

Вопросы для самоконтроля по теме;

1. Труд как фактор производства и его цена.

2. Рынок труда и его структура. Образование ставки заработной платы.

3. Номинальная и реальная заработная плата. Формы заработной платы.

4. Капитал как фактор производства и его источники.

5. Понятие кредита и его виды.

6. Рынок капиталов и образование процентной ставки.

7. Виды процентных ставок.

8. Земля как фактор производства. Рынок земельных участков.

9. Земельная рента и её виды.

10. Цена земельных участков.

11. Понятие экономической и бухгалтерской прибыли.

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.