Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Социальная история: предмет исследования, задачи, функции.





Социальная история: предмет исследования, задачи, функции.

Под соц. историей в узком смысле подразумевают историю общественного строя, его классового(или сословного) состава, взаимных отношений между отдельными соц. классами, экономического и политического положения этих классов в целом, их стремлений и движений, появившихся в этих соц.классах. Выделение соц. истории в особое направление историограффии относят к сравнительно позднему времени, так как классовые взаимоотношения и возникающие на их почве движения стали делаться предметом специального внимания только в середине Х1Х века. К занятию соц. историей привело ученых не только внутреннее развитие самой исторической науки, но также и развитие социологии, а также обострение социального вопроса в самой жизни, выразившееся в росте теоретического социализма. В частности на возникновение соц. истории оказало большое влияние взаимное сближение между исторической наукой и политической экономией, начавшееся в сороковых годах Х1Х века. Некоторые ученые считают, что только соц. история имеет строго-научный характер, в частности соц. историю отождествляют с историей экономической, что далеко не так. Сведение соц. истории к одному экономизму сильно ссужает ее кругозор, важных факторов соц. жизни общества – культурных и политических, а с другой стороны, многие факторы экономической истории выходят за пределы компетенции соц. истории. Тем не менее соц. история находится в тесном взаимодействии с эконом. историей, и в этом в этом смысле важную роль играет экономический материализм, который в соц. истории обращает главное внимание на соц. структуру общества и классовую борьбу.

 

 

Становление соц. истории как особого направления исследований. Школа Анналов. Этапы развития, ее основные представители.

Становление и расцвет социальной истории как ведущей исторической дисциплины справедливо связывается с интенсивным процессом обновления методологического арсенала исторической науки, развернувшимся в послевоенные десятилетия. Главной и определяющей чертой развития историографии середины XX в. было движение за аналитическую междисциплинарную историю, обогащенную теоретическими моделями и исследовательской техникой общественных наук, в противоположность традиционной истории, которая рассматривалась исключительно как область гуманитарного знания. Именно в русле этого широкого интеллектуального движения второй половины XX в. и родилась так называемая "новая социальная история", которая выдвинула задачу интерпретации исторического прошлого в терминах социологии, описывающих внутреннее состояние общества, его отдельных групп и отношений между ними."Новой социальной истории" предшествовала длительная стадия кристаллизации так называемой старой, или классической, социальной истории и накопления принципиальных расхождений традиционного и сциентистского подходов, которая и завершилась разрывом с историографической традицией. Если попытаться кратко сформулировать важнейшие отличительные черты социальной истории как области исторического знания, то, пожалуй, прежде всего, следовало бы отметить ее удивительную подвижность и способность адаптироваться к радикальным изменениям в динамично развивающейся современной историографии. На разных этапах своего развития эта научная дисциплина неоднократно оказывалась перед необходимостью переопределения собственного предмета и обновления ставших привычными моделей исследования и обобщения.

Своей изменчивостью и восприимчивостью, определявшими логику развития "новой социальной истории" в течение нескольких десятилетий, она обязана той предельной открытости другим областям знания – исторического, гуманитарного, социально-научного, – которая заложена в самой природе ее интегрального объекта познания. «АННАЛОВ» ШКОЛА — направление исследования истории, сформировавшееся во Франции и ознаменовавшееся основанием в 1929 журнала «Анналы. История и социальные науки». Существует по настоящее время, другое название — «Новая историческая наука». Выделяют три поколения школы: Блок, Февр; Бродель, Шоню, Ферро, Ле Руа Ладюри, Ле Гофф и др.; Дюби, Арьес, Перро, Клапиш, Нора и др. Первое поколение сформировалось в рамках борьбы против позитивисткой историографии, второе — под влиянием структурализма и марксизма, третье — в рамках задачи создания исторической антропологии. Термин «школа» условный, т.к. это направление не обладает единством теории и методологии исследования, целенаправленной научной стратегией.

 

 

Социальная история в Великобритании.

В Англии инициатива междисциплинарных исследований исходила от представителей социальных наук – антропологов. Становление социальной истории в британской историографии как самостоятельной области научного исторического знания происходило в 1920-1940 гг. Понятие «социальная история» применялось в отношении тех работ, в которых освещалось все разнообразие повседневной жизни и деятельности людей в прошлом – условия труда и быта, особенности образа жизни, элементы материальной и духовной культуры. В 1940-1950 гг. огромное влияние на формирование «новой социальной истории» в Англии оказали работы Э.Томпсона, К.Хилла, Э.Хобсбаума Дж.Рюде, Р.Хилтона. Интерес к изучению социальных отношений развивался первоначально в рамках историко-социологических исследований. Но решающую роль в изменении социальной истории сыграло движение за «историю снизу» или «народную историю». Подъем массовых общественных движений, нуждавшихся в формировании исторического самосознания, стимулировал изучение прошлого угнетенных и эксплуатируемых слоев населения и народов, привел к выделению таких субдисциплин, как «новая рабочая история», «женская история», «крестьянские исследования» и др. Начав с народных низов, антропологическая история постепенно включила в свой предмет поведение, обычаи, ценности, представления, верования всех социальных групп, независимо от их положения в общественной иерархии, превратив «историю снизу» в «историю изнутри». Несомненным достижением этого подхода к социальной истории является разработка методов реконструкции сознания, человеческой деятельности, заложенной в культурной традиции и нашедшей выражение в письменных источниках, предметах материальной культуры, произведениях искусства и т.д. Нужно отметить, что история ментальности как таковая не получила в Великобритании заметного развития. Это обстоятельство, а также сильное влияние социальной антропологии привели к тому, что историческая антропология в Англии довольно рано выступила под собственным именем.

 

 

Содержание и соотношение понятий «социальный класс», «социальная общность», «социальная группа», «социальный слой».

Социа́льные кла́ссы — социальные общности, выделяемые по отношению к собственности и общественному разделению труда. В социально-классовой структуре общества выделяют основные и неосновные классы.

Социальная общность — это большая или малая группа людей, обладающих общими социальными признаками, занимающих одинаковое социальное положение, объединенных совместной деятельностью (или ценностными ориентациями).
Социа́льная гру́ппа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Социальный слой — обозначение социальной группы, выделяемой на основании некоторых общихпризнаков, напр., квалифицированные рабочие, пенсионеры и др.

 

Социальная история: предмет исследования, задачи, функции.

Под соц. историей в узком смысле подразумевают историю общественного строя, его классового(или сословного) состава, взаимных отношений между отдельными соц. классами, экономического и политического положения этих классов в целом, их стремлений и движений, появившихся в этих соц.классах. Выделение соц. истории в особое направление историограффии относят к сравнительно позднему времени, так как классовые взаимоотношения и возникающие на их почве движения стали делаться предметом специального внимания только в середине Х1Х века. К занятию соц. историей привело ученых не только внутреннее развитие самой исторической науки, но также и развитие социологии, а также обострение социального вопроса в самой жизни, выразившееся в росте теоретического социализма. В частности на возникновение соц. истории оказало большое влияние взаимное сближение между исторической наукой и политической экономией, начавшееся в сороковых годах Х1Х века. Некоторые ученые считают, что только соц. история имеет строго-научный характер, в частности соц. историю отождествляют с историей экономической, что далеко не так. Сведение соц. истории к одному экономизму сильно ссужает ее кругозор, важных факторов соц. жизни общества – культурных и политических, а с другой стороны, многие факторы экономической истории выходят за пределы компетенции соц. истории. Тем не менее соц. история находится в тесном взаимодействии с эконом. историей, и в этом в этом смысле важную роль играет экономический материализм, который в соц. истории обращает главное внимание на соц. структуру общества и классовую борьбу.

 

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.