Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Ментальность и формы поведения в средневековом обществе. Роль конфессионального фактора.





В период раннего средневековья зародились строй мышления особенности чувственного восприятия мира, проблемы и темы культуры, которые в будущем формировали и наполняли содержанием структуры средневековой ментальности и чувствования. Ментальная модель в это время охватывала одновременно видение мира, свойственное воинам, и вместе с тем предполагала упрощенный дуализм, оппозицию двух противоположностей. Вся духовная жизнь людей Средневековья концентрировалась вокруг противостояния добра и зла, добродетелей и пороков, души и тела, огромную роль в этом играл религиозный аспект. Рядом с этой ментальностью и эмоциональным восприятием мира, в основе которых лежало магическое, зарождалась и развивалась новая система мировосприятия, особенно в городах и через города, поскольку эволюция там происходила быстрее. Изменения чувствовались уже в ХП в., а в ХIП они, можно считать, одержали верх. В средневековом обществе часто в одном и том же человеке две системы мышления, магическая и научная, не только сосуществовали, но и вмещались одна в другую: в старую систему все больше проникала новая и постепенно подтачивала ее, создавая внутреннее напряжение, нарушая связность и последовательность представлений. Первым новшеством, которое появилось в XII в. в этой области, была разработка нового ментального «оснащения». Ее осуществляли люди, которые преподавали в городских школах, становившихся университетами. Исходной точкой в формировании этой ментальной «оснастки» служил материальный предмет - книга. Традиционное общество, в котором очень велика была роль слухов, устной передачи информации, медленно приучалось если не читать, то, во всяком случае, использовать письменное слово точно так же, как в экономической жизни оно привыкало иметь дело с деньгами. Средневековая культура была культурой жестов. Все существенные соглашения и клятвы в средневековом обществе сопровождались жестами и воплощались в них. Еще большую социальную значимость имела одежда. Она' точно указывала на социальную категорию, была настоящей униформой. Последним проявлением социальной дифференциации был дом. Крестьянский дом строился из самана или из дерева, если и употреблялся камень, то не выше фундамента. Обычно этот дом состоял из одной комнаты и не имел другого дымохода, кроме дыры в потолке. Бедно обставленный и оснащенный, он не привязывал к себе крестьянина. Убожество дома способствовало мобильности средневекового крестьянина. Города тоже состояли еще главным образом из деревянных домов. Они становились легкой добычей пожаров. Огонь был тяжелым бедствием Средневековья. Другое дело - богатые. Укрепленные замки были символом безопасности, мощи, престижа. Культура средневековья в целом имела противоречивый характер. Унаследовавшая многие элементы античности, она стала трансформировать их через крестьянское мировоззрение. Развитие городской, народной, светской, рыцарской культуры стало постепенно в XI-XIII вв. Подрывать церковную монополию в духовной жизни общества. Достижения средневековой культуры стали благодатной почвой для развития культуры эпохи Возрождения. 22. Социальная история семьи в Зап. Европе в средние века и новое время. Историческая типология семьи. Становление нуклеарной семьи и изменение в семейных отношениях в Европы Нового времени.

Брак в средневековой Западной Европе сводился в своем смысле к экономической и демографической ячейке общества, он не имел никакого духовного значения, и любовь и в духовном, и в душевном своем смысле с браком на теоретическом уровне не связывалась. Как это ни парадоксально, единственный смысл любви, который имел отношение к браку - чистая телесная сексуальность, которая признавалась безусловным грехом, терпимым только ради продолжения рода. Весьма показательна в этом смысле возникшая в Западной церкви практика целибата для всех священнослужителей. В то же время это ригористическое отношение к браку в церковной идеологии Запада вполне мирно сочеталось с языческими народными обычаями и традициями, которые как в повседневности, так и тем более на праздничных карнавалах допускали большую вольность нравов.



Культурная революция XVI - XVIII веков, заложившая фундамент новоевропейской культуры, нашла свое отражение и в семейном быте человека. Это изменение мировоззренческой парадигмы не могло пройти бесследно для наиболее интимного бытийного лона человека - для семьи, оно не могло не выразиться в формировании некоего принципиально нового культурно-исторического типа семьи и брака. С одной стороны Новое Время - это, несмотря ни на что, все-таки христианская культура, и христианский идеал семьи остается здесь определяющим. Так или иначе, в Новое Время сохраняется понимание брака как явления, имеющего отношение не только к земной жизни, но и к вечности, имеющего значение не только хозяйственное, но и нравственно-религиозное. Сохраняется, безусловно, и идеал моногамии. Но с другой стороны, очевидно, что эти идеи в Новое Время претерпевают весьма ощутимый кризис и деформацию. Способ выражения этой деформации различен в католической и в протестантской культурах, но, по большому, счету характер, направление и результаты ее одни и те же во всем Западном мире. Со временем происходит десакрализация брака, радикальная переоценка ценностей в семье, связанная, в первую очередь с понятиями "равенства" мужчины и женщины, на смену расширенной семьи приходит нуклеарная. Нуклеа́рная семья́ (также супружеская или партнёрская семья) — семья, состоящая из родителей (родителя) и детей, либо только из супругов, на первый план выдвигаются при этом отношения между супругами (представителями одного поколения), а не отношения между представителями разных поколений (родителями и детьми).

 

 

23. Социализация личности: содержание, характеристика основных этапов. Агенты социализации. Этап детства в социализации личности. Детство в соц. истории.

Социализация - это процесс освоения индивидом социальных норм и ролей, способов взаимодействия и деятельности, принятых в данном обществе. Социализацию можно подразделить на два основных этапа: первичную социализацию (социализация детства до начала социальной зрелости); вторичную социализацию – процесс, который вводит социализированного индивида в другие сектора общества (проф. группа, армия). Первичная социализация – это сфера межличностных отношений, вторичная – социальных отношений. Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение культурам и нормам и освоение социальных ролей. Агенты первичной социализации – родители, члены семьи, няни, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи, лидеры молодежных группировок. Агенты вторичной социализации – представители администрации учебного заведения, армии, предприятия, органов управления, церкви, СМИ. Агенты первичной социализации выполняют каждый множество функций, а агенты вторичной социализации – только одну или две. Роль агентов первичной социализации и их статус неодинаков. Агенты первичной социализации часто взаимозаменимы, а вторичной нет. Агенты вторичной социализации часто получают деньги за выполнение своей роли. Социализация начинается в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Позже начнутся необратимые процессы. Многие психологи и социологи подчеркивают, что социализация детей формирует ценностные ориентиры и оказывает наиболее сильное влияние на становление личности в то время, как социализация взрослых изменяет внешнее поведение, Взрослые оценивают норму; дети способны только осваивать их. Роль первичной социализации очень велика и ее отсутствие в раннем возрасте не может быть (или почти не может) компенсировано позднее. Неудачная первичная социализация может привести к тому, что представления о реальности не будут соответствовать ей. В этом случае личность может либо пройти процесс ресоциализации, либо выбрать асоциальное положение. Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Социология детства — отрасль социологии, объясняющая специфические конкретные действия, процессы в социуме в отношении детства, изучаемые с помощью специальной социотехники. Объект её — детство как структурный компонент общества, отражающий социальные и культурные изменения. Предметом изучения являются специфические роли «ребенок» и «взрослый», социальные нормы и предписания, регулирующие соответствующие роли, детская субкультура, процессы взаимодействия общества и детства, государственная политика в интересах детей.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.