Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методическое указание для преподавателя.





Изучить.

Цель занятия:

Особенности ухода за пациентами при нарушении функции дыхания.

Проявления нарушения функций дыхания: одышка, удушье, кашель , боли в грудной клетке, кровохарканье, легочное кровотечение.

Тип занятия: практика

Время занятия: 180минут

Место занятия: кабинет сестринских манипуляции 409

Материальное оснащение: дидактический материал, интерактивная доска, аппарат Боброва, кислородная подушка.

В результате подготовки к занятию студенты должны знать:

· Проявления нарушения функций дыхания: одышка, удушье, кашель (сухой, с отделением мокроты), боли в грудной клетке, кровохарканье, легочное кровотечение.

· Особенности ухода за пациентами при нарушении функции дыхания.

· Придание положения, облегчающего состояние пациента.

· Обеспечение пациенту ингаляции увлажненным кислородом или доступа свежего воздуха.

· Обеспечение карманным ингалятором, индивидуальной плевательницей.

· Обеспечение приема обильного щелочного питья.

· Обучение позиционному дренажу.

· Выполнение простейших физиопроцедур.

· Методы инструментального обследования органов дыхания.

· Понятие оксигенотерапии.

· Показания.

· Оснащение и техника проведения оксигенотерапии (кислородный баллон, подушка, централизованная подача).

· Техника безопасности при проведении оксигенотерапии.

· Обработка оснащения.

При изучении данной темы студент должен уметь:

· Выявить нарушения функций дыхания: одышка, удушье, кашель (сухой, с отделением мокроты), боли в грудной клетке, кровохарканье, легочное кровотечение.

· Организовать уход за пациентами при нарушении функции дыхания.

· Придать положения, облегчающего состояние пациента.



· Обеспечить пациенту ингаляции увлажненным кислородом или доступа свежего воздуха.

· Обеспечить карманным ингалятором, индивидуальной плевательницей.

· Обеспечить приема обильного щелочного питья.

· Обучить позиционному дренажу.

· Выполнить простейшие физиотерапевтических процедур.

· Выполнить технику оксигенотерапии (кислородный баллон, подушка, централизованная подача).

· Соблюдать технику безопасности при проведении оксигенотерапии.

· Обработать использованное оснащение.

Самостоятельная работа студентов проводится по стандартом.

Для закрепления знаний: решение тестов и задач.

Домашнее задание: Сестринский процесс при на­рушении функции сердечно­сосудистой системы.

Основная литература.

Т.П. Обуховец «ОСД» стр. 100-108,134-149, 152-164 Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008 Т.П. Обуховец «ОСД Практикум» стр. 66-67, 280-289

Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006

Дополнительная

И.В. Яромич «Сестринское дело» стр. 166-169 Москва ОНИКС 21 век

Т.П. Обуховец «СД в терапии практикум» стр. 66-69, 84-89

Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008 Т.П. Обуховец «СД в терапии с курсом первичной медицинской помощи: практикум» Стр. 92-95, 110-117

Ростов-на-Дону Феникс 2008

 

СМК Ф.05-06

ГККП «Медицинский колледж» акимата г. Астаны.

 

 

Методическое указание для преподавателя.

Тема: Сестринский процесс при нарушении функции органов дыхания. Оксигенотерапия.

 

 

Составила: Жиеналина Б.А

 

Тема: Сестринский процесс при нарушении функции органов дыхания. Оксигенотерапия.

Тип занятия: Совершенствование и применение теоретических и практических знаний и умений на практических занятиях.

Метод занятия: Практическое занятие. Отработка практических и теоретических навыков путем неоднократных выполнений манипуляций по стандарту.

Форма проведения урока: Практическое занятие

Цель занятия.

Образовательная:

· Проявления нарушения функций дыхания: одышка, удушье, кашель (сухой, с отделением мокроты), боли в грудной клетке, кровохарканье, легочное кровотечение.

· Особенности ухода за пациентами при нарушении функции дыхания.

· Придание положения, облегчающего состояние пациента.

· Обеспечение пациенту ингаляции увлажненным кислородом или доступа свежего воздуха.

· Обеспечение карманным ингалятором, индивидуальной плевательницей.

· Обеспечение приема обильного щелочного питья.

· Обучение позиционному дренажу.

· Выполнение простейших физиопроцедур.

· Методы инструментального обследования органов дыхания.

· Понятие оксигенотерапии.

· Показания.

· Оснащение и техника проведения оксигенотерапии (кислородный баллон, подушка, централизованная подача).

· Техника безопасности при проведении оксигенотерапии.

· Обработка оснащения.

Воспитательная цель:способствовать формированию чуткого внимательного отношения к пациентом, воспитывать навыки общения в коллективе, прививать любовь к избранной профессии, развивать интерес к изучаемому предмету.

Развивающая цель:

· Способствовать развитию мышления, самостоятельности и уверенности в своих силах.

· Учить запоминанию, умению слушать, анализировать, аргументировать, планировать ответ.

· Учить самостоятельно ориентироваться в конкретной ситуации.

Время занятия:180 минут

Внутрипредметная связь:простейшая физиотерапия, личная гигиена пациента, подготовка пациента и забор материала для лабораторных и инструментальных исследований.

Межпредметная связь:терапия, анатомия, физиология.

Материальное оснащение: дидактический материал, интерактивная доска, аппарат Боброва, кислородная подушка.

Структурно-логическая схема занятия.

1. Организационный момент-5минут

2. Контроль исходного уровня знаний -15 минут

3. Работа студентов с преподавателем-40минут

4. Самостоятельная работа обучающихся-100 минут

5. Подведение итогов-15минут

6. Задание к самостоятельной работе на следующее занятие-5минут

Ход занятия.

1. Организационный момент-преподаватель проверяет готовность аудитории к уроку, проверяет отсутствующих, причину отсутствия.

2. Контроль исходного уровня знаний- фронтально.

Работа обучающих с преподавателем.

В результате работы с преподавателем студенты должны знать:

· Проявления нарушения функций дыхания: одышка, удушье, кашель (сухой, с отделением мокроты), боли в грудной клетке, кровохарканье, легочное кровотечение.

· Особенности ухода за пациентами при нарушении функции дыхания.

· Придание положения, облегчающего состояние пациента.

· Обеспечение пациенту ингаляции увлажненным кислородом или доступа свежего воздуха.

· Обеспечение карманным ингалятором, индивидуальной плевательницей.

· Обеспечение приема обильного щелочного питья.

· Обучение позиционному дренажу.

· Выполнение простейших физиопроцедур.

· Методы инструментального обследования органов дыхания.

· Понятие оксигенотерапии.

· Показания.

· Оснащение и техника проведения оксигенотерапии (кислородный баллон, подушка, централизованная подача).

· Техника безопасности при проведении оксигенотерапии.

· Обработка оснащения.

Введение
Особенности сестринского обследования при заболеваниях органов дыхания.

Эпидемиология

Распространенность бронхиальной астмы в общей популяции составляет 4-10%, а среди детей – 10-15%. Преобладающий пол: дети до 10 лет – мужской, взрослые – женский.

Классификация

Наибольшее практическое значение имеют классификации бронхиальной астмы по этиологии, тяжести течения и особенностям проявления бронхиальной обструкции.

- Наиболее важно разделение бронхиальной астмы на аллергическую (атопическую) и неаллергическую (эндогенную) формы, так как в лечении аллергической бронхиальной астмы эффективны специфические методы, не применяемые при неаллергической форме.

- Тяжесть бронхиальной астмы классифицируют по наличию клинических признаков перед началом лечения и /или по количеству суточного объема терапии, необходимой для оптимального контроля симптомов.

· Критерии степени тяжести:

- Клинические: количество ночных приступов в неделю и дневных приступов в день, выраженность нарушений физической активности и сна;

- Объективные показатели проходимости бронхов: объем форсированного выдоха за 1 с (ОФВ1) или пиковая скорость выдоха (ПВС), пиковые колебания (ПВС);

- Получаемая больным терапия.

· В зависимости от степени тяжести выделяют четыре ступени заболевания (что особенно удобно при лечении).

- Ступень 1: легкая интермиттирующая (эпизодическая) бронхиальная астма. Симптомы (кашель, одышка, свистящие хрипы) отмечают реже 1 раза в неделю. Ночные приступы не чаще 2 раз в месяц. В межприступный период симптомы отсутствуют, функция легких нормальная (ОФВ1 и ПСВ более 80% от должных величин), суточные колебания ПСВ менее20%.

- Ступень 2: легкая персистирующая бронхиальная астма. Симптомы возникают один раз в неделю или чаще, но не ежедневно. Ночные приступы чаще 2 раз в месяц. Обострения могут нарушать нормальную активность и сон. ПСВ и ОФВ1 вне приступа более 80% от должных величин, суточные колебания ПСВ 20-30%, что свидетельствует о нарастающей реактивности бронхов.

- Ступень 3: персистирующая бронхиальная астма средней степени тяжести. Симптомы возникают ежедневно, обострения нарушают активность и сон, снижают качество жизни. Ночные приступы возникают чаще 1 раза в неделю. Больные не могут обойтись без ежедневного приема β2-адреномиметиков короткого действия. ПСВ и ОФВ1 ниже 60-80% от должных величин, колебания ПСВ превышают 30%.

- Ступень 4: тяжелая персистирующая бронхиальная астма. Постоянные симптомы в течении дня. Обострения и нарушения сна частые. Проявления болезни ограничивают физическую активность. ПСВ и ОФВ1 ниже 60% от должных величин даже вне приступа, а суточные колебания ПСВ превышают 30%.

Необходимо отметить, что определить степень тяжести бронхиальной астмы по этим показателям можно только до начала лечения. Если пациент уже получает необходимую терапию, следует учитывать ее объем. Если у пациента клиническая картина отсутствует ступени 2, но при этом он получает лечение, соответствующее ступени 4, у него диагностируют бронхиальную астму тяжелого течения.

- Фазы течения бронхиальной астмы: обострение, стихающее обострение, ремиссия.

- Астматический статус ( status asthmaticus ) – тяжелое и опасное для жизни состояние – затянувшийся приступ экспираторного удушья, не купирующийся обычными противоастматическими лекарственными средствами в течении нескольких часов.

Различают анафилактическую (стремительное развитие) и метаболическую (постепенное развитие) формы астматического статуса. Клинически проявляется значительными обструктивными проявлениями вплоть до полного отсутствия бронхиальной проводимости, непродуктивным кашлем, выраженной гипоксией, нарастающей резистентностью к бронхорасширяющим средствам.

- По механизму нарушения бронхиальной проводимости различают следующие формы бронхиальной обструкции.

· Острая бронхоконстрикция вследствие спазма гладких мышц.

· Подострая бронхиальная обструкция вследствие отека слизистой оболочки дыхательных путей.

· Склеротическая бронхиальная обструкция вследствие склероза стенки при длительном и тяжелом течении заболевания.

· Обструкционная бронхиальная обструкция, обусловленная нарушением отхождения и изменением свойств мокроты, образованием слизистых пробок.

Этиология

Выделяют факторы риска, предопределяющие возможность развития бронхиальной астмы, и провокаторы (триггеры), реализующие эту предрасположенность.

- Наиболее существенные факторы риска – наследственность и контакт с аллергенами.

- Вероятность возникновения бронхиальной астмы связана с генотипом человека. Примерами наследственных заболеваний, бронхиальная астма, обычно сочетающаяся с аллергенами ринитом и конъюнктивитом), сочетание бронхиальной астмы, полипоза носа и непереносимости ацетилсалициловой (аспириновая триада), гиперчувствительность дыхательных путей.

- Из аллергенов большее значение имеют продукты жизнедеятельности клещей домашней пыли (Dermatophagoides pteronyssinus и Dermatophagoides farina), споры плесневых грибов, пыльца растений, перхоть, компоненты слюны и мочи некоторых животных, птичий пух, аллергены тараканов, пищевые и лекарственные аллергены.

- Провоцирующими факторами (триггерами) могут быть инфекции дыхательных путей (прежде всего острые респираторные вирусные инфекции), холодный воздух, физическая нагрузка, ацетилсалициловая кислота, психологические, экологические и профессиональные факторы, резкие запахи, курение (активное и пассивное), сопутствующие заболевания (желудочно-пищеводный рефлюкс, синуситы, тиреотоксикоз и др.).

Патогенез

В основе патогенеза бронхиальной астмы лежит хроническое воспаление.

- Для бронхиальной астмы характерна особая форма воспаления бронхов, приводящая к формированию их гиперреактивности (повышенной чувствительности к различным неспецифическим раздражителям по сравнению с нормой); ведущая роль в воспалении принадлежит эозинофилам, тучным клеткам и лимфоцитам.

- Воспаленные гиперактивные бронхи реагируют на воздействие триггеров спазмом гладких мышц дыхательных путей, гиперсекрецией слизи, отеком и воспалительной клеточной инфильтрацией слизистой оболочки дыхательных путей, приводящим к развитию обструктивного синдрома, клинически проявляющегося в виде приступа одышки или удушья.

Патоморфология

В бронхах выявляют воспаление, слизистые пробки, отек слизистой оболочки, гиперплазию гладких мышц, утолщение базальной мембраны, признаки ее дезорганизации. В период приступа выраженность указанных патоморфологических изменений значительно усиливается. Возможны признаки эмфиземы легких. При эндобронхиальной биопсии больных со стабильной хронической (персистирующей) бронхиальной астмой выявляют слущивание эпителия бронхов, эозинофильную инфильтрацию слизистой оболочки, утолщение базальной мембраны эпителия. При бронхоальвеолярном лаваже обнаруживают большое количество эпителиальных и тучных клеток в промывной жидкости. У больных с ночными приступами бронхиальной астмы наиболее высокое содержание нейтрофилов, эозинофилов и лимфоцитов в промывной жидкости бронхов отмечено в ранние утренние часы. Для бронхиальной астмы, в отличие от других заболеваний нижних дыхательных путей, характерно отсутствие бронхиолита, фиброза, гранулематозной реакции.

Жалобы и анамнез

Наиболее характерные симптомы – эпизодические приступы экспираторной одышки и/или кашля, появление дистанционных свистящих хрипов, ощущение тяжести в грудной клетке. Важный диагностический показатель заболевания – купирование симптомов спонтанно или после приема лекарственных средств (бронходилятаторов, глюкокортикоидов). При сборе анамнеза следует обратить внимание на наличие повторных обострений, обычно после воздействия триггеров, а также сезонную вариабельность симптомов и наличие аллергических заболеваний у больного и его родственников. Необходим также тщательный сбор аллергологического анамнеза для установления связи возникновения затруднения выдоха или кашля с потенциальными аллергенами (например, контакт с животными, употребление в пищу цитрусовых, рыбы, мяса курицы и т.п.).

Физическое обследование

В связи с тем, что выраженность симптомов заболевания изменяется в течении дня, при первом осмотре пациента характерные признаки болезни могут отсутствовать. Для обострения бронхиальной астмы характерны приступ удушья или экспираторная одышка, раздувание крыльев носа при вдохе, прерывистая речь, возбуждение, участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры, постоянный или эпизодический кашель, при аускультации – удлиненный (затрудненный) выдох, могут быть сухие свистящие (жужжащие) хрипы, усиливающиеся на выдохе и выслушиваемые на расстоянии (дистанционные хрипы). При тяжелом течении приступа пациент сидит, нагнувшись вперед, опираясь руками на колени (или спинку кровати, край стола). При легком течении заболевания пациент сохраняет нормальную активность и спит в обычном положении.

При развитии эмфиземы легких отмечают коробочный перкуторный звук (гипервоздушность легочной ткани). При аускультации наиболее часто выслушивают сухие хрипы, однако они могут отсутствовать даже в период обострения и даже при наличии подтвержденной значительной обструкции, что предположительно связано с преобладающим вовлечением в процесс мелких бронхов. Характерно удлинение фазы выдоха.

Лабораторные исследования

- В общем анализе крови характерна эозинофилия. В период обострения выявляют лейкоцитоз и увеличение СОЭ, при этом выраженность изменений зависит от тяжести заболевания. Лейкоцитоз может быть также следствием приема преднизолона. Исследование газового состава артериальной крови на поздних стадиях заболевания обнаруживает гипоксемию с гипокапнией, которая сменяется гиперкапнией.

- При микроскопическом анализе мокроты обнаруживают большое количество эозинофилов, эпителия, спирали Куршманна (слизь, образующая слепки мелких дыхательных путей), кристаллы Шарко-Лейдена (кристаллизованные ферменты эозинофилов). При первичном обследовании и при неаллергической астме целесообразно бактериологическое исследование мокроты на патогенную микрофлору и чувствительность ее к антибиотикам.

Астматический статус

Астматический статус (угрожающее жизни обострение) – необычный по тяжести для данного больного терапии бронходилататорами. Под астматическим статусом понимают также тяжелое обострение бронхиальной астмы, требующее оказания медицинской помощи в условиях стационара.

Развитию астматического статуса могут способствовать недоступность постоянной медицинской помощи, отсутствие объективного мониторинга состояния, включая пикфлоуметрию, неспособность больного к самоконтролю, неадекватное предшествующее лечение (обычно отсутствие базисной терапии), тяжелый приступ бронхиальной астмы, отягощенный сопутствующими заболеваниями.

Клинически астматический статус характеризуется резко выраженной экспираторной одышкой, чувством тревоги вплоть до страха смерти. Больной принимает вынужденное положение с наклоном туловища вперед и упором на руки (плечи приподняты). В акте дыхания принимают участие мышцы плечевого пояса, грудной клетки и брюшного пресса. Продолжительность выдоха резко удлинена, выслушиваются сухие свистящие и гудящие хрипы, при прогрессировании дыхание становится ослабленным вплоть до «немых легких» (отсутствие дыхательных шумов при аускультации), что отражает крайнюю степень бронхиальной обструкции.

Осложнения

Пневмоторакс, пневмомедиастиум, эмфизема легких, дыхательная недостаточность, легочное сердце.

Дифференциальная диагностика

Диагноз бронхиальной астмы следует исключить, если при мониторировании параметров внешнего дыхания не обнаруживают нарушений бронхиальной проходимости, отсутствуют суточные колебания ПСВ, гиперактивность бронхов и приступы кашля.

При наличии бронхообструктивного синдрома проводят дифференциальную диагностику между основными нозологическими формами, для которых характерен этот синдром.

· При проведении дифференциальной диагностики бронхообструктивных состояний необходимо помнить, что бронхоспазм и кашель способны вызвать некоторые химические вещества, в том числе ЛС: НПВС (наиболее часто ацетилсалициловая кислота), сульфиты (содержатся, например, в чипсах, креветках, сушеных фруктах, пиве, винах, а также в метоклопрамиде, инъекционных формах эпинефрина, лидокаина), β-адреноблокаторы (включая глазные капли), тартразин (желтый пищевой краситель), ингибиторы АПФ. Кашель вызванный ингибиторами АПФ, обычно сухой, плохо купируемый противокашлевыми средствами, β-адреномиметиками и ингаляционными ГК, полностью исчезает после отмены ингибиторов АПФ.

 

· Бронхоспазм также может быть спровоцирован желудочно-пищеводным рефлюксом. Рациональное лечение последнего сопровождается устранением приступов экспираторной одышки.

· Симптомы, сходные с бронхиальной астмой, возникают при дисфункции голосовых связок («псевдоастма»). В этих случаях необходима консультация отоларинголога и фониатра.

· Если при рентгенографии грудной клетки у больных бронхиальной астмой выявляют инфильтраты, следует провести дифференциальную диагностику с типичными и атипичными инфекциями, аллергическим бронхолегочным аспергиллезом, легочными эозинофильными инфильтратами различной этиологии, аллергическим гранулематозом в сочетании с ангиитом (синдром Черджа-Стросс).

Лечение

Бронхиальная астма – заболевание неизлечимое. Основная цель терапии – поддержание нормального качества жизни, включая физическую активность.

Тактика лечения

Цели лечения:

· Достижение и поддержание контроля над симптомами болезни.

· Предотвращение обострения заболевания.

· Поддержание функции легких, по возможности близкой к нормальным величинам.

· Поддержание нормального уровня активности, в том числе физической.

· Исключение побочных эффектов противоастматических ЛС.

· Предотвращение развития необратимой бронхиальной обструкции.

· Предотвращение связанной с бронхиальной астмой смертности.

Контроля бронхиальной астмы можно достигнуть у большинства пациентов, его можно определить следующим образом:

· Минимальная выраженность (в идеале отсутствие) хронических симптомов, включая ночные.

· Минимальные (нечастые) обострения.

· Отсутствие необходимости в скорой и неотложной помощи.

· Минимальная потребность (в идеале отсутствие) в применении β-адреномиметиков (по мере необходимости).

· Отсутствие ограничений активности, в том числе физической.

· Нормальные (близкие к нормальным) показатели ПСВ.

· Минимальная выраженность (или отсутствие) нежелательных эффектов ЛС.

Образовательные программы

Основа образовательной системы для больных в пульмонологии – «Школы» астмы. По специально разработанным программам пациентам в доступной форме разъясняют суть заболевания, методы профилактики приступов (устранение воздействия триггеров, превентивное применение ЛС). В ходе реализации обязательным считают научить больного самостоятельно управлять течением бронхиальной астмы в различных ситуациях, разработать для него письменный план выхода из тяжелого приступа, обеспечить доступность обращения к медицинскому работнику, научить пользоваться в домашних условиях пикфлоуметром и вести суточную кривую ПСВ, а также правильно использовать дозирующие ингаляторы. Работа школ астмы наиболее результативна среди женщин, некурящих пациентов и пациентов с высоким социально-экономическим положением.

Медикаментозная терапия

- Для введения ЛС применяют дозирующие ингаляторы, и распыление через небулайзер. Для правильного применения дозирующих ингаляторов пациенту необходимы определенные навыки, так как в противном случае лишь 10-15% аэрозоля попадает в бронхиальное дерево. Правильная техника применения состоит в следующем.

- Снять колпачек с мундштука и хорошо встряхнуть болончик.

- Сделать полный выдох.

- Перевернуть баллончик вверх дном.

- Расположить мундштук перед широко открытым ртом.

- Начать медленный вдох, в это же время нажать на ингалятор и продолжить глубокий вдох до конца (вдох не должен быть резким!).

- Задержать дыхание не менее чем на 10 секунд.

- Через 1-2 минуты сделать повторную ингаляцию (за 1 вдох на ингалятор нужно нажать только 1 раз)

- При применении системы «легкое дыхание» (используется в некоторых лекарственных формах сальбутамола и беклометазона) пациент должен открыть колпачок мундштука и сделать глубокий вдох. Нажимать на баллончик и координировать вдох не требуется.

- Если пациент не способен выполнить вышеперечисленные рекомендации, следует использовать спейсер (специальную пластиковую колбу, в которую распыляют аэрозоль перед вдохом) или спейсер с клапаном – аэрозольную камеру, из которойбольной вдыхает препарат.

Правильная техника применения спейсера состоит в следующем.

- Снять крышечку с ингалятора и встряхнуть его, затем вставить ингалятор в специальное отверстие прибора.

- Взять мундштук в рот.

- Нажать на баллончик для получения дозы препарата.

- Сделать медленный и глубокий вдох.

- Задержать дыхание на 10 с, а затем выдохнуть в мундштук.

- Вдохнуть еще раз, но не нажимая на баллончик.

- Отодвинуть прибор ото рта.

- Подождать 30 с перед приемом следующей ингаляционной дозы.

Прогноз

Прогноз течения бронхиальной астмы зависит от своевременности ее выявления, уровня образования больного и его способности к самоконтролю. Решающее значение имеет устранение провоцирующих факторов и своевременное обращение за квалифицированной медицинской помощью.

Диспансеризация

Больные нуждаются в постоянном наблюдении терапевтом по месту жительства (при полном контроле симптомов не реже 1 раза в 3 мес.). При частых обострениях показано постоянное наблюдение у пульмонолога. По показаниям проводят аллергологическое обследование.

Сетринский процесс

Сестринский диагноз: тяжесть и/или чувство стеснения в груди, одышка, приступ удушья, кашель сердцебиение, беспокойство.

Уход и лечение

Независимые, взаимозависимые и зависимые сестринские вмешательства при бронхиальной астме должны быть направлены на все звенья патогенеза болезни и проводиться с учетом стадии и фазы воспалительных изменений в слизистой бронхов, симптомов заболевания, нарушения функции внешнего дыхания, побочных эффектов фармакотерапии, возможных осложнений с целью их предупреждения.

Медицинская сестра обеспечивает: выполнение назначенных врачом режима двигательной активности и режима питания; индивидуальной плевательницей, своевременную ее дезинфекцию; выполнение мероприятий по личной гигиене пациентов (уход за полостью рта, кожей, слизистыми, половыми органами при физиологических отправлениях); оказание доврачебной помощи при приступе удушья; четкое выполнение назначений врача; уточняет аллергологический анамнез и своевременно выявляет симптомы побочных эффектов лекарственных препаратов; проводит контроль АД, ЧДД, пульса. Также она проводит: беседы о значении систематического приема необходимых ЛС; о значении контроля симптомов астмы пикфлоуметром; правилам пользования пикфлоуметром, ингалятором, спейсером, небулайзером.

Вне приступа режим назначается свободный, диета – гипераллергизирующая. Увеличивается до 2 л в сутки количество потребляемой жидкости, исключаются рыба, молоко, цитрусовые, яйца, мясо птицы, шоколад, кофе. Обязательно проводится нелекарственное лечение. Оно включает:

1. Санацию ЛОР-органов.

2. Выявление и контроль над триггерами (провокаторами приступа).

3. Дыхательную гимнастику.

4. Психотерапию.

5. ЛФК.

6. Физиотерапию.

Обучение

Самостоятельность пациента должна быть ограничена рамками индивидуального лечебного плана, разработанного совместно с лечащим врачом. Медсестра должна обучить больного самоконтролю за течением бронхиальной астмы: больной должен понимать сущность своего заболевания и методы лечения, эффективно и осознано принимать лекарственные препараты согласно письменным инструкциям.

1. Бронхиальная астма – это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, характеризующееся повышенной чувствительностью бронхов к различным раздражителям и периодически возникающим спазмом мелких бронхов.

2. При приступе удушья происходит спазм мышечной оболочки мелких бронхов, отек слизистой оболочки, выработка большого количества вязкой слизи.

3. Обострение бронхиальной астмы происходит при воздействии триггера, провокатора астмы. Это: контакт с пищевым или химическим аллергеном, наличие скрытого или явного очага инфекции, в том числе респираторная вирусная инфекция, физическое усилие, вдыхание холодного или загрязненного воздуха, повышенная влажность, магнитные бури, психоэмоциональный стресс, прием аспирина или других НПВС.

4. Для предотвращения воздействия пыльцевых аллергенов в сезон цветения растений необходимо создать в квартире подобие безаллергенной комнаты (частая влажная уборка, кондиционеры, марлевые фильтры на форточки и др.).

5. При бытовой аллергии надо пользоваться антиаллергеновыми матрацами и подушками, постельные принадлежности стирать ежедневно; избавиться от вещей, накапливающих пыль (мягкая мебель, ковры, тяжелые шторы); застеклить книжные полки; ежедневно проводить влажную уборку, проветривание квартиры.

6. Если приступы бронхиальной астмы вызываются физическим усилием, выходом на холод, контрактом с краской, дымом, резкими запахами, следует избегать воздействия причинных факторов, а если это невозможно, за 10-20 мин до их воздействия профилактически принять дозу одного из препаратов, купирующих приступ удушья.

7. Чтобы самому снять приступ удушья, надо сделать ингаляцию бронходилататора, выпить горячей воды, провести самомассаж или попросить одного из членов семьи сделать вибрационный массаж грудной клетки.

8. При учащении, утяжелении приступов, а также при повышении потребности в бронходилататорах, снижении эффективности проводимого лечения надо обратиться к врачу.

Профилактика

Первичная: двигательная активность, рациональное питание, формирование навыков здорового образа жизни, исключение вредных привычек. На производстве с вредными условиями труда – использование средств индивидуальной защиты (маски, респираторы), водяные завесы и др.

Вторичная: проведение мероприятий, направленных на предупреждение прогрессирования астмы. При аллергической астме важно установить аллергены и устранить контакт с ними, а также регулярно принимать с профилактической целью интал (тайлед) в минимальных дозах по назначению врача. Перед контактом с триггером необходимо принять β₂-агонист (например, принять беротек перед физической нагрузкой при астме физического усилия). В необходимых случаях рекомендуется исключить контакт с домашними животными (кошки, собаки, свинки, кролики), домашними цветами. При аспириновой астме требуется исключить прием любых противовоспалительных средств, фруктов и овощей желтого цвета. Проводится санация очагов хронической инфекции (кариозные зубы, аденоиды, хронический тонзиллит), предупреждение ОРЗ и своевременное их лечение.

Оксигенотерапия.

Лечение кислородом (оксигенотерапия) проводят по назначению врача при многих заболеваниях органов кровообращения и дыхания. Кислород является необходимым компонентом для жизни любого живого существа, поэтому при кислородной недостаточности он используется как лекарственное средство с целью заместительной терапии.

Применяя любой из методов оксигенотерапии, нужно стремиться к тому, чтобы он был удобен для пациента и не создавал дискомфорта, давал оптимальную, а не максимальную концентрацию кислорода и мог бы сочетаться с другими методами дыхательной терапии (например, дыхательной гимнастикой). Когда нет признаков гипоксии, оксигенотерапия “на всякий случай” - скорее враг, чем друг.

Медицинские сестры должны сегодня владеть глубокими теоретическими знаниями по применению инновационных методик введения кислорода в организм человека, осуществлять манипуляцию оксигенотерапии в соответствии со стандартами практической деятельности медсестры и уметь выявлять проблемы пациента при нарушении удовлетворения потребностей пациента в адекватном дыхании, осуществляя сестринский процесс в зависимости от ситуации.

Введение

На современном этапе развития медицины и в условиях реформирования сестринского дела остро стоит проблема сохранения здоровья населения.

Сейчас медицинские сестры совместно с другими специалистами видят главную задачу в поддержании здоровья и профилактике заболеваний. В решении этой проблемы важно изучить влияние образа жизни на здоровье людей. Среди экзогенных факторов риска здоровья человека немаловажное значение имеют факторы внешний среды, среди которых важнейшим является вдыхаемый человеком воздух.

Уход за пациентом

· Обеспечить постельный режим пациенту на период лихорадки.

· Создать возвышенное положение в постели (приподнять головной конец кровати на 30 градусов) при одышке, чаще менять положения в постели (не реже, чем через каждые 2 часа).

· Создать оптимальный климат в помещении, поддерживать температуру в помещении 18-20 градусов, проветривать в любое время года 4-5 раз в день, увлажнять воздух, проводить УФО помещения, проводить влажную уборку палат.

· Соблюдать санитарно - противоэпидемический режим в отделении, соблюдать правила асептики и антисептики при выполнении манипуляции.

· При лихорадке чаще проводить смену нательного и постельного белья, нательное белье должно быть хлопковым, не стесняющим дыхание, движения.

· При выделении большого количества мокроты с целью эффективного дренажа приподнять ножной конец кровати на 20 - 30 см, пациенту чаще менять положения в постели, пользоваться дополнительными валиками, подушками для придания определенного положения для дренажа мокроты.

· Важно, как можно раньше выявлять признаки гипоксемии, нарушения газообмена.

· Осуществлять мониторинг дыхания, пульса, ЧСС, АД, температуры, оценить цвет кожных покровов, характер одышки, характер, цвет мокроты, появление крови в мокроте.

· Проводить оксигенотерапию, эффективнее через носовые катетеры канюли, со скоростью 2-4 литра в минуту.

· Обучить пациента дыхательной гимнастике, звуковой гимнастике, технике медленного дыхания. При нормализации температуры (чаще на 3-4 день болезни) дыхательные упражнения можно проводить а положении сидя.

· При непродуктивном (сухом), особенно мучительном кашле, который утомляет пациента, целесообразно рекомендовать теплое щелочное питье (горячее молоко с боржоми, теплую минеральную воду без газов), принимать следует небольшими порциями через 1,5 - 2 часа.

· При болях проводить отвлекающие процедуры, добиваться ослабления или устранения факторов, способствующих усилению боли.

· При наличии мокроты необходимо определить ее суточное количество, которое может колебаться от 15 мл до 1л и более.

· Обеспечить пациента индивидуальной карманной плевательницей, которую предварительно заполняют на 1\3 объема дезинфицирующим раствором.

· Плевательницы ежедневно опорожняют, проводят дезинфекцию плевательниц и мокроты.

· Суточное количество мокроты ежедневно отмечают в температурном листе.

 

· Для лучшего отхождения мокроты обучить пациента приемам проведения позиционного дренажа, обучить технике глубокого дыхания, проводить вибрационный массаж.

· Позиционный дренаж следует проводить несколько раз в день в течение 20-30 минут.

· При подготовке пациента к сбору мокроты на исследования следует его обучить правилам сбора мокроты, так как эффективность лечения зависит от достоверности результатов анализов.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.