Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА





Г.А. Егоренков

 

УЧЕТ И АНАЛИЗ

(финансовый учёт, управленческий учёт, финансовый анализ) Курс лекций

Блок: Финансовый учёт

для обучающихся по направлению ю 080200.62 «Менеджмент»

очной и заочной форм обучения

 

Череповец

 

Егоренков Г.А. Учёт и анализ (финансовый учёт, управленческий учёт, финансовый анализ). Курс лекций. Блок: Финансовый учёт – Череповец: ЧГУ, 2015. – 196 с.

 

В курсе лекций по дисциплине «Учёт и анализ» (блок – «Финансовый учёт») представлены: введение, тематический план лекций, учебный материал, список рекомендуемой литературы, справочные материалы в приложениях.

Курс лекций предназначен для обучающихся по направлению 080200.62 «Менеджмент», очной и заочной форм обучения и полностью соответствует рабочим программам по данной дисциплине.

 

Содержание

Введение................................................................................................................ 3

Тематические планы проведения лекций........................................................ 4

Раздел 1 Основы теории бухгалтерского учета.............................................. 5

Лекция 1 Введение в бухгалтерский учёт............................................................. 5 Лекция 2 Предмет бухгалтерского учёта............................................................ 17

Лекция 3 Метод бухгалтерского учёта.................................................................. 20 Раздел 2 Учёт хозяйственной деятельности.................................................. 41

Лекция 4 Учёт денежных средств и финансовых вложений.......................... 41

Лекция 5 Учёт материально-производственных запасов............................... 65 Лекция 6 Учёт расчётов с персоналом и сопутствующих расчётов............. 78

Лекция 7 Учёт основных средств........................................................................ 93 Лекция 8 Учёт нематериальных активов......................................................... 117

Лекция 9 Учёт затрат на производство продукции....................................... 126

Лекция 10 Учет готовой продукции, товаров и процесса реализации....... 141

Лекция 11 Учёт финансовых результатов и использования прибыли....... 148

Лекция 12 Учёт капитала и резервов................................................................ 156

Лекция 13 Учёт кредитов и займов................................................................... 166 Раздел 3 Бухгалтерская отчётность............................................................... 171

Лекция 14 Бухгалтерская отчётность организации......................................... 171

Список литературы........................................................................................... 183

Приложения:

План счетов бухгалтерского учёта..................................................................... 185

Пример финансовой отчётности коммерческой организации......................... 194

ВВЕДЕНИЕ

Бухгалтерский учет как система регистрации, контроля и анализа хозяйственной деятельности людей зародился много тысячелетий тому назад. Он развивался и совершенствовался одновременно с развитием человеческого общества. Понятия и принципы бухгалтерского учета отбирались, шлифовались и дополнялись последующими поколениями. Все страны, эпохи, общества и государства внесли свой вклад в эту научнопрактическую деятельность людей.

Современный бухгалтерский учет - существенное звено формирования экономической и финансовой политики предприятия, инструмент бизнеса, один из главных механизмов управления производством и сбытом продукции. Он способствует совершенствованию организации производства, оперативного и долгосрочного планирования, прогнозирования и анализа хозяйственной деятельности.

Бухгалтерский учет позволяет представить полную картину имущественного положения и финансового состояния предприятия. В нем содержится всеобъемлющая синтетическая и аналитическая информация по основным средствам, материальным, трудовым и денежным ресурсам, что позволяет управлять процессом хозяйственной деятельности и контролировать выполнение плана прибыли.

Курс лекций разработан в соответствии с требованиями образовательного стандарта по направлению по направлению 080200.62 «Менеджмент» и призван помочь студентам усвоить теоретический материал в области бухгалтерского финансового учёта, обеспечить формирование необходимых профессиональных компетенций.

Курс лекций содержит тематический план лекционных занятий по дисциплине, разбитый по темам теоретический материал, глоссарий, перечень литературы, справочные и дидактические материалы в форме приложений. По каждому занятию определены: тема и цель занятия, порядок организации аудиторных занятий и контрольные вопросы. Студент в соответствии с планом лекций:

• изучает лекционный материал по данной теме;

• осуществляет совместно с преподавателем или в группе разбор основных теоретических положений и анализ ситуаций;

• отвечает на контрольные вопросы и осуществляет самотестирование.

Тематические планы лекций

Очная форма обучения

№ раздела (модуля) Тема лекции Количество часов
  Введение в бухгалтерский учёт  
  Предмет бухгалтерского учёта  
  Метод бухгалтерского учёта  
  Учёт денежных средств и финансовых вложений  
  Учёт материально-производственных запасов  
  Учёт расчётов с персоналом и сопутствующих расчётов  
  Учёт основных средств  
  Учёт нематериальных активов  
  Учёт затрат на производство продукции  
  Учёт готовой продукции, товаров и процесса реализации  
  Учёт финансовых результатов и использования прибыли.  
  Учёт капитала и резервов  
  Учёт займов и кредитов  
  Бухгалтерская отчётность организации  
  Введение в управленческий учёт  
  Калькулирование себестоимости продукции  
  Методы учета затрат и калькулирования себестоимости  
  CVP - анализ  
  Анализ по данным финансовой отчётности  
  Итого:  

Заочная форма обучения

№ раздела (модуля) Тема лекции Количество часов
  Основы теории бухгалтерского учёта  
  Учёт хозяйственной деятельности  
  Бухгалтерская отчётность организации  
  Введение в управленческий учёт  
  Калькулирование себестоимости продукции  
  Анализ по данным финансовой отчётности  
  Итого:  

Лекции, представленные в данном курсе лекций, относятся к блоку «Финансовый учёт» и включены в 1-3 разделы дисциплины.

 

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА

Лекция №1 Введение в бухгалтерский учёт Вопросы:

1. История возникновения и развития учета.

2. Сущность, цели, задачи и пользователи бухгалтерского учета.

3. Нормативное регулирование бухгалтерского учета.

4. Принципы ведения бухгалтерского учета.

5. Организация бухгалтерского учёта на предприятии.

Нормативное регулирование бухгалтерского учета

Существует четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета, включающая законодательный, нормативный, методологический и учётный (организационный) уровни (рис.2.2).

1. Законодательный уровень – Федеральные законы, постановления правительства, указы Президента.

Основным нормативным документом данного уровня является закон «О бухгалтерском учёте» от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ, действующий с 01.01.2013 г.

 

1-й уровень Гражданский кодекс, налоговый кодекс, Трудовой ко законодатель- декс, Кодекс об административных правонарушениях и

Документы, регу- ный Федеральные законы, эти документы принимаются с укзанием номера и аббревиатуры ФЗ: Закон «О бухгалтер- а лирующие широ- ском учете» от 21 ноября 1996 года № 129 -ФЗ

мических и пркий круг эконо-о- Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ

Нормативно
-
законодательная основа бухгалте
р-
ского учета
 
2-й уровень нормативный ные области учета. Всего действует 23 положения, напри-Положения по бухгалтерскому учету, регулирующие раз-мер – ПБУ 6/01 «Учет основных средств».

ПБУ, план счетов


 

Инструкции, письма, методические указания Министер 3-й уровень ства финансов и иных министерств и ведомств, в которых методологиче- приводятся разъяснения положений документов первого и второго уровня.

Ский

План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению

Документы, утвержденные самим предприятием: учетная

4-й уровень та, штатное расписание перечень материально ответствен-политика, рабочий план счетов, график документооборо учётный ных лиц и т.д.

 


Рис.1.3 Четырёхуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учёта

 

2. Нормативный уровень составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, в которых излагаются принципы и основные правила бухгалтерского учета. Это утвержденные Минфином РФ Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). Существующие ПБУ представлены в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1

Перечень основных стандартов по бухгалтерскому учёту в РФ

Положения по бухгалтерскому учёту Приказ МФ РФ
Дата
ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» 06.10.2008 106н
ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» 24.10.2008 116н
ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» 27.11.2006 154н
ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» 06.07.1999 43н
ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» 09.06.2001 44н
ПБУ 6/01 «Учет основных средств» 30.03.2001 26н
ПБУ 7/98 «События после отчетной даты» 25.11.1998 56н
ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» 13.12.2010 167н
ПБУ 9/99 «Доходы организации» 06.05.1999 32н
ПБУ 10/99 «Расходы организации» 06.05.1999 33н
ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах» 29.04.2008 48н
ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам» 08.11.2010 143н
ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» 16.10.2000 92н
ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» 27.12.2007 153н
ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам» 06.10.2008 107н
ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» 02.07.2002 66н
ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» 19.11.2002 115н
ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» 19.11.2002 114н
ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» 10.12.2002 126н
ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности» 24.11.2003 105н
ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений» 06.10.2008 106н
ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» 28.06.2010 63н  
ПБУ 23/2011 «Отчёт о движении денежных средств» 02.02.2011 11н

3. Методологический уровень – инструкции, рекомендации и методические указания по ведению бухгалтерского учета, которые принимаются Минфином РФ, федеральными органами исполнительной власти.

К документам этого уровня относятся План счетов и инструкция по его применению, инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

4. Учётный (организационный) уровень. Этот уровень включает организационно-распорядительные документы, формирующие учетную политику предприятия, которые разрабатываются предприятием (приказы, распоряжения, рабочие инструкции, указания по учету конкретных объектов и операций).

Измерители учёта

 

 

НатуральныеТрудовые Денежный

– количественный учет ма-– учет затраченного рабо- тель – обобщающий измер- применяется сами-отериальных ценностей3, шт., л. и пр.: кг, чего временисы, дни и т.д.: минуты, ча- стоятельно и в сочетании сдругими измерителями м, м

Рис. 2.2 Измерители бухгалтерского учёта

Денежные документы

Денежные документы - документы, имеющие стоимостную оценку, приобретенные организацией и хранящиеся в его кассе.

На субсчете 50-3 "Денежные документы" учитываются находящиеся в кассе организации почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и другие денежные документы. К денежным документам НЕ относятся:

• документы на нематериальные активы (их учитывают на счете 04)

• ценные бумаги (учитываются на счете 58)

• бланки строгой отчетности (учитываются на счете 006)

• выкупленные у акционеров акции (счет 81)

Денежные документы учитываются в сумме фактических затрат на их приобретение. Приобретение денежных документов может осуществляться за наличный и безналичный расчет.

Оприходованные в кассе денежные документы (путем оформления приходного кассового ордера) выдаются подотчетным лицам для использования или реализуются сотрудникам организации по льготным ценам (выбытие оформляется расходным кассовым ордером).

В кассовой книге движение денежных документов отражается обособленно. Ежемесячно кассир сдает отчет о движении денежных документов.

Рассмотрим корреспонденцию на следующем примере: Организация приобрела путевку за 10 000 руб. и реализовала ее сотруднику по льготной цене (3000 рублей).

 

 

Таблица 4.7

Содержание операции Дебет Кредит
1. Оприходована путевка от поставщика - 10 000 руб; 50-3 76-1
2. Оплачено поставщику за путевку - 10 000 руб. 76-1  
3. Путевка реализуется сотруднику - 10 000 руб.; 76-4 50-3
4. Сотрудник оплатил в кассу льготную стоимость путевки - 3 000 руб.   76-4
5. Часть стоимости путевки компенсирована за счет средств ФСС - 7 000 руб. или Часть стоимости путевки компенсирована за счет прибыли - 7 000 руб. 69-1   76-4   76-4
6. С работника удержан НДФЛ с суммы компенсации за путевку - 910 руб. (7000*13%)   68-4

Инвентаризация кассы

Инвентаризация кассы проводится в соответствии с приказом №49 Минфина РФ от 13.06.1995 "Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" и Порядком ведения кассовых операций.

Цель инвентаризации - проверка правил хранения наличных денег, оформления первичной и вторичной учетной документации, соответствие остатка в кассовой книге фактическому остатку в кассе.

Проведение инвентаризации обязательно в случаях:

• при смене кассира

• при выявлении недостач и хищений • перед составлением годовой отчетности.

В остальных случаях сроки проведения инвентаризации устанавливает руководитель организации в Приказе о проведении инвентаризации, также в Приказе назначается комиссия для проведения инвентаризации (представители руководства, бухгалтерии, службы аудита).

Инвентаризация начинается с проверки учетного остатка, отраженного в отчете кассира, фактическому наличию денег в кассе. Если фактический остаток больше учетного, то в кассе имеется излишек, который должен быть признан в составе внереализационных доходов организации. В обратном случае в кассе недостача, которая должна быть взыскана за счет кассира.

По результатам инвентаризации составляется Акт по форме Инв-15, на основании которого в бухгалтерии делают проводки: Дебет 50 Кредит 91-1 - на сумму излишка;

Дебет 94 Кредит 50 - на сумму недостачи;

Дебет 73 Кредит 94 - недостача отнесена на кассира.

Операции по счетам в банке

Открытие счета в банке

Для осуществления расчетов организации открывают в банках счета. В зависимости от назначения выделяют:

1. Расчетный счет

2. Валютный счет

3. Специальные счета

Расчетный счет

Согласно гражданскому законодательству банковский счет (как минимум один) обязана иметь каждая организация, являющаяся юридическим лицом. Расчетный счет должен быть открыт после государственной регистрации юридического лица.

Для этого организация сдает в банк следующий пакет документов:

• заявление на открытие расчетного счета

• заполненный договор банковского счета (2 экз.)

• нотариально заверенные копии учредительных документов (устав, учредительный договор, решение и т.д.)

• нотариально заверенную копию свидетельства о государственной регистрации

• копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе

• карточка с образцами подписей лиц, имеющих право распоряжаться счетом и образцом оттиска печати

• копию информационного письма об учете в органах статистики

• иные документы по требованию банка Бланки заявления, карточки и договора можно получить в банке. В течение нескольких дней юристы и службы безопасности банка проверяют документы, после чего выносят решение об открытии счета. Если с документами все в порядке, то организация получает подписанный руководством банка договор банковского счета и уведомление об открытии счета в банке.

Организация в течение 7 дней должна сообщить об открытии счета через представителя или по почте в налоговую инспекцию, в органы ФСС и ПФР при помощи специальных уведомлений.

В случае если организация во время не проинформирует налоговую об открытии счета, ее могут оштрафовать на 5000 рублей (статья 118 НК РФ), а также директора на сумму от 1000 до 2000 рублей (статья 15.4 КоАП РФ).

Валютный счет

Для открытия валютного счета, необходимо представить в банк такие же документы, как и для открытия расчетного счета, а также справку об открытии расчетного счета. Если организация открывает валютный счет в том же банке, где у нее уже открыт расчетный счет, то потребуется только заявление на открытие валютного счета и заполненный договор валютного счета с банком.

При открытии валютного счета банк открывает текущий валютный счет (предназначенный для учета валюты, находящейся в распоряжении организации) и транзитный валютный счет, который служит для зачисления поступающей на ваш счет валюты.

Специальные счета

Как правило, открывают для осуществления операций при определенных формах безналичных расчетов или для совершения операций целевого характера.

Источником денежных средств на специальных счетах являются денежные средства, переведенные с собственного расчетного счета или полученные банковские кредиты.

Для открытия специального счета необходимо в обслуживающем банке написать соответствующее заявление и в случае, если деньги перечисляются с расчетного счета, приложить к нему платежное поручение на перевод.

Операции по валютному счету

На валютном счете отражаются операции по зачислению и списанию валютных средств. Операции отражаются на основании выписок банка и приложенных к ним денежно-расчетных документов.

Движение валютных средств осуществляется на счете 52 «Валютные счета». Денежные средства, хранящиеся на валютных счетах, используются для расчетов в валютных операциях.

Валютными операциями считаются:

• приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

• приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

• приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

• ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с таможенной территории РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных

бумаг;

• перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ;

• перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ.

Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением случаев, определенных статьей 9 Федерального закона №173-ФЗ от

10.12.2003 г.

К счету 52 «Валютные счета» открываются субсчета:

• 52-1 «Валютные счета внутри страны»; • 52-2 «Валютные счета за рубежом».

Организация может использовать иностранную валюту для расчетов с иностранными контрагентами, на погашение валютных кредитов, на оплату командировок при загранкомандировках. С валютного счета наличные деньги можно снять только для оплаты командировочных.

Открытие валютного счета за пределами РФ относится к валютным операциям, связанным с движением капитала. Согласно п.5 ст.5 закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в банках за пределами РФ в случаях, установленных Центральным банком РФ.

Денежные средства на валютных счетах в бухгалтерском учете и отчетности отражаются в рублях. Поэтому иностранную валюту нужно периодически пересчитывать в рубли по официальному курсу Банка России.

Переоценка выполняется:

• на дату зачисления или списания валютных средств с банковского счета;

• на дату составления бухгалтерской отчетности; • по мере изменения курсов иностранных валют.

Пример Пример

ООО "Ромашка" 10 августа приобрело ООО "Ландыш" 10 августа приобрело 50 10 акций ОАО "Лютик" по цене 5000 руб. облигаций по цене 3000 руб. за штуку, со за акцию. Акции ОАО "Лютик" обраща- сроком обращения 1 год. Номинальная ются на рынке ценных бумаг. На 30 сен- стоимость облигации - 5000 руб. Ежетября цена одной акции равна 5100 руб. квартально облигации приносят доход 5% ООО "Ромашка" ежеквартально коррек- (20% в год). ООО "Ландыш" доводит пертирует стоимость финансовых вложе- воначальную стоимость до номинальной

ний, по которым определяется текущая равномерно в течение года (срок обращерыночная цена. ния). Проводки: Проводки:

10 августа:10 августа:

Д 76 К51 - 50 000 руб. (5000 руб. * 10 Д 76 К51 - 150 000 руб. (3000 руб. * 50 шт.) - оплачены купленные акции; шт.) - оплачены купленные облигации;

Д 58-1, К76 - 50 000 руб. - учтены акции Д 58-2, К76 - 150 000 руб. - облигации в составе финансовых вложений; учтены в составе финансовых вложений;

 

30 сентября:30 сентября:

Д 58-1 К 91-1 - 1000 руб. [(5100 руб. - Д76 К91-1 - 12 500 руб. (5 000 руб.. * 50 5000 руб.) * 10 шт.] - произведена коррек- шт. * 5%) - учтены проценты по облигацитировка первоначальной стоимости акций. ям за 3 квартал;

В налоговом учете разница в сумме Д 58-2, К 91-1 - 25 000 руб. [((5 000 руб. - 1000 руб. учету не подлежит, из-за чего в 3000 руб.) * 50 шт.) / 4] - учтена 1/4 разнибухгалтерском учете согласно ПБУ 18/02 цы между первоначальной и номинальной возникает постоянная разница и постоян- стоимостью облигаций. Такая запись деланый налоговый актив, что отражается за- ется каждый квартал в течение года. В

писью: итоге на счете 58-2 облигации будут учте-

Д 68 К 99 - 240 руб. (1000 руб.* 24%) - ны по номинальной стоимости.

отражен постоянный налоговый актив. В налоговом учете разница 100 000 руб. [(5000 - 3000) * 50 шт.] не признается, возникает постоянная разница и постоянный налоговый актив:

Д 68 К 99 - 100 000 руб.- отражен постоянный налоговый актив.

 

Субъекты малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, вправе осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном ПБУ 19/02, по которым их текущая рыночная стоимость не определяется. (пункт введен Приказом Минфина РФ от 08.11.2010 N 144н)

Выбытие финансовых вложений

Выбытие финансовых вложений происходит в случаях их погашения, продажи, безвозмездной передачи, передачи в счет вклада в уставный (складочный) капитал других организаций, передачи по договору простого товарищества и т.д.

Финансовые вложения, по которым можно определить текущую рыночную стоимость списываются с учета по последней оценке.

Финансовые вложения, по которым текущая рыночная стоимость не определяется при списании оцениваются одним из способов, представленных в таблице 4.12:

 

Таблица 4.12

Способ оценки: Вид вложений:
1. По первоначальной стоимости каждой единицы финансовых вложений; Вклады в капиталы других организаций (кроме акций), предоставленные займы, депозитные вклады в кредитных организациях, дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования, оцениваются только по первоначальной стоимости каждой выбывающей единицы.
2. По средней первоначальной стоимости; Ценные бумаги. При этом средняя стоимость определяется путем деления общей первоначальной стоимости на количество бумаг одного вида.
3. По первоначальной стоимости первых по времени приобретения финансовых вложений (способ ФИФО) Ценные бумаги, первыми списываемые, оцениваются по первоначальной стоимости ценных бумаг первых по времени приобретения. Остаток на конец месяца оценивается по стоимости последних приобретенных бумаг.

 

По каждой группе (виду) финансовых вложений в течение отчетного года применяется один способ оценки, который должен быть закреплен в учетной политике организации. Пример

ООО "Ландыш" 10 августа приобрело 50 облигаций по цене 3000 руб.

за штуку, со сроком обращения 1 год. Номинальная стоимость облигации - 5000 руб. Ежеквартально облигации приносят доход 5% (20% в год). ООО "Ландыш" доводит первоначальную стоимость до номинальной равномерно в течение года (срок обращения).

Проводки на дату погашения облигаций:

Д76 К91-1 - 250 000 руб. (5 000 руб./шт. * 50 шт.) - начислен доход по погашенным облигациям;

Д91-2 К58-2 - 250 000 руб. - списаны облигации по номинальной стоимости;

Д 51 К76 - 250 000 руб. - получены денежные средства.

 

 

Учёт материалов

Поступление материалов

Материалы, как правило, поступают в организацию от поставщиков путем приобретения за плату. Также возможно поступление из собственного производства, от учредителей, при демонтаже оборудования, по бартерным операциям и т.д.

На поступающие от поставщиков материалы на основании сопроводительных документов (накладная, счет-фактура) на складе выписывают Приходный ордер (форма № М-4). Сведения из приходного ордера кладовщики заносят в Карточку учета материалов (форма № М-17).

Если при приемке материалов выявлено расхождение фактических данных с указанными в документах (количество, качество и т.д.) или сопроводительные документы отсутствуют (неотфактурованные поставки), то составляется Акт о приемке материалов (форма № М-7), материалы приходуются комиссией по учетным ценам, при этом приходный ордер не оформляется. Сумму излишка материалов относят на увеличение задолженности поставщику или принимают на ответственное хранение, при выявлении недостачи по вине поставщика ему направляется претензия.

Если организация получает материалы на складе поставщика, то экспедитору (шоферу) нужно выписать Доверенность (по форме № М-2 или № М-2а).

Поступление материалов на склад из собственного производства оформляют Требованием-накладной (форма № М-11). При поступлении материалов при демонтаже оформляется Акт по форме № М-35.

После приемки материалов все документы передаются в бухгалтерию.

В соответствие с Инструкцией по применению Плана счетов существуют два варианта учета поступления материальных ценностей:

• по фактической стоимости приобретения (заготовления); • по учетным ценам.

Вариант учета поступления материалов должен быть закреплен в учетной политике.

Учетные цены - цены, которые организация условно устанавливает самостоятельно для упрощения учета затрат на производство.

Фактические цены - суммы, уплачиваемые в соответствии с договорами поставщикам (подрядчикам) за минусом возмещаемых налогов, суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением товарно-материальных запасов, таможенные пошлины, невозмещаемые налоги.

Первый вариант, как правило, используют организации, работающие с небольшой номенклатурой материалов. При этом все затраты по приобретению материалов отражаются на одноименном счете 10 "Материалы".

Пример

ООО "Актив" покупает канцелярские принадлежности для сотрудников бухгалтерии на сумму 118 000 рублей в т.ч. НДС. Проводки:

Д 60 К 51 на сумму 118 000 - оплачен счет поставщика.

Д 10 К 60 на сумму 100 000 - поступили канцелярские принадлежности в организацию.

Д 19 К 60 на сумму 18 000 - принят к учету "входящий" НДС.

Д 26 К 10 на сумму 100 000 - канцелярские принадлежности выданы сотрудникам.

При втором способе обязательно применение счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", по дебету которого отражаются фактические затраты на приобретение (заготовление) материальных ценностей, а по кредиту - учетная стоимость поступивших в организацию и оприходованных запасов.

Разница между учетной и фактической стоимостью списывается со счета 15 на счет 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей". Накопленные на счете 16 разницы списываются (сторнируются - при отрицательной разнице) в дебет счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) или других соответствующих счетов. При реализации материалов разницы на счете 16 списываются в дебет 91-2. «Прочие расходы».

Пример:

ООО "Актив" покупает бумагу для сотрудников бухгалтерии (100 пачек). Учетная цена пачки 90 рублей. Поставщик выставил счет за бумагу на сумму 11 800 (в т.ч. НДС 1 800) рублей.

Проводки:

Д 60 К 51 на сумму 11 800 - оплачен счет поставщика.

Д 10 К 15 на сумму 9 000 - принята к учету бумага по учетной цене.

Д 15 К 60 на сумму 10 000 - принята к учету бумага по фактической цене. Д 19 К 60 на сумму 1 800 - принят к учету "входящий" НДС.

Учетная стоимость бумаги 9 000 рублей, фактическая - 10 000 рублей, следовательно:

Д 16 К 15 на сумму 1 000 - списан перерасход (превышение фактической себестоимости над учетной ценой).

Д 26 К 10 на сумму 9 000 - выдана бумага сотрудникам.

Далее в конце месяца отклонения, учтенные на счете 16, списываются:

Д 26 К 16 на сумму 1000 рублей - списаны отклонения.

Материальные ценности, принятые на ответственное хранение и давальческое сырье хранятся и учитываются отдельно на забалансовых счетах 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение" и 003 "Материалы, принятые в переработку".

Выбытие материалов

Материалы могут быть отпущены в производство, переданы в использование для собственных нужд, реализованы на сторону или ликвидированы в результате чрезвычайных обстоятельств.

Отпуск материалов в производство оформляется Лимитно-заборной картой (форма № М-8) если установлены нормы (лимиты) расхода материалов, или Требованием-накладной (форма № М-11), если нормы не установлены. При продаже или ином выбытии материалов оформляют Накладную на отпуск материалов на сторону (форма № М-15).

При отпуске запасов в производство и ином выбытии их оценка производится одним из способов, который применяется по каждой группе (виду) материально - производственных запасов в течение отчетного года. Способы оценки МПЗ при их выбытии:

1. по себестоимости каждой единицы;

2. по средней себестоимости;

3. способ ФИФO (по себестоимости первых по времени приобретения материально - производственных запасов);

Аналитический учет

Аналитический учет материалов ведется в местах хранения (на складах) и в бухгалтерии. На складах учет ведут материально ответственные лица на специальных карточках, которые открывают в бухгалтерии на каждое наименование и вид материалов. В карточках материальноответственные лица отражают операции по поступлению и расходу материалов.

В бухгалтерии аналитический учет ведут одним из способов:

Количественно-суммовой учет

Записи в карточках учета производятся на основании документов, полученных со склада.

Суммовой учет

Учет ведется в разрезе мест хранения и материально ответственных лиц только в суммовом выражении.

Учёт товаров

Приобретение товаров

Товары являются частью материально - производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи.

При поступлении товаров оформляется Акт о приемке товаров (форма № ТОРГ-1). Если количество и качество товаров не совпадает с данными, указанными в сопроводительных документах дополнительно составляется Акт об установленном расхождении (форма № ТОРГ-2).

Для целей бухгалтерского учета организация выбирает цену товаров и порядок отражения на счетах из способов:

1. По покупным ценам товары учитываются по фактической стоимости (на счете 41 "Товары");

• товары учитываются по учетной стоимости (с использованием счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей");

2. По продажным ценам

• товары учитываются по продажной стоимости (с использованием счета 42 "Торговая наценка").

Покупная стоимость = цена поставщика (без НДС) + акцизы + таможенные пошлины.

Продажная цена = покупная цена + торговая наценка.

Торговая наценка = доход организации + сумма НДС

При этом в зависимости от выбранного способа корреспонденция будет следующей:

Таблица 5.3

((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228467']=__lxGc__['s']['_228467']||{'b':{}})['b']['_699615']={'i':__lxGc__.b++};





Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Содержание операции Дебет Кредит
1. Учет по фактической стоимости    
1.1. Приобретены товары у поставщика    
1.2. Учтена сумма транспортно-заготовительных расходов 41(44)  
1.3. Учтен НДС по приобретенным товарам и транспортнозаготовительным расходам    
2. Учет товаров по учетной стоимости    
2.1. Учтена стоимость товаров поставщика    
2.2. Учтена сумма транспортно-заготовительных расходов    
2.3. Учтена стоимость поступивших товаров    
 

©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.