|
Мощности передаваемые валамиСтр 1 из 2Следующая ⇒ Кинематический расчет 1.1 Общий КПД привода: η = η1η2 η32 где η1 = 0,99 – КПД муфты [1c.5] η2 = 0,97 – КПД конической передачи η3 = 0,995 – КПД пары подшипников η = 0,99·0,97·0,9952 = 0,951 Выбор электродвигателя Требуемая мощность электродвигателя Nтр = N/η = 5,6/0,951 = 5,89 кВт Рассмотрим асинхронные электродвигатели серии 4А
Использование электродвигателей 112M2, недопустимо, так как передаточное число выходит за допустимые значения. Двигатель с частотой вращения 750 об/мин имеет большие габариты. Исходя из этого выбираем асинхронный электродвигатель 4А132M6 [1c.391]: мощность - 7,5 кВт синхронная частота – 1000 об/мин скольжение – 3,2% рабочая частота 1000(100 – 3,2)/100 = 968 об/мин. Угловая скорость w1 = nπ/30 = 968π/30 = 101,4 рад/с 1.3 Передаточное число: u = ω1/ω2 =101,4/35,0 = 2,89 Принимаем передаточное число редуктора u1 = 2,80 1.4 Числа оборотов валов и угловые скорости: n1 = nдв = 968 об/мин w1 = 968π/30 =101,4 рад/с n2 = n1/u1 = 968/2,8 = 346 об/мин w2 = 346π/30 = 36,2 рад/с отклонение w2 от wт составляет 3,3% Мощности передаваемые валами N1 = Nтрη1η3 = 5,89∙0,99∙0,995 = 5,80 кВт N2 = N1η2η3 = 5,80∙0,97∙0,995 = 5,60 кВт 1.6. Крутящие моменты: Т1 = N1/w1 = 5,80·103/101,4 = 57,2 Н·м Т2 = T1uη2η3 = 57,2·2,80·0,97·0,995 =154,6 Н·м
Результаты расчетов сводим в таблицу
Расчет закрытой конической передачи Выбор материалов зубчатой пары и допускаемые напряжения принимаем сталь 45, термообработка – улучшение: колесо НВ200; шестерня НВ230. Допускаемые контактные напряжения [σH] = (2HB+70)KHL/[SH] где [SH] = 1,15 – коэффициент безопасности [1 с.33] KHL = 1 – коэффициент долговечности, при длительной эксплуатации Полное число часов работы передачи за расчетный срок службы t = 5·300·2·7 = 21000 час где 5 – срок службы в годах; 300 – число рабочих дней в году; 2 – число смен за сутки; 7 – длительность смены в часах; [σH] = (2·200+70)1/1,15 = 409 МПа Допускаемые напряжения изгиба [σF] = 1,8HB/[SF] где [SF] – коэффициент безопасности [SF] = [SF] `[SF]` где [SF]` = 1,75 – коэффициент нестабильности свойств материала [SF]`` = 1 – коэффициент способа получения заготовки [1c44] [SF] = 1,75·1,0 = 1,75 шестерня [σF]1 = 1,8·230/1,75 = 236 МПа колесо [σF]2 = 1,8·200/1,75 = 205 МПа 2.2. Внешний делительный диаметр колеса: где Кd = 99 – для прямозубых передач [1c.49] ψbR = 0,285 – коэффициент ширины венца КНβ = 1,3 – при консольном расположении колес [1c.32] de2 = 99[154,6∙103∙1,3∙2,80/(4092(1 – 0,5∙0,285)2∙0,285)]1/3 = 249 мм Принимаем по ГОСТ 12289-76 de2 = 250 мм [1c.49]. Число зубьев. Примем число зубьев шестерни z1 = 20, число зубьев колеса: z2 = z1u1 = 20×2,80 = 56 Основные геометрические размеры передачи Внешний окружной модуль: me = de2 / z2 = 250/56 = 4,46 мм Углы делительных конусов: сtgd1 = u1 = 2,80® d1 = 19,65°, d2 = 90o – d1 = 90o – 19,65° = 70,35°. Внешнее конусное расстояние Re и длина зуба b: = 0,5×4,46(202 + 562)1/2 = 132 мм, b = ybR × Re = 0,285×132 = 38 мм. Внешний и средний делительный диаметры шестерни: de1 = me × z1 = 4,46×20 = 89 мм, d1 = 2(Re – 0,5b)sind1 = 2(132 – 0,5×38)sin19,65° = 76 мм. Средний окружной модуль: m = d1/z1 = 76/20 = 3,8 мм. Средний делительный диаметр колеса: d2 = mz2 = 3,8×56 = 213 мм. Коэффициент ширины шестерни: ybd = b/d1 = 38/76 = 0,50. Средняя окружная скорость. V = pd1n1/6×104 = p×76×968/6×104 = 3,9 м/с. Принимаем 7 – ую степень точности. 2.6. Уточняем коэффициент нагрузки: KH = KHa × KHb × KHV = 1,0 × 1,24 × 1,05 = 1,30 где KHa = 1,0 – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями [1c. 39], KHb = 1,24 – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца [1c. 39], KHV = 1,05 – динамический коэффициент [1c. 40]. 2.7. Расчетное контактное напряжение:
= = 335/(132–0,5×38){154,6×103×1,30[(2,802+1)3]1/2/(38×2,802)}1/2 = 395 МПа Недогрузка (409 – 395)100/409 = 3,4% (допустимо 15%) Расчет при действии максимальной нагрузки sНmax = sH T1max/T1 = 1,9 – коэффициент перегрузки σHPmax = 2,8σт = 2,8·340 = 952 МПа sНmax = 395·1,90,5 = 544 МПа < sНPmax = 952 МПа следовательно, нормальная работа передачи при максимальных нагрузках обеспечена
Силы, действующие в зацеплении. - окружная Ft = 2T1/d1 = 2×57,2×103/76 =1505 Н - радиальная для шестерни, осевая для колеса Fr1 = Fa2 = Ft tgacosd1 =1505tg200×cos19,65° = 516 H - осевая для шестерни, радиальная для колеса Fa1 = Fr2 = Ft tgasind1 = 1505tg200×sin19,65° =184 H Предварительный расчет валов Диаметр вала где Т – передаваемый момент; [tк]=15÷25 МПа – допускаемое напряжение на кручение [1c.161] Быстроходный вал d1 = (16·57,2·103/π20)1/3 = 24 мм Чтобы ведущий вал редуктора можно было соединить с помощью стандартной упругой втулочно-пальцевой муфты МУВП (Допускаемый момент у муфты 250 Н·м, диапазон диаметров, соединяемых валов 32÷38 мм) с валом электродвигателя диаметром dдв = 32 мм, принимаем: диаметр выходного конца dв1 = 32 мм; диаметр под уплотнением dу1 = 35 мм; диаметр под подшипником dп1 = 40 мм. Для конических шестерен должно выполняться условие: минимальное расстояние от впадины зуба до шпоночной канавки должно быть больше 1,6me. Минимальный диаметр впадин зубьев dfmin=56,1 мм (по чертежу), при диаметре вала под колесом 32 мм высота шпоночного паза t2 = 3,3 мм, тогда условие 56,1/2 – (32/2+3,3) = 8,7 мм >1.6me = 1,6∙4,46 = 7,1 мм выполняется, следовательно вал выполнен отдельно от шестерней Тихоходный вал d3 = (16·154,6·103/π20)1/3 = 34 мм принимаем: диаметр выходного конца dв3 = 35 мм; диаметр под уплотнением dу3 = 38 мм; диаметр под подшипником dп2 = 40 мм. диаметр под колесом dк2 = 45 мм. 4.4. Конструктивные размеры колеса: диаметр ступицы dст = 1,6d = 1,6·45 = 72 мм длина ступицы lст = (1,2…1,7)d = (1,2…1,7)45 = 54…76 мм принимаем lст = 50 мм толщина обода d = 4m = 4·3,4 =14 мм толщина диска С = 0,3b = 0,3·38 = 12 мм Эквивалентная нагрузка. P = (XVFr + YFa)KбКТ где Х – коэффициент радиальной нагрузки; Y – коэффициент осевой нагрузки; V = 1 – вращается внутреннее кольцо; Fr – радиальная нагрузка; Y – коэффициент осевой нагрузки; Fa – осевая нагрузка; Kб = 1,9 – коэффициент безопасности; КТ = 1 – температурный коэффициент. Осевые составляющие реакций опор: SA = 0,83eA = 0,83×0,38×2708 = 854 H, SB = 0,83eB = 0,83×0,38×1119 = 353 H.
Результирующие осевые нагрузки: FaA = SA = 854 H, FaB = SA + Fa = 854 +184 =1038 H. Проверяем подшипник А. Отношение Fa/Fr = 854/2708= 0,32< e, следовательно Х=1,0; Y=0. Р = (1,0×1,0×2708 +0)1,9×1,0 = 5145 Н. Проверяем подшипник В. Отношение Fa/Fr =1038/1119= 0,92> e, следовательно Х=0,4; Y=1,56. Р = (1,0×0,4×1119+ 1,56·1038)1,9×1,0 = 3927 Н. Дальнейший расчет ведем по наиболее нагруженному подшипнику А
Эквивалентная нагрузка Осевые составляющие реакций опор: SC = 0,83eC = 0,83×0,38×1215 = 383 H, SD = 0,83eD = 0,83×0,38·493 = 155 H. Результирующие осевые нагрузки: FaC = SC= 383 H, FaD = SC + Fa = 383 + 516 = 899 H. Проверяем подшипник C. Отношение Fa/Fr = 383/1215= 0,31< e, следовательно Х=1,0; Y=0. Р = (1,0×1,0×1215+0)1,9×1,0 = 2309 Н. Проверяем подшипник D. Отношение Fa/Fr = 899/493 = 1,82> e, следовательно Х=0,4 Y=1,56 Р = (1,0×0,4×493 +1,56·899)1,9×1,0 = 3039 Н. Дальнейший расчет ведем по наиболее нагруженному подшипнику D. Выбор шпонок Выбираем шпонки призматические со скругленными торцами по ГОСТ 23360-78. Материал шпонок – сталь 45 нормализованная. Напряжение смятия и условие прочности τ = 2T/dlb < [τ]cp = 0,6[σ]см где h – высота шпонки; t1 – глубина паза; l – длина шпонки b – ширина шпонки. Быстроходный вал. Шпонка на выходном конце вала 10×8×40 σсм = 2·57,2·103/32(8-5)(40-10) = 39,7 МПа τср = 2·57,2·103/(32·40·10) = 9,0 Мпа Шпонка под шестерней 10×8×40 σсм = 2·57,2·103/32(8-5)(40-10) = 39,7 МПа τср = 2·57,2·103/(32·40·10) = 9,0 МПа Тихоходный вал. Шпонка под колесом 14×9×40 σсм = 2·154,6·103/45(9-5,5)(40-14) = 75,5 МПа τср = 2·154,6·103/(45∙40·14) =12,2 МПа Шпонка на выходном конце 10×8×50 σсм = 2·154,6·103/35(8-5,0)(50-10) = 73,6 МПа τср = 2·154,6·103/(35·50·10) =17,7 МПа Условие σсм < [σсм] = 100 МПа выполняется во всех случаях. УТОЧНЕННЫЙ РАСЧЕТ ВАЛОВ Быстроходный вал. Рассмотрим сечение А-А. Концентрация напряжений обусловлена подшипником посаженным с гарантированным натягом. Материал вала сталь 45 улучшенная: σв = 690 МПа Пределы выносливости: - при изгибе σ-1 = 0,43σв = 0,43·690 = 297 МПа - при кручении t-1 = 0,58σ-1 = 0,58·297 = 172 МПа Суммарный изгибающий момент Ми = (81,32+20,92)0,5 = 83,9 Н∙м. Коэффициенты: kσ/εσ = 3,2 [1c.166] kτ/ετ = 0,6 kσ/εσ + 0,4 = 0,6∙3,2+0,4 = 2,3; yt = 0,1. Осевой момент сопротивления: W = πd3/32 = π403/32 = 6,3∙103 мм3 Полярный момент сопротивления Wp = 2W = 2∙6,3∙103 =12,6∙103 мм3. Амплитуда нормальных напряжений: σv = Mи/W = 83,9∙103/6,3∙103 =13,3 МПа; σm = 0. Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений: τv = τm = τmax/2 = T1/2Wp = 57,2∙103/2∙12,6∙103 = 2,3 МПа Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям: sσ = σ-1/(kσ/εσ)σv = 297/3,2∙13,3 = 7,0 Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям sτ = τ-1/[(kτ/ετ)τv + ψττm] = 172/(2,3∙2,3+0,1∙2,3) = 31,1 Общий коэффициент запаса прочности s = sσst/(sσ2 + st2)0,5 = 7,0·31,1/(7,02 +31,12)0,5 = 6,9 > [s] = 2,5
Рассмотрим сечение, проходящее через выходной конец вала. Концентрация напряжений обусловлена наличием шпоночной канавки. Эта часть вала работает только на кручение.
Момент сопротивления кручению: Wк нетто = πd3/16 – bt1(d-t1)2/2d = = π323/16 – 10·5(32-5)2/2·32 = 5,86·103 мм3. Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений tv = tm = T1/Wк нетто = 57,2·103/5,86·103 = 9,8 МПа Коэффициенты: kt = 1,5; et =0,76; yt = 0,1 [2c166] Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям равный общему коэффициенту запаса прочности s = st = t-1/(kttv/et +yt tm) = 172/(1,5·9,8/0,76+0,1·9,8) = 8,4 > [s] = 2,5
Тихоходный вал Рассмотрим сечение Б-Б проходящее под коническим колесом Концентрация напряжений обусловлена наличием шпоночной канавки Материал вала сталь 45 нормализованная: σв = 570 МПа Пределы выносливости: - при изгибе σ-1 = 0,43σв = 0,43·570 = 245 МПа - при кручении t-1 = 0,58σ-1 = 0,58·245 = 142 МПа Суммарный изгибающий момент Ми = (45,72+ (35,1)2)1/2 = 58,0 Н·м Момент сопротивления изгибу, Wнетто = πd3/32 – bt1(d-t1)2/2d = = π453/32 – 14·5.5(45-5,5)2/2·45 = 7,61·103 мм3 Момент сопротивления кручению Wк нетто = πd3/16 – bt1(d-t1)2/2d = = π453/16 – 14·5.5(45-5,5)2/2·45 = 16,5·103 мм3 Амплитуда нормальных напряжений σv = Mи/Wнетто = 71,4·103/7,61·103 = 7,6 МПа Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений tv = tm = T2/2Wк нетто =154,6·103/2·16,5·103 = 4,7 МПа Коэффициенты: kσ= 1,6; eσ =0,87; kt = 1,5; et =0,75; yt = 0,1 [2c166] Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям sσ = σ-1/(kσσv/eσ) = 245/(1,6·7,6/0,87) =17,6 Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям st = t-1/(kttv/et + yt tm) = 142/(1,5·4,7/0,75 + 0,1·4,7) =14,4 Общий коэффициент запаса прочности s = sσst/(sσ2 + st2)0,5 =17,6·14,4/(17,62 +14,42)0,5 =11,2 > [s] = 2,5
Выбор посадок Посадки назначаем согласно рекомендациям [1c.263] Посадка зубчатых колес на вал Н7/р6; Посадка полумуфт на вал Н7/n6; Посадка внутренних колец подшипника на валы k6; Посадка наружных колец подшипника в корпус Н7
Смазка редуктора Смазка зубчатого зацепления Смазка зубчатого зацепления осуществляется путем окунания зубчатых колес в масляную ванну. Объем масляной ванны V = (0,5¸0,8)N = (0,5¸ 0,8)5,89»4,0 л Рекомендуемое значение вязкости масла: при v = 3,9 м/с ® n =28·10-6 м2/с По этой величине выбираем масло индустриальное И-30А ГОСТ 20799-75 Смазка подшипников Смазка подшипниковых узлов пластичная - смазочным материалом УТ-1 ГОСТ 1957-73
Выбор и проверка муфты Для передачи вращающего момента с вала электродвигателя на ведущий вал редуктора выбираем муфту упругую втулочно-пальцевую по ГОСТ 21424-75 допускаемым передаваемым моментом [T] = 250 Н·м и с внутренним диаметром полумуфт 32 и 38 мм. Расчетный вращающий момент передаваемый муфтой Тр = kТ1 = 1,9·57,2 = 108,7 Н·м < [T] Условие выполняется Сборка редуктора Перед сборкой внутреннюю поверхность корпуса тщательно очищают и покрывают маслостойкой краской. Сборку производят в соответствии со сборочным чертежом редуктора, начиная с узлов валов: - на ведущий вал насаживают мазеудерживающее кольцо, втулку и роликоподшипники, предварительно нагретые в масле до 100 ºС, затем весь узел вставляют в стакан; - в ведомый вал закладывают шпонку и напрессовывают колесо до упора в бурт вала, затем надевают распорную втулку, мазеудерживающие кольца и предварительно нагретые, подшипники. Собранные валы укладывают в основание корпуса и редуктора и закрывают крышкой корпуса. Для центровки устанавливают крышку с помощью двух конических штифтов, затем затягивают болты, крепящие крышку к корпусу. После этого в подшипниковые камеры закладывают пластичную смазку, устанавливают регулирующие прокладки и ставят крышки подшипников. Перед постановкой сквозных крышек в них вставляют манжетные уплотнения. На выходной конец ведущего вала в шпоночную канавку закладывают шпонку надевают и закрепляют полумуфту. Затем ввертывают пробку маслоспускного отверстия и жезловый мас- лоуказатель. Заливают в корпус масло и закрывают смотровое отверстие. Собранный редуктор обкатывают и подвергают испытанию на стенде по программе, установленной техническими условиями.
Список литературы 1. Курсовое проектировании деталей машин. /С.А. Чернавский, К.Н. Боков, И.М. Чернин и др. – М.: Машиностроение, 1988. – 416 с. 2. Чернилевский Д.В. Проектирование деталей машин и механизмов. – М.: Высш. шк. 1980. 3. Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование деталей машин. – М.: Высш. шк., 1991.–432 с. 4. Леликов О.П. Курсовое проектирование. – М. 1990 г. 5. Дунаев Н.В. Детали машин. Курсовое проектирование. – М. 2002 г. 6. Альбом деталей машин. 7. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. Т.1-3 – М.:Машиностроение, 1978. 7. Федоренко В.А., Шошин А.И. Справочник по машиностроительному черчению. – Л.: Машиностроение, 1988. Содержание Техническое задание 1 Кинематический расчет 2 Расчет закрытой конической передачи 4 Предварительный расчет валов 5 Конструктивные элементы корпуса 6 Первый этап компоновки редуктора 7 Подбор и проверка подшипников 8 Проверка прочности шпоночных соединений 9 Уточненный расчет валов 10 Выбор посадок 11 Смазка редуктора 12 Выбор и проверка муфты 13 Сборка редуктора Список литературы
Кинематический расчет 1.1 Общий КПД привода: η = η1η2 η32 где η1 = 0,99 – КПД муфты [1c.5] η2 = 0,97 – КПД конической передачи η3 = 0,995 – КПД пары подшипников η = 0,99·0,97·0,9952 = 0,951 Выбор электродвигателя Требуемая мощность электродвигателя Nтр = N/η = 5,6/0,951 = 5,89 кВт Рассмотрим асинхронные электродвигатели серии 4А
Использование электродвигателей 112M2, недопустимо, так как передаточное число выходит за допустимые значения. Двигатель с частотой вращения 750 об/мин имеет большие габариты. Исходя из этого выбираем асинхронный электродвигатель 4А132M6 [1c.391]: мощность - 7,5 кВт синхронная частота – 1000 об/мин скольжение – 3,2% рабочая частота 1000(100 – 3,2)/100 = 968 об/мин. Угловая скорость w1 = nπ/30 = 968π/30 = 101,4 рад/с 1.3 Передаточное число: u = ω1/ω2 =101,4/35,0 = 2,89 Принимаем передаточное число редуктора u1 = 2,80 1.4 Числа оборотов валов и угловые скорости: n1 = nдв = 968 об/мин w1 = 968π/30 =101,4 рад/с n2 = n1/u1 = 968/2,8 = 346 об/мин w2 = 346π/30 = 36,2 рад/с отклонение w2 от wт составляет 3,3% Мощности передаваемые валами N1 = Nтрη1η3 = 5,89∙0,99∙0,995 = 5,80 кВт N2 = N1η2η3 = 5,80∙0,97∙0,995 = 5,60 кВт 1.6. Крутящие моменты: Т1 = N1/w1 = 5,80·103/101,4 = 57,2 Н·м Т2 = T1uη2η3 = 57,2·2,80·0,97·0,995 =154,6 Н·м
Результаты расчетов сводим в таблицу
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|