|
Тема 1.7. Немецкая классическая философия.Стр 1 из 2Следующая ⇒ Социально- политические и духовные предпосылки возникновения немецкой классической философии, её основные представители. Основные проблемы немецкой классической философии: целостность и структурированность бытия, его познаваемость, активность сознания, связь сознания и познания, принципы развития, сущность человека, универсальность и всеобщность форм нравственности. Философское учение И. Канта: априоризм как попытка обоснования всеобщего характера научного знания, автономия нравственной области человеческой деятельности. Панлогизм и диалектика Гегеля. Система и метод в его учении. Наука и нравственность. Философия Шеллинга. Учение о диалектике. Антропологический материализм и гуманизм Л. Фейербаха. Вопросы для самоконтроля: 1. Охарактеризуйте основные проблемы немецкой классической философии: целостность и структурированность бытия, его познаваемость, активность сознания, связь сознания и познания, принципы развития, 2. В чем заключается сущность человека, универсальность и всеобщность форм нравственности, по мнению немецких философов? 3. В чем отличие диалектики Гегеля от диалектики эпохи античности? 4. Проанализируйте систему и метод Г.В.Ф.Гегеля. 5. Охарактеризуйте идеи Л. Фейербаха и К. Маркс. Тема 1.8. Основные направления философии XX века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм. Философия бессознательного. Новые реалии XX века и философская мысль. Критический анализ классической философии (неогегельянство, неокантианство, неотомизм). Отношение к разуму и науке в XX в. Возникновение и этапы развития позитивизма (О.Конт, эмпириокритицизм, постпозитивизм). Становление новой картины мира и философия XX в. Сциентизм и антисциентзм. Проблемы человека в философии экзистенциализма. К.Ясперс, М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр. Психоанализ З. Фрейда и его философские аспекты. Проблема знания и языка в философии ХХ века: аналитическая философия (Б.Рассел, Л.Витгенштейн), герменевтика, феноменология. Вопросы для самоконтроля: 1. Охарактеризуйте влияние исторических событий на развитие философии XX века 2. Что такое критический анализ классической философии? 3. Что такое позитивизм? Какие этапы становления позитивизма вам известны? 4. В чем основная суть философии существования? 5. Что такое психоанализ? Раскройте суть идеи З. Фрейда 6. В чем смысл феноменологии? 7. Сравните феноменологию и герменевтику. В чем общее и особенное?
Тема 1.9.Этапы формирования русской философской мысли. Основная проблематика русской философии. Становление русской философской мысли в России. Философская мысль в России. Влияние французского просвещения на философию в России. Русская философия XIX века (П. Я. Чаадаев, западники и славянофилы, А. И. Герцен и Н.Г. Чернышевский). Философия народничества (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский). Религиозная философия конца XIX – начала XX веков (В.С.Соловьев, Н.А. Бердяев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.Ф. Лосев). Вопросы для самоконтроля: 1. Определите основные этапы становления русской философской мысли 2. Какое влияние оказала эпоха Просвещения на философию в России? 3. Назовите основные причины отсталости России, по мнению П.Я. Чаадаева 4. Сравните идеи западников и славянофилов. В чем общее и особенное? Назовите основных представителей данных направлений. 5. В чем основная идея крестьянского социализма? 6. Что такое народничество? Какие формы проявления известны? 7. Охарактеризуйте религиозную философию конца XIX – нач. XX вв. Тема 2.1.Учение о бытии и теории познания Бытие как исходная категория философского понимания мира. Бытие мира как основа и предпосылка его единства. Основные формы бытия. Бытие природы, человека в мире природы, специфика человеческого бытия, бытие материального и идеального. Сознание и бессознательное. Социальное бытие. Проблема субстанции. Монизм и дуализм, плюрализм. Формирование понятия материи. Философская и научная картины мира. Космос и хаос. Современная наука о самоорганизации материи. Связь различных уровней организации материи. Вопросы для самоконтроля: 1. Что такое бытие? 2. Как вы понимаете фразу древнегреческого философа Парменида «Бытие есть, небытия – нет» 3.Какие существуют основные формы бытия? 4. В чем заключается специфика человеческого бытия? 5. Что такое материя? 6. Какие существуют формы самоорганизации материи? Тема 2.2. Движение, пространство, время Движение. Устойчивость и изменчивость, прерывность и непрерывность. Основные формы движения, их соотношение. Современная наука о классификации форм движения. Материя и движение. Движение и развитие. Диалектика. Пространство и время; специфика и взаимосвязь. Значение теории относительности для развития философских представлений о единстве материи, пространства и времени. Специфика пространственно-временных свойств в неживой и живой природе, обществе. Вопросы для самоконтроля: 1. Раскройте суть понятия «движения» 2. Какие существуют формы движения? 3. В чем заключается взаимосвязь пространства и времени?
Тема 2.3.Гносеология – учение о познании. Методология научного познания. Познание как процесс освоения мира. Субъект и объект познания. Самопознание. Чувственное отражение и его формы. Рациональное познание. Формы мышления Герменевтика. Проблема истины в философии и науке. Объективность истины. Диалектика абсолютной и относительной истины. Конкретность истины. Критерий истины; роль практики как критерия истины. Верификация, когеренция, корреспонденция, фальсификация и их место в процессе познания. Оценки и ценности, их влияние на познавательный процесс. Научное познание и его специфические признаки. Отличия научного познания от художественного освоения действительности. Роль интуиции в познании. Закономерности развития науки. Проблема генезиса и периодизации науки. Структура научного знания, формы и методы. Научные революции и смена типов рациональности. Вопросы для самоконтроля: 1. Что такое познание? 2. Каков субъект и объект познания? 3. Какие существуют формы мышления? 4. Что такое герменевтика? 5. Какие существуют критерии истины? 6. Как происходили научные революции? В чем их главная специфика? Тема 2.4. Человек как проблема философии Проблема человека – центральная проблема философии. Основные концепции человека в философии (Л.Фейербах, К.Маркс, Ф.Ницше, Н.Бердяев, А.Камю, З.Фрейд). Система «человек-мир». Мир человека как объективная и субъективная реальность. Проблема родовой сущности человека. Соотношение биологического, психического и социального в человеке. Потребности и способности, сознание. Антропогенез и его законы. Проблема истоков человечества. Экзистенциальные проблемы. Самоценность человеческой жизни. Смысл жизни. Свобода и ответственность. Насилие и ненасилие, ценности человеческого существования. Человек и человечество. Проблема выживания человечества и гуманизм. Вопросы для самоконтроля: 1. Охарактеризуйте образ человека по Ф. Ницше 2. Проанализируйте экзистенциальную диалектику божественного и человеческого в работах Н. Бердяева 3. В чем заключаются проблемы родовой сущности человека? 4. Что такое антропогенез? ![]() ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ![]() Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ![]() ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ![]() Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|