Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 2.5. Сознание: происхождение, сущность и типы.





Проблема сознания в философии. Сознание как форма отражения действительности и регулятор человеческой деятельности. Генезис сознания. Отражение как всеобщее свойство материи. Отражение и информация; отражение и управление. Развитие форм отражения в природе. Психика как форма отражения. Возникновение сознания и его общественная природа. Сознание как субъективное. Сознание и высшие формы психической деятельности (мышление, память, воля, эмоции). Философия и психология о психике человека. Становление индивидуального сознания и деятельность. Сознание и язык. Знаково-символические системы. Самосознание и отношение к другому человеку. Общественное и индивидуальное сознание, их диалектическая взаимосвязь. Субъекты общественного сознания (индивиды, социальные общности, человечество). Структура общественного сознания: уровни, типы, состояния и формы, виды. Плюрализм мнений как необходимое условие творческого развития общественного сознания. Относительная самостоятельность общественного сознания.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое сознание?

2. Охарактеризуйте основные формы психической деятельности

3. Что такое индивидуализм?

4. Как раскрывается проблема индивидуализма в современной философии

5. Какова связь общественного и индивидуального сознания?

6. Что такое плюрализм?

Тема 2.6. Общество как система

Человеческое общество как часть мира человека. Общество как объект изучения социальных наук. Специфика философского анализа общества. Теоретические модели общества и их философские основания: идеализм, натурализм, материализм. Материальное и идеальное в обществе. Общественное бытие и его структура. Общественные отношения и их виды. Уровни общественных отношений. Субъекты общественных отношений. Общество как открытая система. Основные компоненты общества как системы. Специфика социального. Общество и культура. Роль культуры в современном обществе. Общество и природа. Проблема ноосферы. Экологическое воспитание.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое общество?

2. В чем заключается специфика философского анализа общества?

3. Какие существует теоретические модели общества?

4. Какова структура общественного бытия?

5. Как соотносятся понятия общества и культуры?

6. Какова роль культуры в современном обществе?

Тема 2.7.. Функционирование общества

Основные виды деятельности человека: производственно-экономическая, социальная, политическая, духовная. Социальная сфера – как сфера воспроизводства человека и социальных общностей. Социальная структура общества. Виды социальных структур. Содержание производственно-экономической деятельности и ее сфера. Производственные силы и производственно–экономические отношения; экономическое сознание. Человек в системе производства материальных ценностей. Управление как объективная необходимость функционирования сверхсложных систем. Особенности социального управления. Управление и власть. Уровни власти. Политическая сфера: субъекты, отношения, учреждения (в том числе государство), политическое сознание. Политика, ее происхождение и сущность. Гражданское общество и государство. Концепции происхождения и сущности государства. Формы государства. Федерализм и централизм в России. Тоталитаризм и демократия.

Вопросы для самоконтроля:

1.Какие существуют сферы деятельности человека? В чем их суть?

2.Какие существуют виды социальных структур?

3.Какова роль человека в системе производства материальных ценностей?

4.Какие существуют уровни власти?

5. Что такое гражданское общество?

6. В чем заключается сущность государства?

Тема 2.8. Роль религии для современного общества

Духовная жизнь и духовное производство. Виды духовного

производства. Субъекты духовного производства и духовно-практические отношения. Индивидуальное и коллективное в духовном производстве. Современные духовные ценности. Ислам. Буддизм. Христианство. Взаимодействие религии и общества. Религия и вера. Религии в современном мире.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие существуют виды духовного производства?

2. Что такое духовные ценности?

3. Раскройте религиозные идеи ислама

4. Какие отличительные черты выделяются в православии, протестантизме и католицизме?

5. Что такое буддизм?

Тема 2.9.. Исторический процесс и будущее человечества

Исторический процесс; его природная и социальная детерминация. Проблема исторических законов. Цель и смысл истории. Формы исторического процесса. Роль насилия в истории. Субъекты исторического процесса. Роль социальных общностей и народных масс. Проблема человечества как субъекта всемирной истории. Свобода и необходимость. Время общества: время индивида и историческое время. Исторические события. Проблемы периодизации истории: формационный подход (К. Маркс), цивилизационный (А. Тойнби и др.). Концепция будущего в истории общественной мысли: Платон; утописты эпохи Просвещения (Т. Мор, Т. Кампанелла и др.); Нового времени (Ш. Фурье, Р. Оуэн, Сен-Симон, М. Бакунин, К. Маркс). Модели будущего общества в футурологии и социальной прогностике, в научно-фантастической литературе (в том числе романы-предупреждения – Ефремов И.А., Брэдбери Р. и др.). Глобальные проблемы современности. Взаимодействия цивилизаций и сценарии будущего.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какова основная цель истории?

2. Какова роль народных масс в историческом процессе?

3. Что такое формационный подход в периодизации истории?

4. Что такое футурология?

5. Какие модели будущего общества выдвигаются в футурологии?

6. Назовите глобальные проблемы современности. Какие пути выхода из данных проблем существуют в настоящее время?

4. Учебная литература

Учебные пособия:

1. Аблеев С.Р. Основы философии: вводный курс. – М.: ВЛАДОС, 2003.

2. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. 256 с

3. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. М., 2009. - 288 с (Профессиональное образование).

4. Канке В.А. Основы философии: Учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. М.: Университетская книга; Логос. 286 с.

5. Философия: в 2-х ч: учебное пособие для студентов нефилософских специальностей. / под ред. В.П. Кошарного – Пенза: Изд-во ПГУ, 2005.

6. Философия: учебник / под ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2005, 2008, 2009.

 

Дополнительные источники

Дополнительная учебная литература

1. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители; история и основные направления философии в кратком изложении. Феникс. 2007. 337 с.

2. Балашов В.Е. Занимательная философия. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». 2008. 172 с.

3. Берлин И. Назначение философии // Вопросы философии. 1999. № 5.

4. Бибихин В.В. Философия и религия // Вопросы философии. 1992. № 7.

5. Библер В.С. Что есть философия // Вопросы философии. 1995. № 1.

6. Вунд В. Введение в философию. – М., 1998.

7. Гильдебранд Д. Что такое философия? – М., СПб., 1997.

8. Желнов М.В. Предмет философии в истории философии. – М., 1981.

9. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991.

10. Ильин И.А. Что есть философия? // Ильин И.А. Путь к очевидности. – М., 1993.

11. Кохановский В.П.,Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений. – Ростов н/Д.: Феникс. 2010. - 315 с.

12. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. - М.: РГ- Пресс. 2010. – 496 с.

13. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие / Пер. с англ. В.И. Кузнецова. - М.: Гуманитарно-издательский центр Владос. 2008. 779 с.

14. Автономова Н.С. Заметки о философском языке // Вопросы философии. 1999. № 11.

Дополнительные оригинальные тексты

 

1. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль. 1986. – 574 с.

2. Древнеиндийская философия / Сост. В.В. Бродов. М.: Мысль. 1972. 343 с.

3. Древнекитайская философия: В 2-х т. – М.: Мысль. 1972.

4. Лосский Н.О. История русской философии. - М.: Советский писатель. 1991. 480 с.

5. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. – М.: Наука. 1977. - 383 с..Фромм Э. Душа человека. М.: Республика. 1992. - 430 с.

 

Электронный ресурсы:

1. Архив классической философской литературы http://abuss.narod.ru/Biblio/philo_zip.htm

2. Сайт ИФ РАН http://www.philosophy.ru

3. Официальный сайт философского факультета МГУ http://philos.msu.ru

4. Российская национальная библиотека http://www.nlr.ru/

5. Российская государственная библиотека им. В.И. Ленина http://www.rsl.ru/

6. Философский портал http://www.philosophy.ru

7. Портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование» http://www.humanities.edu.ru

8. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

9. Библиотека Русского гуманитарного интернет – университета http://www.i-u.ru/biblio/

10. Библиотека Гумер http://www.gumer.info/

11. Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/

12. Библиотека Максима Мошкова: философия http://lib.ru/FILOSOF/

13. Институт философии и права Сибирского отделения РАН www.philosophy.nsc.ru

14. Национальная философская энциклопедия http://terme.ru/

15. Электронная библиотека по философии: http://filosof.historic.ru

16. Электронная гуманитарная библиотека http://www.gumfak.ru/

17. Философско-литературный журнал «Логос» www.ruthenia.ru/logos

 

Задания для контрольных работ

Студенту предлагается достаточно обстоятельно осветить два вопроса из разных тем курса философии. При ответе студенту необходимо внимательно ознакомиться с вопросами темы, обстоятельно изучить всю рекомендованную литературу. В процессе выполнения контрольной работы студент должен показать знание основных теоретических вопросов темы, умение оперировать понятиями и категориями философии, а также применять их в процессе теоретических рассуждения и обосновании своих мировоззренческих позиций. В ходе раскрытия содержания вопросов темы студенту важно обнаружить умение творчески мыслить, решать разнообразные философские проблемы и показать достаточно высокий уровень философской культуры.

Ответы на вопросы темы должны быть, по возможности, полными, носить развернутый характер. Изложение темы должно носить самостоятельный характер. Работа, переписанная из учебника или заимствованная из Интернета, приниматься не будет.

 

ВАРИАНТ 1.

1. Философия как мировоззрение. Философия и мифология. Философия и религия.

2. Древнегреческая философия.

ВАРИАНТ 2.

1. Философия и наука: сходство и различие функций.

2. Философия Средневековья

ВАРИАНТ 3.

1.Категория бытия как начало философского анализа мира. Основные формы бытия.

2. Философия эпохи Возрождения

 

ВАРИАНТ 4.

1. Понятие пространства и времени. Материя, движение, пространство, время.

2. Философия Нового времени

 

ВАРИАНТ 5.

1. Чувственная и рациональная стороны познания, их взаимосвязь. Сенсуализм и рационализм.

2. Философия эпохи Просвещения

 

ВАРИАНТ 6.

1. Глобальные проблемы современности и пути их решения

2. Немецкая классическая философия

 

ВАРИАНТ 7.

1. Общество как подсистема объективной реальности. Отличие законов социума от законов природы.

2. Основные направления философии XX века: неопозитивизм и прагматизм.

ВАРИАНТ 8.

1. Понятие общественного сознания. Относительная самостоятельность общественного сознания.

2. Основные направления философии XX века: экзистенциализм и философия бессознательного.

ВАРИАНТ 9.

1. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке.

2. Этапы формирования русской философской мысли. Основная проблематика русской философии.

 

ВАРИАНТ 10.

1. Личность как социальная характеристика человека. Роль социальной среды в формировании личности.

2. Зарождение и развитие Восточной философии

 

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.