|
Игре на саксофоне на начальном этапе музыкального образования школьниковСтр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание и организация обучения Игре на саксофоне на начальном этапе музыкального образования школьников
Квалификационная работа обучающегося 4 курса Института культуры и искусств, направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», направленность «Музыка», очной формы обучения Аккуратова Никиты Николаевича Научный руководитель: кандидат культурологии, доцент кафедры музыки Клейн Эдуард Григорьевич
Кострома СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Необходимость исследования проблемы содержания и организации обучения игре на духовых инструментах, одним из которых является саксофон, осознается сегодня как одна из актуальных проблем современной музыкальной педагогики. Стремительное развитие в XXI веке науки, культуры и техники диктует задачи непрерывного улучшения и совершенствования методов и форм передачи новых научных знаний подрастающему поколению, вследствие чего проблема совершенствования методов обучения остается важной в современной дидактике. Она также постоянно находится в центре внимания педагогов-практиков и исследователей. Одной из основных задач системы музыкального образования детей в XXIвеке является создание такой системы обучения и воспитания, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Сейчас остро стоит задача совершенствования учебно-воспитательного процесса в области музыкального воспитания, ранней профессионализации молодого поколения, обеспечение соответствующих условий обучения, стимулирования их внутренних сил в саморазвитии и самовоспитании. Важнейшим элементом в воспитании и развитии ученикаявляется отечественное музыкально-педагогическое наследие в области исполнительства на духовых инструментах. В нашей стране к музыкальной педагогике всегда наблюдался живой интерес. В настоящее время проблемы эстетического воспитания детей в различных формах (в том числе и в процессе обучения игре на саксофоне) актуализируются общим возрастанием интереса общества к проблемам воспитания молодежи, развития творческого потенциала подрастающего поколения. Как известно, игра на саксофоне является одним из популярных видов музыкального исполнительства. В процессе обучения на саксофоне ребенок развивается физически, расширяет свой кругозор, происходит развитие его музыкальных данных. Игра в ансамбле и оркестре развивает музыкальный слух, способствует развитию навыков коллективного музицирования. Чтобы добиться необходимого высокого качественного уровня исполнения на духовых инструментах, необходима большая музыкальная педагогическая работа с детьми, инстументалистов необходимо воспитывать с самого раннего возраста, развивая у них необходимые музыкальные навыки. Если ребенок физически недостаточно крепкий, на первых этапах обучения можно использовать один из наиболее легких деревянных духовых инструментов, например – блок-флейту. Проблема организации обучения на духовых инструментах исследовалась в трудах ведущих отечественных музыкальных педагогов, таких как В. Апатский, В. Гурфинкель, В.Д. Иванов, Л. Михайлов, И. Мозговенко, В.В. Мясоедов, О. Нежинский, В. Плахоцкий, И. Пушечников, А.Б. Ривчун, Д. Свечков, С. Розанов, А.А. Федотов, А.В. Черных, Ю. Ягудин и др. Для нашего исследования большое значение имели положения теории и методики исполнительства на саксофоне таких исследователей как Д.А. Браславский, Б.А. Диков, В.Д. Иванов, М.К. Шапошникова. Исполнительство на духовых музыкальных инструментах занимает достаточно ограниченное место в повседневной жизни детей и подростков. Несмотря на то, что современная духовая музыка достаточно популярна и востребована, а без духовых оркестров не обходится не одно значимое общественно-политическое или культурное мероприятие, популярность духовых инструментов среди детей в Костромской области не очень велика. Одной из причин этого являются физические сложности при игре на этих инструментах, необходимая усидчивость при организации занятий,дороговизна самих инструментов. Также ощущается достаточно острая проблема нехватки опытных педагогических кадров, способных увлечь и заинтересовать учеников.Вместе с тем, как показывают исследования, направленные на изучение музыкальных вкусов современных школьников, из всего многообразия духовых инструментов они в большинстве случаев отдают предпочтение саксофону. Именно этот инструмент наиболее популярен и в среде взрослых исполнителей, а также слушателей. До недавнего времени считалось, что основным видом музыкального исполнительства в условиях общеобразовательных школ является хоровое музицирование. Вместе с тем, в ряде такого рода учебных заведений существуют музыкально-эстетические отделения, где учащиеся осваивают игру на различных инструментах. Достаточно интересный опыт обучения детей игре на саксофоне существует на музыкально-эстетическом отделении средней общеобразовательной школы № 22 города Костромы. Именно в стенах этого учебного заведения учащиеся получают практику сольного, а также оркестрово-ансамблевого исполнительства. Цель исследования: выявить и обосновать содержание и организацию обучения игре на саксофоне на начальном этапе музыкального образования школьников. Объект исследования: обучение игре на саксофоне младших школьников в общеобразовательных учебных заведениях. Предмет исследования: содержание и организация обучения игре на саксофонена начальном этапе. Задачи исследования: 1) рассмотреть историю создания саксофона; 2) определить особенности применения саксофона в детском духовом оркестре; 3) выявить основные методики обучения игре на саксофоне младших школьников; 4) дать характеристику основных требований к содержанию и организации игре на саксофоне 5) раскрыть опыт обучения игре на саксофоне на музыкально-эстетическом отделении в МОУ СОШ № 22 города Костромы. Методы исследования: – теоретические: анализ, синтез и обобщение методической и специальной литературы по теме исследования; – эмпирические: наблюдение, анализ педагогических ситуаций, изучение опыта работы преподавателей музыкально-эстетического отделения МОУ СОШ № 22 города Костромы, анализ собственного педагогического опыта и опрос; – статистические: математическая обработка полученных данных. Методологическую базу исследования составили: · труды педагогов и психологов, посвященные проблемам подготовки учителя (О.А. Абдуллина, Ю.К. Бабанский, А.С. Белкин, О.В. Лебедева, И.Я. Лернер, Р. С. Немов, Л.Ф. Обухова, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, Б.М. Теплов, Г.М. Цыпин и др.); · труды ученых в области содержания музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Е.В. Буслова, Е.Б. Витель, Д.Б. Кабалевский, Т.В. Луданова, З.В. Румянцева и др.); · труды музыковедов, позволившие раскрыть жанр духовой музыки и определить его границы (Е.С. Аксенов,Б.А. Диев, Г.М. Калинкович, Э.Г. Клейн, Т.К. Маякин, Е.В. Назайкинский, Н.К. Сурин, В.И. Тутунов, А. Усов, Х.М. Хаханян, В. Цуккерман, М.Д. Черток и др.); · работы педагогов, работающих в области духового музыкального исполнительского искусства (С. Болотин, Г.А. Гаранян, Р. Лаптев, А.Л. Штарк и др.). Опытно-экспериментальной базой исследования стало музыкально-эстетическое отделение МОУ СОШ № 22 г. Костромы. Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации данных из области общей педагогики и психологии, педагогики и методики подготовки музыканта-духовика, изучении опыта работы педагогов, работающих в области духового исполнительского искусства в общеобразовательных школах. Практическая значимость исследования состоит в разработке и практическом внедрении методики обучения игре на саксофоне у младших школьников в учебно-воспитательный процесс музыкально-эстетического отделения МОУ СОШ № 22 г. Костромы. Материалы, изложенные в работе, могут быть в дальнейшем использованы педагогами дополнительного образования, занимающимися вопросами обучения детей игре на саксофоне, а также студентами ссузов и вузов. Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (80 наименований) и приложения, в котором представлены фото-материалы из архиваМОУ СОШ № 22 г. Костромы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Обучение на саксофоне является достаточно сложным и трудоёмким процессом. Обучение в классе требует чёткой и последовательной передачи знаний от учителя к ученику,и проходить такой процесс должен по принципу «от простого к сложному». Известно всем, что обучение – это совместная деятельность ученика и учителя. Деятельность учителя – преподавательская, а деятельность ученика – учебная. Для того, чтобы их совместная деятельность была продуктивной, необходимо в первую очередь желание самого ученика, его любовь к инструменту. Целью данной работы являлось выявление и обоснование содержания и организации обучения игре на саксофоне на начальном этапе музыкального образования школьников.Эта цель достигнута путём анализа одной из программ обучения по саксофону, а также путём исследования опыта обучения на саксофоне в МОУ СОШ № 22 г. Костромы.Данный исследовательский опыт может использоваться в работе педагогами-музыкантами. В своём исследовании мы пришли к выводу, что в первую очередь обучение детей зависит от того, как преподаватель организует и проводит индивидуальные и групповые (оркестровые) занятия. Здесь нужно отметить, чтохорошему и правильному процессу обучения способствует именно тот преподаватель, который умеет расположить ученика к себе. Доступным для ученика языком такой педагог объяснит ученику, что должно сделать для успешного овладения музыкальным инструментом,определит особенности применения саксофона в детском духовом оркестре. Были выявлены основные методики обучения игре на саксофоне младших школьников, даны характеристики основных требований к содержанию и организации игре на саксофоне. Достаточно подробно раскрыты популярные методики игры на саксофоне В.Д. Иванова, Д.А. Браславского и др. педагогов и ученых. Нам удалось раскрыть опыт обучения игре на саксофоне на музыкально-эстетическом отделении в МОУ СОШ № 22 города Костромы. Большое внимание уделили изучению опыта работы с детьми педагогов Б.Н. Смыслова, В.Д.Гарберманаи И.Ф. Петрова, С.В. Крутикова. Все это было достигнуто благодаря бесед с преподавателями, посещения индивидуальных занятий, а также репетиций с различными оркестрами и оркестровыми группами. Мы надеемся, что материал, представленный в выпускной квалификационной работе, послужит одним из толчков к развитию детского духового исполнительского искусства на Костромской земле, поднятию его на более высокий уровень и появлению новых ярких учеников в классах саксофона учебных заведений области. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдуллин Э.Б. Методология педагогики музыкального образования: учеб.для студ. вузов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гном, 2010. - 413 с. 2. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. высш. учеб. Заведений –– 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1990. - 141 с. 3. Аксёнов Е.С. // Московская консерватория. От истоков до наших дней. 1866—2003 / под ред. Н. А. Мироновой. — М.: «Прогресс-Традиция», 2005. – 744 с. 4. Алимов А.Г. К вопросу советского исполнительства на духовых инструментах // В помощь военному дирижеру. – М.: ВДФ при МГК, 1984. Вып. 23. С. 3 – 20. 5. Анисимов Б. Практическое пособие по инструментовке для духовых оркестров. – Л.: Музыка, 1979.- 272 с. 6. Анисимов Б. Руководство по инструментовке для духовых оркестров. – Л.: Музыка, 1959. 7. Апатский В. Опыт экспериментального исследования дыхания и амбушюра духовика // Методика обучения игре на духовых инструментах. – М.: Музыка, 1976. Вып. 4. С. 11 – 31. 8. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект [Текст]: учебное пособие / Ю. К. Бабанский. - Москва: Педагогика, 1977. - 256 с. 9. Баташев А. «Советский джаз» - М.:, Музыка,1972. – 118 с. 10. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики [Текст] учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Белкин // – М.: Академия, 2000. – 192 с. 11. Болотин С.В. Биографический словарь музыкантов - исполнителей на духовых инструментах. - Л.: Музыка, 1969. - 200 с. 12. Браславский Д.А. Аранжировка для эстрадных ансамблей и оркестров. – М.:Музыка, 1974.- 391 с. 13. Браславский Д.А. Аранжировка дляэстрадных ансамблей и оркестров. [Учеб. пособие для муз.вузов]. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., «Музыка»,1974 -392 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ ФОТО-МАТЕРИАЛЫ ИЗ АРХИВА МОУ СОШ № 22 Г. КОСТРОМЫ
Выпускники школы № 22А.Торшин, Н.Аккуратов, М.Тевелевна сцене Музыкального колледжа на отчётном концерте. Дирижер И. Демин. Фото 2009 года Юбилейный концерт МОУСОШ № 22 г.Костромы 18 марта 2010года. Эстрадный ансамбль.Слева направо:Н.Аккуратов, И Лебедев, А ТоршинВторой справа – В.Д. Гарберман Эстрадный ансамбль школы № 22. За фортепиано – Игорь Фёдорович Петров, преподаватель по классу эстрадного ансамбля. Второй трубач слева – Виктор Давидович Гарберман – преподаватель по классу духового оркестра
Духовой оркестр МОУСОШ № 22. Юбилейный концерт школы.18марта 2010 года
Преподаватель Борис Николаевич Смыслов. Фото 1940-х гг. Преподаватель Александр Николаевич Савкин
Сергей Васильевич Крутиков – преподаватель по классам кларнета и саксофона в школе № 22 г.Костромы с 2004 года Содержание и организация обучения игре на саксофоне на начальном этапе музыкального образования школьников
Квалификационная работа обучающегося 4 курса Института культуры и искусств, направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», направленность «Музыка», очной формы обучения Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|