Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Большое количество огневых средств в этих формированиях (УРах) позволило по примеру 42-й армии выводить полевые войска в резерв, сохраняя устойчивость обороны.





В июле из Архангельского военного округа через Ладогу прибыли сформированные там части 79-го укрепленного района и заняли оборону в полосе 42-й армии на южных подступах к Ленинграду. Комендантом этого укрепленного района стал один из героев обороны Ханко, участник Гражданской войны полковник В.Д. Соколов, а комиссаром — энергичный и опытный политработник старший батальонный комиссар Б.Н. Патрин. В июле был образован 14-й укрепленный район, занявший оборону в районе Колпино — в полосе 55-й армии. На Неве был развернут 16-й укрепрайон.

В мае 1942 года Военный совет Ленинградского фронта определил меры для дальнейшего совершенствования внутренней обороны города (ВОГ). Устанавливался общий порядок подъема частей ВОГ по тревоге, занятия ими рубежей обороны. Для борьбы с возможными авиадесантами противника привлекались также части ПВО и зенитной артиллерии.

За лето и осень 1942 года в Ленинграде было построено более 8100 пулеметных и артиллерийских огневых точек, открыто свыше 1500 окопов, оборудовали до 200 командных и наблюдательных пунктов, соорудили 17 километров баррикад, 25 километров противотанковых рвов и 52 километра ходов сообщения.

В июне, когда решением Ставки ВГК вновь образовали (о таком решении Жданов сообщил Говорову еще 7 июня, а документально оно было оформлено 9 июня. — Примеч. авт.) Ленинградский и Волховский фронты, которые возглавили соответственно генерал-лейтенант Л.А. Говоров и генерал армии К.А. Мерецков, оборона города стала еще более многоэшелонированной.

Новый командующий Ленфронтом старался побывать на всех участках обороны Ленинграда. 8 июня 1942 года на самолете У-2 он вместе с заместителем начальника штаба фронта генерал-майором A.B. Гвоздковым, в другом самолете командующий артиллерией фронта генерал-майор Г.Ф. Одинцов и начальник инженерных войск фронта полковник Б.В. Бычевский, летали для инспекции и помощи в Приморскую оперативную группу к генерал-майору Останину.

В этот месяц в Ленинграде были созданы шесть секторов внутригородской обороны (Кировский, Московский, Володарский, Красногвардейский, Выборгский, Приморский) и оборонительная полоса Краснознаменного Балтийского флота. Каждый из секторов представлял собой глубокоэшелонированный, подготовленный к упорной борьбе с врагом укрепленный район.

Так, передний край московского сектора прикрывал Ленинград с юга и проходил по линии: железная дорога, Кузнецовская улица, шоссе, железнодорожная насыпь до Октябрьской железной дороги. Прочность обороны на этом направлении обеспечивали три оборонительных рубежа. В узлы сопротивления превратились завод «Электросила», здание райсовета и дом культуры имени Ильича, Витебский вокзал.

В самом центре Ленинграда проходил передний край оборонительной полосы КБФ: от устья реки Фонтанки по улице Белинского, Литейному проспекту, улицам Жуковского, Радищева, Салтыкова-Щедрина, Слуцкой, Тверской, Смольнинской улице, левому берегу Невы.

Все внутригородские секторы состояли из связанных между собой опорных пунктов, включавших подготовленные к круговой обороне городские постройки и заводские территории.

Все важнейшие направления и магистрали прикрывали ДОТы, а в заложенных кирпичом окнах зданий зияли амбразуры. Некоторые улицы и проспекты были перегорожены баррикадами, проволочными заграждениями, надолбами.

В пунктах возможной высадки вражеских десантов, а ими считались такие городские площади, как Сенная, Театральная, Труда, Чернышева, Восстания, Революции, Дворцовая, а также окраины города — Пороховые, Ржевка, Пискаревка, Гражданка, Лесной, Коломяги, — были оборудованы пулеметные точки и велось круглосуточное наблюдение. Организацией противодесантной обороны в самом Ленинграде руководил заместитель командующего ВОГ — начальник охраны тыла фронта генерал-лейтенант Н.Г. Степанов.

Город находился начеку, готовый принять бой на своих улицах и бороться за каждый дом, за каждый этаж. И для этого накапливал все больше сил. В составе ВОГ к осени находилось около 10,5 тыс. бойцов воинских частей, почти 3,4 тыс. человек из войск НКВД, более 2,2 тыс. моряков.

По первому сигналу были готовы занять свои рубежи, вступить в бой с врагом более 4 тыс. милицейских работников и бойцов военизированной пожарной охраны, а также до 10 тыс. добровольцев из рабочих отрядов.

Таким образом, войска в оборонительных сооружениях ВОГ, располагавшиеся на всей территории Ленинграда и его предместий, составляли сплошной укрепленный район города.

В начале июля 1942 года германские войска штурмом взяли город Севастополь. Согласно немецким планам, следующим «в очереди на уничтожение» был Ленинград, поэтому Гитлером была подписана директива № 45: «Группе армий „Север“ к началу сентября подготовить захват Ленинграда. Операция получает кодовое название „Фойерцаубер“, но в других источниках она именуется „Нордлихт“ (сначала операция по захвату Ленинграда называлась „Фойерцаубер“ — „Волшебный огонь“, но через месяц она была переименована в „Нордлих“ — „Северное сияние“; примерное начало операции планировалось на 14 сентября 1942 года. — Примеч. авт.). Для этого планировалось передать группе армий пять дивизий 11-й армии наряду с тяжелой артиллерией и артиллерией особой мощности, а также другие необходимые части резерва главного командования»[47].

Словно зная германские планы (в действительности это было маловероятно. — Примеч. авт.), 5 июля Военный совет Ленинградского фронта (в него вошли армии и соединения, находившиеся на блокированной территории) принял специальное постановление, определяющее функционирование Ленинграда как военного города.

Для этого предполагалось оставить в его пределах только то население, которое необходимо для обороны города и функционирования около 200 действующих предприятий союзного и республиканского значения. Остальные заводы, институты, фабрики и конторы консервировались, а «избыточное» население вывозилось на Большую землю. К началу июля в Ленинграде оставалось еще 1 млн 100 тыс. жителей. В основном этот план был реализован — по советским оценкам, к концу года в Ленинграде осталось около 669 тыс. человек, 80 % из них работали.

Так же как и ранее, большая часть необходимого продовольствия, боеприпасов и снаряжения доставлялась в Ленинград через Ладожское озеро. Ладога являлась ключом к победе или поражению, к жизни или смерти.

Из-за прихотей погоды вторая военная навигация началась необычайно поздно. 22 мая буксир «Гидротехник», разбивая торосы и взрывая лед, пробился из Осиновца в Кобону. Команду корабля лично поздравили Л.А. Говоров и A.A. Жданов. Но собственно регулярная навигация началась на Ладоге только 28 мая.

Организация перевозок снова была возложена на Ладожскую военную флотилию (командующий капитан 1-го ранга B.C. Чероков) и оперативно подчиненное флотилии Северо-Западное речное пароходство.

К началу навигации был отремонтирован весь флот. Он имел к тому времени почти 200 судов и барж, которые могли одновременно поднять около 30 тыс. тонн груза. Однако для нормального функционирования города и фронта озерному флоту требовалось пополнение. На территории эвакуированного в тыл Сясьского целлюлозно-бумажного комбината была организована судоверфь, на которой до конца навигации была построена 31 деревянная баржа вместимостью по 350 тонн. Ленинградские судостроители построили для Ладожской флотилии 118 самоходных судов-тендеров — каждый поднимал до 25 тонн груза. Позже были построены 10 металлических барж грузоподъемностью 600–800 тонн каждая. На них можно было возить тяжелые орудия, автомобили, танки и даже паровозы и вагоны. Последние, как правило, следовали в обратном направлении — на Большую землю, где недостаток железнодорожного транспорта ощущался особенно остро.

В отличие от прошлой навигации судоходство между восточным и западным берегами озера решили организовать по двум трассам: старой — между Осиновцем и Новой Ладогой, эксплуатировавшейся осенью 1941 года, и новой — через Шлиссельбургскую губу. Новая «малая трасса» была в четыре раза короче старой (около 30 км), но, чтобы ее использовать, надо было построить на восточном берегу Кобоно-Кареджский порт.

Зимой на обоих берегах Шлиссельбургской губы развернулось строительство новых причалов, пирсов — всего, что требуется для непрерывной приемки судов, быстрой их погрузки и разгрузки, сохранения грузов.

Перед началом навигации район строительства Осиновецкого порта посетил уполномоченный ГКО А.Н. Косыгин. Он поставил перед строителями сложную задачу: приспособить причалы для перевалки не только обычных, сравнительно легких грузов, на что рассчитывали при их строительстве, а и тяжелых грузов — станков, кранов, которые правительство решило эвакуировать из Ленинграда. Строителям отводился для этого жесткий срок — всего две недели. Но они справились и с этим заданием.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.