Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Э. Кондильяк (30 сентября 1715 - 03 августа 1780





Аббат, французский философ, родился в Гренобле в 1715 году

Вращался некоторое время в кругу энциклопедистов, в 1768 году стал членом французской академии, до того был воспитателем внука Людовика XV, инфанта Фердинанда Пармского. Умер в 1780 году.

СЕНСУАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

Кондильяк имеет несомненное историческое значение, так как представляет собой особый момент в сенсуалистической теории познания. Особенную важность имеет К. для французской философии: он имел сначала ряд последователей, а позднее французская философия определялась критикой основных положений Кондильяка. Велико влияние Кондильяка и на современный английский эмпиризм. Философских сочинений Кондильяк написал немного: «Essai sur l’Origine des Connaissances humaines» («Опыт о происхождении человеческих знаний», 1746 г.); («Трактат о системах», 1749); («Трактат об ощущениях», 1754) и («Трактат о животных», 1755). Незадолго до его смерти появилась его логика, а его («Язык исчислений») издана после его смерти. Получив приглашение стать воспитателем внука Людовика XV — инфанта дона Фердинанда, Кондильяк написал шестнадцатитомный труд «Курс занятий по обучению принца Пармского», в котором содержатся обширные сведения по языкознанию, литературе, риторике, истории философии.

В последние годы своей жизни работал над экономическим сочинением «Торговля и правительство, рассмотренные в их взаимном отношении».

Николай Бухарин отмечал, что Кондильяк в своих идеях предвосхитил ряд положений австрийской экономической школы:

Слава Кондильяка основана, главным образом, на его «Trait? des Sensations». Первые два сочинения написаны под влиянием Локка. С точки зрения Локка критикует он философские системы Мальбранша, Спинозы и Лейбница. Однако, трактат о логике был чрезвычайно популярен в конце XVIII — начале XIX веков.



Чтение сочинений Беркли, а отчасти и влияние энциклопедистов заставило Кондильяка внести существенные изменения в теорию познания Локка. «Trait? des Sensations» имеет несомненное психологическое значение; в психологии Кондильяк является новатором, и учение о возникновении пространственной схемы, представляющее в современной психологии одну из наиболее разработанных глав, должно в Кондильяке признать своего родоначальника.

РЕФЛЕКСИЯ

Локк, по мнению Кондильяка, ошибается, допуская двоякий источник познания — ощущения и рефлексию. Рефлексия не представляет ничего самостоятельного, а есть переработанное ощущение; из ощущений слагается и память; множественность ощущений сама собой вызывает суждение. Кондильяк, таким образом, не только описывает различные душевные явления, но дает и историю развития души.

При изображении этой истории он исходит из чисто априористического построения — статуи живой, но не одухотворенной, которую он постепенно одаряет различными способностями ощущений и из них извлекает различные группы понятий. Кондильяк полагает, что он придерживается эмпирического метода, между тем он поступает точно также как философы-рационалисты в XVIII веке, то есть строит факты.

Ощущения Кондильяк делит на две группы: с одной стороны — обоняние, зрение, слух и вкус, с другой — осязание. Анализ осязания и значение, которое он придал этой категории ощущений, есть несомненная заслуга Кондильяка перед психологией. В познании внешнего мира осязанию принадлежит руководящая роль. Подобно тому, как все познание о внешнем мире Кондильяк выводит из ощущений, состояния чисто субъективные он также выводит из того же источника. Нельзя отказать в некоторой грандиозности простоте этого построения душевной жизни.

Французы причисляют Кондильяка к числу классических писателей; чтение трёх книг его «Trait? des Sensations» входит у них в состав элементарного философского преподавания.

 

Д. Дидро (1713 - 1784)

Дени Дидро – французский писатель, драматург, просветитель, философ-материалист; основатель, редактор «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел»; выразитель идей третьего сословия, сторонник просвещенной монархии, яростный противник абсолютизма, церкви и религиозного мировоззрения в целом. 5 октября 1713 г. он родился во французском Лангре, простой семье ремесленника.

Родители хотели, чтобы сын стал священником, поэтому с 1723 по 1728 г. он получал образование в местном иезуитском коллеже, стал в 1726 г. аббатом, отличался религиозностью, вел аскетический образ жизни. В 1728 или 1729 г., чтобы окончить обучение, Дидро приехал в Париж, выбрав или янсенистский коллеж д'Аркур, или иезуитский коллеж Людовика Великого (версии разнятся). Есть мнение, что он учился сразу в двух, и агрессивное противоборство двух течений привело к разочарованию в выбранном пути. В 1732 г. Дидро оканчивает факультет искусств Парижского университета, получает степень магистра, но, вместо того, чтобы идти работать в соответствии со специальностью, сделал выбор в пользу свободной жизни и свободных занятий.

В 1743 г. он вступил в брак и зарабатывал средства для молодой семьи, делая переводы. На протяжении 1743-1748 гг. появлялись первые философские работы Дидро («Философские мысли» (1746), «Аллеи, или Прогулка скептика» (1747), «Нескромные сокровища» (1748), «Письма о слепых в назидание зрячим»(1749)), свидетельствующие о переходе на позиции сначала деизма, затем атеизма и материализма. Из-за последней работы Дидро на несколько месяцев арестовали.

Увидевшие свет в 50-ых гг. пьесы «Побочный сын или Испытания добродетели» (1757) и «Отец семейства», как и написанные впоследствии повести и романы, говорили о новом художественном подходе, стремлении рассказывать о жизни обычных людей, принадлежащих к третьему сословию, верности гуманистическим идеалам, были написаны в реалистичной, понятной, лишенной словесных изысков манере.

Славу Дени Дидро снискал своей многолетней и упорной работой над «Энциклопедией, или Толковым словарем наук, искусств и ремесел» (1751-1780), которая систематизировала научные постулаты того времени и стала мощным просветительским инструментом, своеобразным манифестом французского Просвещения. Первоначальный замысел издателя А.Ф. Ле Бретона, возникший в начале 40-х, предполагал адаптацию уже существующей английской энциклопедии. Однако в итоге он был трансформирован в выпуск самостоятельного издания, возглавлять которое было доверено Дидро. Четверть века он руководил подготовкой 28 томов, сам написал порядка 6 тысяч статей, сотрудничал с Вольтером, Руссо, Гольбахом, Монтескье, с признанными специалистами различных наук и искусств. Издание «Энциклопедии» сопровождалось разнообразными сложностями, но Дени Дидро удалось уберечь свое детище от закрытия.

Издавать «Энциклопедию» в Россию ему предлагала Екатерина II, но Дидро отказался, продолжая лавировать между опасными рифами на родине. С октября 1773 г. по март 1774 г. он пробыл в России по приглашению императрицы, предложил на рассмотрение проект системы народного образования, основывавшийся на принципах бессословности и предусматривавший бесплатное начальное обучение. Заболевание желудочно-кишечного тракта поставила точку в его биографии 31 июля 1784 г.; в это время он находился в Париже.

Ж. Ламетри (25 декабря 1709, Сен-Мало, Бретань — 11 ноября 1751, Берлин)

Жюлье́н Офре́ де Ламетри́ — французский врач и философ-материалист, был сперва богословом, затем изучал медицину в Лейдене у Бургаве.

Родился в богатой семье торговца тканями. Изучал богословские науки, физику и медицину. В Лейдене занимался под руководством врача, ботаника и химика Г. Бургаве. В 1742 году возвращается в Париж. В 1743—1744 году участвует в Войне за австрийское наследство в армии герцога де Граммона. Был полковым врачом. Заболев горячкой, на основе наблюдений за своей болезнью пришёл к выводу, что духовная деятельность человека определяется его телесной организацией. Эта идея легла в основу его первого философского сочинения «Естественная история души» (1745, иначе «Трактат о душе»), вызвавшего озлобление в среде духовенства и сожжённого по приговору суда, как и его сатирическое произведение Politique du Medecin de Machiavel, направленное против злоупотреблений, невежества и самомнения его коллег-врачей.

Несмотря на то, что оба запрещённых трактата вышли из печати анонимно, Ламетри был вынужден эмигрировать в Голландию, оставив семью во Франции. Здесь он также анонимно опубликовал сочинение «Человек-машина» (1747, русский перевод 1911), которое также было публично сожжено (но доставило ему широкую известность). В 1748 году по приглашению прусского короля Фридриха II переехал в Берлин, где состоял членом Академии наук, личным врачом короля и получил возможность беспрепятственно издавать свои труды, среди прочих — «Человек-растение» (1748), «Человек больше, чем машина» (1748) и «Система Эпикура» (1751). Однако вскоре и в Сан-Суси у учёного возникает конфликт с двором, он принужден выставлять себя чудаком и придворным шутом. Умер Ламетри, по преданию, отравившись паштетом. Согласно указаниям самого Ламетри, оставленным в его последних сочинениях, учёный был отравлен. Смерть Ламетри так никогда и не была расследована.

К. Гельвеций (1715-1771)

Клод Адриан Гельвеций - французский писатель, философ, яркая фигура французского Просвещения, идеолог буржуазии - появился на свет в Париже 31 января 1715 г. Его отец, служивший при дворе врачом, мечтал, что сын станет финансистом, поэтому его отдали в иезуитский колледж Луи-ле-Гран, где он приобрел соответствующие познания. После окончания колледжа Клод Адриан работал помощником сборщика налогов у собственного дяди. Будучи молодым человеком, Гельвеций испытывал большой интерес к поэзии, но позднее, к 1740 г., эта увлеченность пропала.

Связи отца помогли ему в 1738 г. занять должность т.н. генерального откупщика, по сути, сборщика налогов. Работа была очень доходной и помогла Гельвецию перейти в разряд очень состоятельных людей. При этом, в отличие от большинства своих коллег-чиновников, занимавших в XVII-XVIII ст. аналогичные посты, он не погряз в коррупции и не занимал место «для галочки», создавая лишь видимость работы.

Тем не менее, даже такая должность разочаровала Гельвеция, и в 1751 г. он сложил с себя полномочия, женившись на Анне Катрин де Линьвиль д’Отрикур. Пара жила в столичном особняке на улице Сен-Анн, проводила много времени неподалеку от Ремалара в собственном замке. Покончив с карьерой государственного служащего, Гельвеций отдавал все силы литературному творчеству, философии и науке.

Насмотревшись на столичные салоны, Гельвеций решил открыть собственный, который стал бы излюбленным местом встреч для просвещенных людей, интеллектуалов. Мечта сбылась: именно его салон приобрел большую популярность в качестве места для выражения свободолюбивый идей; здесь вращались персоны, которые впоследствии основали знаменитое общество энциклопедистов. Знакомство в 1751 г. и сближение сМонтескье и Вольтером укрепило Гельвеция в намерении всего себя посвятить занятиям наукой.

В 1758г. был опубликован главный труд в его творческой биографии – сочинение «Об уме», работа над которым длилась более двух десятков лет. Идеи, озвученные в ней, были слишком смелыми для того времени, произвели сенсацию и сделали автора знаменитым. В книге Гельвеций, в частности, отрицал тезис о том, что мир сотворен богом - равно как существование самого творца и бессмертие человеческой души. Неудивительно, что сильные мира сего в лице столичного парламента, Папы Климента VIII и теологического факультеты Сорбонны приговорили труды Гельвеция к сожжению, а ему самому пришлось дважды от них отрекаться. Под влиянием этих событий заодно запретили «Энциклопедию», в издании которой Гельвеций принимал самое активное участие. Идеям, изложенным в книге «Об уме», принадлежала значимая роль в формировании идеологии Французской буржуазной революции. Оказали влияние они и на утопический социализм начала XIX ст., а также на развитие европейской философской мысли в целом.

В 1764 г. Гельвеций отправился в Англию, а спустя год оказался в Пруссии: его пригласил туда Фридрих II. Он и астроном Лаланд стали основателями масонской ложи наук, вокруг которой затем сосредоточились самые известные люди из мира науки. В 1769 г. Гельвеций окончил работу над сочинением «О человеке», которое было опубликовано только посмертно, в 1772 г. Гельвеция мучила подагра в тяжелой форме, 26 декабря 1771 г. он умер в своем парижском особняке. Полное собрание написанных им сочинений увидело свет только в 1818 году.

 

П. Кабанис (1757-1808)

Биография

Пьер-Жан Жорж Кабанис - врач и фи­лософ, яркая неординарная личность. Сначала занимал пост главного врача парижской больницы, преподавал в Медицинской школе, в каче­стве профессора, а затем на медицинском факультете Парижского уни­верситета последовательно занимал кафедры гигиены, клиники внутрен­них болезней и истории медицины. В 1803 году был избран членом Парижской Академии.

Пьер Кабанис родился 5 июня 1757 года в семье провинциального французского адвоката, в местечке Кронак, Коррез. После непродол­жительного периода обучения в провинциальной схоластической семи­нарии он переехал в Париж, где начал изучать философию и медицину, а также греческий, латинский и французский языки. Резуль­татом изучения древних язы­ков стал перевод Кабанисом «Илиады» Гомера.

В течение 6 лет он постига­ет медицину под руководством известного ученого и врача Дюбрелю. Закончив в 1783 году медицинское образование, Ка­банис написал свое первое про­изведение («Клятва врача») - подражание одноименному со­чинению Гиппократа. Он автор исследования «О степени дос­товерности в медицине», в ко­тором рассуждает о том, что «для изучения и должного при­менения медицины следует придать последней значение, а для того, чтобы придать медицине истинное значение, нужно в нее верить».

Ученик Э. Б. де Кондильяка. По своим политическим воззрениям был близок к жирондистам; его друзьями были Ж. Б. Мирабо и М. Ж. Кондорсе. В эпоху Великой французской революции сыграл большую роль в реорганизации медицинских школ. Участвовал в перевороте 18 брюмера. В 1803 Кабанис был избран во Французскую академию, после его смерти его академическое «кресло» занял единомышленник Кабаниса, Дестют де Траси. Похоронен в парижском Пантеоне.

Идеи

Материализм и атеизм Кабаниса были менее последовательными и воинствующими, чем у старшего поколения французских материалистов XVIII века. Кабанис утверждал, что мышление — такой же продукт мозга, как секреция поджелудочной железы или печени. Это дало основание считать Кабаниса одним из предшественников вульгарного материализма. Вместе с Антуаном Дестютом де Траси Кабанис был основателем учения об «идеологии» как науке о всеобщих и неизменных законах образования идей. Считал медицину главным средством совершенствования человеческого рода, ибо, воздействуя на тело, можно добиться и изменения духа. Кабанис оказал значительное влияние на развитие медицины и физиологии, в частности в США в XVIII в. В последние годы жизни склонялся к витализму.

Х. Вольф (24 января 1679 - 09 апреля 1754)

Знаменитый немецкий учёный-энциклопедист, философ, юрист и математик, один из наиболее заметных философов в период после Лейбница и до Канта

БИОГРАФИЯ

Христиан Вольф родился в Бреслау в бедной семье. Он изучал математику, физику и философию в Йенском университете. В 1703 году, Вольф получил звание приват-доцента в университете Лейпцига, где он читал лекции до 1706 года, когда ему предложили должность профессора математики и натуральной философии в Галле. Вследствие обвинения в атеизме учёный был вынужден оставить должность и покинуть Пруссию. Он отправился в Гессен, где преподавал до 1740 г. в Марбургском университете. В том же году корольФридрих II пригласил философа назад в Пруссию, где он вновь начал преподавать в университете Галле. В 1743 Вольф стал ректором университета, на каковом посту и оставался до конца своих дней. Одним из учеников Х. Вольфа был М. В. Ломоносов.

Как философ Вольф находился под большим влиянием Лейбница, с которым он был лично знаком и вёл переписку. Заслугой Вольфа считается систематизация центральных разделов философии Лейбница. Кроме того, его влияние испытала традиция рационализма. Разработанная им и предельно чётко изложенная в его трудах онто-теологическая концепция вольфианства (англ. wolffianism), представляющая собой ветвь лейбницианства, являлась доминирующей философской системой в Германии середины XVIII века, несмотря на многочисленные нападки оппонентов, например Иоахима Ланге. Впоследствии её подверг решительной критике Иммануил Кант.

Был иностранным членом Берлинской, Парижской и Петербургской Академий Наук, а также Лондонского Королевского научного общества. При жизни пользовался известностью и авторитетом в учёных кругах.

ТВОРЧЕСКИЙ ВКЛАД

Не будучи по-настоящему оригинальным мыслителем и учёным, Вольф, тем не менее, отличался поистине энциклопедической образованностью, чёткостью формулировок, тщательностью и педантичностью анализа.

Х. Вольфу принадлежат также несколько руководств по математике, оказавших сильное влияние на организацию преподавания этой дисциплины в Германии и России. Особое значение имел изданный им в 1716 в Лейпциге«Математический лексикон». Хотя специализированные математические словари появились ещё в последней трети XVII века («Математический лексикон» итальянца Дж. Витали, 1668; «Доступная математика или Математический словарь» англичанина Дж. Моксона, 1679; «Математический словарь» француза Ж. Озанама, 1690), все они были весьма ограничены по объёму и давали довольно-таки фрагментарные сведения. Труд Вольфа был первым математическим словарём по-настоящему энциклопедического охвата.

Христиан фон Вольф считается крупным представителем естественного права и основателем юриспруденции понятия XIX в. (то есть юриспруденции, исходящей из посылки, что правопорядок состоит из закрытой системы норм). Именно Вольф заложил основы философской терминологии немецкого языка; многие определённые им слова немецкого языка, такие как Bedeutung (значение), Aufmerksamkeit (внимание), an sich (сам по себе, в себе), вошли позднее в повседневный язык.

И. Кант (1724-1804)

Иммануил Кант - крупнейший немецкий ученый, философ, основатель немецкой классической философии, человек, чьи труды оказали огромное влияние на развитие философской мысли XVIII и последующих столетий.

В 1724 г., 22 апреля, Иммануил появился на свет в прусском Кенигсберге. С этим городом будет связана вся его биография; если Кант и покидал его пределы, то на небольшое расстояние и ненадолго. Будущий великий философ родился в небогатой многодетной семье; отцом его был простой ремесленник. Одаренность Иммануила заметил доктор теологии Франц Шульц и помог ему стать учащимся престижной гимназии «Фридрихс коллегиум».

В 1740 г. Иммануил Кант становится студентом Кенигсбергского университета «Альбертину», однако смерть отца помешала ему отучиться полностью. В течение 10 лет Кант, материально обеспечивая семью, работает домашним учителем в разных семьях, покинув родной Кенигсберг. Непростые житейские обстоятельства не мешают ему заниматься научной деятельностью. Так, в 1747-1750 гг. в центре внимания Канта была собственная космогоническая теория происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности, актуальность которой не утрачена до настоящего времени.

В 1755 г. состоялось его возвращение в Кенигсберг. Канту наконец удалось не только закончить университетское образование, но и, защитив несколько диссертаций, получить степень доктора и право заниматься преподавательской деятельностью как доцент и профессор. В стенах своей альма-матер он проработал четыре десятка лет. До 1770 г. Кант трудился экстраординарным доцентом, после - ординарным профессором кафедры логики и метафизики. Философские, физические, математические и другие дисциплины Иммануил Кант преподавал студентам вплоть до 1796 г.

Год 1770-ый стал рубежом и в его научной биографии: он делит его творчество на т.н. докритический и критический периоды. Во втором был написан ряд фундаментальных трудов, которые не просто пользовались огромным успехом, но и позволили Канту войти в круг выдающихся мыслителей столетия. К области гносеологии относится его работа «Критика чистого разума» (1781), этики - «Критика практического разума» (1788). В 1790 г. было опубликовано затрагивающее вопросы эстетики сочинение «Критика способности суждения». Мировоззрение Канта как философа формировалось в определенной мере благодаря изучению сочинений Руссо, Юма и ряда других мыслителей.

В свою очередь, влияние трудов самого Иммануила Канта на последующее развитие философской мысли сложно переоценить. Немецкая классическая философия, основателем которой он являлся, в дальнейшем включила в себя крупные философские системы, разработанные Фихте, Шеллингом, Гегелем. Испытало на себе воздействие учения Канта романтическое движение. В философии Шопенгауэра также прослеживается влияние его идей. Во второй половине XIX ст. было весьма актуальным «неокантианство», в веке XX философское наследие Канта повлияло, в частности, на экзистенциализм, феноменологическую школу и др.

В 1796 г. Иммануил Кант перестал читать лекции, в 1801 г. уволился из университета, но не прекращал научной деятельности до 1803 г. Мыслитель никогда не мог похвастаться железным здоровьем и нашел выход в четком распорядке дня, неукоснительном следовании собственной системе, полезным привычкам, которые удивляли даже педантичных немцев. Кант так и не связал свою жизнь ни с одной из женщин, хотя не имел ничего против прекрасного пола. Размеренность и аккуратность помогли ему прожить дольше, чем многие его ровесники. Скончался в родном Кенигсберге 12 февраля 1804 г.; похоронили его в профессорском склепе городского кафедрального собора.

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.