|
Формы и принципы организации трудовых коллективов. Основные направления их развитияВ большей мере возрастает значение коллективных усилий работников. Коллективный труд при правильной его организации способствует наиболее полному использованию оборудования, материальных и трудовых ресурсов, повышению качества выпускаемой продукции. Трудовой коллектив - это объединение работников, осуществляющих совместную трудовую деятельность в организации. Выделяют три иерархических уровня трудовых коллективов: • основной – коллектив предприятия, организации в целом; • вторичный – коллективы крупных подразделений (участков, цехов, служб и т.д.; • первичный – наименьшие по размеру, характеризующиеся непосредственным взаимодействием исполнителей (бригады, отряды, звенья). Можно выделить постоянные и временные первичные трудовые коллективы. Постоянные предназначены для решения текущих производственных задач, временные – для решения разовых, периодически возникающих задач. Опыт показывает, что создание эффективных бригад возможно при следующих условиях: • 1) наличие определенной производственной площади, оборудования, инструмента и оснастки; 2) технологическая целостность основных, вспомогательных и обслуживающих операций, сконцентрированных на определенной производственной площади, позволяющая выпускать конечную продукцию (детали, узлы, сборочные единицы, изделия и т.д.); 3) отсутствие необходимости создания операционных заделов на отдельных рабочих местах и увеличения выхода продукции с последней операции; 4) взаимозаменяемость и совмещение профессий в отдельных рабочих группах; 5) соответствующий численный и профессионально- квалификационный состав рабочих; 6) невозможность расчленения целостного технологического процесса для индивидуального исполнения; 7) возможность установления норм и нормативов трудовых и материальных затрат по операциям и по конечной продукции;8) возможность учета материальных затрат по операциям и по конечной продукции; 9) наличие системы планирования и учета операционной и конечной продукции. На промышленных предприятиях действуют бригады различного типа, что объясняется особенностями технологии, организации производства и его техническим уровнем. Все бригады делятся на две большие группы – специализированные и комплексные. Специализированные бригады организуются из рабочих одной профессии или специальности для выполнения однородных технологических операций (механическая обработка деталей, сварка узлов, окрасочные работы и т.д. Комплексные бригады включают рабочих различных профессий (как основных, так и вспомогательных), выполняющих технологически разнородные, но взаимосвязанные работы, охватывающие полный цикл изготовления детали, узла или их законченной части. Преимуществом таких бригад является возможность оптимальной кооперации труда основных и вспомогательных рабочих участках. Специализированные и комплексные бригады в зависимости от действующего режима работы могут быть сменными, объединяющими рабочих одной смены, и сквозными (суточными), включающими рабочих, занятых в нескольких сменах. Сменные бригады включают работников только одной смены и создаются в условиях дискретного производства, где весь комплекс работ производится в течение одной смены. Сквозные бригады включают работников двух или трех смен и создаются в таких производственных условиях, где длительность производственного цикла превосходит продолжительность смены и работа, начатая в течение одной смены, продолжается в другой смене. По функциональному признаку комплексные бригады подразделяются на следующие типы: выполняющие часть операций основного процесса; выполняющие все операции основного процесса; выполняющие вспомогательные работы; выполняющие основные и вспомогательные работы. По численному составу – бригады бывают малочисленные (5-10 человек), средние (11-25), крупные (25-50 человек и более). Численный и профессиональный состав формируется с учетом содержания и сложности производственного процесса, закрепленного за бригадой производственного задания и уровня производительности труда. Учитываются также степень производственно-технической законченности осуществляемых работ и возможность расширения трудовых функций, совмещения и перемены профессий. Одним из путей повышения эффективности бригадной формы организации труда является создание крупных комплексных сквозных бригад. 2.Принципы и правила планирования рабочего времени. Индивидуальное планирование рабочего времени руководителя и специалистов Основные принципы и методы планирования Планирование времени – процесс творческий и в то же время серьезный. План на следующий день нужно составлять до того как этот день начнется. Чем подробнее вы напишите, какими делами в первую очередь нужно заняться, тем проще будет их выполнять. Единство (или системность). Планирование должно носить системный характер, т.е. состоять из элементов и уровней задач взаимосвязанных между собой. • Непрерывность. Планирование должно быть цикличным, т.е. одни планы должны приходить на смену другим. Таким образом, все этапы планирования должны следовать друг за другом, а само планирование должно иметь связь с прогнозированием. • Точность. Это принцип требует того чтобы планы были конкретными и включали в себя описание деталей. • Участие. В разработке плана иногда должны участвовать те, кто непосредственно будет реализовывать его в жизнь. В процессе планирования с участием отдельных специалистов появляются новые идеи, которые зачастую играют большую роль в реализации конечной цели. • Гибкость. Принцип гибкости в планировании заключается в способности плана менять свою целевую ориентацию при возникновении непредвиденных обстоятельств. Используя этот универсальный принцип планирования, при постановке новых задач, в план необходимо вносить резервы. Другое их название – надбавки безопасности или финансовые подушки (амортизаторы). При изменении условий резервы выполняют функцию подстраховки. Принципы планирования рабочего времени Существует несколько таких принципов. 1. Принцип ПАРЕТО (соотношение 80:20). Итальянский экономист Вильфредо Парето утверждал, что в любой группе её малая часть является более важной, чем её вес в этом группе. Если этот принцип использовать в управлении своим временем, то получится, что 80% потраченного времени (это многочисленные мелкие проблемы) принесет в итоге 20% результата. В то время как 20% времени потраченного на несколько важнейших проблем результате даст 80% результата. Применение этого принципа в ежедневной работе будет значить, что не стоит тратить время на легкие и небольшие дела. Лучше в первую очередь рассматривать более важные задачи, даже если они неприятны вам и тяготят вас своим наличием. 2. Принцип Эйзенхауэра. Согласно его принципу расставлять приоритеты, необходимо исходя из срочности и важности, а все дела можно разделить на 4 категории: • срочные и важные. Именно ими необходимо заниматься в первую очередь; • срочные, но не важные. Из-за срочности таких дел мы стараемся решить их также как и важные, тратя на них свои силы. Если у вас есть такая возможность, лучше отдать эти дела на исполнение кому-то другому, либо выполнять их очень быстро и не акцентировать на них внимание; • не срочные, но важные. Из-за отсутствия конкретных сроков такие дела откладываются в долгий ящик. Главная проблема здесь кроется в том, что и эти дела со временем становятся срочными. Лучше не тянуть с их решением до последнего, а выполнить задолго до окончания сроков;
• не срочные и не важные. Именно такие дела способны образовать гору бумаг на вашем рабочем столе. Старайтесь не копить такие дела по полгода, чтобы потом ваше основное время не уходило на задачи, которые при своевременном решении заняли бы у вас 5 минут.
Планирование рабочего времени руководителя и специалиста Известный немецкий специалист в области менеджмента Л. Зайверт разработал определенные правила планирования рабочего времени: 1. Планировать рабочий день на 60%, оставляя 20% на решение непредвиденных задач и 20 % на творческую деятельность (например, повышение квалификации). 2. Тщательно документировать и контролировать расход времени, что позволяет иметь о нем четкое представление, определяя будущие потребности в нем и правильное его распределение. 3. Дифференцировать задачи предстоящего периода на долго-, средне- и краткосрочные, устанавливая приоритет действий по их решению. 4. Всегда последовательно до конца доводить начатое дело. 5. Составлять гибкие планы. 6. Планировать реальный объем задач, рассчитанных в соответствии с возможностями коллектива. 7. Использовать для планирования времени специальные бланки и карточки. 8. Переносить невыполненные задачи автоматически в планы следующего периода. 9. Отражать в планах не только сами действия, но и ожидаемые результаты. 10. Задавать точные временные нормы и предусматривать на то или иное дело ровно столько времени, сколько на него действительно требуется. 11. Реализовать принцип самодисциплины, устанавливающий точные сроки выполнения всех видов работ. 12. Определять приоритеты в делах. БИЛЕТ №13 Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|