|
Границы разделения труда. Совмещение профессий и функций.Выбор наиболее рациональных форм разделения труда зависит от типа производства, объема выпускаемой продукции, ее сложности и др. Поэтому их поиск предполагает обязательный анализ этих факторов и обоснование оптимальной границы разделения труда. Каждое разделение труда имеет свои разумные пределы. С социальной точки зрения чрезмерное разделение труда обедняет его содержание, превращает работников в узких специалистов. С физиологической точки зрения чрезмерное разделение труда приводит к его монотонности, вызывает повышенную утомляемость и, как следствие, высокую текучесть работников, занятых на таких работах. В связи с этим возникают большие сложности в организации производственных процессов. Требуются более детальные расчеты и тщательная подготовка для эффективного соединения в едином процессе узкоспециализированных работников. Из этих особенностей разделения труда вытекают определенные ограничения. Существуют технологическая, экономическая, психофизиологическая и социальная границы разделения труда. • Технологическая граница разделения труда определяется существующей технологией, которая делит производственный процесс на операции. • Нижней границей формирования содержания операции является трудовой прием, состоящий не менее чем из трех трудовых действий, непрерывно следующих друг за другом и имеющих конкретное целевое назначение. • Верхняя граница разделения труда – это изготовление на одном рабочем месте изделия целиком. Экономическая граница разделения труда обусловливается уровнем загрузки рабочих и длительностью производственного цикла. Совмещение: Совмещение профессий вызвано механизацией и автоматизацией производственных и административных процессов, приводящих к увеличению доли свободного времени у персонала. Оно позволяет решить важную для общества социальную задачу – повысить содержательность и привлекательность труда, снизить его монотонность, повысить профессиональный уровень работников. Совмещение профессий представляет собой выполнение одним работником функций и работ, относящихся к различным профессиям. Оно может быть полным, если работник выполняет все трудовые функции другой специальности, и частичным, если работнику передается только часть функций, выполняемых рабочими других специальностей, профессии. В результате сокращается общая численность работников, растет производительность их труда. Совмещение профессий и расширение на этой основе производственного профиля рабочих возможно путем овладения рабочими смежными и вторыми профессиями. Совмещение профессий (должностей) осуществляется, как правило, в пределах той категории персонала, к которой относится данный работник (рабочие, руководители, служащие и др.). Пример, совмещение должностей юрисконсульта и инспектора по кадрам, совмещение профессий слесаря и водителя
Основы делегирования полномочий. Преимущества и недостатки делегирования. «За»: плюсы делегирования 1.Делегирование — довольно действенный способ мотивации. Доверяя сотруднику выполнение работы начальника, вы подстегивает его к ответственности и увеличению производительности. БИЛЕТ № 9 1.Особенности планировки помещений, в которых размещаются служащие Выделяют следующие основные системы планировки помещений, в которых размещаются служащие. 1. Кабинетная, при которой структурные подразделения размещаются на отдельных этажах здания, а отделы и службы в отдельных комнатах (от 4 до 30 чел.). Достоинством системы является создание творческой обстановки и комфортных условий для малых групп сотрудников, а недостатком — увеличение затрат на отопление и освещение и удлинение маршрутов документопотоков. 2. Зальная, при которой структурные подразделения и производства размещаются в больших залах (на этажах) здания с количеством сотрудников более 100. Их достоинством является снижение затрат на строительство и эксплуатацию помещений, уменьшение площадей в расчете на 1 служащего, обеспечении рациональной технологии управления. Главный недостаток — невозможность создания интимной творческой обстановки, особенно для ученых и руководителей, и избыточный шум в зале. 3. Ячеистая, при которой в большом зале размещаются сотрудники подразделения, а помещения для руководителей отделов и служб формируются с помощью специальных передвижных перегородок из рифленого стекла высотой 1,5—2,0 м. Применение перегородок создает благоприятную обстановку для сотрудников отдела, у которых своя «ячейка». В то же время руководитель подразделения может свободно наблюдать за работой отделов и служб, а также и за дисциплиной труда. Эта система широко применяется в крупных западных компаниях. В первую очередь размещать крупные структурные подразделения (администрация, канцелярия, бухгалтерия, отделы маркетинга, кадров) и учитывать возможность их расширения. Смежные отделы и службы размещать рядом друг с другом, чтобы минимизировать время на обмен информацией. Отделы, связанные с приемом посетителей (сбыт, кадры, бухгалтерия), должны размещаться рядом со входом, лифтом и лестничной площадкой. Складские, множительные и транспортные подразделения должны быть изолированы от приема посетителей и офисных помещений. Туалеты и курительные комнаты должны быть на каждом этаже и легко доступны клиентам и сотрудникам. При планировке целесообразно сразу определить, кто из руководителей предприятия и его заместителей будет иметь отдельные кабинеты. Начальникам отделов лучше сидеть непосредственно в отделах: это улучшит управляемость и дисциплину. Каждый проект организации рабочего места должен включать следующие мероприятия: • подготовка описания рабочего места, включая содержание рабочего процесса, обязанности работника и степень его ответственности, сведения об условиях труда; • спецификация рабочего процесса, содержащая должностные требования, личностные характеристики работника, необходимые для выполнения данного процесса; • проект рабочего места, предусматривающий улучшение структуры его элементов, уточнение обязанностей и задач, связанных с данной работой; • подбор и прием на работу работников, обеспечивающих максимальную трудовую отдачу при комфортных условиях труда; • оценка результативности труда, основанная на сравнении фактической и плановой производительности и способствующая установлению приемлемого уровня производительности для конкретного рабочего места; • подготовка кадров и совершенствование их квалификации, установление профессиональных умений и производственных навыков, необходимых для выполнения данного процесса; • планирование карьеры и продвижение по службе, перемещение работников с одной должности на другую, совмещение операций и функций; • оплата труда, напрямую связанная с навыками, условиями работы, риском для здоровья, соответствующая требованиям работников; • безопасность труда, расположение рабочих мест, соблюдение определенных стандартов и других условий.
2. Основные правила делегирования полномочий. Сопротивление делегированию Хорошим инструментом рационального использования времени руководителя является делегирование. Под делегированием понимается передача подчиненному задачи из сферы действий руководителя. Одновременно с рабочей задачей для ее выполнения должны делегироваться полномочия и ответственность за выполнение задачи. Полномочия – ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение задачи. Это право связано с принятием решений для выполнения задачи. Полномочия делегируются должности, а не индивиду, который ее занимает. Они всегда ограничены. Пределы полномочий определяются процедурами, правилами, должностными инструкциями или передаются подчиненному устно. Ответственность – обязательство выполнять задачи и отвечать за их удовлетворительное решение. Работник отвечает за результаты выполнения задачи перед тем, кто передает ему полномочия. Необходимо подчеркнуть, что делегируется только функциональная ответственность за решение конкретной задачи, а управленческая ответственность за руководство не может быть делегирована, она остается на руководителе.Делегирование всегда означает саморазгрузку и выигрыш времени для выполнения действительно важных задач категории А. Основные правила делегирования: 1) подбор подходящих сотрудников; 2) распределение сферы ответственности; 3) делегирование рабочей задачи в полном объеме. Это повышает ответственность за ее выполнение, создает дополнительные стимулы к проявлению инициативы и облегчает контроль результатов; обеспечение баланса властных полномочий и ответственности; координирование выполнения порученных задач. Стимулирование, инструктирование и консультирование подчиненных. Они должны иметь необходимую информацию для понимания своей задачи и ожидаемых результатов вовремя получать ответы на возникающие вопросы, Необходимы: контроль рабочего процесса и его результатов; пресечение попыток обратного или последовательного делегирования; оценка и вознаграждение. Для подчиненных из делегирования также вытекают специфические обязанности: самостоятельно осуществлять делегированную деятельность и принимать решение под свою ответственность; своевременно и подробно информировать руководителя, ставить его в известность обо всех необычных случаях; координировать свою деятельность с коллегами и заботиться об обмене информацией; повышать квалификацию для того, чтобы отвечать предъявляемым требованиям. В первую очередь подлежат делегированию: рутинная работа, специализированная деятельность, частные вопросы и подготовительная работа.Не подлежат делегированию такие функции руководителя, как постановка целей, формулирование стратегии, контроль результатов деятельности подчиненных, руководство сотрудниками и их мотивация, задачи особой важности, задачи высокой степени риска, необычные, исключительные дела, срочные дела, не оставляющие времени для объяснения и перепроверки. Существуют причины, по которым руководители могут с неохотой делегировать полномочия, а подчиненные – уклоняться от дополнительной ответственности. К первым относятся: 1) уверенность руководителя в том, что он выполнит работу лучше и быстрее, чем его сотрудники, и тем самым сэкономит время; 2) отсутствие способности руководить, неосведомленность в проблемах, незнание того, что можно и нужно делегировать сотрудникам и как это делать; 3) Отсутствие доверия к подчиненным и нежелание рисковать; 4) Опасение, что подчиненные сделают работу лучше руководителя (конкуренция со стороны подчиненных); 5) Чрезмерная загруженность работой (посетители, телефоны, совещания и т. п.), которая не оставляет времени на объяснение делегируемых заданий и контроль за их исполнением. Подчиненные избегают делегирования по следующим причинам: 1) нехватка знаний и умений, неуверенность в своих силах, которые выражаются в страхе перед ответственностью; 2) боязнь критики за ошибки; 3) Отсутствие необходимых полномочий для решения задачи (отсутствие информации, ресурсов, власти); 4) Подчиненному не предлагается каких-либо стимулов для принятия на себя дополнительной ответственности; 5) Большая загруженность работой или подчиненный считает так.
БИЛЕТ № 10 Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|