Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Идеи дизайна в эпоху промышленных революций





Двигатель Джеймса Уатта. Начало века пара

Начало промышленной революции зачастую связы­вают с изобретением паровой машины, позволившей осу­ществить переход от использования мышечной силы лю­дей и животных, кинетической энергии воды и ветра к энергии пара. Ветряные и водяные мельницы уже не могли обеспечивать нужды быстро развивающегося про­изводства. Кроме того, обязательное расположение ману­фактур, оснащенных водяными мельницами, вблизи во­доемов было не всегда удобным. Для дальнейшего разви­тия промышленности требовался другой источник энгергии - надежный, дешевый и не привязанный к конкретно­му месту. Им стал паровой двигатель, изобретенный и по­строенный Джеймсом Уаттом (1736-1819) в 1765 году. В 1769 году Уатт получил патент на универсальный паровой двигатель, пригодный для практической эксплуатации.

О движущей силе пара люди знали издавна. Извест­ны идеи пароатмосферного двигателя французского фи­зика Дени Папена (1647-1714). В 1696 г. английский инже­нер Томас Севери (1650-1715) изобрел паровой насос для подъема воды. В 1705 году английский механик Томас Ньюкомен (1663-1729) создал паровую машину для от­качки воды из шахт.

Паровой двигатель Дж. Уатта был принципиально нового типа. Его машина могла не только откачивать воду, но и приводить в движение станки, корабли и экипажи.

Паровой двигатель сразу же получил широкое вне­дрение. В 1769-70 гг. французский изобретатель Никола Жозеф Кюньо (1725-1804) создал паровую повозку - пред­шественницу автомобиля. Ирландец Роберт Фультон (1765-1815) в 1803 году сконструировал первый пароход, а в 1807 г. его колесный пароход "Клермонт" совершил путешествие по реке Гудзон. В 1803 году Ричард Тревик построил паровоз для рельсового пути, 25 июля 1814 г. локомотив английского изобретателя Джорджа Стефенсона (1781-1848) протащил по узкоколейке 30 т груза в 8 вагонах со скоростью 6,4 км/ч. В 1823 году Д.Стефенсон основал первый паровозостроительный завод. В 1825 году начала действовать первая железная дорога от Стоктона до Дарлингтона, а в 1830 г. - железнодорожная линия общего пользования между промышленными цен­трами Ливерпулем и Манчестером.



Изобретения механика Модcли. Техническая рево­люция в производстве

Значительный вклад в развитие промышленного про­изводства внес мастер-механик Генри Модcли (1771-1831). Два его знаменитых изобретения позволили перейти от ремесленного ручного труда к изготовлению машин ма­шинами.

Первое из них был "механический суппорт" - уст­ройство для жесткого и в то же время подвижного креп­ления резца в токарном станке, позволившее кардиналь­но повысить точность обработки изделий. До этого изоб­ретения резец токарь держал в руке, опираясь на специальные подставки. При такой технологии трудно было изготовить строго правильные округлые формы. Изобрете­ние механического суппорта привело к технической революции в производстве. Кроме того, впервые в истории обработки материалов механическое устройство замени­ло руку человека.

Второе великое изобретение механика Модсли - ста­ночная линия для поточного производства однотипной продукции. В 1807 г., выполняя заказ Британского коро­левского военно-морского флота для производства кора­бельных блоков, он выстроил в одну технологическую цепочку 43 дерево- и металлообрабатывающих станка, каждый из которых выполнял только одну простую опе­рацию. В результате такого подхода экономилось время, так как не требовалась переналадка оборудования, и го­товые блоки выходили из цеха непрерывным потоком. Придуманная станочная линия пережила своего создате­ля и просуществовала до начала XX в.

Изобретение конвейера

Революционным изобретением, кардинально повли­явшим на развитие производства, стал конвейер. Обычно открытие конвейерного производства связывают с именем американского промышленника Генри Форда (1863-1947), который первый организовал конвейерное производство автомобиля. Идея разделения труда на отдельный, опера­ции и выполнение однотипных изделий по специальным лекалам появилась гораздо раньше. Американский пред­приниматель Эли Уитни в 1801 г. таким образом органи­зовал производство большой партии мушкетов, открыв дорогу массовому производству сложной техники. Форд развил эту идею, когда решил поставить на поток произ­водство дешевого "народного автомобиля". Он соединил рабочие места движущейся лентой - "конвейером". Начи­нался сборочный конвейер с автомобильного шасси, кото­рое по мере движения по конвейеру "обрастало" деталями, и заканчивался полностью собранным автомобилем.

После появления конвейера стал возможен массо­вый выпуск самой сложной техники с максимальной идентичностью всех экземпляров. По такому принципу сегод­ня работают конвейеры на всех предприятиях мира.

Научные открытия и технические изобретения

Изобретение парового двигателя и первых механиз­мов, заменивших человеческую руку, положило начало развитию машиностроения. Чем сложнее становились машины, тем труднее было их совершенствовать. В ре­зультате в XIX веке возникли специальные технические науки, изучающие процессы, происходящие в механиз­мах, решающие технические задачи. Они развиваются и по сей день.

В конце XIX в. немецким ученым Вильгельмом Рент­геном (1845-1923) были открыты рентгеновские лучи, французскими физиками Пьером Кюри (1859-1906) иМарией Склодовской-Кюри (1867-1934) - радиоактивность. Это привело к изучению строения атома. В 1911 годуанглийским ученым Эрнестом Резерфордом (1871-1937) предлагается планетарная модель строения атома, а в1913 году датским физиком Нильсом Бором (1885-1962) - квантовая теория строения атома. Все эти открытия венчала общая теория относительности, разработанная в1907-1916 гг. Альбертом Эйнштейном (1879-1955).

Вслед за великими открытиями в физике и химии начинается новый этап в развитии технических наук, инженерных методов создания техники. Появляется фи­зика диэлектриков, разрабатываются новые способы по­лучения сплавов.

Применение в технике научных открытий, получен­ных на рубеже XIX и XX вв., привело к созданию тех­нических устройств и технологий, которые назвали наукоемкими.

 

Идеи дизайна в эпоху промышленных революций

Производство, основанное на ручном труде, посте­пенно уступает место индустрии. При этом рабочие ме­ханизмы все больше начинают изготавливаться машин­ным способом. На первый план выходит развитие техно­логий. Возникают все новые и новые машины-двигатели, машины-передатчики, машины-орудия. Технический про­гресс все больше входит в жизнь людей и все заметнее начинает влиять на их мировоззрение.

К концу XVIII в., когда уже достаточно очевидно проявились результаты первой промышленной револю­ции, стало ясно, что без освоения новых технических форм и созданных промышленным способом новых ве­щей невозможен дальнейший ни материальный, ни ду­ховный прогресс. Первые образцы промышленных изде­лий были далеко несовершенными и, как правило, усту­пали качеством продукции мануфактурного и ремеслен­ного производств, обладающих опытом и традициями, на­копленными веками, секретами, передаваемыми из поко­ления в поколение. Одновременно, со снижением каче­ства индустриально выпускаемых форм, по сравнению с продукцией традиционного ремесленного производства и простых мануфактур, обнаружилась эстетическая ино­родность в окружающей среде изготовленных машинным способом изделий, непривычность их форм, а также са­мой мысли о массовом тиражировании - изготовлении сотен и тысяч, похожих друг на друга как две капли воды, изделий.

Новые открытия, технические достижения, индуст­риальное производство требовали и новых технических решений, новых принципов формообразования.

Первые сигналы тревоги за судьбы человеческой культуры в связи с развитием техники прозвучали во времена Великой французской революции, в выступлени­ях художника Жак-Луи Давида в 1790 г. Предчувствие кризиса культуры с развитием техники встречается в высказываниях Гете. В беседе с Эккерманом он призна­вался: "Эта все расширяющаяся машинность мучает меня и страшит; надвигается как гроза, медленно-медленно; но ход ее начат, она подкрадется и настигнет". Отмечал это и Шиллер. В своих "Письмах об эстетическом воспи­тании человека" он писал, что одна из величайших задач культуры состоит в том, чтобы в физическом, матери­альном окружении людей форма была подчинена эстети­ческим законам, ибо только из эстетического, а не чисто утилитарного, может развиться "моральное состояние".

Чтобы решить возникающую угрозу конфликта меж­ду машинным производством и эстетическими воззрени­ями общества, предотвратить вандализм рабочих по от­ношению к новой технике, в Англии' стали создавать специальные комитеты поощрения связи искусства, по­вседневной жизни и техники. В 1836 г. был основан с этой целью комитет Эверта, а существовавшее Англий­ское общество искусств было преобразовано в Общество поощрения искусств, мануфактуры и коммерции. Все больше статей и книг стало посвящаться влиянию куль­туры на развитие техники. С 1849 г. в Лондоне стал выходить первый специальный журнал по эстетическим проблемам предметного мира и его проектированию -"Journal of Design and Manufactures". В это же время стало входить в употребление понятие "industrial art ("промышленное искусство"). До этого понятия "искусст­во" и "художественное творчество" практически никогда не употреблялись по отношению к проектированию ря­довых сооружений, созданию бытовых вещей, одежды.

 









Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.