|
Идеи дизайна в эпоху промышленных революцийДвигатель Джеймса Уатта. Начало века пара Начало промышленной революции зачастую связывают с изобретением паровой машины, позволившей осуществить переход от использования мышечной силы людей и животных, кинетической энергии воды и ветра к энергии пара. Ветряные и водяные мельницы уже не могли обеспечивать нужды быстро развивающегося производства. Кроме того, обязательное расположение мануфактур, оснащенных водяными мельницами, вблизи водоемов было не всегда удобным. Для дальнейшего развития промышленности требовался другой источник энгергии - надежный, дешевый и не привязанный к конкретному месту. Им стал паровой двигатель, изобретенный и построенный Джеймсом Уаттом (1736-1819) в 1765 году. В 1769 году Уатт получил патент на универсальный паровой двигатель, пригодный для практической эксплуатации. О движущей силе пара люди знали издавна. Известны идеи пароатмосферного двигателя французского физика Дени Папена (1647-1714). В 1696 г. английский инженер Томас Севери (1650-1715) изобрел паровой насос для подъема воды. В 1705 году английский механик Томас Ньюкомен (1663-1729) создал паровую машину для откачки воды из шахт. Паровой двигатель Дж. Уатта был принципиально нового типа. Его машина могла не только откачивать воду, но и приводить в движение станки, корабли и экипажи. Паровой двигатель сразу же получил широкое внедрение. В 1769-70 гг. французский изобретатель Никола Жозеф Кюньо (1725-1804) создал паровую повозку - предшественницу автомобиля. Ирландец Роберт Фультон (1765-1815) в 1803 году сконструировал первый пароход, а в 1807 г. его колесный пароход "Клермонт" совершил путешествие по реке Гудзон. В 1803 году Ричард Тревик построил паровоз для рельсового пути, 25 июля 1814 г. локомотив английского изобретателя Джорджа Стефенсона (1781-1848) протащил по узкоколейке 30 т груза в 8 вагонах со скоростью 6,4 км/ч. В 1823 году Д.Стефенсон основал первый паровозостроительный завод. В 1825 году начала действовать первая железная дорога от Стоктона до Дарлингтона, а в 1830 г. - железнодорожная линия общего пользования между промышленными центрами Ливерпулем и Манчестером. Изобретения механика Модcли. Техническая революция в производстве Значительный вклад в развитие промышленного производства внес мастер-механик Генри Модcли (1771-1831). Два его знаменитых изобретения позволили перейти от ремесленного ручного труда к изготовлению машин машинами. Первое из них был "механический суппорт" - устройство для жесткого и в то же время подвижного крепления резца в токарном станке, позволившее кардинально повысить точность обработки изделий. До этого изобретения резец токарь держал в руке, опираясь на специальные подставки. При такой технологии трудно было изготовить строго правильные округлые формы. Изобретение механического суппорта привело к технической революции в производстве. Кроме того, впервые в истории обработки материалов механическое устройство заменило руку человека. Второе великое изобретение механика Модсли - станочная линия для поточного производства однотипной продукции. В 1807 г., выполняя заказ Британского королевского военно-морского флота для производства корабельных блоков, он выстроил в одну технологическую цепочку 43 дерево- и металлообрабатывающих станка, каждый из которых выполнял только одну простую операцию. В результате такого подхода экономилось время, так как не требовалась переналадка оборудования, и готовые блоки выходили из цеха непрерывным потоком. Придуманная станочная линия пережила своего создателя и просуществовала до начала XX в. Изобретение конвейера Революционным изобретением, кардинально повлиявшим на развитие производства, стал конвейер. Обычно открытие конвейерного производства связывают с именем американского промышленника Генри Форда (1863-1947), который первый организовал конвейерное производство автомобиля. Идея разделения труда на отдельный, операции и выполнение однотипных изделий по специальным лекалам появилась гораздо раньше. Американский предприниматель Эли Уитни в 1801 г. таким образом организовал производство большой партии мушкетов, открыв дорогу массовому производству сложной техники. Форд развил эту идею, когда решил поставить на поток производство дешевого "народного автомобиля". Он соединил рабочие места движущейся лентой - "конвейером". Начинался сборочный конвейер с автомобильного шасси, которое по мере движения по конвейеру "обрастало" деталями, и заканчивался полностью собранным автомобилем. После появления конвейера стал возможен массовый выпуск самой сложной техники с максимальной идентичностью всех экземпляров. По такому принципу сегодня работают конвейеры на всех предприятиях мира. Научные открытия и технические изобретения Изобретение парового двигателя и первых механизмов, заменивших человеческую руку, положило начало развитию машиностроения. Чем сложнее становились машины, тем труднее было их совершенствовать. В результате в XIX веке возникли специальные технические науки, изучающие процессы, происходящие в механизмах, решающие технические задачи. Они развиваются и по сей день. В конце XIX в. немецким ученым Вильгельмом Рентгеном (1845-1923) были открыты рентгеновские лучи, французскими физиками Пьером Кюри (1859-1906) иМарией Склодовской-Кюри (1867-1934) - радиоактивность. Это привело к изучению строения атома. В 1911 годуанглийским ученым Эрнестом Резерфордом (1871-1937) предлагается планетарная модель строения атома, а в1913 году датским физиком Нильсом Бором (1885-1962) - квантовая теория строения атома. Все эти открытия венчала общая теория относительности, разработанная в1907-1916 гг. Альбертом Эйнштейном (1879-1955). Вслед за великими открытиями в физике и химии начинается новый этап в развитии технических наук, инженерных методов создания техники. Появляется физика диэлектриков, разрабатываются новые способы получения сплавов. Применение в технике научных открытий, полученных на рубеже XIX и XX вв., привело к созданию технических устройств и технологий, которые назвали наукоемкими.
Идеи дизайна в эпоху промышленных революций Производство, основанное на ручном труде, постепенно уступает место индустрии. При этом рабочие механизмы все больше начинают изготавливаться машинным способом. На первый план выходит развитие технологий. Возникают все новые и новые машины-двигатели, машины-передатчики, машины-орудия. Технический прогресс все больше входит в жизнь людей и все заметнее начинает влиять на их мировоззрение. К концу XVIII в., когда уже достаточно очевидно проявились результаты первой промышленной революции, стало ясно, что без освоения новых технических форм и созданных промышленным способом новых вещей невозможен дальнейший ни материальный, ни духовный прогресс. Первые образцы промышленных изделий были далеко несовершенными и, как правило, уступали качеством продукции мануфактурного и ремесленного производств, обладающих опытом и традициями, накопленными веками, секретами, передаваемыми из поколения в поколение. Одновременно, со снижением качества индустриально выпускаемых форм, по сравнению с продукцией традиционного ремесленного производства и простых мануфактур, обнаружилась эстетическая инородность в окружающей среде изготовленных машинным способом изделий, непривычность их форм, а также самой мысли о массовом тиражировании - изготовлении сотен и тысяч, похожих друг на друга как две капли воды, изделий. Новые открытия, технические достижения, индустриальное производство требовали и новых технических решений, новых принципов формообразования. Первые сигналы тревоги за судьбы человеческой культуры в связи с развитием техники прозвучали во времена Великой французской революции, в выступлениях художника Жак-Луи Давида в 1790 г. Предчувствие кризиса культуры с развитием техники встречается в высказываниях Гете. В беседе с Эккерманом он признавался: "Эта все расширяющаяся машинность мучает меня и страшит; надвигается как гроза, медленно-медленно; но ход ее начат, она подкрадется и настигнет". Отмечал это и Шиллер. В своих "Письмах об эстетическом воспитании человека" он писал, что одна из величайших задач культуры состоит в том, чтобы в физическом, материальном окружении людей форма была подчинена эстетическим законам, ибо только из эстетического, а не чисто утилитарного, может развиться "моральное состояние". Чтобы решить возникающую угрозу конфликта между машинным производством и эстетическими воззрениями общества, предотвратить вандализм рабочих по отношению к новой технике, в Англии' стали создавать специальные комитеты поощрения связи искусства, повседневной жизни и техники. В 1836 г. был основан с этой целью комитет Эверта, а существовавшее Английское общество искусств было преобразовано в Общество поощрения искусств, мануфактуры и коммерции. Все больше статей и книг стало посвящаться влиянию культуры на развитие техники. С 1849 г. в Лондоне стал выходить первый специальный журнал по эстетическим проблемам предметного мира и его проектированию -"Journal of Design and Manufactures". В это же время стало входить в употребление понятие "industrial art ("промышленное искусство"). До этого понятия "искусство" и "художественное творчество" практически никогда не употреблялись по отношению к проектированию рядовых сооружений, созданию бытовых вещей, одежды.
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|